Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные задачи этапов обучения одному технико-тактическому действию (ТТД)



2015-11-18 786 Обсуждений (0)
Основные задачи этапов обучения одному технико-тактическому действию (ТТД) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Этап ознакомления

Этап формирования двигательного умения

Этапформирования двигательного навыка

Овладеть основ­ным Механизмом ТТД

1. Овладеть деталями ТТД в постоянных учеб­ных условиях.

2. Овладеть правильным выполнением деталей в целостном ТТД

1. Совершенствование эффек­тивности выполнения ТТД.

2. Совершенствование физи­ческих качеств.

3. Совершенствование ТТД в нестандартных условиях.

4. Ознакомление с приклад­ными вариантами ТТД

 

 

Спортивные педагоги выделяют в каждом шаге обучения три ступени:

восприятие и созерцание движения;

обдумывание и программирование;

— выполнение двигательного задания.

Рассмотрим особенности педагогической деятельности на этих ступенях.

При восприятии изучаемых технико-тактических действий необходимо:

— обеспечить усвоение наименования и объяснений техники движений;

— сформулировать такое двигательное задание, которое ока­жется достаточным для овладения основным механизмом техники;

— продемонстрировать технико-тактическое, действие, с тем чтобы обеспечить более полное восприятие задания.

Наиболее важными аспектами педагогической деятельности являются объяснение и демонстрация техники движения.

Объяснение: объясняются не только внешние, т. е. видимые, характеристики технико-тактического действия, но также и те внутренние (субъективные) ощущения, которые должны возник­нуть при правильном его выполнении. Решение этой задачи пре­дельно упрощается при применении следующих двух методических приемов:

— использовании предшествующего двигательного опыта обучающихся;

— актуализации образных выражений типа «насторожись, как кошка перед прыжком», «расколи пяткой лед», «нырни» и т. п.

Этими методическими приемами достигается мобилизация всех органов чувств, что важно, так как занимающийся должен не только слышать объяснение, но и прочувствовать его через дви­гательные, тактильные, зрительные и другие анализаторы.

Демонстрация двигательного действия. Важно знать, что су­ществуют следующие варианты демонстрации движений: нату­ральный показ, демонстрация наглядных пособий (схем, плака­тов, кинограмм, различных приспособлений), акустическая де­монстрация (ритм движения), световая демонстрация.

Наиболее удобным и простым является натуральный показ, который, в свою очередь, имеет следующие разновидности: иде­альный показ, адаптированный (упрощенный, приспособленный к уровню подготовленности группы или индивида), имитационный (чаще применяется в работе с квалифицированными спортсмена­ми) и, наконец, лидирующий (когда обучающийся выполняет прием вместе с демонстрирующим).

Адаптированный показ предусматривает, например, наличие таких вариантов спортивной техники, как начальная, промежу­точная и мастерская, каждой из которых свойственны типичные параметры пространственных, временных, силовых и ритмических характеристик движения.

Для лучшего восприятия демонстрируемого движения следует избрать наиболее удобную плоскость для просмотра, а также определить достаточное расстояние от занимающихся. Существует заимствованное у художников правило, по которому определяется достаточное расстояние: если амплитуда демонстрируемого дви­жения равна величине А, то для целостного восприятия его (без поворотов головы) следует находиться на расстоянии ЗА.

Во время демонстрации приема следует акцентировать внима­ние на начальной фазе, обеспечивающей успех основной фазы.

При обдумывании и программировании необходимо:

выделить время на обдумывание;

— указать правильную последовательность обдумывания;

— использовать такой методический прием, как закрывание глаз для облегчения процедуры обдумывания;

— изложить план выполнения двигательного задания;

— опросить учащихся с целью контроля и закрепления знаний;

— требовать обдуманного выполнения движений.

При практическом выполнении двигательного задания можно использовать три метода разучивания: целостный, по частям, с помощью подводящих упражнений.

Указанные методы можно применять в четырех вариантах:

— когда борец самостоятельно выполняет двигательное зада­ние (в облегченных условиях, или со страховкой, или в обычных условиях);

—- когда борца «принудительно проводят по движению», ис­пользуя различные технические средства, например тренажеры (этот метод иногда называют методом принудительного прочув­ствованна) ;

— когда борца ориентируют при помощи разметок или других указателей, ограничивающих направление, амплитуду и другие характеристики движений (метод ориентирования);

— когда борец в ходе практического выполнения приема по­лучает срочную информацию о степени расхождения истинных и заданных параметров движений (пространственных, временных, силовых, ритмических). Данный метод именуется методом сроч­ной информации.

Во всех случаях оптимальное количество повторений не долж­но превышать 10 раз.

Целостный метод разучивания эффективен тем, что задача обучения решается сразу, но плох тем, что трудно осваи­ваются координационно сложные приемы и комбинационные дей­ствия.

Метод разучивания по частям применять легче. Од­нако при его использовании может нарушиться скоростно-силовая структура движения, чем объясняется малая его эффективность. Часто требуются большие затраты времени для объединения ча­стей в целостное движение. Следует учесть, что скоростные дви­жения учить по частям опасно.

Метод разучивания с помощью подводящих упражнений. Ему принадлежит особое место. Само наимено­вание метода свидетельствует о наличии логически взаимосвязан­ных упражнений, последовательное выполнение которых как бы подводит к беспрепятственному выполнению самого разучиваемо­го движения, что существенно повышает скорость его усвоения. Явным достоинством метода подводящих упражнений является не только увеличение скорости разучивания (за счет использования явлений положительного переноса навыков), но и значительное сокращение частоты травмирований занимающихся.

Исправление ошибок.Прежде всего следует определить со­держание каждого шага обучения, чтобы принудительно исклю­чить появление ошибок. Для этого используют методы предмет­ного ориентирования, подводящих упражнений и др. В частности, применение метода предметного ориентирования позволяет ис­ключить ошибки в таких пространственных характеристиках раз­учиваемого технико-тактического действия, как направление, фор­ма и амплитуда движений. Очень часто методы предметного ори­ентирования и подводящих упражнений позволяют избежать тех ошибок, которые могут привести к травмам.

Тем не менее полностью избежать ошибок в выполнении двигательного задания невозможно. Поэтому прежде всего отметим, что по значимости все ошибки могут быть подразделены на мел­кие, значительные и грубые. В частности, к грубым ошибкам можно отнести те, которые приводят к травмам, при которых нельзя выполнить разучиваемый прием или при которых сущест­венно нарушается основной механизм техники движений.

В зависимости от фаз технико-тактических действий ошибки могут быть зарегистрированы в начале, в середине и в конце приема. Кроме этого, ошибки могут быть классифицированы и на основании трех других признаков: «емкости», типичности и степе­ни автоматизированности. В частности, они подразделяются на локальные, региональные, глобальные (по емкости), типичные, нетипичные и автоматизированные, неавтоматизированные (по степени их автоматизированности).

Безусловной является необходимость в первую очередь преду­преждать и устранять грубые ошибки, приводящие к травмам, не позволяющие выполнять прием или существенно искажающие основной механизм техники, а затем — значительные и мелкие.

Следует всячески избегать появления глобальных и особенно автоматизированных ошибок. Для этого следует более четко раз­рабатывать частные методики разучивания движений.



2015-11-18 786 Обсуждений (0)
Основные задачи этапов обучения одному технико-тактическому действию (ТТД) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные задачи этапов обучения одному технико-тактическому действию (ТТД)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (786)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)