Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОБОБЩЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ БОРЬБЫ



2015-11-18 617 Обсуждений (0)
ОБОБЩЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ БОРЬБЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Для того чтобы представить все многообразие движений или всю систему движений, которую должны освоить борцы на пути от новичка до мастера спорта международного класса, до­статочно вернуться к повторному анализу схемы 1. Если первый блок представлен строевыми и порядковыми упраж­нениями, то самый последний, восьмой, раскрывает систему со­ревнований. Естественно, что в этом ряду постепенно нарастает удельный вес тактики над техникой. Так, если при разучивании и выполнении упражнений первого, второго и третьего блоков элементы тактики практически незаметны, то уже начиная с чет­вертого, постепенно набирая силу, они становятся ведущими в восьмом блоке.

преподаватели не физкультурных средних специальных и выс­ших учебных заведений, решая вопрос об объеме учебного мате­риала, должны ориентироваться на продолжительность и итого­вую цель предполагаемого учебно-тренировочного процесса. Если цель сводится к подготовке мастеров спорта международ­ного класса, то программа подготовки должна содержать учебный материал из всех восьми блоков. В ином случае учебная про­грамма должна сокращаться.

Для учащихся и студентов физкультурных учебных заведений, а также для спортсменов, занимающихся в различных спортив­ных школах, программа подготовки должна включать наиболее полный перечень учебного материала. Это связано с необходи­мостью более широкого решения образовательных задач спортив­ной тренировки, что зависит от:

— выбора оптимального объема необходимых для разучива­ния движений (необходимого критерия достаточности пока еще никто не предложил);

— выбора разумного соотношения между количеством движе­ний, представляющих восемь блоков;

— нахождения правильного ответа на вопрос о том, какие из отобранных движений следует довести до уровня двигательного навыка, двигательного умения или же при изучении каких из них следует остановиться на уровне ознакомления (критерии качест­венности усвоения движений также четко не разработаны);

— наличия педагогически оправданных классификаций упраж­нений в каждом из восьми блоков схемы 1, являющихся предпо­сылкой для успешного решения проблемы рациональной последо­вательности их освоения;

— правильной систематизации движений внутри каждой из выделенных классификационных групп на основе дидактических правил;

— и, наконец, от выбора рациональной последовательности разучивания ранее классифицированных и систематизированных движений.

Соблюдение вышеперечисленных шести условий является лишь предпосылкой к успешному овладению всем многообразием бор­цовских движений. Многое зависит от того, как долго задержи­вается группа занимающихся на первом, втором и последующих .этапах освоения учебного материала. Многое также зависит от того, по какой схеме строится последовательность разучивания движений внутри каждого блока. Если, например, избирается концентрический метод, то он предусматривает наличие такой классификации движений, в которой определено число классифи­кационных групп (представим, что их у нас пять). Внутри каждой из пяти групп они систематизированы по педагогическим прави­лам, т. е. сложность движений увеличивается от первой к пятой группе, а внутри каждой группы — от первого к последнему дви­жению. Именно такую классификацию и систематику движений можно считать педагогически оправданной, так как с ее помощью можно эффективно решить вопрос о выборе наиболее рациональ­ной последовательности разучивания определенной системы дви­жений. В частности, суть концентрической последовательности разучивания заключается в том, что обучение строится кругами. В первом из них разучиваются первые номера каждой классификационной группы (в нашем примере таких движений в каждом круге окажется пять), во втором круге — вторые номера и т. д.

На этом пути возникает необходимость решения как минимум двух вопросов:

— как долго следует задерживаться на разучивании каждого движения?

— оправданно или нет неукоснительное соблюдение той по­следовательности разучивания, которая предусмотрена концентри­ческим методом?

Существует три ответа на первый из поставленных вопросов:

— к обучению новому движению не приступают, пока воспи­танники полностью не усвоят разучиваемое сегодня движение (концентрированное изучение);

— обучение новому движению начинают, как только воспи­танники овладеют основным механизмом техники предыдущего движения (рассредоточенное обучение);

— к изучению нового движения приступают, как только пре­дыдущее движение доведено до уровня двигательного умения, т. е. правильно выполняется при специальной фиксации внима­ния, а затем многократно и периодически (в том числе и на последующих кругах обучения) возвращаются к его повторному разучиванию (вначале концентрированному, а затем рассредо­точенному).

Самым правильным из них является третий ответ. Его придерживаются ведущие тренеры, на его основе строятся программные документы по физическому воспитанию и спортивной тренировке.

Вопрос о том, можно ли нарушать дидактические правила (от простого к сложному, от легкого к трудному и т. д.), весьма ин­тересен. И если потребуется краткий ответ, то он будет положи­тельным, т. е. эти правила не только можно, но иногда просто нужно нарушать. Дело в том, что европейская спортивная педа­гогика, следуя за Песталоцци, слишком увлеклась упрощением и детализацией обучения. Причем эти упрощения не учитывали естественных биологических путей формирования двигательного опыта человека. Ребенка, в частности, обучают ходьбе совсем не так, как это рекомендовали бы методисты по физическому воспи­танию. Ребенку гораздо легче усвоить комплексные двигательные задания типа катания на коньках или на велосипеде, чем точно выполнить изолированные движения руками или ногами. Именно поэтому нередко бывает целесообразным нарушение правил, т. е. частичный отказ от предусмотренной последовательности разучи­вания движений» перенос на более ранние этапы обучения порой самых сложных движений, не предъявляющих, однако, особых требований к опорно-двигательному аппарату занимающихся.

Следующая важная проблема процесса обучения движениям состоит в поиске ответов на вопросы:

— какое количество кругов при концентрической последова­тельности разучивания движений следует признать достаточным?

— как далее строить процесс обучения движениям?

Правильный ответ на первый из поставленных вопросов та­кой: количество кругов обучения не может быть беспредельным, оно ограничивается к моменту освоения базовой техники, вбира­ющей «школьные основы профилирующих движений из конкрет­ных блоков практического курса (см. схему 1).

Последующая работа по изучению техники движений внутри каждого блока строится совершенно по иному принципу — начи­нается процесс системного объединения разученных ранее движе­ний в связки, комплексы, а иногда наступает этап совершенство­вания отдельных движений или их комплексов по индивидуаль­ным заданиям (чаще всего этот подход применяется начиная с 4-го и кончая восьмым блоками, т. е. при освоении базовых тех­нико-тактических действий, технико-тактических комплексов, раз­личных разновидностей борцовских схваток и наращивании соревновательного опыта у борцов).

Следовательно, вся многолетняя технико-тактическая подго­товка борцов вбирает в себя четыре этапа:

I — этап формирования основ ведения единоборства, охваты­вающий учебный материал 1—4-го блоков (см. схему 1);

II — этап освоения базовых технико-тактических действии (5-й и частично 6—8-й блоки);

III—этап формирования комбинационного стиля ведения борь­бы (6-й и частично 7—8-й блоки);

IV — этап индивидуальной подготовки (по индивидуальным планам тренировки).

Контрольные вопросы

1. Раскройте понятие шага обучения одному технико-тактическому дей­ствию.

2. Перечислите черты двигательного навыка.

3. Как взаимосвязаны с тремя этапами обучения технико-тактическому действию уровни его освоенности: ознакомление, двигательное умение, двига­тельный навык?

4. Какая разница между идеальным, адаптированным, имитационным и ли­дирующим показом?

5. Объясните значение плоскости и расстояния для просмотра демонстри­руемого движения.

6. Перечислите методы практического выполнения технико-тактических дей­ствий при разучивании.

7. Назовите оптимальное количество повторений при практическом опробовании технико-тактических действий.

8. Раскройте роль метода слова на втором этапе обучения.

9. Какие две крупные группы методов должны применяться ,на третьем этапе обучения движению?

10. Перечислите минимальный объем учебного материала, необходимого для преподавания борьбы в различных звеньях системы физического воспитания (в общеобразовательных спортивных школах, в других учебных заведениях и коллективах физической культуры).

11. Какую роль в определении рациональной последовательности многолет­него изучения техники борьбы играет классификация учебного материала?

12. В чем сущность концентрической последовательности изучения учеб­ного материала?

13. Как долго следует задерживаться на разучивании каждого технико-так­тического действия?

14. Какое количество кругов следует признать достаточным при центрической последовательности разучивания учебного материала?



2015-11-18 617 Обсуждений (0)
ОБОБЩЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ БОРЬБЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОБОБЩЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ БОРЬБЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (617)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)