Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА IV. Источниковая база древневосточных цивилизаций



2015-11-18 1321 Обсуждений (0)
ГЛАВА IV. Источниковая база древневосточных цивилизаций 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Любая дисциплина исторической науки базируется на исторических источниках, которые дают информацию о прошлом. Поэтому возможность воссоздать историю Древнего Востока как одну из самых древнейших цивилизаций на земле, заключена в обращении к тем источникам, которые они оставили после себя. Одной из главных проблем ориенталистики считается выявление адекватности и достоверности тех сведений, которые нам доставляют дошедшие до нас разнообразные осколки минувшего.

Так что же такое исторический источник?

Комплекс документов и предметов материальной культуры, который отражает исторический процесс, сохраняя его отдельные факты и свершившиеся события. Они подразделяются на несколько групп: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, фотодокументы, фонодокументы. Письменные источники в свою очередь включают летописи, законодательные акты, материалы делопроизводства, протоколы, договоры, дневники, мемуары, переписку и др.

Прорыв в изучении цивилизаций Древнего Востока и стремительный рост числа источников поспособствовали огромному достижению в области археологии, но даже в самом лучшем случае археология, без поддержки письменных памятников, не способна дать полную картину социального строя, политической истории и духовной культуры ушедшего в прошлое общества. К сожалению, не все системы древнего письма удалось дешифровать учёным. К примеру, молчит пока хараппская письменность, что затрудняет решение многих проблем истории древнеиндийской цивилизации.

Из большого количества разнообразных источников изучение истории Древнего Востока в первую очередь складывается из двух видов письменных источников: документальных и нарративных (от немецкого слова «нарратив» – рассказ).

Документальные источники являются в силу их изначального функционального предназначения наиболее объективными, чем нарративные, поскольку отражают действительность прошлых эпох. Источники такого рода несут более полную информацию о процессах, происходивших в жизни древневосточных обществ. Минимальное же количество документальных источников затрудняет восстановление истории, но иногда и изобилие документов приводит к возникновению новых проблем.

Нарративными источниками являются повествовательные источники, которые отражают субъективную позицию авторов произведения. Трудность в извлечении истинной исторической информации данного источника заключается в аутентичном переводе данных текстов, предполагающем проникновение в индивидуальный стиль мышления создателей этих древних памятников. Трудности осмысления ценностей древнейших на земле цивилизаций, их непохожесть на наше российское и европейское мышление – это одна из самых значительных проблем источниковой базы востоковедения.

Существенной трудностью воссоздания истории древнейших цивилизаций является фрагментарность, неравномерность и неравнозначность освещения источниками различных периодов истории многочисленных регионов Древнего Востока. По сути, с развитием цивилизации и особенно письменности количество источников должно возрастать; чем ближе к нашему времени, тем больше источников, но в действительности источниковедческая база истории Древнего Востока показывает нам более сложную и противоречивую картину. К примеру, история древней Месопотамии в настоящее время представлена двумя миллионами клинописных текстов, созданных на протяжении III–I тыс. до н.э. Такое количество свидетельств прошлого объясняется тем, что писали шумеры и аккадцы на глиняных табличках, которые впоследствии обжигали, и они становились вечными. Жители же Древней Индии и Древнего Китая писали на пальмовых листьях, деревянных пластинках, ткани и это оказалось недолговечным материалом, поэтому привело к гибели древнейших свидетельств о прошлом. Поэтому лишь единичные открытия, сделанные археологами ХХ века, дают в распоряжение историков такие уникальные материалы, как написанные на шелке книги из кургана Мавандуй. Во II тыс. до н.э. Месопотамия, к сожалению, перешла от глины к пергаменту и папирусу, что повлекло за собой резкое сокращение письменных памятников, дошедших до нас. Лишь поэтому письменных источников Месопотамии от III тыс. до н.э. до наших дней дошли значительно в большем количестве, чем от II тыс. до н.э.

Историки выделяют и «темные века» в истории разных регионов Древнего Востока, которые практически не освещены письменными источниками. Это, к примеру, времена арамейского нашествия в Месопотамии в конце II тыс. до н.э., или XV век в истории хеттов. Пробелы в истории древневосточных государств такого масштаба объясняются прежде всего не изменениями технологии и материала письма, а социально-политическими или этническими сдвигами и катастрофами, которыми ознаменовывались переломные эпохи в истории данных обществ.

Каждый регион Древневосточной цивилизации имеет свои особенности, наиболее обеспеченной источниками является история и культура Древней Месопотамии. Ассириологи могут использовать миллионы письменных текстов и вещественных памятников, добытых при раскопках сотен городов и поселений. Особенно большую роль здесь играет достижение вспомогательной источниковедческой дисциплины – эпиграфики, которая изучает надписи на твердых материалах, – камне, металле, глиняных черепках. Объект исследования имеет свойства как вещественного памятника, так и письменного источника. Клинообразные надписи проливают яркий свет на хозяйственный и общественный строй, на политическую историю и на культуру древних народов Месопотамии.

Значительную информацию по изучению экономики древнейшей Месопотамии содержат документы хозяйственной отчётности, обнаруженные в архивах городов древнего Шумера, – Лагаша, Уммы, Ура, Ларсы и др. Повышенный интерес представляют сводки учёта «производства операций с рабочей силой», договоры на продажу рабов, договоры на продажу земельных участков, документы отчётности торговцев (перечни доходов и расходов), отчёты о торговых операциях и прейскуранты. Все эти документы помогают тщательно изучить хозяйственный строй древнего Шумера и установить характерные черты использования рабского труда. Ценный материал для характеристики общинного строя и для изучения землевладения дают тексты царских жалованных грамот на землю, сохранившиеся на межевых камнях (XIV-XII вв. до н.э.). Переписка вавилонского царя Хаммурапи с чиновниками в Ларсе даёт представление об искусственном орошении земель данного края и об административном руководстве в Вавилонии в первой половине II тысячелетия до н.э.

Весомое значение изучения развития права и судебного дела имеют эпизоды древнешумерийских законов, относящихся к XX-XVIII вв. до н.э., свод законов, изданных в Эшнунне при царе Билаламе, и почти целиком сохранившийся кодекс Хаммурапи – значительный источник для изучения древневавилонского права, который начертан архаической клинописью на базальтовом столбе. На верхней части столба изображён царь Хаммурапи, стоящий в торжественной позе перед богом солнца Шамашем, восседающим на троне. Остальная часть столба покрыта клинописным текстом, содержащим 247 статей судебника. Судебник Хаммурапи более систематичен, нежели сборники шумерийских судебных решений; он включает перечень статей, касающихся уголовного права, судопроизводства, нарушения права собственности (кража и грабёж), прав воинов. Отдельные статьи повествуют о правах владения недвижимостью, о торговле, залоговом праве, семейном праве, членовредительстве, работе зодчих и кораблестроителей, найме рабочей силы и рабстве. В завершающей части царь перечисляет свои заслуги перед народом, призывая благословение на голову тех царей, которые будут выполнять его законы, и посылая грозные проклятия на тех, кто не будет их соблюдать или решится их отменить.

Отдельную группу источников составляют надписи, которые передают мирную и военную деятельность царей Шумера, Аккада и Вавилона. Важное значение представляют надписи, где описывается храмовая постройка, сооружение каналов, победоносные походы и заключение мира (надпись Эаннатума, правителя Лагаша, сохранившаяся на «Стеле коршунов», описывающая победу над Уммой). Дополнением к этим надписям предстают исторические легенды, излюбленным сюжетом которых является возвышение прославленного основателя новой династии при помощи божества. (Легенда о Саргоне I, царе Аккада, воспитанного садовником и возвышенным богиней Иштар.)

Скудность документальных источников вынуждает исследователей пользоваться литературными, религиозно-магическими и научными текстами, которые были открыты в развалинах древних городов Месопотамии. В магических текстах гаданий, предсказаний и знамений сохранились исторические сведения (Эпос о древнем богатыре Гильгамеше, «Диалог господина с рабом»). Все эти тексты дают целостное представление о религиозных верованиях, о развитии литературы и научных знаний древних народов Месопотамии, характеризуя уровень развития культуры того времени [14, 20].

Значимую информацию об истории и культуре Древнего Египта содержат многочисленные письменные источники. После расшифровки секретов иероглифической письменности французским египтологом Ж.Ф.Шампольоном ученые перевели и прокомментировали многочисленное количество различных письменных памятников.

Для историков представляют большую ценность исторические сочинения древних египтян, понимание ими собственной истории. Сохранились фрагменты многовековых летописей на большой плите (Палермский камень), хранящейся в главном городе итальянского региона Сицилия. Летопись представлена кратким списком, где перечислены царствующие фараоны, начиная с додинастического периода вплоть до V династии, здесь же упомянуты наиболее крупные походы и периоды катастрофического разлива Нила.

Историческую глубину представляет памятник «Анналы Тутмоса III» (XVIII династия), запись была обнаружена на стенах храма Амона-Ра в Карнаке (г. Фивы). Описания событий царствования и военные походы Тутмоса III (Анналы Тутмоса III), зафиксированные придворным писцом, были написаны хорошим литературным слогом, оснащены яркими сравнениями, имеют продуманную композицию.

Лучшим образцом исторической мысли древних египтян предстают фрагменты сочинений на греческом языке, жреца Манефона (Мер-не-Тхути), написанные в IV-III вв. до н.э., где изложенная история Древнего Египта предстаёт перед нами с древнейших времен. Записи содержат не простой перечень событий, а связное изложение внутренней и внешней политики отдельных фараонов и их династий. Заслугой Манефона выступает объединение нескольких сотен фараонов в 30 династий (по признаку родства или особенностям внутренней политики), которые им же были разделены на три декады по 10 династий. Такая классификация позволила выделить важные Периоды Древнего, Среднего, Нового и Позднего царств, ставшие в последующем основой современной периодизации истории Древнего Египта.

Важными источниками являются материалы документального характера и юридические тексты, дошедшие до нас как в виде отдельных документов, так и в виде целого архивного собрания. Наиболее древним является архив, обнаруженный в храме царя Нефериркара (V династия, XXV-XXIV вв. до н.э.). В источниках сохранились описи имущества, штатное расписание храмового персонала, выдача продуктов питания и вещей со складов и мн. др. Дополнением архива служат данные, найденные в Коптосе, где были обнаружены указы фараонов Древнего царства о наделении храмов привилегиями, в частности об освобождении храмового персонала от дополнительных работ в пользу царя.

Богатейший и неоценимый архивный материал, найденный при раскопках города Ахетатона (современное название Эль-Амарна), представляет более 350 документов, написанных клинописью на аккадском языке, среди которых имеется переписка фараонов Аменхотепа III и Эхнатона, и членов царской семьи с правителями государств Сирии, Финикии, Палестины, Малой Азии, Вавилонии. В переписке отражена сложная международная обстановка на Ближнем Востоке в середине II тысячелетия до н.э., отражены дипломатические отношения, а также техника ведения переговоров, формирование и распад объединений различных государств. Дополнением архива служат сохранившиеся тексты договора (1280 г. до н.э.) между Египтом и Хеттским царством. Тексты этого договора сохранились в нескольких экземплярах. Египетский текст выбит на стенах храма Амона-Ра в Карнаке и на стенах заупокойного храма фараона Рамсеса II (в Рамессеуме).

В гробнице Рехмира, одного из визиров фараона Тутмоса III, найдена подробная инструкция служебных обязанностей верховного советника и приведены ценные данные о центральном государственном аппарате эпохи XVIII династии.

Сохранилось и множество других документальных материалов: краткие надписи на царских печатях эпохи Древнего царства, данные переписи населения, список заключенных в фиванской тюрьме, документы, оформляющие куплю-продажу имущества, земли, рабов, протоколы допросов и записки о заговорах во дворце, строительные надписи и т.п.

Ещё одним их распространённых видов египетской литературы являются поучения и пророчества. Как правило, такие писания всегда имеют автора и их имена дошли до нашего времени. Поучения можно разделить на два вида: поучения фараонов и поучения частных лиц. Поучения фараонов написаны от собственного имени (Сочинения царя Ахтоя или фараона-основателя XII династии Аменемхета I, содержащие советы по управлению страной, предоставляющие большую информацию о внутреннем и внешнем положении египетского государства). Поучения частных лиц («Поучение Ахтоя» о преимуществах профессии писца перед другими, «Поучение Аменемопе», в котором отец дает наставление своему сыну). Другой разновидностью литературы стали пророчества, наиболее известные из которых «Речение Ипусера» и «Речение Неферти». Пророчества в виде речений представляют собой описание грядущих несчастий в случае уничтожения привычного порядка и принятого строя жизни.

Не меньшую ценность представляют произведения художественной литературы: «Повесть о красноречивом крестьянине», «Рас-Синухета», сказки «О двух братьях», «О правде и кривде», сказания о фараоне Хуфу. Несмотря на сказочные мотивы и художественный вымысел, в них довольно реалистично описываются быт, занятия, профессии египтян, произвол царской администрации. Наиболее популярные сказания о морских путешествиях («Сказка о потерпевшем кораблекрушение»), где описываются далекие морские экспедиции, приключения. Возможно, описание таких сказаний создавались на основе рассказов путешественников, которых правительство посылало в далекие страны с официальными поручениями. Сохранились отчеты о реальных экспедициях («Путешествие Уну-Амона в Библ», XI в. до н.э.).

До нашего времени дошло и множество произведений религиозного характера. Древнейшие сведения о египетской религии, написанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V-VIII династий (XXIV-XXII вв. до н.э.). Тексты аналогичного содержания появляются во времена Среднего царства на стенках деревянных саркофагов, принадлежавших вельможам. «Тексты пирамид» и «Тексты саркофагов» наряду с другими религиозными текстами послужили основой для составления одного из главных произведений древнеегипетской религии – «Книги мертвых». Она содержит описание многочисленных обрядов, заклинаний и молитв, позволяющих умершему благополучно преодолеть опасности потустороннего мира и обрести благополучие в посмертии.

Представленные многочисленные письменные источники составляют надежную основу для восстановления египетской культуры и истории [18].

Существенную информацию об истории и культуре Древней Индии представляют религиозные сборники древних индусов – Веды. Священные книги древней Индии, восходящие ко 2-му тысячелетию до н.э., которые делятся на четыре больших сборника (Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа). Сборники передают религиозные гимны, посвящённые богам, множество молитвенных и жертвенных формул, которые находили своё применение при совершении религиозных ритуалов. Самые ветхие тексты священных книг были написаны на берёзовой коре, на пальмовых листьях и до наших дней не сохранились. Начиная с VIII в. до н.э. Веды стали снабжаться толкованиями, среди которых наиболее известны «Брахманы», объясняющие религиозные ритуалы, «Араньяки», содержащие различные религиозно-философские рассуждения, и «Упанишады» – своего рода богословские трактаты. Более поздние религиозные книги стали характеризовать развитие древнеиндийской религии, богословия и жречества в период образования больших индийских государств в I тысячелетии до н.э.

Одними из значимых источников древних индусов, в I тысячелетии до н.э., являются две эпические поэмы, содержащие много элементов устного народного художественного творчества («Махабхарата» и «Рамаяна»). Основу сюжета «Махабхараты», автором которой считается легендарный мудрец и поэт Вьяса, составляют сказания о борьбе за верховную власть между двумя родственными царскими родами кауравов и пандавов. Поэма «Рамаяна», авторство которой приписывается поэту Валмики, рассказывает о войнах и подвигах древнеиндийского легендарного героя Рамы. Обе эпические поэмы дают представление о быте древней Индии в I тысячелетии до н.э.

Одним из лучших образцов по истории древней Индии являются древние сборники обычного права (Дхармашастра), которые тесно связаны с религиозно-магическими ритуалами и в большинстве случаев рисуют пропитанный религиозными тенденциями идеализированный тип социального строя. Сборники обычного права гораздо больше касаются обязанностей человека, чем его прав. Наибольший интерес среди них представляют: сборник законов, составленный по преданию законоучителем Апастамба и относящийся к IV в. до н.э., знаменитые законы Ману, составленные около III в. до н.э., а также принадлежащий к тому же самому времени политико-экономический трактат, или «руководство для царей по составлению указов» «Артхашастра» (наука о политике), который приписывается Каутилье, одному из министров индийского царя Чандрагупты из династии Маурья. Все эти сборники древнего права характеризуют общественный и государственный строй древней Индии в эпоху формирования кастовой системы [19].

При изучении истории и культуры Древнего Китая большую ценность представляют древнейшие документы, в частности надписи, сохранившиеся на гадательных костях и черепашьих щитах, которые относятся ко II тысячелетию до н.э. Краткие надписи, содержащие вопросы, обращённые к оракулу, позволяют обрисовать хозяйственный, общественный и государственный строй древнего Китая в период существования государства Шан-Инь (XVIII-XII вв. до н.э.). К концу этого периода, а также ко времени существования царства Чжоу (XII-VIII вв. до н. э.) относятся надписи на бронзовых ритуальных сосудах, среди которых встречаются дарственные грамоты. Значимую ценность представляют надписи на каменных барабанах, относящиеся к периоду династии Цинь (III в. до н.э.). Весомый культурно-исторический материал содержат рельефные изображения, сохранившиеся в провинции Шаньдун и относящиеся ко времени династий Хань (III в. до н.э. – III в. н.э.).

Нашла своё отражение историческая традиция древнего Китая и в сохранившихся произведениях древнейшей классической литературы, в состав которой входят произведения исторического, религиозно-философского и художественного содержания. Однако в V-III вв. до н.э., под влиянием господствовавших в то время социально-политических и религиозно-философских теорий, некоторый свод классической литературы подвергся значительной редакционной обработке, книги были заново переработаны, и поэтому их текст был в сильной степени искажён.

Сохранился сборник «Книга песен» («Ши-цзин»), в которой при помощи текста была отражена подлинная жизнь китайского народа, здесь же нашли своё отражение народные обычаи и обряды предков. Наряду с подлинно народными песнями поэтический сборник включает в себя произведения аристократического литературного творчества, в котором придворные поэты восхваляют героев, князей и царей, описывают военные походы или сокрушаются о бедственном положении страны. «Книга песен» содержит и священные песнопения, в которых воспевались подвиги обожествлённых. Сам Конфуций включил триста пять песен древних царств (современные ученые датируют эти произведения XI-VII вв. до н.э.); сочинения, регулирующие обряды (во главе с «Книгой ритуала» – «Лицзи») и музыку («Записки о музыке» – «Юэцзи»).

Бесспорный художественный интерес представляет знаменитая «Книга истории», и особенно последующая историческая литература. Это первая канонизированная летопись «Весны и Осени», она содержит краткий хронологический обзор важнейших событий, происшедших в царстве Лу в VIII-V вв. до н.э. «Летопись Цзо» предоставляет первый полный обзор древнекитайской истории. Знаменитые «Исторические записки», включающие большой исторический труд, охватывающие период от мифической древности вплоть до конца II в. до н.э., дают материал главным образом для политической и культурной истории древнего Китая, а также для восстановления её хронологии [19].

Стремительное обогащение источниковой базы ориенталистики, овладение исследователями новыми теоретико-методологическими подходами и совершенствование методов источниковедческого анализа позволяет надеяться на прогресс данной дисциплины и более углубленное понимание культуры и историй древневосточных цивилизаций.



2015-11-18 1321 Обсуждений (0)
ГЛАВА IV. Источниковая база древневосточных цивилизаций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА IV. Источниковая база древневосточных цивилизаций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1321)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)