Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сенсорные нарушения речи



2015-11-18 1879 Обсуждений (0)
Сенсорные нарушения речи 0.00 из 5.00 0 оценок




Основными видами являются сенсорная и акустико-мнестическая афазия.

Сенсорная афазия.

Характеризуется распадом звуковой и смысловой сторон речи. Первое проявляется в трудностях произношения и различения звуков речи, нарушении звукового анализа слова, распаде письма. Это выражается в заменах нужного слова, неспособности больного назвать звуки, из которых состоит то или иное слово, буквенных заменах в письме. Страдание смысловой стороны выступает в виде нарушения понимания смысла слов – «отчуждения» смысла слов (из-за утраты связи между словом и его значением больной бывает не в состоянии показать названный предмет, часть своего лица и т.д.).

В основе сенсорной афазии лежит нарушение фонематического слуха, обеспечивающего процесс анализа и синтеза речевых звуков. Возникает при поражении верхних отделов левой височной доли (у правшей).

Акустико-мнестическая афазия.

Характеризуется трудностями удержания ряда речевых элементов (звуков, слогов, слов, коротких фраз) и забыванием названий предметов (при этом, как правило, подсказка не помогает припоминанию нужного слова). Наблюдается при поражении средних отделов височной доли левого полушария мозга (у правшей).

Градации.

  1. Умеренные сенсорные нарушения речи

Основные признаки:

  • Трудности подбора слов, бедность речи существительными, преобладанием в ней глаголов и междометий;
  • Замена нужных слов близкими по звучанию (литеральная парафазия) или по смыслу (вербальная парафазия);
  • Снижение понимания обращенной речи в виде «отчуждения» смысла слов в сенсибилизированных условиях (когда больного просят показать не один, а несколько предметов, частей тела и т.д. в определенном порядке) и трудности понимания сложных инструкций;
  • Отдельные амнестичекие западения при назывании предметов;
  • Отдельные ошибки в письме и чтении;
  • Снижение слухо-речевой памяти.
  1. Грубые сенсорные нарушения речи

Основные признаки:

  • практически полное отсутствие понимания обращенной речи;
  • выраженная неразборчивость речи и превращение ее в «словесный салат» из-за большого количества парафазий;
  • распад письма и чтения;
  • повышение речевой активности, логоррея;
  • полный распад слухо-речевой памяти.

Моторные нарушения речи.

Расстройства возможности артикулировать слова и пользоваться речью.

Основными видами являются афферентная и эфферентная моторная афазия.

Афферентная моторная афазия.

Нарушения произношения речевых звуков, в основе которых лежит дефект кинестетического компонента организации движений речевого аппарата. Он выражается в неспособности больного найти положение губ и языка, необходимое для артикуляции соответствующих звуков речи. От дизартрии эти нарушения отличаются отсутствием характерной для дизартрии смазанности и монотонности речи, а также способностью четкого произношения речевых звуков.

Наблюдается при поражении нижних отделов постцентральной области левого полушария мозга (у правшей).

Эфферентная моторная афазия.

Нарушение кинетики речи, в основе которого лежит изменение кинетического компонента организации движений речевого аппарата. Проявляется в трудностях перехода от одной артикуляции к другой, которые приводят к патологической инертности раз возникшей артикулемы. Речь больного теряет плавность, в ней появляется персеверации. По описанному типу страдает письмо.

Наблюдается при поражении нижних отделов премоторной области левого полушария мозга (у правшей).

Градации.

  1. умеренные моторные нарушения речи

основные признаки:

    • поиск нужного положения артикулярного аппарата при попытках произнесения трудных слов;
    • замены близких по артикуляции звуков в словах (это отличает их от умеренных сенсорных нарушений, при которых больные смешивают близкие по звучанию звуки);
    • отдельные персеверации в речи, утрата ее плавности («телеграфный стиль»);
    • буквенные замены и отдельные персеверации в письме.
  1. грубые моторные нарушения речи

 

· полная неспособность находить нужные для артикуляции звуков положения исполнительного речевого аппарата;

· превращение речи в персеваторное повторение одного звука, слога, слова;

· резкое снижение речевой активности;

· распад письма и чтения.

 

Амнестическая афазия.

Характеризуется забыванием названий предметов. От акустико-мнестической афазии отличается тем, что подсказка, как правило, помогает припоминанию нужного слова.

Наблюдается при поражении стыка левой теменно-затылочной области, однако может встречаться и при других локализациях повреждения мозга.

Градации.

  1. Умеренная амнестическая афазия

Основной признак – отдельные амнестичекие западения, преимущественно касающихся низкочастотных, малоупотребляемых слов.

  1. Грубая амнестическая афазия

Основной признак – выраженные амнестические западения, которые могут относиться и к частым употребимым, простым словам. Замены названий развернутым описанием предметов.

 

Тотальная афазия.

Основной признак – максимальная выраженность сенсорных и моторных нарушений, при которой больной лишается способности понимать обращенную к нему речь и говорить.

 



2015-11-18 1879 Обсуждений (0)
Сенсорные нарушения речи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сенсорные нарушения речи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1879)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)