Демографическая ситуация
Одним из важных показателей функционирования современного города является его демографическое состояние. После проведения переписи населения в 2010 году численность населения города Череповца на 1 января 2012 года составила 314,6 (для сравнения: по итогам Всероссийской переписи-2002 на 1 января 2003 года численность составляла 311,9 тыс.чел.). В течение периода 2001-2006 гг. численность снижалась, и лишь с 2007 года начала расти, сохраняя и по настоящее время положительную тенденцию.
Рис.1. Изменение численности населения г.Череповца в 2000-2011 гг.. тыс. чел.
Возрастной состав жителей города характеризуется существенной гендерной диспропорцией: доля женского населения составляет 54,6%, мужского – 45,4%. С 2006 года в городе сохраняется положительная динамика рождаемости: в 2011 году родилось 3969 детей, что на 15,9% больше, чем в 2006 году и на 22,9% больше значения 2003 года.
Число родившихся и умерших в г.Череповце в 2000-2011 гг., чел.
Важным фактором, влияющим на структуру населения, является смертность.
Рис 2. Смертность населения г. Череповца в 2000-2011 гг. на 1000 чел. С 2003 года наметилась устойчивая тенденция снижения смертности населения с 15,6 до 12,98 на 1000 населения в 2008 году. Однако 2009 кризисный год нарушил эту тенденцию – кривая смертности вновь поползла вверх, и в 2009 и 2010 году коэффициент составил соответственно 13,2 и 13,9 на 1000 населения, что может быть связано с негативными последствиями социально-экономического кризиса. В 2011 году коэффициент смертности вновь вернулся к докризисному уровню и составил 12,8 на 1000 населения. Однако, несмотря на рост рождаемости и снижение смертности, естественный прирост населения остается отрицательным.
Структура населения г.Череповца в 2000-2011 гг. , тыс.чел.
Приведенные данные подтверждают, что сформировавшийся в 2003 году регрессивный тип структуры населения, когда доля людей пожилого возраста превышает долю детей, остается таковым и сегодня. Старение населения связано не только с фиксируемым ранее длительным снижением рождаемости, но и с увеличением продолжительности жизни людей, что приводит к диспропорции в структуре населения. С 2004 года отмечается увеличение продолжительности жизни (средний возраст умерших жителей г.Череповца): Рис.3. Продолжительность жизни (средний возраст умерших жителей г. Череповца), лет.
С 2005 года численность трудоспособного населения имеет устойчивую отрицательную динамику, тогда как численность детей и лиц пенсионного возраста продолжает увеличиваться, в связи с чем, нагрузка на трудоспособное население продолжает расти. Во многом на улучшение сложившейся демографической ситуации повлияла интенсивность миграционного потока, который в последние годы становится одним из важных источников пополнения населения.
Рис.4. Миграционный прирост и естественная убыль населения города, чел.
Миграционный прирост с 2007 года начал увеличиваться и в 2011 году достиг 1816 человек (с учетом временных мигрантов в 2011 году в город прибыло 5349 человек, выбыло - 3533 человека). Таким образом, рост численности населения в последние годы обусловлен исключительно миграционным приростом.
ОбразованНЫЙ ГОРОД Ситуационный анализ. Образование всегда было и остается неотъемлемой и важной сферой человеческой деятельности. Являясь фактором социально-экономического прогресса, образование относится к приоритетным аспектам политики государства. От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики. Современное образование - это одно из средств решения важнейших проблем не только общества, но и отдельных индивидов. Целями государственной политики в этой сфере является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества. Система образования в России переживает сейчас принципиальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья, идущие в русле тенденции сближения с мировой практикой системы образования. Основные тренды государственной политики в сфере образования сформулированы в госпрограмме развития образования до 2020 года: - системным приоритетом является повышение качества результатов образования на разных уровнях, обеспечение соответствия образовательных результатов меняющимся запросам населения, а также перспективным задачам развития российского общества и экономики; - традиционные институты образования – детские сады, школы, колледжи, университеты, оставаясь центральными элементами образовательной системы, сегодня дополняются постоянно растущими секторами дополнительного образования детей и взрослых, корпоративной подготовки, современными средами; - приоритетом становится развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека; - модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества через вовлечение их как в управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность; - главной производительной силой выступают наука и новые технологии. Главной отличительной чертой экономики знаний является высокая скорость изменений; - негосударственное образование будет обеспечивать не менее 30% общего контингента профессионального образования; - особенностью сети организаций дошкольного образования станет то, что в нее будут включены организации разных форм собственности, будет организована государственная поддержка вариативных форм дошкольного образования, что позволит охватить дошкольным образованием всех детей дошкольного возраста и увеличить ожидаемую продолжительность образования до 13,5 лет; - будут развиваться два типа сетей организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования (СПО) и получения прикладных квалификаций, а также гибкие модульные программы переподготовки и повышения квалификации. С одной стороны, будут создаваться территориально доступные многопрофильные колледжи с гибкими вариативными образовательными программами. С другой стороны, ведущие отраслевые компании будут также совместно с государством развивать сети организаций, реализующих образовательные программы прикладных квалификаций, и организации СПО в конкретных отраслях. Укрупнение ВУЗов и организаций СПО приведет к сокращению их общего числа; - важнейшее место в системе непрерывного образования будет занимать сертификация квалификаций, в том числе полученных путем самообразования; - университеты призваны стать основными элементами экономики знаний, т.е. местом их генерации, трансфера и подготовки «ядер» инновационного развития. Но становится критической способность высшей школы к инновациям, готовность к восприятию и воспроизводству нового. Для создания конкурентоспособной экономики необходима конкурентоспособная система отечественного образования, обеспечивающая необходимое качество подготовки специалистов; - недостаточная эффективность общего образования в формировании компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике; - развитие экономики предъявляет новые требования к структуре и качеству подготовки специалистов и рабочих кадров. Необходимы целенаправленные усилия для преодоления диспропорций; - негативные тенденции в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия) свидетельствуют о необходимости усиления участия образования в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок; - выражен возрастной и гендерный дисбаланс в общем образовании, медленно происходит обновление педагогического корпуса; - сохраняется межрегиональная и межмуниципальная дифференциация по уровню соответствия инфраструктуры современным требованиям; в некоторых школах сохраняется обучение во вторую и третью смены, не обеспечено базовое благоустройство; - приведение всей инфраструктуры общего образования к уровню, соответствующему современным стандартам; - ухудшается состояние физического и психического здоровья молодого поколения; общая заболеваемость подростков за последние годы увеличилась на 29,4%.
В городе Череповце система образования представлена всеми уровнями (ступенями) образования: - 92 муниципальных учреждений дошкольного образования; - 45 муниципальных учреждений общего образования; - более 80 учреждений дополнительного образования детей различных форм собственности (учебные центры, музыкальные, спортивные, художественные, языковые и иные школы, курсы, тренинги, муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей); - 1 бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Вологодской области; - 12 образовательных учреждений среднего профессионального образования различной формы собственности: 9 бюджетных и 3 негосударственных; - 10 образовательных учреждений высшего профессионального образования различной формы собственности: 6 бюджетных и 4 негосударственных; - 1 образовательное учреждение высшего послевузовского образования; - инновационные и экспериментальные площадки в 14 дошкольных образовательных учреждениях; 2 цифровые школы; - 21 муниципальный ресурсный центр. В сфере образования города создано порядка 11200 рабочих мест. В городе принята целевая программа «Одаренные дети», целью которой является создание оптимальных условий для выявления, поддержки, сопровождения одаренных и талантливых детей в условиях реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". Основные проблемы системы образования города коррелируют с общероссийскими: - материально-техническая база учреждений образования не соответствует современным требованиям, не в полной мере обеспечиваются необходимые условия безопасного пребывания; - сохраняется тенденция увеличения количества воспитанников с ослабленным здоровьем и ограниченными возможностями здоровья; - недостаточность учреждений дошкольного образования в Зашекснинском и Индустриальном районах города; - превышение контингента обучающихся фактическому количеству мест в школах, превышение удельного веса обучающихся, занимающихся во вторую смену; - недостаток условий для реализации программ дополнительного образования детей спортивно-технической направленности, технического творчества и т.п.; - существующий спектр направлений подготовки в сфере высшего и среднего профессионального образования не обеспечивает все потребности в подготовке кадров для экономики города, имеются сложности в опережающей подготовке профессиональных кадров; - недостаточно сформирован ряд компетенций выпускников системы профессионального образования, связанных с освоением новых технологий, решением исследовательских задач на производстве; - недостаточный уровень предпринимательской культуры населения города; - низкая укомплектованность кадрами учреждений бюджетной сферы города, высокая текучесть педагогических кадров и младшего обслуживающего персонала в образовательных учреждениях дошкольного, общего, начального и среднего профессионального образования; старение и эмоциональное «выгорание» педагогических кадров; - сфера образования в целом не достаточно использует потенциал коммерциализации. Конкурентными преимуществами города в сфере образования являются следующие: - созданы условия для реализации непрерывного образования с детсада до ВУЗа; - учреждения профессионального образования «заточены» под потребности экономики города/региона - кластерный подход к подготовке профессиональных кадров, осуществляется процесс мониторинга и гибкое регулирование спроса на образование; - ЧГУ является эффективным, конкурентоспособным центром подготовки высококвалифицированных специалистов; ИМИТ реализует технологию коммерциализации проектов START-Парк; - существующая конкуренция между государственными и негосударственными ВУЗами способствует повышению качества и вариативности образования; - в городе имеются промышленные и инновационные площадки и условия для интеграции процесса обучения в профессиональную деятельность. Стратегическая цель города: обеспечение доступного и качественного образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития экономики и городского сообщества.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (648)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |