Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ



2015-11-18 1151 Обсуждений (0)
СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Специально-подготовительные упражнения составляют содер­жание 3-го блока практического курса учебного материала дис­циплины «Спортивная борьба» (см. схему 1). Это значит, что тренер по спортивной борьбе обязан использовать эти упражнения в учебно-тренировочном процессе начиная с ранних этапов мно­голетней тренировки. Для успешного их применения целесообраз­но классифицировать эти упражнения на три крупные группы: координационные, кондиционные и сопряженные. Главная цель первых сводится к совершенствованию координации борцовских движений. Вторая группа упражнений предназначена для наращи­вания функциональных возможностей борцов, т. е. для совершенст­вования таких кондиционных физических качеств, как сила, быстрота, выносливость и гибкость. Третья группа — сопряженные упражнения — направлена на параллельное решение задач совер­шенствования координационных и кондиционных качеств. В по­следнем случае совершенствуются «коронные» (излюбленные) приемы или другие действия борцов, сходные по структуре и ха­рактеру проявляемых усилий.

На первых порах многолетней тренировки предпочтение следу­ет отдавать координационным и кондиционным упражнениям, а начиная с этапа углубленной специальной подготовки — сопря­женным упражнениям.

Набор специально-подготовительных упражнений весьма ши­рок. Например, среди координационных упражнений выделено 9 крупных групп, среди кондиционных — 27 групп упражнений и т. д.

Для детских и подростковых групп особую значимость имеют координационные упражнения. Упражнения в страховке, партне­ров и самостраховке при падениях направлены на формирование навыков безопасных падений; упражнения на мосту, с манеке­ном, с партнером, с отягощениями формируют школу борцовских движений и повышают уровень специальной физической подго­товленности; акробатические прыжки совершенствуют способность управления движениями в различных плоскостях пространства и значительно повышают прыгучесть.

Ознакомимся с некоторыми из названных групп упражнений.

УПРАЖНЕНИЯ В СТРАХОВКЕ И САМОСТРАХОВКЕ ПРИ ПАДЕНИЯХ

Основная цель поединка борцов в стойке сводится к выведе­нию противника из равновесия, в результате чего падают оба илиодин борец. Падение на ковер может вызвать ушибы или другие травмы. Именно поэтому учат падать и поддерживать (страхо­вать) партнера. Навыки самостраховки при падениях имеют боль­шое значение не только для занятий борьбой н другими видами спорта, но и для профилактики бытового травматизма у детей и взрослых.

Последовательно рассмотрим технику выполнения и частные методы обучения самостраховке и страховке при падениях.

САМОСТРАХОВКА

Основная задача упражнений самостраховки сводится к фор­мированию навыков безопасного падения. Чем большим количе­ством таких навыков владеет борец, тем меньше вероятность травмирования. Упражнения самостраховки распределены по группам в зависимости от частей тела, на которые падает борец, от высо­ты и направления полета.

Ниже приводится описание некоторых из основных упражне­ний самостраховки.

Упражнения для падений с опорой на кисти (пальцы):

1. Упор пальцами в стену (то же в ковер).

2. И. п.: упор лежа на пальцах — сгибать и разгибать руки. Упражнения для падений с опорой на ладонь:

1. И. п.: упор лежа — сгибать и разгибать руки (то же в упо­ре одной рукой).

2. И. п.: стоя на коленях, руки за спиной — падать вперед с опо­рой руками. Упражнение усложняется изменением и. п.: стоя на широко расставленных ногах; стоя ноги вместе; изменяя направление падения — назад с поворотом в падении на 180°.

3. И. п.: стоя — прыжок вперед с приземлением на руки и грудь. Упражнения с опорой на предплечья:

1. И. п.: стоя — падение вперед, опора на ладони, затем на предплечья.

2. И. п.: стоя согнувшись, партнер захватывает спереди-сверху туловище и шею — падение вперед с партнером.

Упражнения для освоения падения назад с опорой на руки:

1. И. п.: сидя — падение назад с опорой на кисти, ладони, предплечья: То же с опорой на одну руку. То же из приседа и стойки.

Упражнения для освоения падения в сторону с опорой на руки:

1. И. п.: стоя на коленях (в приседе, полуприседе, стойке) — падать в сторону с опорой на руки (кисти, кисть, предплечье)

2. И. п.: партнеры стоят лицом друг к другу — один захваты­вает другого за ноги, вынося их в сторону, другой падает с опо­рой на руки.

3. И. п.: на четвереньках, партнер захватывает туловище спе­реди-сверху — падение на локоть одной руки с выседом. То же из и, п. стоя согнувшись.

Упражнения для освоения падения вперед на ноги:

1. И. п.: стоя — прыжок в длину с места (с разбега)—при­земление на две ноги (одну ногу, на широко расставленные ноги, носки, пятки).

2. То же с высоты скамейки, стула, гимнастической стенки (вперед, назад).

Упражнения для падения на колени:

1. И. п.: стоя — встать прыжком на колени и вернуться в и. п.

2. И. п.: стоя — кувырок назад — встать на колени.

3. И. п.: стоя — падение с приземлением на одно колено.

4. И. п.: стоя на коленях — передвижение (то же с захватом голеней).

Упражнения для освоения падений на бок:

1. И. п.: сидя (присед, стойка, стойка на возвышении) —падая

И. п. — исходное положение.

назад, выполнить перекат по боку, хлопок рукой по ковру, сгруппироваться.

2. Кувырок вперед на бок (полет-кувырок через партнера, ма­некен и т. п.),

3. И. п.: стоя на голове и руках — падать в сторону перекатом по боку. То же из стойки на руках.

Упражнения для освоения падений на спину:

1. И. п.: сидя, руки вперед (то же из приседа, стойки) —падать назад, в перекате выполнить хлопок руками по ковру.

2. И. п.: присед (стоя)—кувырок вперед без опоры руками. То же с разбега, затем падение кувырком в воздухе (полусальто с хлопком руками по ковру), остаться на спине в положении груп­пировки. То же с возвышения (манекена, скамейки, стула).

Упражнения для освоения падений на живот:

1. И. п.: стойка на голове и руках — падение перекатом на живот.

2. И. п.: стоя на коленях (стойке), руки сцеплены за спиной, голову повернуть в сторону — падение на живот перекатом по бедрам, животу. Упражнение требует смелости, поэтому первые попытки выполнять на мягких поролоновых матах.

3. И. п.: лежа на спине (сидя) — кувырок назад через плечо с перекатом прогнувшись по груди и животу.

Методическиерекомендации.

При построении обучения упражнениям самостраховки необ­ходимо соблюдать следующие требования.

1. Изучение упражнений начинать с первых дней занятий.

2. Упражнения изучаются сначала простые и легкие, затем они усложняются и затрудняются. Усложнение упражнений осу­ществляется изменением направления, величины пути, угла при­земления, высоты полета, быстроты выполнения, траектории и формы движения в полете (прямолинейная, вращательная), коли­чества исполнителей (без партнера, с партнером) и т. д.

3. Трудность увеличивается в следующей последовательности: сначала изучается конечное положение борца (группировка), за­тем осуществляется переход в конечное положение борца (груп­пировка), затем осуществляется переход в конечное положение с минимальной высоты. Постепенно высота падения увеличивает­ся. Изменяется направление падения и величина вращения тела в полете. Изменяется угол приземления с острого до прямого (на­правление движения по отношению к ковру). В заключение изу­чается способ падения с партнером.

4. Увеличивать трудность выполнения можно только после усвоения более простого и легкого упражнения.

5. Повышение высоты в выполнении упражнения может вы­звать у занимающихся чувство страха, которого они не могут преодолеть. В этом случае страх можно снизить, положив на место приземления мягкие поролоновые маты. При усвоении «мягкого» способа приземления маты можно убрать.

6. Упражнения можно комбинировать. Например, комбиниро­вать способ выполнения и способ приземления. Так, падение с высоты на ноги можно скомбинировать с последующим падением на бок или спину, руки. Падение, таким образом, смягчается.

7. Изучать упражнения следует так, чтобы систематически повторялись падения на различные части тела (руки, ноги, туло­вище, голову), в различных направлениях. Повторением добива­ются автоматизации навыка падений.

8. Перед упражнениями самостраховки следует давать упраж­нения для увеличения эластичности связок и мышц в тех суста­вах, на которые приходится большая нагрузка при падении.

СТРАХОВКА

Под термином «страховка» понимают действия преподавателя или борца, обеспечивающие безопасное выполнение упражнений или приемов.

Страховка партнером. Страховка выражается в созда­нии опоры или поддержки, смягчающих падение (приземление) партнера. При создании опоры страхующий занимает положение ниже партнера, при поддержке страхующий занимает положение сверху. Приводим примерные упражнения страховки.

Создание опоры:

1. И. п.: страхующий лежит на спине, вытянув руки вверх, партнер стоит на коленях со стороны головы (бока, ног)—парт­нер палает на выставленные руки страхующего, а тот, изменяя направление его падения, амортизирует руками и кладет его ря­дом с собой на ковер.

2. И. п.: страхующий лежит на ковре, поджав ноги, партнер стоит со стороны его ног — падает на страхующего, который но­гами смягчает и останавливает его падение.

3. И. п.: страхующий выполняет бросок через спину и поддер­живает партнера таким образом, чтобы он сначала коснулся ков­ра ногами, затем туловищем (лопатками).

Способы поддержки партнера:

1. И. п.: партнеры стоят лицом друг к другу, страхующий за­хватывает партнера за руку и шею — партнер падает назад, страхующий амортизирует падение, поддерживая за руку и шею.

2. И. п.: два партнера в стойке, третий становится на четве­реньки сзади падающего — страхующий толкает партнера через стоящего на четвереньках и поддерживает его в падении за руку и отворот (шею).

3. И. п.: партнеры стоят лицом друг к другу, обоюдно захва­тив одноименную руку, один выполняет самостраховку в падении на бок, другой, поддерживая за руку, смягчает его падение.

4. Имитация бросков. Один борец выполняет захват, другой — падение. Задача страхующего — правильно выполнить поддержку.

Страховка тренером (преподавателем). Наиболее распространенный способ страховки тренером — поддержка. Вы­полняется при изучении наиболее сложных приемов (бросок про­гибом, бросок подворотом). Тренер располагается рядом с зани­мающимися, изготовившимися при выполнении броска, захватывает бросаемого за руку (свободную, не захваченную бросающим). Располагаться следует таким образом, чтобы не оказаться на пути падающего. После этого подается команда на выполнение приема, и тренер поддерживает обоих в падении. Для освоения способа страховки предпочтительно вначале страховать борца, выполняющего бросок с манекеном. В этом случае страхующий захватывает «руку» манекена.

Контрольные вопросы

1. Раскройте роль специально-подготовительных упражнений борца. Оха­рактеризуйте основные группы этих упражнений.

2. При помощи каких специально-подготовительных упражнений формиру­ются навыки безопасного падения?

3. Раскройте последовательность изучения и способы усложнения упраж­нений самостраховки.

4. Изложите в порядке усложнения упражнения самостраховки: а) в падении с опорой на руки; 6) при падении набок;

в) при падениях на спину;

г) при падениях на голову (на мосту);

д) при падениях на грудь, живот; е) при падениях на ноги (колени).

5. Назовите основы рационального построения процесса обучения упраж­нениям самостраховки.

6. Сформулируйте основные различия между приемами страховки, прово­димыми партнером и тренером.



2015-11-18 1151 Обсуждений (0)
СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1151)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)