Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 2. Социокультурные типы философии



2015-11-18 930 Обсуждений (0)
ГЛАВА 2. Социокультурные типы философии 0.00 из 5.00 0 оценок




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Юго-Западный государственный университет»

 

 

 

И.Б. Гайдукова

 

 

ФИЛОСОФИЯ

Учебное пособие

 

Курск 2013


УДК 1 (075ю8)

ББК 87я73

Г 14

 

Рецензенты: Ю.Л. Воробьев - доктор философских наук, профессор

М.Д. Черкашин - кандидат философских наук, доцент

 

Гайдукова, И.Б.

Г14 Философия [Текст]: учеб. пособие / И.Б. Гайдукова; Юго-Западный государственный университет. Курск, 2013.

ISBN 5-7681-0280-9

 

Учебное пособие подготовлено на кафедре философии и социологии Юго-западного государственного университета и предназначено для студентов всех специальностей, изучающих дисциплину «Философия». В работе излагается содержание основных вопросов курса, приводятся тренировочные и тестовые задания по каждой главе, рекомендуется список литературы. Пособие содержит два приложения. В первом даются схемы, позволяющие систематизировать и лучше запоминать материал, второе представляет собой философский практикум, в который входят задания, позволяющие выявить степень освоения учебного курса.

 

УДК 1(075ю8)

ББК 87я73

Г 14

 

ISBN 5-7681-0280-9

 

ã Гайдукова И.Б., 2013

ã Юго-западный государственный университет, 2013


 

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ.. 7

ГЛАВА 1. Смысл и предназначение философии в духовной жизни общества и человека.. 10

Тренировочное задание. 23

Тестовое задание. 24

Вопросы для повторения. 26

ГЛАВА 2. Социокультурные типы философии.. 27

2.1. Возникновение философии в древних цивилизациях. 27

2.2. Особенности философии средневековой Европы.. 55

2.3. Европейская философия Нового времени. 60

2.4. Немецкая классическая философия. 69

2.5. Возникновение философии марксизма. 78

2.6. Западная философия конца XIX – XX вв. 81

2.7. Философская мысль России. 94

2.8. Особенности современной философской мысли. 106

Тренировочное задание. 111

Тестовое задание. 112

Вопросы для повторения. 114

ГЛАВА 3. ФИЛОСОФСКАЯ ОНТОЛОГИя.. 116

3.1. Философское учение о бытии и пространстве-времени. 116

3.2. Понятие о движении и его формах. 135

3.3. Философские идеи развития. 141

Тренировочное задание. 155

Тестовое задание. 155

Вопросы для повторения. 157

ГЛАВА 4. Проблема сознания в философии и науке.. 159

4.1. Сознание как высшая форма отражения. 159

4.2. Взаимосвязь мышления, сознания и языка. 161

4.3. Природа сознания и проблема его происхождения. 164

Тренировочное задание. 172

Тестовое задание. 173

Вопросы для повторения. 175

ГЛАВА 5. ГНОСЕОЛОГИЯ.. 176

5.1. Познание и его виды.. 176

5.2. Познавательные способности человека. 196

Тренировочное задание. 214

Тестовое задание. 215

Вопросы для повторения. 216

ГЛАВА 6. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 218

6.1. Философский анализ общества. 218

6.2. Проблема периодизации и направленности. 225

истории. 225

6.3. Культура как объект философского изучения. 233

Тренировочное задание. 239

Тестовое задание. 241

Вопросы для повторения. 243

ГЛАВА 7. ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКОЙ.. 244

АНТРОПОЛОГИИ.. 244

7.1. Понятие философской антропологии. 244

7.2. Многомерность человека. 247

7.3. Личностное измерение человека. 250

7.4. Ценности и смысл человеческой жизни. 252

Тренировочное задание. 255

Тестовое задание. 256

Вопросы для повторения. 258

ГЛАВА 8. гЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И БУДУЩЕЕ.. 259

ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.. 259

Тренировочное задание. 265

Тестовое задание. 265

Вопросы для повторения. 268

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 269

Рекомендательный СПИСОК литературЫ... 270

ИТОГОВЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ТЕСТ.. 274

вопросы к экзамену.. 279

Толковый словарь.. 282

УКАЗАТЕЛЬ ИМЁН.. 289

Приложение 1. 309

ПРИЛОжЕНИЕ 2. 329

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Данное учебное пособие подготовлено кандидатом философских наук доцентом кафедры философии и социологии Курского института социального образования (филиала) РГСУ И.Б. Гайдуковой. Основой для написания пособия является изданное ранее (в 2006 году) учебное пособие для системы дистанционного обучения, разработанное И.Б. Гайдуковой.[1]

Настоящее издание имеет целью познакомить студентов с основными разделами курса философии, указанными в Государственном образовательном стандарте.

Пособие предназначено для студентов всех специальностей, изучающих философию. Оно может использоваться студентами очной формы обучения для подготовки к семинарским занятиям, зачёту и экзамену, а также студентами заочной формы обучения для написания контрольных работ и подготовки к экзамену.

Учебное пособие включает в себя ряд заданий (тренировочные, тестовые и др.), которые помогут организовать изучение дисциплины в рамках аудиторных занятий и в процессе самоподготовки. Для наилучшего усвоения и запоминания излагаемого материала, работу с пособием целесообразно разбить на несколько этапов:

1. Изучение очередной главы.

2. Выполнение тренировочных и тестовых заданий.

3. Работа с приложениями: изучение схем, относящихся к соответствующей главе.

4. Ответы на вопросы для повторения.

Авторы просят извинить за возможные ошибки, неточности и опечатки, допущенные при издании пособия. Замечания и пожелания по дальнейшей доработке пособия направляйте, пожалуйста, на кафедру философии и социологии КИСО (филиала) РГСУ или лично авторам.


ВВЕДЕНИЕ

Философия является обязательным федеральным компонентом государственного образовательного стандарта. В процессе изучения философии человек не только овладевает определёнными знаниями, он получает возможность формирования системного мировоззрения, основанного на опыте мировой культуры и последних достижениях науки. Вместе с тем философия способствует развитию критического мышления и способности самостоятельного, независимого суждения о мире, проблемах бытия, смысла жизни.

В учебном пособии рассматриваются основные этапы развития философского знания, показана его специфика. Изложение философских проблем осуществляется с учётом последних достижений мировой и отечественной научной мысли.

По каждой теме курса излагается теоретический материал, затем предлагаются тесты, тренировочные задания и вопросы для повторения. Кроме того, в пособии имеется итоговый комплексный тест, включающий вопросы по всем темам курса, примерные вопросы к экзамену, рекомендательный список литературы и краткий философский словарь.

1. Тесты дают возможность познакомиться с той формой контроля знаний, которая будет осуществляться на каждом занятии. Их необходимо разобрать самостоятельно.

2. Раздел «Тренировочное задание» складывается из проблемных вопросов и таких заданий, которые требуют от студента затрат творческой энергии, развивают способности анализа, обобщения, умение делать самостоятельные выводы, активизируют научный поиск и тем самым способствуют развитию творческого мышления будущего специалиста. К такого рода заданиям относится заполнение таблиц, что приводит к систематизации полученных знаний, сравнение понятий, сопоставление различных явлений, анализ философских текстов и высказываний.

3. Вопросы для повторения помогут проанализировать полноту и глубину своих знаний по теме. Сюда входят: определение основных понятий, расшифровка новых терминов и другие вопросы, необходимые для всестороннего освещения темы.

4. Указатель имён даёт возможность получить краткую биографическую справку о тех мыслителях, которые упоминаются в тексте пособия или чьи имена являются значимыми для освоения основного содержания дисциплины.

5. Учебное пособие завершается двумя приложениями. Приложение 1 содержит схемы по всем основным главам. Предлагаемые схемы призваны помочь в систематизации и запоминании учебного материала. Приложение 2 представляет собой философский практикум, который призван помочь студентам проверить, насколько хорошо они освоили курс философии и могут ли с помощью своих знаний анализировать тексты, мировоззренческие установки, выявлять проблемы философского и мировоззренческого характера.

Цель преподавания дисциплины – формирование и развитие творческого мышления будущего специалиста, умения использовать полученные знания при изучении специальных дисциплин и в конкретных жизненных ситуациях, достижение студентами всестороннего и глубокого понимания сущности философских проблем бытия человека, эволюции взглядов на природу человека, его сознания, общественной жизни, особенностей современного видения основных вопросов философского познания.

Основные задачи:

- Дать студентам глубокие теоретические знания по основным разделам курса.

- Сформировать навыки творческого мышления.

- Развить способности самостоятельного суждения, оценки и самооценки, анализа важнейших вопросов бытия.

- Сформировать навыки самостоятельной работы с научной литературой, мастерство устного выступления по научной проблеме (теме).

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- Основные этапы развития философской мысли и социокультурные типы философии.

- Проблематику основных отраслей философского знания.

- Сущность научной, философской и религиозной картин мира.

- Современные представления о структуре мироздания.

- Многообразие форм знания и особенности его функционирования в современном обществе.

- Соотношение истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности.

- Структуру, формы и методы научного знания, роль науки в развитии цивилизации.

- Современные подходы к философскому анализу общества и культуры.

- Основные принципы рассмотрения взаимодействия личности и общества.

- Проблемы и перспективы современной цивилизации.

владеть:

- Категориально-понятийным аппаратом философского знания.

- Навыками устного выступления по научной проблеме (теме).

- Навыками самоанализа и самооценки.

уметь:

- Применять полученные знания и навыки для решения конкретных проблем.

- Самостоятельно работать с научной литературой и освещать философские проблемы бытия и познания.

- Анализировать различные мировоззренческие системы, философские школы и направления.

- Формулировать и высказывать самостоятельные суждения по важнейшим проблемам современности.

- Давать оценку происходящим событиям.

Учебный процесс контролируется с использованием тестов и контрольных вопросов, что способствует закреплению теоретических знаний по философии и практических навыков анализа действительности.

Связь дисциплины с другими дисциплинами учебного плана

Данная дисциплина базируется на знании программного материала по физике, истории, культурологии.


ГЛАВА 1. Смысл и предназначение философии
в духовной жизни общества и человека

Философия – одна из древнейших областей человеческого знания. Слово «философия» имеет два греческих корня: «phileo» – любить и «sophia»– мудрость. В дословном переводе с греческого оно значит «любовь к мудрости». Впервые этот термин употребил Пифагор, а в активное использование его ввел Платон, который понимал слово «sophia» иначе, чем просто «мудрость». Под «софией» Платон понимал всеобщую гармонию мира, недоступную для человека. Простой смертный не в состоянии постичь её, он может только любить её. Поэтому точнее по смыслу, заложенному великим греком, было бы перевести слово «философия» как любовь к гармонии, к истине, постоянное стремление человека к истинному постижению гармонии мира.

Философия представляет собой развитую культуру мышления. Это также жажда этой культуры мышления. Философствуя, человек преображает свой ум в разум. Философия заключает в себе определенный способ мышления, определённую логику мышления, поэтому с философией вообще не сталкивается только тот, кто вообще не мыслит. А каждый мыслящий человек имеет свой стиль мышления, владеет каким-то конкретным способом суждения о вещах, событиях. Но у каждого человека стиль мышления свой: развитый или не очень, логичный или нет, глубокий или поверхностный. Философия оказывает неоценимую услугу любому человеку, который к ней приобщается: она помогает формированию глубокого последовательного мышления, учит рассуждать, выносить суждения, ставить вопросы там, где на первый взгляд кажется все ясным.

Философия – это прекрасная тренировка ума, а наш ум – это ничто иное, как умение мыслить. Для воспитания ума одних только знаний недостаточно, надо ещё уметь пользоваться этими знаниями. «Многознание уму не учит», - говорил древнегреческий мыслитель Гераклит.

Знание само по себе является просто совокупностью сведений, заложенных в память. Ум же предполагает умение правильно распоряжаться этими знаниями, соотносить их с фактами и событиями реальной жизни. Кроме того, умный человек может не только хорошо использовать уже имеющиеся у него знания, но и самостоятельно пополнять их.

Русский философ Э.В.Ильенков называл ум «гигиеной духовного здоровья», которое также необходимо человеку, как и здоровье физическое. Для поддержания хорошей физической формы человеку необходимы тренировки. Точно также обстоит дело и с нашими умственными способностями: чтобы поддерживать свой ум в хорошей форме, его необходимо тренировать. Философия как раз и выполняет эту задачу.

Философия учит думать строго и последовательно, закрепляет такой стиль мышления, который основан на хорошо продуманной, осмысленной и строго аргументированной позиции. Именно этот стиль мышления ведёт человека к истине. Познавательная ценность умозаключения, подкреплённого фактологическими доказательствами и логической аргументацией, огромна, даже если оно не претендует на абсолютную завершённость и достоверность.

Философия формирует критичность мышления и культуру сомнения, которые не позволяют те или иные знания возводить в абсолют. «Сомнение есть начало мудрости» (Аристотель). Именно гипотетическая возможность ошибки любого знания (и научного в том числе) освобождает путь для новых открытий, создаёт предпосылки для восприятия новой информации и воспитывает мудрость, включающую в себя терпимость даже к тем взглядам, с которыми мы категорически не согласны.

В настоящее время человек особенно нуждается в расширительном понимании рациональности и в признании необходимости и значимости не окончательно-определённого, а вероятностного неполного знания.

Помимо проблем профессионального и житейского характера в разные периоды жизни перед человеком встают и другие вопросы: что есть добро, а что зло; как устроен окружающий нас мир; каково место человека в мире; существуют ли во Вселенной закономерности или господствует здесь хаос; может ли человек познать окружающую его действительность, и до каких пределов простирается познание… В этом ряду можно поставить ещё множество вопросов, каждый из которых будет иметь общемировоззренческий характер.

Размышляя над этими вопросами, люди будут находить самые разнообразные ответы на них, которые могут опираться на простой жизненный опыт и здравый смысл, на веру в божественное или на научное знание. Иначе говоря, ответы эти будут зависеть от типа мировоззрения, которое имеет тот или иной человек.

Философия является одним из типов мировоззрения. Причём это такое мировоззрение, которое требует большой глубины мышления и высокого уровня развития абстрактно-логических способностей.

Выдающийся мыслитель XVII в. Р. Декарт говорил, что только философия «отличает нас от дикарей и варваров» и каждый народ «тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют».

Для того чтобы разобраться, в чём состоит специфика философского осмысления мира, надо сравнить философию с другими типами мировоззрения.

Мировоззрение – это совокупность взглядов, представлений об окружающем мире и о месте внем человека. Субъектом мировоззрения может быть отдельный человек, группа людей или общество в целом.

Мировоззрение имеет свою внутреннюю структуру, т.е. состоит из нескольких элементов. Основой мировоззрения являются знания. Однако одних только знаний для формирования мировоззрения недостаточно. В его состав входит оценочный элемент, т.е. оценка тех или иных фактов действительности с точкизрения ценностей данного общества, данной социальной группы или данной личности. Кроме знаний и оценки обязательной составляющей мировоззрения являютсяубеждения. Знания только тогда приобретают характер мировоззрения, когда они становятся убеждениями. Убеждения отличаются от знаний тем, что имеют определенную эмоциональную окраску. Убеждения предполагают не простое знание, понимание чего бы то ни было, а обязательную уверенность в своей правоте, в истинности своих знаний.

Кроме того, мировоззрение включает в себя оценку тех или иных фактов действительности с точки зрения ценностей общества, социальной группы или личности.

Важной составляющей мировоззрения являются идеалы. Идеалы служат духовным ориентиром во всей человеческой жизнедеятельности, придают смысл и целеустремлённость всему человеческому существованию.

В состав мировоззрения включаются также чувства, настроения, переживания, представляющие собой его эмоционально-психологическую сторону. Эмоциональная сторона оказывает существенное влияние на мировоззренческую позицию человека.

Таким образом, видно, что в мировоззрении присутствуют интеллектуальные, чувственные и эмоциональные элементы. Причём в различных типах мировоззрения соотношение рационального и эмоционального различно. Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения называется мироощущением. Мироощущение – это чувства, настроения, переживания, которые связаны с восприятием человеком окружающей действительности и себя.

Формирование познавательных образов и представлений называется мировосприятием. Рациональную, познавательную сторону мировоззрения называют миропониманием. Все три уровня присущи любому типу мировоззрения, однако соотношение их различно: в научном и философском мировоззрении преобладает миропонимание, в мифологическом и религиозном – мироощущение и мировосприятие.

По способу формирования мировоззрение может быть обыденно-практическим и теоретическим.

Обыденно-практическое мировоззрение формируется стихийно на основе жизненного опыта и практической деятельности. Несмотря на свою ненаучность, оно играет в жизни человека и общества большую роль, т.к. является массовой формой сознания. Для обыденного мировоззрения характерна неоднородность, т.к. оно вырастает из условий жизни, а эти условия различны у всех людей. Другая особенность такого мировоззрения состоит в том, что для него особенно характерны всевозможные предрассудки и извращенное толкование явлений природы и социальной жизни. Третья особенность – полная бессистемность, отсутствие обоснованности и глубины познания.

Теоретическое мировоззрение – это более высокий уровень. Разновидностью теоретического мировоззрения является философия. Роль философии в формировании мировоззрения чрезвычайно велика, т.к. именно она позволяет осознать ту градацию ценностей, которая образует «ядро» мировоззрения. Философия опирается одновременно на опыт социальной жизни и на частные системы научного знания, образуя квинтэссенцию культурно-интеллектуального уровня развития эпохи. Философия рождается вместе с возникновением теоретической деятельности. Именно теоретический характер отличает философию от других типов мировоззрения, за исключением, пожалуй, научного, для которого тоже характерна теоретическая форма выражения. Вопрос о взаимосвязи философского и научного мировоззрения требует особого внимания.

Под научным мировоззрением понимается представление о явлениях окружающей действительности, доступных научному изучению. Научное мировоззрение формируется любыми науками: историческими, естественными, социальными.

В настоящее время, в эпоху расцвета научного мышления, нередко забывается глубокая взаимосвязь науки и других областей духовной жизни общества: часто приходится слышать о противоречии между научным и религиозным, научным и философским мировоззрением. Среди течений научного мировоззрения существуют направления, которые полагают, что научное мировоззрение может заменить собой любое другое (в т.ч. и философское). Однако это не так. Против такой позиции выступали многие крупные учёные. Например, известный русский естествоиспытатель В.И. Вернадский писал: «Никогда не наблюдали мы до сих пор в истории человечества науки без философии, и, изучая историю научного мышления, мы видим, что философские концепции и философские идеи входят как необходимый, всепроникающий науку элемент во всё время её существования» [10. С. 185].

В истории науки и философии уже был период отрицания различных форм мировоззрения в угоду одной. Было это в средние века, когда в течение нескольких столетий христианская церковь отстаивала идеи единого религиозного мировоззрения, которое якобы заменяет все формы научного и философского мировоззрения. В результате получилась только многовековая упорная борьба людей науки с притязаниями христианских и отчасти мусульманских богословов. Со временем церковь была вынуждена признать правоту науки во многих вопросах.

Для науки также неправомерно отрицать другие формы мировоззрения. Все формы мировоззрения оказывают взаимное влияние друг на друга.

Исторически первым типом мировоззрения был миф (прилож.: рис. П.1). Миф (греческое слово mifos) – предание, сказание. Мифы – это сказания древних народов, отражающие их представления о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях.

Мифы возникали у всех народов на ранних стадиях развития общества, когда человек был не столько разумный, сколько эмоциональный, а его сознание – это скорее мироощущение, чем мировоззрение.

Для этой эпохи характерен перенос на природу психофизических свойств человека, его неотделимость от природы. Такая неотделимость выражена, в частности, в тотемизме, фиксирующем зависимость первобытного человека от животных. В целом же бытие природное воспринималось даже не столь антропоморфно, сколь биоморфно, ибо сам человек был далёк ещё от противопоставления себя другим живым существам. И хотя в мифах заключено определенное осмысление мира и самого человека, его возникновения, жизни и смерти, космических явлений, это осмысление являлось результатом стихийной аналогии между миром человеческим и природным, причём человек здесь выступает не как индивид, а как племенная коллективность.

Мифологическое сознание мыслит человека в полном, можно сказать, абсолютном единстве с природой, с миром, а в самом мире ему видится некая универсальная связь, тотальная причинность всего во всем. Отсюда формируется стремление человека воздействовать на события с помощью магии, моделируя ритуально или даже словесно тот процесс, в который необходимо вмешаться (например, охоту). В мифе удивительным образом переплетались вымысел и реальность, начала знания и религиозной веры, будущие философские вопросы и этические нормы. Это свойство мифологии связывать в себе многое, содержать внутри себя в единстве различные явления называется синкретизмом. Синкретизм (от греческого «соединение») означает нерасчленённость первобытного сознания, во-первых, на разнообразные формы (религию, науку, философию, искусство, литературу) и, во-вторых, неразрывность элементов сознания (например, вымысла) и практической деятельности, объективной реальности. В этой синкретичности заключено своеобразие мифа.

Как особая форма общественного сознания миф характерен для первобытной культуры. С развитием общества он уступил место другим формам мировоззрения. Религия и философия, вышедшие из мифа, продолжали решение вопросов, поставленных мифологическим сознанием: это вопросы о происхождении мира и человека, о сущности человека и его месте в мире, это проблемы общественной жизни и многое другое, без чего не обойдётся ни одно мировоззрение. Надо сказать, что некоторые особенности мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании наряду с элементами философских и научных знаний. Иногда некоторые политики, государственные деятели или люди, желающие приобрести влияние, целенаправленно создают мифы. Однако в современном обществе можно говорить только лишь о фрагментарном существовании мифа на некоторых уровнях. Чем выше уровень образовательного и культурного развития человека, тем менее он будет подвержен влиянию мифологического сознания.

Следующий исторический тип мировоззрения, выросший из мифа, – религия. Религия (от латинского religio – благочестие, набожность, святыня) – это мировоззрение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов. Главный признак религии – вера в сверхъестественное. Религия возникла, по-видимому, в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40 –50 тыс. лет назад на относительно высокой ступени развития первобытного общества. Возникновение религии связано с таким уровнем развития человеческого интеллекта, когда появляются зачатки теоретического мышления и возможность отрыва мысли от действительности. Если для мифологического сознания характерно слияние воедино мышления и действительности, духовного и материального, то для религиозного сознания, напротив, характерно разделение мира на реальный и сверхъестественный, души и тела. Первоначально возникающие религии, как правило, были политеистическими, т. е. предполагали наличие нескольких (или множества) богов. На более высоких ступенях развития общества политеистические религии сменяются монотеизмом (единобожие). Для религии характерно чувственно-образное восприятие мира, направленность на человеческую душу, эмоции и переживания, которые испытывает человек.

В отличие от религии философия на первом плане своего внимания имеет интеллектуальную сторону мировоззрения. Философия как особый тип мировоззрения и вид познавательной деятельности возникла примерно 2500 лет назад (в середине I тысячелетия до н.э.) в Индии, Китае и Древней Греции. Первоначально философия объединяла в себе всё теоретическое знание человека о мире. Науки в современном её понимании не было. По мере накопления знаний от философии отделились математика, астрономия, медицина, а затем и другие науки. С отделением от философии специальных наук сужается предмет философии. Однако происходит углубление сугубо философского познания, стали возникать собственно философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология (учение о бытии или первоначалах всего сущего), гносеология (теория познания), логика (наука о формах правильного мышления), аксиология (учение о ценностях), социальная философия и др. (прилож.: рис. П. 2).

Предметная область философского знания включает в себя исследование природы, человека, общества, познания. Определяя область философского интереса, необходимо обозначить специфику философии.

Одним из первых объектов, на который было направлено философское познание, была и остается природа. Природу изучает целый комплекс естественных наук. Но философию не интересуют частные природные явления или законы, изучением которых занимаются естественные науки. Философия ставит общие вопросы возникновения и строения мира, рассматривает принципы движения и развития, распространяющиеся на все области действительности. Из разрозненных фактов, получаемых с помощью других наук, философы стараются создать целостную картину мира.

Другой круг проблем, которыми интересуется философия, связан с закономерностями общественной жизни и построением модели идеального государства.

Третий крупный раздел философского знания – человек: его сущность, способности и взаимосвязь с миром.

Таким образом, вся философская проблематика строится вокруг отношения «человек – мир». Отношение это многопланово и поэтому должно рассматриваться с различных сторон. Оно может приобретать различное звучание: субъект-объект, внешнее – внутреннее, бытие-сознание, материя-дух и т.д. Но везде присутствует этот главный мировоззренческий стержень – отношение человека и окружающего его, внешнего по отношению кнему мира. Это отношение – стержень всех философских проблем.

На протяжении всей её истории в философии отражались общие представления о действительности, о природной и социальной реальности, о месте и назначении человека в мире, о субъективном и объективном, о познавательной и преобразующей деятельности, о творчестве, о свободе, счастье человека. В ней находили своё отражение ценности и нормы человеческой деятельности, давалась их субординация и обоснование.

Иначе говоря, философия, как и другие науки, познает объективный мир и человека. Однако философское постижение мира имеет свои особенности. В отличие от частных наук философия изучает мир не непосредственно, а опосредованно, опираясь на научные знания. Таким образом, наука выступает посредником между философией и объективной действительностью. Поэтому философия бывает тесно связана с наукой. Система Коперника и ньютоновская динамика послужили основой для философского понимания пространства, времени, материи, силы и движения, которые долгое время оставались в силе и определяли многие философские системы. Связь философии с действительностью и наукой можно изобразить следующей схемой (рис. 1).

 
 


Рис. 1. Соотношение философии и частных наук

Наука исследует и познаёт частные явления и законы действительности: биология – законы жизнедеятельности живых организмов; химия – строение, свойства и взаимопревращения веществ; история, социология – законы общественного развития и т.д. Предметом же философии являются всеобщие связи, отношения и свойства действительности (природы, человека, общества). Гегель называл философию наукой о всеобщем, т.е. таких свойствах и отношениях, которые относятся ко всем сферам действительности (это, например, качественная и количественная определённость, причинно-следственные связи, структурность, движение и покой, противоречие и отрицание).

Таким образом, философия представляет собой особого рода знание о действительности, которое философы стремятся рационально обосновать и систематизировать. Это знание выражается в характерном для философии языке категорий. Философию нельзя назвать наукой в классическом понимании этого термина. Она занимает промежуточное положение между наукой, искусством и религией и вбирает в себя некоторые особенности этих трех областей духовной деятельности. С наукой философию объединяет любовь к истине и притязание на обладание истиной, способность оперировать абстракциями и создавать из них логические конструкции. С религией философию роднит вера в исходные принципы и то, что они являются разновидностью мировоззрения. С искусством философию сближает личностный характер философского творчества и его результатов. В науке результат носит безличный характер. В нем, как правило, не остаётся никаких следов личности того, кто получил результат. И хотя законы науки часто носят имена открывших их ученых, это – лишь дань уважения и признательности потомков. Никто сейчас не будет изучать оптику по трудам Гюйгенса, Ньютона или Юнга, она гораздо полнее и лучше изложена в современных учебниках. На философском труде всегда лежит отпечаток личности философа. Философский труд всегда выражает особенности личности философа, и только благодаря этому труд философа выражает миропонимание своей эпохи.

Таким образом, философия является особым видом духовной деятельности, особым способом познания и обладает специфическими чертами.

Первой отличительной чертой философии является её теоретический характер. Другая специфическая черта заключается во всеобщности философского знания, т.е. философия познает универсальные характеристики мира как целого. Еще одна особенность проявляется в отношении философии к своей собственной истории. Вне истории философии в принципе нельзя понять, чем она является. В отличие от науки философия постоянно обращается к, казалось бы, давно решенным проблемам. В связи с этим философам важно знать не только современное состояние проблем, но и их историю. История философии органически входит в состав философского знания. Философия постоянно опирается на собственные исходные предпосылки и в зависимости от новой ситуации в науке или общественной жизни вновь ставит на повестку дня свои традиционные проблемы, переформулирует их или по-новому решает.

Философское познание мира осуществляется с помощью особых средств или методов. Философские методы имеют универсальный характер. Они задают самые общие принципы исследования и в научном познании. Основным методом философского познания на его современном уровне выступает диалектика.

Диалектика дословно с греческого переводится как искусство вести спор, беседу. В таком смысле диалектику использовал Сократ. В современном понимании термин «диалектика» имеет два значения: 1) учение о всеобщих связях и закономерностях, движении и развитии через противоположности; 2) метод познания, рассматривающий мир во взаимосвязи всех его составляющих и в процессе постоянного изменения и развития.

Можно выделить несколько исторических форм диалектики.

1. Стихийная диалектика древних философов. Она была характерна для всех первых философских учений античных мыслителей. Ярким представителем античной диалектики был Гераклит из Эфеса. Согласно Гераклиту, всё в мире состоит из противоположностей, противоборствующих сил и тенденций. Идея борьбы и единства противоположностей – это важнейшая идея Гераклита. Борьба противоположностей определяет сущность любой вещи, любого процесса. Действуя одновременно, эти противоположно направленные силы образуют состояние, которым определяется внутренняя гармония вещей. Борьба и война лежат в основе мироздания. Война (борьба) всеобща, пишет Гераклит, она составляет истинную справедливость, является условием существования упорядоченного космоса. Гераклит рассматривал мир в постоянном процессе изменения. «Всё течёт, всё изменяется, - говорил он. – В одну реку нельзя войти дважды, потому что на входящего всякий раз текут всё разные воды». Символом вечного движения и изменения для Гераклита был огонь.

2. Идеалистическая диалектика. Большинство мыслителей, стоявших на идеалистических позициях, рассматривали мир диалектически. Крупнейшим представителем идеалистической диалектики был немецкий философ конца XVIII – начала XIX веков Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Диалектика в его работах достигла высшего этапа своего развития. Он разработал целостное учение о развитии (диалектику) и противопоставил диалектику метафизике.

Основной тезис гегелевской философии заключается в следующем: объективное абсолютное мышление составляет первооснову и движущую силу всего сущего. Это объективное мышление Гегель называл абсолютной идеей или мировым разумом. Мировой или абсолютный разум – это некое нематериальное объективно существующее начало. Он находится в постоянном движении и развит



2015-11-18 930 Обсуждений (0)
ГЛАВА 2. Социокультурные типы философии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 2. Социокультурные типы философии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (930)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.034 сек.)