Роль и место муниципального образования в региональной и национальной экономике, факторы, определяющие развитие экономики муниципального образования до 2025 года
Санкт-Петербург Г. ОГЛАВЛЕНИЕ введение.. 3 1 Роль и место муниципального образования в региональной и национальной экономике, факторы, определяющие развитие экономики муниципального образования до 2025 года.. 3 1.1 Роль и место МО «Выборгский район» в региональной и национальной экономике 3 1.1.1. Место Выборгского района в региональной экономике. 3 1.1.2. Место Выборгского района в национальной экономике. 3 1.2 Анализ текущей конкурентоспособности Выборгского района. 3 1.2.1. Экономико-географическое положение. 3 1.2.2. Анализ и оценка качества жизни. 3 1.2.3. Оценка ресурсного потенциала территории Выборгского района. 3 1.2.4. Анализ инфраструктурного потенциала. 3 1.2.5. Анализ и оценка экономической ситуации. 3 1.2.6. Система управления в МО «Выборгский район». 3 1.2.7. Анализ и оценка экологической обстановки. 3 1.2.8. Интегральная оценка исходной социально-экономической ситуации и предпосылок развития МО «Выборгский район» 3 1.2.9. Риски и ограничения развития муниципального образования, промышленные и непромышленные отрасли экономики муниципального образования, которые будут обладать наибольшим потенциалом роста. Система устойчивых конкурентных преимуществ экономического и социального развития муниципального образования. Оценка их перспектив в реализации. 3 1.2.10. Важнейшие инвестиционные проекты.. 3 2 Сравнительный анализ и выбор стратегических альтернатив социально-экономического развития. ХАРАКТЕРИСТИКА СЦЕНАРИЕВ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 3 2.1 Сценарии социально-экономического развития. 3 2.2 Оценка участниками стратегического планирования достигнутого уровня социально-экономического развития Выборгского муниципального района. 3 2.2.1 Органы местного самоуправления городских и сельских поселений. 3 2.2.2 Предпринимательская группа участников стратегического планирования (представители крупных и средних предприятий и организаций, расположенных на территории района и активные представители малого бизнеса) 3 2.2.3 Целевая группа участников стратегического планирования (жители района) 3 2.3 Демографический прогноз. 3 2.4 Сценарии стратегического развития Ленинградской области и Санкт-Петербурга 3 2.5 Сценарии стратегического развития Выборгского муниципального района. 3 3 Цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития ВЫБОРГского муниципального района (в том числе МО «ГОРОД ВЫБОРГ») 3 3.1 Миссия и перечень приоритетов социально-экономического развития МО «Выборгский район». 3 3.2 Стратегические направления развития отдельных отраслей и сфер хозяйственного комплекса МО «Выборгский район». 3 3.2.1. Блок приоритетов «Ускорение экономического роста». 3 3.2.2 Блок приоритетов «Создание благоприятной среды для жизни и работы». 3 3.2.3 Блок приоритетов «Развитие человеческого потенциала». 3 4 Механизмы реализации Стратегии.. 3 4.1 Бюджетная политика. 3 4.2 Градостроительная политика. 3 4.3 Программно-целевой механизм.. 3 4.4 Развитие муниципального сектора экономики. 3 4.5 Инвестиционная политика. 3 4.6 Развитие системы информатизации. 3 4.7 Организационно-правовые механизмы.. 3 4.8 Повышение эффективности муниципального управления. 3 4.9 Методическое обеспечение реализации Стратегии. 3 5 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ 3 5.1 Повышение эффективности процессов управления. 3 5.2 Участники стратегического развития. 3 5.1.1. Муниципальный «Стратегический стандарт». 3 5.1.2. Институты гражданского общества. 3 5.1.3. Внешние стратегические партнеры.. 3 6 Ожидаемые результаты реализации Стратегии.. 3 7 Информация о муниципальных программах, утверждаемых в целях реализации Стратегии, информация о государственных программах Ленинградской области, на основе которых будут сформированы новые муниципальные программы (или в которых предполагается участие) 3 8 КОНЦЕПЦИЯ ПЛАНИРОВОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ приоритетной промышленной зоны в городе Выборг.. 3 9 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 3 10 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. МАКРОЗОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ. ТОЧКИ РОСТА. 3 11 ПРИЛОЖЕНИЯ.. 3 Введение Проект Стратегии социально-экономического развития Муниципальное образование «Выборгский район» Ленинградской области (далее – МО «Выборгский район») на период до 2025 года выполнен Научно-проектным институтом пространственного планирования «ЭНКО» на основании Муниципального контракта № 61 от 07 августа 2015 года по заказу Администрации Выборгского муниципального района при непосредственном участии Комитета экономики и инвестиций Выборгского муниципального района в лице председателя комитета Людвиковой Н.Ю. и заместителя главы администрации – Николовой Е.В. Проект Стратегии социально-экономического развития МО «Выборгский район» на период до 2025 года разработан на основе Концепции социально-экономического развития МО «Выборгский район» на период до 2020 года, утвержденной Решением Совета депутатов МО «Выборгский район» от 23 ноября 2010 г. № 75 и включает основные направления стратегического развития по вопросам местного значения Выборгского муниципального района и МО «Город Выборг». Проект подготовлен с учетом «Методических рекомендаций по осуществлению стратегического планирования на уровне муниципальных образований Ленинградской области», утвержденных распоряжением Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области от 10.06.2015 № 60. Необходимость подготовки документа стратегического планирования муниципального образования на долгосрочный период обусловлена требованием действующего законодательства. Современные подходы и основы стратегического планирования заложены Федеральным законом от 28 июня 2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Целевые ориентиры и контрольные показатели Концепции, заложенные на перспективу 2020 г. в настоящих условиях уже не могут быть достигнуты, что свидетельствует о полномасштабных кризисных явлениях в развитии экономики и социальной сферы Выборгского муниципального района. Кризис и замедление социально-экономического развития повлияло на достижение большинства обозначенных показателей, что обусловлено в первую очередь внешними факторами, дефицитом бюджетов всех уровней, рецессией в российской экономике. Данные о соответствии основных целевых ориентиров приведены в таблице 1. Таблица 1. Индикаторы оценки достижения стратегических целей
По результатам подведения промежуточных итогов реализации Концепции можно выделить ряд показателей, которые развивались на протяжении 6 лет соответствующими или опережающими темпами по отношению к заложенным целевым значениям: удельный вес детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1-6 лет и уровень официальной безработицы. Данные показатели недостаточно репрезентативны. Первый - отражает лишь активно решаемую на местном уровне задачу обеспеченности детей местами в дошкольных образовательных учреждениях и ликвидации очередей в детские сады, что обозначено в качестве приоритета по всей территории России[1]. Низкий уровень официальной безработицы может говорить о существенном уровне структурной безработицы и нежелании людей регистрироваться на бирже труда при потере работы и существующем размере пособия. Остальные обозначенные в Концепции социально-экономического развития МО «Выборгский район» на период до 2020 года приоритеты развивались отстающими темпами. Это относится и к показателям, характеризующим уровень жизни населения: уровень заработной платы, площадь жилищного фонда на одного жителя; а также экономические показатели: объем инвестиций в основной капитал, бюджетная обеспеченность (их падение характерно для страны в целом и вызвано внешними причинами). Среди показателей, не рассмотренных в Концепции социально-экономического развития МО «Выборгский район» на период до 2020 года следует выделить динамику численности населения. Существенного изменения численности населения в последние 5 лет не наблюдается, кроме того в 2014 г. наметился негативный тренд, при котором естественная убыль не компенсируется в полном объеме миграционным приростом. В целом по Ленинградской области наблюдается устойчивый рост численности населения, в первую очередь, за счет миграционного прироста, компенсирующего многолетнюю устойчивую естественную убыль населения региона и концентрация жителей, особенно в трудоспособном возрасте, в непосредственной близости к Санкт-Петербургу в ближнем поясе агломерации. Данная тенденция частично повлияла на отток населения Выборгского района, однако в сравнении с другими полупериферийными и отдаленными районами Ленинградской области, в Выборгском районе благоприятные внешние факторы на фоне масштабных кризисных явлений сгладили общую социально-экономическую ситуацию. Прежде всего, это реализация крупных инфраструктурных инвестиционных проектов на территории муниципального района (реконструкция и строительство объектов транспортной инфраструктуры, реализация проектов по модернизации основных фондов крупнейших предприятий-работодателей – судостроительного завода, портов и др., а также начало строительства перинатального центра и в целом сохранение потока инвестиций в развитие территории Выборгского муниципального района на протяжении 2009-2013 гг. Данные факторы никак существенно не отразились на привлекательности рынка жилищного строительства, который с учетом более дешевых земельных ресурсов, а также с учетом улучшения транспортной доступности территории в отношении к Санкт-Петербургу, имеет большой потенциал развития, потому что Выборгский район, в котором сосредоточено более 11% численности населения Ленинградской области, концентрирует всего 5% рынка жилищного строительства. В целом, стагнация показателей жилищного строительства на протяжении ряда лет даже с учетом фактического отсутствия роста численности населения, привела к некоторому отставанию показателя уровня жилищной обеспеченности населения. Сохраняется дефицит показателей обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры (недостаток койко-мест в стационарах, обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями, недостаток мест в учреждениях социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта), а также обеспеченности территории объектами инженерной инфраструктуры и материальным износом коммунальных сетей. В связи с перечисленными проблемами муниципального района особое значение приобретает опережающий рост развития инфраструктурного обеспечения территории, обеспечивающий качество жизни населения и основу экономического роста. Часть заложенных в Концепции социально-экономического развития МО «Выборгский район» на период до 2020 года индикаторов развития опиралась на недостоверную или фрагментарную статистическую информацию, что позволяет говорить о неприменимости или неактуальности данных показателей в дальнейшей оценке развития. Показатели развития малого бизнеса являются приоритетными при подготовке документов стратегического планирования, однако в данном случае нецелесообразно опираться на выборочные обследования неполного круга малых предприятий. Необходима актуальная и всеобъемлющая статистика оборота продукции и услуг, производимой малыми предприятиями по муниципальным образованиям. Интересным индикатором выступает «время, необходимое для регистрации предприятия малого и среднего бизнеса, кол-во дней». Проблемными и неприменимыми в работе являются также показатели обеспеченности школ компьютерами в современных условиях, а также обеспеченность жилищного фонда стационарными телефонами. Таким образом, с учетом отмеченных диспропорций в развитии целевых показателей социально-экономического развития Выборгского муниципального района, усугублением социально-экономического положения регионов России на фоне кризисных явлений и изменений в нормативной базе требуется корректировка документов стратегического развития на долгосрочную перспективу, а также уточнение целевых показателей (индикаторов развития). При подготовке Стратегии социально-экономического развития МО «Выборгский район» на период до 2025 года с учетом новых подходов к стратегическому планированию на федеральном уровне, применяется инновационный подход на основе и с учетом опыта реализации действующей Концепции социально-экономического развития Выборгского муниципального района на период до 2020 года. В основе данного документа заложены принципы, заложенные в Федеральном законе № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»: организация и функционирование системы стратегического планирования основывается на принципах единства и целостности, разграничения полномочий, преемственности и непрерывности, сбалансированности системы стратегического планирования, результативности и эффективности стратегического планирования, прозрачности (открытости) стратегического планирования, реалистичности, ресурсной обеспеченности, измеряемости целей, соответствия показателей целям и программно-целевом принципе. В условиях современных вызовов и угроз социально-экономического развития с учетом формирующегося нового формата управления стратегическим развитием территории на уровне Выборгского муниципального района (объединение органов администрации муниципального района и административного центра МО «Город Выборг», принятие современных нормативно-правовых актов в сфере стратегического планирования) подготовлен настоящий документ – Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области на период до 2025 года.
Роль и место муниципального образования в региональной и национальной экономике, факторы, определяющие развитие экономики муниципального образования до 2025 года
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1114)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |