Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Институты международного рынка капиталов



2015-11-18 1048 Обсуждений (0)
Институты международного рынка капиталов 0.00 из 5.00 0 оценок




Институционально международный рынок капиталов представляет собой совокупность частных, государственных и межгосударственных кредитных учреждений, внебанковских фондов финансирования и ТНК, которые выступают важными посредниками кредитования внешней торговли, организаторами вывоза и перераспределения капиталов по странам в зависимости от спроса и предложения. Он высоко монополизирован. В ряде сегментов на 10 крупнейших объединений приходится свыше половины мобилизуемых средств.

Ведущее место занимают банковские компании. По мере развития экономики самофинансирование создало основу для банковского кредитования и затем для формирования рынков ценных бумаг. На первом этапе экономического развития коммерческие банки доминируют. На среднем и высшем уровнях развития возрастает значение специализированных посредников и рынков ценных бумаг. Среди почти 100 тыс. частных банков примерно 500 выполняют роль главного звена в системе институтов международного кредита. Деятельность ведущих банковских компаний на мировых рынках переживала перестройку по мере развития мировой экономической системы. Прежде всего банки создали за рубежом сеть отделений, информационных бюро и представительств, внедрившись в местную кредитную систему.

Однако потребности ТНК в банковском обслуживании растут столь стремительно, а их запросы столь разнообразны, что даже разветвленный заграничный аппарат одного транснационального банка не в состоянии обслужить его постоянных клиентов, оперирующих в глобальных масштабах. Отсюда тенденция к международной кооперации банков, взаимному использованию сети отделений, созданию совместных банковских филиалов и бюро.

Процесс интернационализации кредитно-финансовой инфраструктуры привел к созданию банковских синдикатов для разовых операций по сбыту и распределению облигаций промышленных компаний. По мере удлинения сроков предоставляемых фирмам кредитов группы крупных банков различных стран начали создавать устойчивые консорциумы для предоставления средне- и долгосрочных займов. Следующий шаг на пути к более тесной интеграции национальных кредитно-банковских структур ¾ образование международных ассоциаций крупнейших банков в целях совместного обеспечения своих клиентов всеми видами банковских услуг. От консорциумов их отличают два признака: полный набор предоставляемых услуг и постоянный характер сотрудничества банков-членов.

Важное место на мировом кредитном рынке занимает государство, которое выступает в виде центральных и местных органов власти, казначейства, эмиссионного, экспортно-импортного банка или других уполномоченных учреждений и может выполнять функции непосредственного кредитора, заемщика или играть роль гаранта и поручителя по внешним обязательствам частных юридических лиц.

Примером прямого кредитования международных отношений государством может служить предоставление субсидий и экономической помощи, которое производится на двусторонней и многосторонней основе. Не менее существенна роль государства в страховании экспортных кредитов и прямых капиталовложений. Сущность его состоит в том, что государство в качестве гаранта берет на себя за особое вознаграждение риск неуплаты иностранным покупателем в обусловленный срок всей или большей части стоимости товара, поставленного местным экспортером на условиях отсрочки или рассрочки платежа, а также риски инвесторов, связанные с невозможностью полностью или частично вернуть средства, размещенные за рубежом в виде прямых инвестиций.

Для осуществления государственного страхования экспортных кредитов во многих странах еще в первые десятилетия прошлого века были созданы, а позднее реорганизованы специальные институты. В одних случаях они являются государственными организациями (США), в других ¾ полугосударственными (Великобритания, Франция), в третьих ¾ частными компаниями, оперирующими от имени и за счет правительства (ФРГ).

Гарантийные институты, действующие во всех индустриальных и в крупных развивающихся странах ¾ экспортерах готовой продукции (Бразилия, Индия и др.), содействуют экономической экспансии ТНК, позволяя им привлекать более дешевые, чем на свободном рынке, средства для кредитования экспорта. Это усиливает конкурентные позиции на мировом рынке поставщиков из стран с наиболее развитой системой страхования экспорта, особенно в периоды экономических спадов.

В большинстве индустриальных стран экспорт кредитуется главным образом частной банковской системой. Вместе с тем практика непосредственного государственного кредитования внешнеторговых операций в той или иной форме распространена повсюду и прежде всего через деятельность государственных или полугосударственных внешнеторговых банков. Кроме этого, государство создает условия для рефинансирования экспорта (переучета экспортных векселей) на льготных условиях в центральном эмиссионном или в каком-либо другом государственном банке.

Особое положение в институциональной структуре мирового рынка кредитных капиталов занимают межгосударственные банки и валютные фонды. Это созданный в 1930 г. Банк международных расчетов (Базель, Швейцария), содействующий центральным банкам участвующих в нем государств (в основном западноевропейских) в проведении взаимных расчетов, наблюдающий за состоянием еврорынка и обеспечивающий регулирование валютных и кредитных отношений во всем мире. Последняя из перечисленных функций характеризует БМР как важный вспомогательный орган крупнейших международных валютно-финансовых учреждений глобального характера ¾ Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития.

Наряду с мировыми банками, в которых участвуют почти все страны, существует целый ряд региональных и континентальных межправительственных банков: Европейский инвестиционный банк (1958 г.) обслуживающий участников ЕС и ассоциированные с ними государства развивающегося мира; Межамериканский банк развития (1959 г.); Азиатский банк развития (1963 г.); Африканский банк развития (1964 г.); Европейский банк реконструкции и развития (1990 г.).

Крупными субъектами международных кредитных отношений выступают транснациональные корпорации. Они располагают гигантскими внутрикорпоративными накоплениями и покрывают за счет самофинансирования более половины своей потребности в ресурсах. Тем не менее, ТНК постоянно нуждаются в средствах для обслуживания растущего производства и сбыта продукции. Их финансовые операции сильно интернационализированы и нередко имеют глобальный характер. ТНК используют все типы рынков, входящих в структуру мирового рынка ¾ национальные, иностранные и международный еврорынок, но в наиболее значительной мере ¾ еврорынок. Из суммарной краткосрочной и среднесрочной задолженности крупнейших ТНК в начале 90-х годов на еврозаймы приходилось более 40%. Доля еврорынка постоянно возрастает, поскольку он служит источником кредитования, не ограниченного национальным контролем, и дает преимущества на получение кредитов заемщиками с мировыми внешними связями.

Как и все другие субъекты мирового рынка кредитных капиталов, ТНК используют его не только для получения кредитов на обслуживание текущих платежей или долгосрочных вложений. Владея огромными собственными активами, международные компании используют кредитные рынки, в первую очередь вненациональные, для наиболее выгодного размещения принадлежащих им денежных и финансовых требований. При этом ТНК сталкиваются с изменчивостью валютных курсов и процентных ставокденежных рынков. Во избежание курсовых и кредитных потерь они совершают разнообразные валютные операции (срочные и срочно-наличные), за счет которых совокупный валютный оборот в мире увеличивается во много раз быстрее роста мирового оборота товаров и услуг. В значительной мере за счет этого к началу 90-х годов доля операций финансового характера во всем мировом платежном обороте достигла 90% по сравнению с 60-70% в 70-е и 40-50% в 60-е годы.

Валютные сделки ТНК позволяют им также извлекать дополнительную прибыль от перемещения ликвидных ресурсов в зависимости от изменения конъюнктуры мирового кредитного рынка в различных его центрах. Тем самым они ведут к спекулятивной ориентированности рынка, к опасному отрыву финансовой надстройки от реальных, экономических операций.

Всемирный банк ¾ Международная финансово-кредитная группа, состоящая из четырех финансовых институтов: Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации (МФК), Международной ассоциации развития (МАР) и Многостороннего инвестиционно-гарантийного агентства (МАГИ). На группу МБРР постоянно приходится не менее половины общего годового объема средств, выделяемых всеми межгосударственными органами развивающимся странам. В 1993 финансовом году (у группы МБРР финансовый год заканчивается 30 июня) МБРР ассигновал этим странам рекордную сумму кредитов ¾ около 17 млрд дол., а вместе со своими филиалами ¾ около 26 млрд дол.

Целью МФК является стимулирование частного предпринимательства, содействие совместным инвестициям местного и иностранного капитала.

МАР призвана предоставлять наименее развитым странам беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет при льготном периоде 10 лет. Они предоставляются в первую очередь странам, у которых ВНП на душу населения не выше 650 дол. в год; к ним в начале 90-х годов относились 40 стран. Однако чтобы участвовать в МАР и получить доступ к ее льготным кредитам, необходимо вступить в МБРР.

МИГА как третий филиал МБРР служит такой специальной цели, как поощрять инвестиции в акционерный капитал и другие направления прямых капиталовложений в участвующие страны посредством их страхования от некоммерческих рисков. Он также консультирует правительственные органы стран-членов относительно разработки и осуществления политики, программ и порядка (процедур), касающихся иностранных инвестиций, устраивает встречи и переговоры между деловыми международными кругами и местными органами власти заинтересованных стран по вопросам инвестиций, а также предоставляет необходимые информационные услуги.

Международный валютный фонд (МВФ). МВФ создан для того, чтобы посредством частичной интернационализации золотых и валютных резервов участвующих в нем стран создать пул международных ликвидных ресурсов, который должен служить источником временного покрытия пассивного сальдо платежных балансов стран, не располагающих необходимыми для этого собственными ликвидными ресурсами и не имеющих возможности получить обычный банковский кредит за границей.

Фонд предоставляет свои ресурсы участвующим в нем странам в форме продажи необходимой им иностранной валюты на национальную валюту.

Годы существования МВФ показали, что путем частичной интернационализации золотых и валютных резервов нельзя разрешить проблему международной ликвидности. Ресурсы фонда оказались явно не достаточными для того, чтобы урегулировать пассивное сальдо платежных балансов состоящих в нем государств. Однако ресурсы фонда широко использовались США и другими странами в качестве одного из средств давления на менее могущественные и развивающиеся страны. В 1947 г. МВФ предоставил кредиты восьми странам на общую сумму 467,7 млн дол., в том числе Англии 240 млн дол., Франции 125, Голландии 52 млн.

Однако уже в 1948 г. кредитный механизм фонда, на который возлагались большие надежды, начал работать с перебоями. Платежные балансы Западной Европы оказались пассивными. Поэтому они не только не могли погасить задолженность, но и нуждались в новых кредитах.

Руководители МВФ уже в 1948 г. были вынуждены признать, что фонд не может справиться с поставленными задачами, так как кризис валютно-финансовых отношений оказался значительно глубже, чем это ожидалось при создании фонда.

Управленческая структура МВФ ¾ Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков.

МВФ устроен по образцу акционерного предприятия. Поэтому возможность каждого участника оказывать воздействие на его деятельность с помощью голосования определяется долей в капитале. Наибольшим количеством голосов в МВФ обладают: США ¾ 17,7%, ФРГ ¾ 5,5%, Япония ¾ 5,5%, Великобритания ¾ 4,9%, Саудовская Аравия ¾ 3,4%, Италия ¾ 3,1%, Россия ¾ 2,9%, доля стран ЕС ¾ 26,2%; 24 промышленно развитых государства имеют 59,6% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих почти 86% количества членов Фонда, приходится лишь 40,4% голосов.

На первых порах МВФ как кредитор играл скромную роль. Однако в 70-х и особенно в 80-х годах произошло значительное расширение его кредитной деятельности. Наименее развитым странам предоставлялись льготные кредиты за счет специальных фондов (табл. 7.5).

Таблица 7.5



2015-11-18 1048 Обсуждений (0)
Институты международного рынка капиталов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Институты международного рынка капиталов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1048)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)