Тема 3. Монополизм в экономике и антимонопольная политика государства
Антимонопольное законодательство: опыт развитых стран
Разработка и проведение антимонопольной политики относятся к числу важнейших экономических функций современного государства. Антимонопольная политика основывается на выводе, согласно которому общество несет экономические и другие потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией. Монополия переводится с греческого как "один продаю". В узком, строгом смысле монополия – это отрасль, состоящая из одной фирмы, то есть когда продукт производится единственной фирмой. Однако, на практике понятие монополиста используют в широком смысле, понимая под монополией рыночную ситуацию, когда одна или незначительное число фирм отрасли производят и продают основную долю каких-либо товаров и услуг. Эти фирмы осуществляют монопольную власть на рынке, то есть контроль за ценами, объемами производства и направлениями продаж, производимых ими товаров и услуг. В роли монополиста не обязательно выступает крупная фирма, главное – удельный вес фирмы (фирм) в производстве и сбыте конкретного вида товара. Иными словами важен относительный, а не абсолютный размер фирмы, хотя, как показывает опыт, абсолютный и относительный размер фирмы довольно часто «идут рука об руку». Усиление монопольной власти отдельных фирм приводит к общественным потерям, которые возникают в следствии того, что: - покупателям приходится платить более высокие цены; - для поддержания высоких цен монополист может сознательно ограничить производство отдельных видов товаров и услуг; - монополия ведет к техническому застою производства и качества продукции. Государственное антимонопольное регулирование экономики включает два направления: 1. Разработка и принятие специального антимонопольного законодательства. 2. Формирование системы органов, осуществляемых антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства. Корни антимонопольного законодательства уходят в глубь веков. Первым антимонопольным законом общего характера, где впервые использовался термин «монополия» принято считать конституцию о ценах императора Зенона, принятую в 483 году. В тех странах, которые имеют длительный период развития рыночной экономики, проблемы функционирования крупных фирм возникали еще полтора века назад. С конца XIXв. в США начало формироваться антитрестовское законодательство – разветвленная и сложная сеть законов и других правовых норм, регулирующих конкуренцию между фирмами и предприятиями для достижения успешного функционирования рынка. Антимонопольный закон Шермана от 1890 г. составляет ядро антитрестовской политики. По этому закону "всякий контракт и всякое объединение в форме треста либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли между штатами или с иностранными государствами", объявляется вне закона. В законе указывается, что "каждое лицо, монополизировавшее либо пытающееся монополизировать … какую-либо отрасль торговых операций между несколькими штатами, или с иностранными государствами, будет считаться правонарушением". Федеральное правительство США по этому закону может привлекать к суду фирмы, другие предприятия в соответствии с поправками от 1974 г. с квалификацией как "тяжкое преступление". В 1914г. был принят закон Клейтона, запрещающий:
Специфику антитрестовского законодательства США можно понять, зная особенности американского законодательства. Их законы формулируются очень широко, и за судебной властью оставлено право решать, что составляет "попытку монополизации", "существенное уменьшение конкуренции на свободном рынке", "нечестные методы ведения конкурентной борьбы" и т.п. Во многом антитрестовское законодательство построено на праве "прецедента", что коренным образом отличается от юриспруденции, которая действует в России и к которой привыкли ее граждане. После того, как в США появились антитрестовские законы и стали применяться различные антимонопольные меры, в других развитых странах также начали приниматься свои законодательные акты. В настоящее время в Европейском Союзе трактовка антимонопольного законодательства практически совпадает с американским. В Японии правительство терпимо относится к сотрудничеству различных компаний в экономической жизни, что в американской действительности подпадает под действие антимонопольных законов. В результате японские фирмы намного более свободны в возможности кооперироваться друг с другом.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1021)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |