Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности российского антимонопольного регулирования



2015-11-18 833 Обсуждений (0)
Особенности российского антимонопольного регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

До перехода к рыночной экономике, конкуренции между производителями в России не было вообще. Производство продукции распределял Совет министров страны по крупным предприятиям, и практически любое из них можно, с точки зрения западных экономистов, отнести к классической монополии. Например, в автомобилестроении за каждым заводом, выпускающим легковые автомобили, был закреплен свой вид, или класс автомобилей. Разнообразие автомобилей было минимальным, и власти считали, что за счет этого государство экономит на ненужных рекламных издержках, маркетинге и т.п. Конкуренция рассматривалась как непроизводительное расходование общественных средств.

Продукция отечественных товаропроизводителей во многом неконкурентоспособна по сравнению с товарами западных фирм. Одной из причин этого положения явилось отсутствие стимулов у российских предприятий к созданию более совершенной продукции, снижению себестоимости (издержек производства).

В 1991г. был принят первый нормативный документ – Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Он должен был ограничивать монополистическую деятельность и этим отличался от подобных законов американского типа, где монополии формально запрещены.

Закон делится на две части: репрессивная (запреты и санкции) и созидательная (поддержка новых экономических структур, предварительный контроль над созданием крупных предприятий и их объединений).

Этот закон, подвергшийся значительной переработке в 1995 году, стал ярко выраженным рыночным актом в российской правовой системе. В целом антимонопольное законодательство России состоит из Конституции РФ, названного закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента, постановлений и распоряжений правительства.

Система антимонопольного регулирования экономики включает в себя элементы, представленные на рис. 9.

Понятие монополиста, его качественные и количественные характеристики. В российской практике в соответствии с указаниями Министерства по антимонопольной политике для определения монополизации рынка, равномерности присутствия на нем хозяйствующих субъектов применяются коэффициенты концентрации (CR) и индекс Херфиндаля-Хиршмана (ННI). Первый из них рассчитывается как процентное отношение реализации продукции конкретным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации на данном товарном рынке. Индекс HHI определяется как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцами. Так, высококонцентрированные рынки определяются при CR от 70% до 100%, а HHI от 2000 до 10 000; а низко концентрированные – при CR меньше 45% и HHI менее 1000. Второй тип рынка – умеренно концентрированный – находится в промежутке между ними: 45% < CR < 70%, 1000 < HHI < 2000. В настоящее время в России доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 65%.

 

 

 

Рис. 9. Система антимонопольного законодательства

Виды монопольной деятельности, подлежащие государственному регулированию. К данным видам деятельности относятся все действия, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции (рис.10).


 

 

Рис. 10. Виды монопольной деятельности, подлежащие запрету  

 

Как один из видов монопольной деятельности, подлежащей запрещению, рассматриваются соглашения конкурирующих хозяйственных субъектов, которые могут иметь в совокупности долю на рынке больше 35%.

Перечень форм недобросовестной конкуренции, подлежащих запрещению. Данный перечень включает в себя (рис.11):

 

Рис. 11. Формы недобросовестной конкуренции

 

В настоящее время Правительство РФ имеет следующие структуры по регулированию антимонопольной политики:

  • Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства с вертикальной управленческой ветвью, охватывающей все субъекты Российской Федерации;
  • Федеральную энергетическую комиссию Российской Федерации.

К основным задачам антимонопольных органов относятся:

- содействие формированию рыночных отношений на основе конкуренции и предпринимательства;

- предупреждение, ограничение и пресечение монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции;

- государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Система антимонопольного регулирования включает в себя также и меры ответственности за нарушения антимонопольного законодательства. В России это в основном меры административно-организационного воздействия, хотя в некоторых случаях предусматриваются и более строгие меры.

В развитие Закона "О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках" в России были также приняты другие нормативные документы. Среди них важное значение имеет Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996г. № 154 "О Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%". Такой Реестр ведется как на уровне Федерации, так и в регионах с целью подготовки информационной базы данных о таких хозяйствующих субъектах для осуществления государственного контроля над соблюдением ими антимонопольного законодательства. Включение предприятий в Реестр и исключение из него осуществляется на основании решения соответствующей федеральной структуры – Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Наличие доли не должно носить краткосрочного характера. Определение части товарного рынка должно производиться не только подразделениями государственной службы по антимонопольной политике, но и органами статистики, научно-исследовательскими организациями. Решение о включении предприятия в Реестр оформляется приказом руководителя комитета, министерства соответствующего субъекта РФ. В случае введения предприятия в Реестр уровень рентабельности – норма прибыли – подлежит регулированию со стороны государственных служб. Региональные комитеты должны проверять заполняемость своего Реестра и делать расчеты той доли продукции, которая выпускается предприятием-монополистом.

 



2015-11-18 833 Обсуждений (0)
Особенности российского антимонопольного регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности российского антимонопольного регулирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (833)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)