Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль и место России в мировом хозяйстве



2015-11-18 950 Обсуждений (0)
Роль и место России в мировом хозяйстве 0.00 из 5.00 0 оценок




Стремление России к интеграции в мировое хозяйство предполагает ее активное участие в международных валютно-финансовых и кредитных отношениях. Чтобы стать полноправным участником этих отношений, России предстоит решить немало проблем. При этом стратегической задачей ее валютной политики является введение свободного обмена рубля на конвертируемые валюты. Это предполагает наличие сбалансированного и открытого для нерезидентов (в рамках избранной стратегии) внутреннего рынка товаров, услуг, капитала, валют, отмену валютных ограничений. Курс рубля к конвертируемым валютам обеспечивает связь экономики России с мировым рынком.

В России фактически уже имеется внутренняя конвертируемость рубля при наличии ряда валютных ограничений. Для перехода к полной конвертируемости рубля потребуется политическая, экономическая и финансовая стабилизация, накопление существенных золотовалютных резервов, отработка валютного механизма сотрудничества со странами СНГ. В 1996 г. Россия подписала ст. VII Устава МВФ, в результате чего рубль стал конвертируемой валютой в платежах и переводах.

Важным шагом для российского рубля как валюты, признаваемой мировым экономическим сообществом, стала торговля срочными контрактами (фьючерсами) на рубль на Чикагской товарной бирже (ЧТБ) в США. В апреле 1998 г. ЧТБ стала использовать российский рубль как двенадцатую валюту, с которой ЧТБ проводит срочные сделки. Сумма контракта составила 500 тыс. руб., срок исполнения ¾ 6 месяцев. У российских банков появилась возможность участвовать в торгах на ЧТБ. Для нерезидентов ¾ это дополнительная возможность хеджироваться при вхождении на российский рынок. Вместе с тем после открытия торгов на американской бирже возросло воздействие на российский рынок со стороны мировых спекулянтов. Центральному банку России, который до начала 1998 г. был крупнейшим игроком на рынке фьючерсных валютных сделок, стало сложнее регулировать рынок, особенно в случае очередного мирового финансового кризиса.

Еще до открытия торгов по российскому рублю на ЧТБ Россия стала пятой по счету восточноевропейской страной после Чехии, Венгрии, Польши и Словакии, чьи производные ценные бумаги ¾ фьючерсы и опционы стали обращаться на Австрийской бирже деривативов, являющейся отделением Венской фондовой биржи. Для торговли российскими фьючерсами и опционами Австрийской биржей разработан специальный страновый индекс, в качестве базовой основы которого использован индекс РТС (официальный индикатор Российской торговой системы).

Для скорейшей интеграции России с европейскими фондовыми рынками Венская биржа планирует предоставить российским инвесторам, эмитентам и брокерским компаниями доступ к торговым площадкам Европы через терминалы биржи. Положительным эффектом присутствия Венской фондовой биржи в России станет повышение ликвидности российского фондового рынка, появление новых каналов торговли и экономия затрат членов биржи за счет «эффекта масштаба». Интеграция российского фондового рынка с его европейскими аналогами посредством Венской фондовой биржи отражает не только объективную реальность географического положения, но и тенденцию к глобализации и интеграции европейских рынков.

Интеграция России в мировые финансовые рынки дает возможность участия в международном рынке прямых и портфельных инвестиций, а также кредитного капитала. В 90-е годы деятельность России на мировом кредитно-финансовом рынке выглядит весьма плодотворной. В мае 1992 г. Россия вступила в Международный валютный фонд. В тот же период начинается ее сотрудничество с группой Мирового банка, включающего в себя ряд международных финансовых организаций (МБРР, МФК, МАР, МАГИ).

Мировые финансы являются важным фактором финансовой стабилизации России. За счет внешних заимствований во второй половине 90-х годов Россия покрывала до 50% бюджетного дефицита страны.

Наиболее крупные кредиты Россия получает от МВФ. Предоставление их связано с соблюдением ряда требований, а именно:

¨ наличием прогнозируемой, последовательной экономической политики;

¨ наличием утвержденного до начала нового финансового года федерального бюджета;

¨ сохранением стабильного налогового режима.

Выделение кредитов осуществляется на основе ежегодного заключаемых соглашений об экономической политике между правительством и Банком России, с одной стороны, и МВФ ¾ с другой. В этих соглашениях определяются основные параметры макроэкономической политики России на период кредитования.

С 1992 по 1996 гг. включительно Россия получила от МВФ 10,5 млрд дол. Наиболее значительными шагами сотрудничества России с МВФ стали предоставление ей резервного кредита «стэнд бай» №1 в 1992 г., программа кредитования системной трансформации в 1993 г. и резервный кредит «стэнд бай» № 2 в 1995 г. Из трех перечисленных программ Россией была выполнена лишь последняя. Целью этой программы было достижение финансовой стабилизации ¾ соблюдение ограничений на рост индикаторов и бюджетного дефицита, обеспечивающих снижение инфляции и стабилизацию курса рубля.

В 1996 г. вступило в силу четвертое соглашение с МВФ ¾ программа расширенного кредитования сроком на три года. В этой связи Правительством РФ был принят ряд решений во внешнеэкономической области, прежде всего отказ от количественных ограничений на экспорт и импорт.

Взаимодействие России с МБРР строится в зависимости от отношений, складывающихся с МВФ. Если эти отношения благоприятны и МВФ удовлетворен ходом реформ в России, МБРР, как правило, в свою очередь предоставляет кредиты России на весьма льготных условиях. Банк предоставляет России кредиты двух видов: не обусловленные и обусловленные определенными действиями Правительства РФ по коррекции своей структурной экономической политики.

Основная масса предоставленных России кредитов либо привязана к поставкам товаров, либо обусловлена определенными нормами (уровень инфляции, бюджетного дефицита и др.), либо выделена на кредитование инвестиционных проектов. Такие кредиты не реализуются, а некоторые из них могут быть и не востребованы.

Набирает темпы сотрудничество России с другими влиятельными финансовыми структурами. Россия, имея статус наблюдателя в Азиатском банке развития (АзБР), в 1997 г. становится его полноправным членом. Это дает ей широкие возможности для расширения своего экспорта в рамках программы помощи АзБР странам СНГ и Вьетнаму. В перспективе налаживание взаимодействия с Черноморским банком торговли и развития, Ближневосточным и Североафриканским банком, Межамериканским банком развития.

Следует подчеркнуть, что при всей важности помощи международных финансовых организаций России их роль и значение в развитии российской экономики, влияние на экономические реформы достаточно ограничены.

С середины 90-х годов Россия активно осваивает европейский рынок капиталов. За три года Россия разместила четыре транша еврооблигаций.

Выпуск российских евробондов номинирован в американских долларах и европейской валюте.

Заимствования на внешнем рынке обходятся России значительно дешевле, чем на внутреннем. Привлекательность еврооблигаций обусловлена большой емкостью данного рынка и отсутствием ограничений, которые, как правило, присутствуют в кредитах международных организаций или правительств других стран. Кроме государственных российских евробондов облигации на европейском рынке размещают Москва и Санкт-Петербург, ряд других субъектов РФ, например Татарстан, Московская область, Нижегородская область, Красноярский край и др. Стали популярными заимствования через вклады еврооблигаций для крупных российских предприятий, банков.

Следует отметить, что на рынке еврооблигаций до сих пор обращаются облигации, выпущенные в конце 80-х годов Внешэкономбанком СССР. Их сумма оценивается примерно в 1 млрд дол. Обслуживание долга и погашение по нему производятся точно в срок.

Внешний долг России. Осуществляя те или иные заимствования за рубежом, Россия становится одним из крупнейших должников в мире. По размеру внешнего долга, оцениваемого на начало 1998 г. в 130,8 млрд дол., Россия заняла третье место в мире, уступая лишь Мексике (165,7 млрд дол.) и Бразилии (159,1 млрд дол.). Основная часть российского внешнего долга перешла по наследству от бывшего СССР ¾ 97,8 млрд долл., а долги самой России составляют лишь 33,8 млрд дол.

Для улучшения платежной ситуации и обеспечения бюджета по части долговых обязательств Россия в 1982 г. пыталась заключить соглашения с кредиторами о реструктуризации задолженности и отсрочке выплат. В 1996 г. было подписано первое такое соглашение рамочного типа со странами Парижского клуба, объединяющего страны-кредиторы, о 25-летней реструктуризации бывшей советской задолженности государствам ¾ членам этого клуба в размере 42 млрд дол. Условия соглашения предоставляют России шестилетний льготный период, в течение которого выплачиваются только проценты по этому долгу. Сам долг начнет выплачиваться после 2002 г. в течение 20 лет. В соответствии с этим документом заключены конкретные соглашения со многими странами ¾ членами клуба.

В октябре 1997 г. подписано соглашение о реструктуризации долга с Лондонским клубом банков-кредиторов (долг 32,3 млрд дол.), которое предусматривает 25-летнюю отсрочку по выплате основного долга ¾ 24 млрд дол. Накопившиеся проценты по долгу ¾ 8,3 млрд дол. будут выплачиваться путем выпуска облигаций с 20-летним сроком погашения.

Национальное богатство России оценивается почти в 400 трлн дол. Хотя российские чиновники ежегодно берут взятки в размере свыше 6 млрд дол., а граждане вывозят из страны как минимум 20 млрд дол. в год, по мнению некоторых оптимистично настроенных экономистов, такое положение дел не катастрофично.

Россия не только должник, но и солидный кредитор для многих стран. Так, долг развивающихся стран России в 1993 г., по разным оценкам, составил 140-176 млрд дол., как видим, эти цифры значительно превышают долг России Западу.

В сентябре 1997 г. Россия стала полноправным членом Парижского клуба стран-кредиторов. Членство в клубе существенно расширяет возможности возвращения долгов. Долги стран ¾ членов клуба России составляют 52 млрд дол. из общей суммы задолженности. Участие в клубе предполагает дисконтирование долгов до примерно 12 млрд дол. Но это реальные деньги. По некоторым оценкам, речь может идти о 300-500 млн дол. ежегодных выплат России ее должниками.

Суммы долгов крупнейших должников России на конец 1997 г. составляли (млрд дол.): Куба ¾ 20; Монголия ¾ 8,5; Индия ¾ 7,9; Алжир¾ 4; Сирия ¾ 13; Афганистан ¾ 8,2; Йемен ¾ 6,7; Мозамбик ¾ 3; Вьетнам ¾ 9,5; Ирак ¾ 8; Эфиопия ¾ 5,5.

Россия является также и кредитором стран СНГ, и их долг в последние годы возрастает. Текущая задолженность стран СНГ России составляет 9 млрд. долл. Основными должниками являются Украина, Казахстан, Узбекистан и Белоруссия. Исходя из того что финансово-кредитная система стран СНГ находится на стадии становления и многие страны ¾ члены СНГ не в состоянии рассчитаться с долгами, считается целесообразнее проводить зачет долгов поставками товаров, которые можно было бы выгодно продать на российском рынке.

Быстрорастущий мировой рынок кредитных капиталов стал важным фактором международных экономических отношений.

Международная миграция капитала объективно ведет к укреплению внешнеэкономических и политических связей стран в мировом хозяйстве, к росту их взаимосвязи и взаимозависимости, а также к увеличению экономического и технического потенциала стран, к росту благосостояния отдельных национальных экономик и мирового хозяйства в целом.

К сожалению, международные рынки нестабильны, и эта нестабильность может еще больше возрасти в ближайшем будущем, если не будут приняты насущные меры по усилению контроля за рынками. Когда финансовые рынки страны полностью открыты и подвержены капризам международных финансовых центров, это способно вызвать такую нестабильность, которую страна, зависящая от иностранного капитала, выдержать не в состоянии.

Главная проблема заключается в том, что произошедшая глобализация мировой экономики и хозяйства не усилила мировое сообщество до тех же масштабов. Такие международные организации, как ООН, оказались неспособны подняться до уровня интернационального правительства, а финансовые организации (МВФ) сами подвергаются жесткой критике.



2015-11-18 950 Обсуждений (0)
Роль и место России в мировом хозяйстве 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль и место России в мировом хозяйстве

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (950)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)