Имена двухпадежного склонения
الأَسْمَاءُ المَمْنُوعَةُ مِنَ الصَّرْفِ
Некоторые имена арабского языка не принимают танвина и склоняются посредством «фатхи» в родительном и винительном падежах. Например:
К именам этой группы относятся: 1) Имена собственные, указывающие на лиц женского пола. Например: سُعَادُ Суад زَيْنَبُ Зайнаб مَرْيَمُ Марйам Примечание: если это имя состоит из трёх букв, средняя из которых огласована «сукуном», то оно относится к трёхпадежным. Например:
2) Имена собственные, имеющие в конце ةُ «та марбута». Например:
فَاطِمَةُ Фатима (женское имя) عَائِشَةُ Аиша (женское имя) حَمْزَةُ Хамза (мужское имя) طَلْحَةُ Талха (мужское имя)
3) Имена собственные иностранного происхождения. Например: يُوسُفُ Иосиф نَابُلْيُونُ Наполеон هِتْلَرُ Гитлер Примечание: если это имя состоит из трёх букв, средняя из которых огласована «сукуном», то оно относится к трёхпадежным. Например:
4) Имена собственные, имеющие форму глагола. Например:
أَحْمَدُ Ахмад (форма имени совпадает с формой глагола أَحْمَدُ «я восхваляю»)
يَزِيدُ Язид (форма имени совпадает с формой глагола يَزِيدُ «он увеличивается»)
يَشْكُرُ Яшкур (форма имени совпадает с формой глагола يَشْكُرُ «он благодарит») 5) Имена собственные, заканчивающиеся на –َانُ. Например: رَمَضَانُ Рамадан شَعْبَانُ Шабан عُثْمَانُ Осман 6) Имена собственные формы فُعَلُ: عُمَرُ Омар زُفَرُ Зуфар زُحَلُ Зухаль 7) Имена прилагательные формы فَعْلاَنُ. Например: سَكْرَانُ пьяный غَضْبَانُ разгневанный شَبْعَانُ сытый
8) Имена собственные, образованные из двух слов путём слитного (но не изафетного) соединения. Например: شَمْسُقَمَرُ Шамсукамар
9) Имена женского рода или множественного числа, заканчивающиеся на краткий алиф (اَلْأَلِفُ الْمَقْصُورَة) или удлинённый алиф (الأَلِفُ المَمْدُودَةُ). Например:
سُكَارَى пьяные كَسْلَى ленивая
صَحْرَاءُ пустыня عُلَمَاءُ ученые 10) Имена прилагательные на формулу أَفْعَلُ, не принимающие ة "та марбуту". Например:
أَكْبَرُ самый большой أَحْمَرُ красный أَبْيَضُ белый
11) Производные имени числительного на формулу مَفْعَلُ и فُعَالُ. Например:
مَوْحَدُ или أُحَادُ по одному, по одной مَثْنَى или ثُنَاءُ по два, по две مَثْلَثُ или ثُلاَثُ по три
12) Разбитое множественное число, имеющее в середине ا «алиф», после которого стоят две или три буквы. Например:
مَدَارِسُ школы مَفَاتِيحُ ключи
أَحَادِيثُ хадисы عَوَامِلُ факторы 13) Прилагательное أُخَرُ «другие» (множественное число женского рода) Все перечисленные имена являются двухпадежными при том условии, что они стоят без определённого артикля ال и не в качестве первого члена идафы. Иначе они склоняются как обычные имена. Например:
Упражнения для закрепления
1) Просклоняйте по падежам следующие имена:
2) Переведите предложения, найдите в них имена с двухпадежным склонением и объясните причину их двухпадежности: هَذَا الْقَلَمُ لِزَيْدٍ وَذَلِكَ لِعَائِشَةَ ________________ ذَهَبَ مُحَمَّدٌ إلَى أَحْمَدَ ________________ أَخَذْتُ الْكِتَابَ مِنْ زَيْنَبَ ________________ أُخْتُ رَمَضانَ مَرِيضَةٌ ________________ اِبْنِي فِي بَارِيسَ ________________ سَيَّارَةُ إسْمَاعِيلَ جَدِيدَةٌ ________________ أخُو حَمْزَةَ طَالِبٌ ________________ فِي مِصْرَ مَسَاجِدُ كَثِيرةٌ ________________ صَلَّيْتُ الظُّهْرَ فِي صَحْرَاءَ ________________ دَخَلَ الرِّجَالُ ثُلاثَ
3) Проставьте огласовки подчёркнутых имён и переведите предложения:
رَأَيْتُ الْيَوْمَ أحْمَد ________________ أَخَذْتُ هَذَا الْكِتَابَ مِنْ زَيْنَب ________________ شَاهَدْتُ الْيَوْمَ فِلْمًا عَنْ مَسَاجِدمِصْر ________________ صَلَّيْتُ الظُّهْرَ فِي أَكْبَر مَسْجِدٍ ________________ كُنْتُ فِي صَحْرَاء لِيـبِـيَا ________________ هَلْ أخُوكَ مِنْ مَكَّة؟ لا، إِنَّهُ مِنْ إصْطَنْبول ________________ الْمُسْلِمُونَ يُصَلُّونَ فِي الْمَسَاجِد ________________ الرَّئِيسُ فِي الْبَيْتِ الْأَبْيَض ________________ سَافَرَ الرَّئِيسُ إِلَى لَنْدَن مَعَ الوُزَرَاء ________________
Слова, носящие смысл глаголов أَسْمَاءُ الأَفْعَالِ
Существует ряд слов, которые не являются глаголами, но указывают на смысл глаголов. Эти слова носят название أَسْمَاءُ الأَفْعَالِ (дословно: «имена глаголов»). На русский язык их чаще переводят глаголами повелительного наклонения или междометиями. Далее приведены некоторые из этих слов: آمِينْ «ответь на мольбу, Господи!» مَهْ «хватит!» بَلْهَ «оставь это!» إِلَيْكَ عَنِّى «отойди от меня!» هَاءَ или هَاكَили هَا«возьми!» هَيْهَاتَ «увы, вряд ли, куда там!» شَتَّانَ «как непохожи…!» أُفٍّ «фу!» (для выражения недовольства) تَعَالَ «иди сюда!» صَهْ «замолчи!»
Упражнения для закрепления
1) Переведите предложения: بَعْدَ قِرَاءَةِ سُورَةِ الْفَاتِحَةِ نَقُولُ "آمِينْ" __________________ شَتَّانَ حَسَنٌ وَحُسَيْنٌ __________________ لاَ تَقُلْ "أُفٍّ" لِأُمِّكَ وَأَبِيكَ __________________ قَالَ الْمُدَرِّسُ لِلتِّلمِيذِ:"تَعَالَ" __________________ هَاكَ الْمِثَالَ لِمَا أَقُولُ __________________ غَضِبَ الْأَبُ عَلَى ابْنِهِ فَقَالَ لَهُ:"إِلَيْكَ عَنِّي" __________________ 2) Переведите предложения на арабский язык: Хватит, о Омар! __________________ Оставь это, дочь! __________________ Возьми нож, сын! __________________ Замолчи, мальчик! __________________ Скрытое склонение الإِعْرَابُ التَّقْدِيرِىُّ
Существуют имена, которые склоняются посредством скрытых огласовок в некоторых или во всех падежах. Такой вид склонения называют الإِعْرَابُ التَّقْديرِيُّ (дословно: «подразумеваемое склонение»). К именам скрытого склонения относятся: 1) Оканчивающиеся на «алиф». Склонение таких имён скрыто во всех падежах:
Например: (فَتًى)جَاءَ الْفَتَى Пришёл юноша أَخَذْتُ الْكِتَابَ مِنَ الْفَتَى (فَتًى) Я взял книгу у юноши رَأَيْتُ الْفَتَى (فَتًى) Я видел юношу 2) Оканчивающиеся на букву ي, являющуюся показателем принадлежности для первого лица. Склонение таких имён также скрыто во всех падежах:
Например:
كِتَابِى مُمْتِعٌ Моя книга интересная قَرَأْتُ هَذَا مِنْ كِتَابِى Я вычитал это из моей книги قَرَأْتُ كِتَابِى Я прочитал свою (мою) книгу
3) Оканчивающиеся на ٍ-. Их склонение скрыто только в именнительном и родительном падежах. В определенном состоянии такие имена утрачивают «танвин» (удвоенность конечной огласовки) и принимают букву ي.
Но:
Например:
جَاءَ الْقَاضِى (قَاضٍ) Пришёл судья أَخَذْتُ الْكِتَابَ مِن الْقَاضِى (قَاضٍ) Я взял книгу у судьи رَأَيْتُ الْقَاضِىَ (قَاضِيًا) Я видел судью
Упражнения для закрепления
1) Просклоняйте по падежам следующие имена: الرَّاضِي довольный الْعَالِي высокий السَّاعِي стремящийся هُدًى прямой путь رِضًا довольство قَلَمِي мой карандаш مَاشٍ пешеход رَامٍ стрелок لَظًى пламя سَاعٍ стремящийся
2) Найдите в предложениях имена скрытого склонения и определите их падеж: الطِّفْلُ الْبَاكِي فِي الْبَيْتِ __________________ الطَّالِبُ الْمَاشِي فِي الطَّرِيقِ __________________ فِي عَصَا مُوسَى آيَةٌ كَبِيرَةٌ __________________ الثَّوْبُ الْجَدِيدُ أَجْمَلُ مِنْ الثَّوْبِ الْبَالِى __________________ دَفْتَرِي كَبِيرٌ وَدَفْتَرُكَ صَغِيرٌ __________________ أَكْرَمْتُ الْفَتَى فِي بَيْتِي __________________ إِنَّ الْهُدَى هُدَى اللهِ __________________ أَخَذْتُ دَفْتَرِي مِنْ لَيْلَى __________________
3) Переведите предложения на арабский язык и определите падеж имен скрытого склонения:
Я видел Ахмада с судьёй __________________ Ахмад прочитал мою книгу __________________ Мой отец побил собаку палкой __________________ Фатима взяла мой карандаш у юноши __________________ Я видел Мусу у Исы __________________
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1326)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |