Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Технология рейтинга учебных достижений студентов



2015-11-18 2521 Обсуждений (0)
Технология рейтинга учебных достижений студентов 4.40 из 5.00 5 оценок




 

Личные учебные достижения студентов как показатель результативности их деятельности можно трактовать как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле это понятие, как правило, детерминировано достижениями индивида в учебной деятельности в виде оценок, контроля знаний (журнальных, аттестационных оценок, результатов тестирования, участия в олимпиадах и других предметных достижениях). В широком смысле данное понятие представляет итог учебной деятельности как показатель эффективности деятельности личности обучающегося.

Если достижения рассматривать как процесс, то в этом случае учебно-личностные достижения можно рассматривать как результативный процесс, сопряженный с удачей и удовлетворением потребностей и намерений личности, как путь успеха в образовательной деятельности. При рассмотрении достижений как результата процесса развития личности, достижения предстают в виде личностных новообразований, позитивных изменений личности по сравнению с ранее существующим уровнем ее развития.

В самом общем виде учебные достижения определяются В. Г. Онушкиным и Е. И. Огаревым как прогресс в учении, его положительный результат, выраженный в способности успешно действовать в какой-либо сфере, эффективно выполнять те или иные задачи и успешно разрешать возникающие проблемы.

Примером системного подход в реализации оценки качества подготовки специалистов в системе высшего образования через учет учебных достижений студентов является балльно-рейтинговая система оценивания. Данная система представляет собой комплекс мероприятий, обеспечивающих проверку качества учебной работы студентов при освоении ими основных образовательных программ в соответствии с общеевропейскими требованиями, повышающих мотивацию студентов к освоению профессиональных образовательных программ на базе более высокой дифференциации оценки результатов их учебной работы, и по итогам кумулятивной оценки учебных достижений студентов, обеспечивающих возможность их ранжирования.

Слово «рейтинг» происходит от английского «to rate» (оценивать) и «rating» (оценка, оценивание). Рейтинговая технология оценивания результатов обучения студентов основана на учете накапливаемых ими оценок в баллах за выполнение текущих учебных, научных работ и социальную активность.

Рейтинговая система оценивания чаще всего применяется в совокупности с технологией модульного обучения, поэтому многие исследователи, объединяя технологию модульного обучения и балльно-рейтинговую систему, говорят о модульно-рейтинговой системе оценивания (МРСО) учебных достижений, которую определяют как систему оценивания учебных достижений студентов по всем видам аттестаций (текущая, рубежная, промежуточная, итоговая), строго соответствующих определенным модулям, в виде балльного оценивания качества выполняемых видов работ студентов (аудиторной, внеаудиторной – самостоятельной, научно-исследовательской), а также посещаемости с целью определения рейтинга каждого студента в соответствии с результатами обучения.

Рейтинговую систему от традиционной системы обучения отличают:

- особое построение курса, при котором оцениваются все виды деятельности студентов по каждой теме, согласно их рейтинговой «стоимости», таким образом, студент, последовательно работая с каждой темой, отчетливо представляет себе структуру учебного курса;

- многобалльность оценки, что позволяет реализовать дифференцированный подход к студентам и исключить одинаковую оценку разных результатов и влияние субъективной позиции преподавателя на оценивание учебных достижений студентов;

- интегральность оценки, которая позволяет самый незначительный положительный результат, полученный студентом, рассматривать как достижение им положительного результата при
контроле качества знаний.

Рейтинговая система оценивания учебных достижений студента базируется на следующих принципах:

· принципе комплексности, предполагающем комплексный учет всех видов учебной и внеучебной деятельности студентов;

· принципе систематичности, с позиций которого учет учебных достижений студента должен проходить постоянно на протяжении всего периода обучения;

· принципе диагностичности, в соответствии с которым результаты рейтинговой оценки должны позволять делать выводы о необходимости внесения изменений в учебный процесс, в организацию познавательной деятельности студентов;

· принципе адекватности, утверждающем соответствие оценивания видам деятельности, учет разного вклада разных видов деятельности в общий результат;

· принципе дуальности, позволяющем применять систему рейтингового контроля учебных достижений как в очном, так и в дис­танционном обучении;

· принципе многосторонности, позволяющем учитывать в рейтинговой системе результатов успеваемости, посещаемости занятий, своевременности выполнения работ.

· принципе открытости, в соответствии с которым система рейтингового контроля должна быть абсолютно «прозрачной» и открытой для студентов, то есть им должны быть понятны правила выставления баллов, подсчета общего рейтинга; эти правила должны быть доведены до студентов в начале обучения.

Кроме того, важнейшим принципом рейтинговой системы является единство требований и критериев оценки.

Соблюдение указанных принципов в организации рейтинговой системы позволяет решить такие значимые задачи процесса вузовского обучения, как стимулирование регулярной систематической работы студентов и повышение их мотивации к изучению предмета; повышение состязательности в учебе путем замены усредненных категорий студентов точной оценкой того места, которое конкретный студент занимает среди своих сокурсников; уменьшение роли случайности при оценке знаний; осуществление текущей аттестации студентов; обеспечение более высокого уровня планирования учебного процесса; повышение качества образования.

Рейтинг позволяет преподавателям рационально планировать учебный процесс по дисциплине, знать ход усвоения курса каждым студентом, корректировать ход учебного процесса, осуществлять всесторонний и объективный контроль за самостоятельной работой студентов, точно и объективно определять итоговую оценку каждому студенту, решать вопрос о безэкзаменационной оценке по каждой дисциплине.

Несомненные преимущества рейтинговой системы оценки знаний студентов заключаются в осуществлении предварительного, текущего и итогового контроля; текущий контроль является средством обучения и обратной связи; развернутая процедура оценки результатов отдельных звеньев контроля обеспечивает его надежность;
развернутый текущий контроль реализует мотивационную и воспитательную функции; развернутая процедура контроля дает возможность развивать у студентов навыки и умения самоконтроля в профессиональной деятельности.

В отличие от традиционного способа оценивания, рейтинговая технология предполагает последовательное суммирование оценок студента в течение некоторого периода времени. Текущая рейтинговая оценка складывается из оценок практикуемых в вузе видов учебной работы и контроля знаний, в том числе не только работы по учебному плану, но также такой дополнительной деятельности, как участие в олимпиадах, конкурсах, выступления на конференциях, защита курсовых и дипломных работ, прохождение практик и т. д.

Преимущества рейтинговой системы состоят:

- в активной и ритмичной самостоятельной работе студента в течение семестра;

- в дифференциации студентов, сдавших все контрольные задания в срок от студентов,сдавших их лишь в зачетную сессию;

- в учете при вынесении оценки на экзамен «предыстории» текущей успеваемости;

- в получении информации о выполнении каждым студентом графика самостоятельной работы;

- в учете выполненной студентом «произвольной» (сверхобязательной) образовательной программы;

- в более объективной и точной оценке знания студентов за счет использования балльной шкалы оценок;

- в возможности дифференциации студентов по их наклонностям и познавательным способностям при переходе на многоуровневую систему;

- в стимулировании у студента желания повторить учебный материал с целью получения более высокого конечного результата.

Рейтинговая система оценивания предоставляет преимущества и для студентов, и для преподавателей. Использование рейтингового контроля стимулирует у студента стремление к получению более высокого балла и продвижению к первому номеру рейтинг-списка; систематическую и ритмичную учебно-познавательную деятельность; своевременное выполнение работ, предусмотренных графиком учебного процесса; систематическое посещение занятий;
творческую активность, научно-исследовательскую деятельность; возможность просто и регулярно в любой момент времени получить информацию о набранном рейтинге и своих успехах, что позволяет со стороны студента управлять учебным процессом по изучению отдельных дисциплин, стремиться достичь лучших результатов в оценке своей деятельности. Таким образом, рейтинг позволяет студентам организовать систематическую, ритмичную работу по усвоению учебного материала, регулярно оценивать результаты своей работы по выполнению всех видов учебной работы, корректировать ход самостоятельной работы по курсу, быть осведомленными о своих знаниях по отдельным блокам учебной дисциплины и прогнозировать итоговую оценку, получение итоговой оценки по результатам рейтинга.

Рейтинговая оценка знаний важна и для преподавателя, так как систематическое оценивание позволяет преподавателю более объективно вы­ставлять зачетные и экзаменационные оценки. На основании систематического рейтингового оценивания можно делать важные выводы о необходимости изменений в учебном процессе. Создается основа для дифференциации студентов, что особенно важно при переходе на многоуровневую систему обучения, и возможность составить для каждого студента индивидуальную образовательную траекторию, что делает учебный процесс более гибким и мобильным.

Рейтинг учебных достижений может быть определен как индивидуальный кумулятивный индекс студента, формируемый по результатам обучения. Рейтинг постоянно изменяется в зависимости от итогов повседневной работы студента, поскольку рейтинговая система включает непрерывный мониторинг учебной деятельности студентов, дифференциацию оценки успеваемости по различным видам деятельности в рамках конкретной дисциплины, график контрольных мероприятий, рейтинговую оценку знаний по дисциплине.

Понятие «рейтинг учебных достижений» является категорией педагогической квалиметрии. Теоретической основой построения системы рейтингового контроля является учение о квалиметрии человека и образования. Авторами работ по педагогической квалиметрии (А. М. Арсеньевым, М. А. Даниловым, Л. Б. Ительсоном, Л. И. Катаевой, Н. М. Розенбергом, В. П. Симоновым, М. Б. Челышковой, В. Д. Шадриковым) выделены следующие основные квалиметрические критерии, которые позволяют дать оценку качеству измерений: нормы оценивания; шкалы измерения; шкалы оценок; метрологические требования к оценкам – надежность, валидность, воспроизводимость; требования к тестам – надежность, валидность, информативность.

В условиях модульно-рейтинговой технологии обучения и контроля используются различные шкалы оценивания: количественная абсолютная, количественная относительная, порядковая.

Основными понятиями технологии рейтинга учебных достижений студентов являются: рейтинговая оценка, академический
рейтинг, а также ряд рейтинговых показателей (интегральный, по дисциплине, за семестр, за год) и т. д.

Рейтинговая оценка – оценка успеваемости студента, выраженная в процентах по отношению к некоторому уровню знаний, умений и навыков, принятому за наивысший (100 %). В зависимости от сферы оценивания (дисциплина, набор дисциплин за семестр, учебный год, весь период обучения) представляет собой соответствующий рейтинговый показатель. Академический рейтинг – набор оценок в процентах (рейтинговых показателей), полученных студентом по каждой из дисциплин, изучаемых в течение семестра, и рейтинговых оценок студента за семестр, за учебный год, за весь период обучения.

В число рейтинговых показателей входят:

1. Интегральный рейтинговый показатель – оценка, рассчитанная по определенной формуле на основе других, более частных оценок (показателей).

2. Рейтинговый показатель по дисциплине (Ri) – итоговая оценка, интегральный рейтинговый показатель, отражающий степень освоения студентом дисциплины, по которой предусмотрена аттестация в виде зачета или экзамена. Является процентным выражением итоговой (зачетно-экзаменационной) оценки в стандартной форме, заносится в зачетно-экзаменационную ведомость и в зачетную книжку студента.

3. Общий рейтинговый показатель за семестр ( ) – интегральный рейтинговый показатель, отражающий степень освоения студентом дисциплин учебного плана за семестр. Вычисляется на основании рейтинговых показателей по всем дисциплинам, изучаемым в данном семестре.

4. Общий рейтинговый показатель за учебный год (Rm) – интегральный рейтинговый показатель, отражающий степень освоения студентом дисциплин учебного плана за учебный год. Вычисляется на основании рейтинговых показателей за два семестра.

5. Итоговый рейтинговый показатель (Rj) – интегральный рейтинговый показатель, отражающий степень освоения студентом дисциплин учебного плана за весь период обучения. Вычисляется на основании рейтинговых показателей по всем дисциплинам и результатов итоговой государственной аттестации.

Общая схема организации зачетно-рейтинговой системы может быть представлена следующим образом. Итоговый рейтинг Rj студента по завершении обучения в университете складывается из семестровых рейтингов (j – порядковый номер семестра) и итоговой аттестации. Средние семестровые рейтинги определяются на основе рейтингов по дисциплинам Ri (i – порядковый номер в списке дисциплин). Рейтинги по дисциплинам зависят от успехов студентов по установленным для каждой дисциплины контрольным точкам (зачетным единицам). В конце каждого курса определяется средний итоговый рейтинг Rm (m – номер курса).

По окончании каждого семестра определяется индивидуальный рейтинг студента на основании среднего семестрового рейтинга. Приведем методику расчета среднего семестрового рейтинга студента. Средний семестровый рейтинг подсчитывается на основании результатов аттестации по дисциплинам, практикам, курсовым работам (при их наличии по окончании данного семестра) по формуле:

,

где – средний семестровый рейтинг студента (j – порядковый номер семестра); – рейтинговая оценка дисциплины, практики и курсовых работ, пройденных студентом в семестре (i – поряд­ковый номер в списке дисциплин данного семестра); Кi – число зачетных единиц, приходящихся на i-тую дисциплину.

Проблемным вопросом в реализации рейтинговой системы оценки знаний остается шкала оценок. При формировании рейтинговой системы крайне важно методически точно оценить каждый вид учебной работы соответствующим числом баллов и установить
рейтинг, соответствующий тому или иному уровню знаний.

Для удобства рейтинги обычно рассчитываются по 100-балльной шкале. Максимальный рейтинг по дисциплине устанавливается приблизительно равным по количеству часов учебного плана. Для перевода рейтингового балла в процентах в оценку (в зачетной ведомости и в зачетной книжке студента проставляется оценка по
4-балльной системе) можно использовать следующую шкалу согласования, представленную в таблице 12 (условно назовем ее
«60–75–85»).

Таблица 12



2015-11-18 2521 Обсуждений (0)
Технология рейтинга учебных достижений студентов 4.40 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Технология рейтинга учебных достижений студентов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2521)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)