III. Стадия легких расстройств
1. Дальнейшая коррекция произносительной стороны речи: — уточнение артикулем отдельных звуков, особенно аффрикатов и дифтонгов; — дифференциация акустических и кинестатических образов, близких по артикуляции звуков с целью устранения литеральных парафазии; — отработка чистоты произнесения отдельных звуков в звуковом потоке, во фразах, при стечении согласных звуков, в скороговорках и т.д. 2. Формирование развернутой речи, усложненной по смысловой и синтаксической структуре: — восполнение пропущенного главного, а также подчиненного предложения или подчинительного союза в сложноподчиненном предложении; — ответы на вопросы сложноподчиненным предложением; — пересказы текстов без опоры на вопросы; — составление развернутых планов к текстам; — подготовка тематических сообщений (коротких докладов); — речевые импровизации на заданную тему. 3. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова: — толкование отдельных слов, преимущественно с абстрактным значением; — объяснение омонимов, метафор, пословиц, фразеологизмов. 4. Работа по осмыслению сложных логико-грамматических оборотов речи: — выполнение инструкций, включающих логико-грамматические обороты; — введение дополнительных слов, рисунков, вопросов, облегчающих восприятие сложных речевых структур. 5. Дальнейшее восстановление чтения и письма: — чтение и пересказ развернутых текстов; — диктанты; — письменное изложение текстов; — составление писем, поздравительных открыток и т.п.; — сочинения на заданную тему. Квалификационное задание № 5.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОРМЫ РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ, ТЕМЫ И ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ ПО ПЛАНУ-КОНСПЕКТУ ЗАНЯТИЯ
Оборудование: игрушки или картинки (такси, троллейбус, автобус, трамвай, вертолет, метро, электропоезд, теплоход, грузовик, ракета), сюжетная картинка с изображением деревни и персонажей мультфильма «Каникулы в Простоквашино» (дядя Федор, кот Матроскин, Шарик). Ход занятия: - Сегодня мы с тобой отправляемся в интересное путешествие. Но сначала давай вспомним правильное произношение звука [р]. Произнеси звук [р]. Где находится язык? Что делает язык во время произнесения звука [р]? Какое положение занимают губы? - Здесь нарисованы разные виды транспорта, а ты должен выбрать только те, в названиях которых есть звук [р] (теплоход, грузовик, электропоезд, метро, ракета, троллейбус, вертолет, лодка, автобус, такси, трамвай). - Назови, какой транспорт ты выбрал. Посмотри, все ли картинки, в названиях которых есть звук [р] ты выбрал? А теперь скажи, какой транспорт нам не подходит? Почему? - По городу мы едем на чем? (На трамвае, троллейбусе, метро). - Мы стоим на остановке трамвая. Рядом с нами трамвай ждут девочка Рая, - По городу мы ехали на трамвае, а за городом мы поедем на чем? (выставляется картинка электропоезда). (На электропоезде). - Куда мы приехали? Это какая-то деревня. Знаешь, кто нас встречает? Кто это? (Кот Матроскин и Дядя Федор). Как зовут мальчика? А как называется деревня, в которой живут Дядя Федор и кот Матроскин? (Простоквашино). Физминутка: Поможем Дяде Федору вскопать огород. - С чем приходят в гости? (С подарками). Мы тоже привезли в Простоквашино разные подарки (достаем большую красивую коробку). Посмотри, что лежит в этой коробке? (фоторужье, трактор, грабли, торт). Кому и что ты подаришь? (Дяде Федору я подарю мини-трактор, Шарику – фоторужье, Матроскину – грабли и торт). - А теперь Матроскин приглашает нас к столу. Посмотри, какими продуктами нас будут угощать? (Сыром, творогом, пирожными, баранками, зефиром) Придумай предложения с этими словами. Что мы скажем Матроскину, выходя из-за стола? Итог занятия: - Кто больше назовет видов транспорта, в названии которых есть звук [р]? - Нам пора домой. Попрощаемся с новыми друзьями (До свидания, Дядя Федор. До свидания, Матроскин). На чем поедем обратно? (На электричке и трамвае).
Ответ. Дислалия. Лексическая тема «Транспорт» (Тема «Автоматизация звука «р» в словах») Цели: закрепление названий видов транспорта, развитие фонематического восприятия, автоматизация звука «р» в словах. Квалификационное задание № 6.
АНАЛИЗ ПЛАНА-КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ ПО УСТРАНЕНИЮ РИНОЛАЛИИ В ПОСЛЕОПЕРАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Толя М., 5 лет, занимался с логопедом в дооперационный период.
Тема: Звук [А]. Цели: · развитие пластичности и подвижности мягкого нёба, верхней губы; · воспитание правильного произношения звука «А» без носового оттенка; · воспитание речевого дыхания; · развитие орального праксиса; · развитие слухового внимания; · воспитание уверенности в себе. Оборудование: ложка, марля, стакан с водой, колокольчик, свисток, погремушка.
Ход занятия: I. Организационный момент: Приветствие. Усадить ребенка слева от себя. II. Основная часть: 1. Активизация пластичности и подвижности мягкого нёба, верхней губы: а) массаж мягкого нёба: - поглаживание и растирание слизистой оболочки на границе твердого и мягкого нёба в поперечном направлении; - нажим на мягкое нёбо при произнесении «А»; б) массаж верхней губы: - взять губу подушечками большого и указательного пальцев у углов рта, сводить пальцы, нажимая на губу и оттягивая ее вперед. 2. Воспитание речевого дыхания: а) постановка нижнереберного дыхания (лежа на ковре): - Сделай фокус: надуй живот, как шар, живот твердый, а потом сдуй его (контроль ладонями: одна рука на груди, другая на животе). Выполнить 3 дыхательных цикла. б) дифференциация ротового и носового дыхания: - вдох носом – выдох ртом («Нюхаем цветы»); - вдох ртом – выдох носом («Ныряем в воду»); - вдох и выдох ртом («Погреем руки»). в) выработка направленной воздушной струи посредством имитации «поплевывания»: - Выплюнь «непослушный» кончик языка (можно выплевывать маленький кусочек бумаги, приклеенный к кончику языка). 3. Воспитание звука [А] без носового оттенка: - Как малым плачет? (А-А-А) - Пой песенку малыша и «ниточку» изо рта протяни (выполнить соответствующее движение). 4. Развитие орального праксиса: - Покусай «непослушный» язык. - Почисти зубы языком. - Сделай зубы заборчиком. - Покажи «кролика»: нижнюю губу закуси, а верхнюю поднимай и опускай.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (927)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |