Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


III. Требования к разработке, применению, оценке и совершенствованию системы управления охраной труда на малом предприятии



2015-11-18 1247 Обсуждений (0)
III. Требования к разработке, применению, оценке и совершенствованию системы управления охраной труда на малом предприятии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Правовое положение малых предприятий определяется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", который регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки (ст. 1 Закона).

Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 2 Закона).

Субъекты малого предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям (ст. 3 Закона).

Согласно ст. 4 Закона:

1. К субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства.

2. К малым предприятиям относятся хозяйствующие субъекты, средняя численность работников которых за предшествовавший календарный год не превышает ста человек. Среди м алых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек.

3. Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия.

Малая численность работников таких предприятий, ограниченные объемы реализуемой ими продукции и, соответственно, незначительные объемы финансовых средств, выделяемых на охрану труда, имели следствием утверждение Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Национального стандарта Российской Федерации. ГОСТ Р 12.0.009-2009 "Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению". (приказ от 10 августа 2009 г. N 283-ст.). Данный стандарт определяет характерные для малых предприятий требования к разработке, применению, оценке и совершенствованию системы управления охраной труда. Обратимся к его основным положениям.

 

Введение

Система управления охраной труда дает малому предприятию возможность разработать свою концепцию (политику) по охране труда, установить цели (целевые показатели) охраны труда, организовать трудовые процессы с принятием необходимых мер повышения результативности охраны труда, а также создать социально-ориентированное производство, исключить ущерб в результате аварий, инцидентов и несчастных случаев.

 

Примечание.

1. По нашему мнению, применение системы управления охраной труда - не сама система - не дает малому предприятию возможность разработать свою концепцию (политику) в области охраны труда. Как раз наоборот. Первоначально разрабатывается концепция и (или) политика в области охраны труда, а затем в соответствии с этой концепцией и (или) политикой малое предприятие получает возможность спроектировать и создать систему управления охраной труда.

2. Малому предприятию нет необходимости определять цели (целевые показатели) охраны труда: согласно ст. 22 "Основные права и обязанности работодателя" ТК РФ работодатель (в данном случае им является малое предприятие в лице его руководителя) обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Конкретные обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда приводятся в ст. 212 ТК РФ. О государственных нормативных требованиях охраны труда см. ст. 211 ТК РФ.

 

В основе настоящего стандарта лежит методология, применяемая в соответствии с ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования".

 

Примечание.

1. Настоящий Стандарт предназначен для практического применения в качестве рекомендаций (руководства) предпринимателям по созданию системы управления охраной труда при образовании и функционировании малых предприятий. Этим предпринимателям фраза о том, что в основе настоящего Стандарта лежит методология, применяемая в соответствии с ГОСТ 12.0.230-2007, ни о чем не говорит, практического значения для них не имеет.

Поэтому здесь следовало раскрыть, хотя бы в общем виде, содержание методологии как совокупности методов, способов, приемов формирования системы управления охраной труда и ее применения или же сослаться на соответствующий текст в стандарте ГОСТ 12.0.230-2007.

2. Полное название указанного стандарта - Межгосударственный стандарт "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования" ГОСТ 12.0.230-2007. Он был принят Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации - региональным объединением национальных органов по стандартизации государств, входящих в Содружество Независимых Государств (протокол N 28 от 23 марта 2007 г.).

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июля 2007 г. N 169-ст Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 с 1 июля 2009 г. введен в действие непосредственно (т.е. без каких-либо изменений) в качестве Национального стандарта Российской Федерации.

Практические рекомендации, содержащиеся в этом стандарте, не являются обязательными и не направлены на замену национального законодательства, действующих правил и утвержденных стандартов.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 апреля 2009 г. N 138-ст утвержден Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 12.0.007-2009 "Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию". Введен впервые. Введен в действие с 1 июля 2010 г.

Данный стандарт содержит более подробные рекомендации по разработке и применению системы управления охраной труда в организации, чем стандарт ГОСТ 12.0.230-2007. Поэтому, по нашему мнению, именно им следует руководствоваться при разработке и применению указанных систем малых предприятий.

 

Степень детализации и сложность системы управления охраной труда, объем документации и выделяемые на систему ресурсы зависят от целого ряда факторов, таких как область применения системы, размер малого предприятия и вида его деятельности, выпускаемой продукции (оказываемой услуги).

 

Примечание.

Текст приведенного выше абзаца, возражений, в принципе, не вызывает. Однако в контексте комментируемого Стандарта он вряд ли уместен:

Независимо от области применения системы управления охраной труда, размера малого предприятия, вида его деятельности, выпускаемой продукции (оказываемой услуги) работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (о государственных нормативных требованиях охраны труда и обязанности юридических и физических лиц исполнять их при осуществлении ими любых видов деятельности см. ст. 211 ТК РФ).

 

1. Область применения

Настоящий стандарт является руководством по разработке и применению системы управления охраной труда на малом предприятии независимо от его организационно-правовой формы.

Целью настоящего стандарта является методическое обеспечение возможности функционирования вновь создаваемого малого предприятия, а также профилактической работы на действующем малом предприятии путем непрерывного совершенствования деятельности по обеспечению охраны труда для предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний с помощью применения современных принципов и методов.

 

Примечание. Во-первых, следует полагать, что целью настоящего Стандарта не может являться методическое обеспечение возможности функционирования вновь создаваемого малого предприятия. Во-вторых, речь, видимо, должна идти о назначении Стандарта быть методическим руководством по разработке и применению системы управления охраной труда на малом предприятии. В данной редакции текст приведенного выше абзаца противоречит тексту абзаца 1 комментируемого Раздела I "Область применения".

 

Задачами стандарта являются:

- организация работы по охране труда на малом предприятии;

- организация безопасных производственных процессов;

- создание безопасных условий труда;

- содействие защите работников от опасностей и рисков;

- подготовка предприятия к аудиту, страхованию и представлению контрольным органам;

- развитие положений ГОСТ 12.0.230-2007 с учетом особенностей малого предприятия, законодательства и национальной нормативной правовой базы по охране труда.

 

Примечание. По нашему мнению, Стандарт вообще не может иметь задач. Допустимо полагать, что здесь речь должна идти о методическом обеспечении в соответствии со Стандартом:

- организации работы по охране труда на малом предприятии;

- организации безопасных производственных процессов и т.д.

 

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.0.004-90. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

 

Примечание. Согласно ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Минтруд РФ и Минобразования РФ постановлением от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" утвердили указанный порядок.

 

ГОСТ 12.0.230-2007. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования.

 

Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

 

3. Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1. Аудит (проверка): систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита.

3.2. Безопасные условия труда: условия труда, при которых воздействие на работающего вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (ст. 209 ТК РФ).

3.3. Безопасность производственного оборудования: свойство производственного оборудования соответствовать требованиям безопасности труда при монтаже (демонтаже) и эксплуатации в условиях, установленных нормативно-технической документацией (ГОСТ 12.0.002-80, статья 11).

3.4. Безопасность производственного процесса: свойство производственного процесса соответствовать требованиям безопасности труда при проведении его в условиях, установленных нормативно-технической документацией (ГОСТ 12.0.002-80, статья 12).

3.5. Вредный производственный фактор: производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию (ст. 209 ТК РФ).

3.6. Знак безопасности: знак, предназначенный для предупреждения человека о возможной опасности, запрещении или предписании определенных действий, а также для информации о расположении объектов, использование которых связано с исключением или снижением последствий воздействия опасных и (или) вредных производственных факторов (ГОСТ 12.0.002-80, статья 22).

3.7. Идентификация риска: процесс нахождения, составления перечня и описания элементов риска (ГОСТ Р 51897-2002, статья 3.3.3).

 

Примечание. Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 238-ФЗ в ст. 209 "Основные понятия" внесены, в том числе, следующие основные понятия:

- профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию с сфере труда (в настоящее время - Минздравсоцразвития РФ) с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

- управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. Положение о системе управления профессиональными рисками утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (в настоящее время Минтруд РФ) с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

 

3.8. Идентификация источников: процесс нахождения, составления перечня и описания источников (ГОСТ Р 51897-2002, статья 3.3.4).

3.9. Несчастный случай на производстве: событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами, либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть [3].

3.10. Опасный производственный фактор: производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме (ст. 209 ТК РФ).

3.11. Охрана труда: система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ).

3.12. Опасная зона: пространство, в котором возможно воздействие на работающего опасного и (или) вредного производственных факторов ((ГОСТ 12.0.002-80, статья 10).

3.13. Оценка риска: процесс анализа рисков, вызванных воздействием опасностей на работе, для определения их влияния на безопасность и сохранение здоровья работников ((ГОСТ 12.0.230-2007, статья 2.11).

3.14. Производственная деятельность: совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ст. 209 ТК РФ).

3.15. Работник: физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (ст. 20 ТК РФ).

3.16. Работодатель: физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником (ст. 20 ТК РФ).

3.17. Рабочее место: место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).

3.18. Риск: сочетание вероятности события и его последствий ((ГОСТ Р 51897-2002, статья 3.1.1).

3.19. Средства индивидуальной и коллективной защиты работников: технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения (ст. 209 ТК РФ).

3.20. Травмы, ухудшение здоровья и болезни, связанные с работой: результаты отрицательного воздействия на здоровье работника химических, биологических, физических факторов, организационно-технических, социально-психологических и иных производственных факторов во время трудовой деятельности ((ГОСТ 12.0.230-2007, статья 2.24).

3.21. Требования охраны труда: государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда (ст. 209 ТК РФ).

3.22. Условия труда: совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающие влияние на работоспособность и здоровье работников (ст. 209 ТК РФ).

3.23. Цвет безопасности: цвет, предназначенный для привлечения внимания человека к отдельным элементам производственного оборудования и (или) строительной конструкции, которые могут являться источниками опасных и (или) вредных производственных факторов, средствам пожаротушения и знаку безопасности ((ГОСТ 12.0.002-80, статья 23).

 

4. Система управления охраной труда малого предприятия

4.1. Предварительный анализ состояния охраны труда в организации

4.1.1. Создание системы управления охраной труда и обеспечение ее функционирования начинается с:

- выбора видов производственной деятельности, оценки (идентификации) рисков и отнесения предприятия к классу профессионального риска [4];

- подбора безопасного производственного процесса (при проектировании предприятия), изучения и анализа условий труда на действующих рабочих местах (см. 4.3.5.1);

- подбора безопасного производственного оборудования, транспорта, подъемных устройств, оснастки, инструмента, средств подготовки инструмента (при проектировании предприятия), изучения и анализа травмобезопасности действующих рабочих мест (см. 4.3.5.1);

- подбора территории, отвечающей требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности [5] (при проектировании предприятия), оценки территории, на которой располагается действующее предприятие в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности [5] (см. 4.3.5.1);

- подбора здания, отвечающего требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда [5], с учетом вида деятельности (при проектировании предприятия), оценки действующих зданий на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности [5] (см. 4.3.5.1);

- подбора административно-бытовых помещений, отвечающих требованиям Строительных норм и правил, организации лечебно-профилактического обслуживания [6];

- определения штата работников соответствующей квалификации, порядка подготовки работников по охране труда и проверки знаний в области охраны труда (см. 4.3.2);

- комплектования нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности проектируемого предприятия [5], проверки применимости нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой действующего предприятия;

- приобретения сертифицированных средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, в соответствии с Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (при проектировании предприятия), проверки приобретения и использования средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств на действующих предприятиях (см. 4.3.5.1) [7];

- подбора средств коллективной защиты, знаков безопасности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности [5], проверки эффективности средств коллективной защиты на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности [5];

- определения льгот и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда (при проектировании предприятия), проверки правильности предоставления льгот и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда на действующем предприятии, в соответствии с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда;

- организации проведения предварительного и периодического медицинского осмотра (обследования) [2].

В случае если сотрудники малого предприятия не могут квалифицированно выполнять работы по охране труда на этапе проектирования или оценивать выполнение требований охраны труда на действующем предприятии, заинтересованная сторона должна воспользоваться услугами организаций, специализирующихся на решении вопросов охраны труда.

 

Примечание. В п. 4.2 речь идет не о предварительном анализе состояния охраны труда в организации, а о мероприятиях по созданию малого предприятия, проводимых с учетом обеспечения для будущих работников безопасных условий труда. В принципе, назначение и содержание этих мероприятий возражений не вызывают. Однако их проведение под силу организациям, располагающим для этого необходимым составом функциональных подразделений, в том числе и службой охраны труда. Что же касается малых предприятий, средняя численность работников которых не превышает 100, то они не располагают ни людскими, ни финансовыми ресурсами для решения таких вопросов как подбор зданий, административно-бытовых помещений, отвечающих требованиям строительных норм и правил и т.д.

В то же время, малые предприятия обязаны обеспечить безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 22 ТК РФ). Таким предприятиям, по нашему мнению, должны быть рекомендованы посильные для них методы и способы организации охраны труда, тогда как авторы Стандарта предлагают малым предприятиям организовать работу по охране труда по примеру крупных организаций, что они не в состоянии сделать. Иного авторы Стандарта предложить малым предприятиям не могут.

В связи с этим для разработчиков различного рода рекомендаций большое практическое значение может иметь использование опыта организации работы по обеспечению охраны труда работников малых предприятий, сложившийся в странах с развитой рыночной экономикой. В частности, в Великобритании за истекшие годы стало значительно меньше крупных фирм. В этих фирмах работает меньше половины занятых граждан. Одновременно значительно увеличилось количество мелких предприятий. На более чем 90% таких предприятий количество работающих составляет менее 10 человек.

По мнению экспертов, в этих условиях традиционные масштабные мероприятия в сфере охраны труда перестали достигать желаемого результата, поскольку при их проведении недостаточно внимания уделяется обеспечению безопасности работников непосредственно на рабочих местах. К тому же проведение указанных мероприятий на предприятиях малого бизнеса практически невозможно. По этой причине подведомственная Министерству труда и пенсий Великобритании Комиссия по охране и безопасности труда уделяет особое внимание малом бизнесу, для которого разработаны специальные упрощенные формы и методики оценки рисков, информационные и нормативно-методические материалы, облегчающие восприятие и усвоение правил техники безопасности и основных обязанностей работодателя и работника по управлению рисками, определенные Законом об охране здоровья работников и безопасности труда.

На сайте Комиссии (http://www.hse.gov.uk) содержится огромный массив экспертной информации, методик, рекомендаций, законодательных норм, правил, примеров лучшей практики в сфере охраны труда, популярных брошюр, специальных форм и прочих материалов, детально структурированных по разделам, подразделам и отраслям с целью удобства использования в расчете на аудиторию любого уровня.

 

4.2. Планирование системы управления охраной труда

4.2.1. Концепция (политика) охраны труда

Выполнив и проанализировав рекомендации, приведенные в 4.1.1, работодатель формулирует и документирует основные (стратегические) направления охраны труда, а также обязательства выполнения законодательных требований и осуществления постоянного совершенствования системы управления охраной труда в соответствии с рекомендациями по определению концепции в области охраны труда, приведенными в ГОСТ 12.0.230-2007.

 

Примечание.

1. Концепция и политика в области охраны труда - это не одно и то же, не синонимы.

2. Если работодателю рекомендуется сформировать основные (стратегические) направления охраны труда, то здесь следовало бы привести признаки, определяющие данные направления как основные (стратегические).

3. Вряд ли следует рекомендовать работодателю брать на себя обязательства выполнять требования законодательных актов. Возьмет он на себя такое обязательство или не возьмет, - он обязан соблюдать требования законов, содержащих нормы трудового права, при организации работы по обеспечению безопасных условий труда.

 

4.2.2. Цели и задачи в области охраны труда

Организация должна устанавливать, внедрять и поддерживать документально оформленные, согласованные с концепцией охраны труда цели в области охраны труда для соответствующих функций и уровней в организации.

 

Примечание.

1. Цели не устанавливаются, не внедряются и не поддерживаются документально. Они определяются.

2. Цели в области охраны труда не согласовываются с концепцией охраны труда. Они определяются данной концепцией.

Для эффективного контроля достижения поставленных целей и задач они должны быть количественно выражены, по мере возможности.

 

Пример. Документальное оформление целей и задач в области охраны труда возможно в виде планов мероприятий по улучшению условий труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда [8], коллективного договора [2] и т.п.

 

При планировании работ по охране труда действующая организация должна учитывать законодательные требования и иные требования, которые она обязуется выполнять, а также результаты предварительного анализа (см. 4.1). Она также должна учитывать свои технологические возможности, финансовые, производственные и коммерческие требования, а также мнения соответствующих заинтересованных сторон.

Разрабатывая план (программу) по улучшению условий и охраны труда, организация должна определять:

- ответственность и полномочия для соответствующих функций и уровней в организации;

- материальные ресурсы и сроки достижения целей и выполнения задач.

Планы (программы) должны пересматриваться на регулярной запланированной основе и корректироваться.

4.3. Разработка и применение системы управления охраной труда

4.3.1. Распределение обязанностей и ответственности по охране труда

Обязанности и ответственность по охране труда распределяются в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.230-2007.

 

Примеры

Документальным оформлением распределения обязанностей и полномочий могут быть:

- трудовые договоры, должностные инструкции;

- приказы.

 

Примечание. Распределение обязанностей ответственности в рамках системы управления охраной труда осуществляется в определенной последовательности по направлениям работы по обеспечению безопасности труда (например, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, проведение медицинских осмотров работников, санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников и т.д.).

По каждому из этих направлений определятся в определенной последовательности состав и содержание мероприятий (в дальнейшем - функций), которые необходимо провести для того, чтобы обеспечить работников СИЗ, провести медицинские осмотры работников и т.д.

Состав и содержание мероприятий по данному направлению работы по охране труда закрепляются в соответствующем локальном нормативном акте, который в дальнейшем станет составной частью Положения о системе управления охраной труда в организации.

Далее состав и содержание мероприятий распределяются между службами и подразделениями организации в виде функций, которые они обязаны исполнять, и закрепляются в положениях об этих службах и подразделениях.

Внутри подразделения данные функции распределяются по должности и закрепляются в должностных инструкциях работников.

 

Система управления охраной труда на этапе функционирования предприятия с числом работников менее 50 человек накладывает на работодателя большой круг ответственности по выполнению обязанностей отсутствующих специалистов по охране труда. Замена специалистов может быть выполнена по договорам:

- обслуживания;

- совместительства (в том числе по основному месту работы);

- услуги.

4.3.1.2. Система управления охраной труда на этапе функционирования предприятия с числом работников более 50 человек обязывает работодателя создавать службу по охране труда.

 

Примечание. Система управления охраной труда организации не обязывает работодателя, численность работников которого превышает 50 человек, создать службу охраны труда.

Согласно ст. 217 "Служба охраны труда в организации" ТК РФ у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

 

4.3.2. Подготовка и обучение персонала

4.3.2.1. Вся деятельность предприятия должна осуществляться с учетом проведения обучения персонала. Подготовку и обучение персонала выполняют в соответствии с ГОСТ 12.0.230-2007 и [9].

4.3.2.2. В рамках контроля обучения на предприятии должны вестись протоколы заседаний комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников и журналы регистрации инструктажа:

- вводного;

- первичного на рабочем месте, повторного и внепланового.

4.3.2.3. Обучение следует проводить по программам, разработанным для соответствующих групп работников с учетом инструкций охраны труда [10].

4.3.2.4. Работодатель должен организовывать систему повышения квалификации, переподготовки персонала, а также первичной подготовки работников, их стажировки на рабочем месте.

4.3.3. Доступность информации

Работодатель обеспечивает систему информирования работников о режиме труда и отдыха работников, соблюдении дисциплины труда, об условиях и охране труда на рабочих местах работников в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.230-2007, пункт 4.6.

Работодатель обеспечивает доступность информации и ознакомление работников с изданными приказами под роспись с размещением документов в доступном месте.

Работодатель организует поступление нормативного документа и периодики (журналов) в области охраны труда.

При запросе со стороны компетентных органов работодатель обязан предоставить необходимую информацию, в частности на:

- запрос со стороны Федеральной службы по труду и занятости о состоянии условий труда и результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;

- запрос Роспотребнадзора об организации и проведении производственного контроля за соблюдением санитарных правил.

 

Примечание. Взаимоотношения работодателя с государственным надзорными и контрольными органами, органами Фонда социального страхования РФ, органами общественного контроля регламентируются статьями 22 и 212 ТК РФ. Напомним читателям, что положения комментируемого Стандарта носят рекомендательный характер. Тем не менее, авторы Стандарта не вправе вторгаться в сферу действия трудового законодательства.

 

4.3.4. Документация системы управления охраной труда

Организация должна вести документы, включая записи, которые по решению организации необходимы для обеспечения эффективного планирования, функционирования и контроля за процессами, относящимися к менеджменту рисков в соответствии с видом экономической деятельности.

Система управления охраной труда предусматривает:

- проектные решения с учетом вида деятельности предприятия;

- экспертные заключения по предприятию;

- актов ввода в эксплуатацию;

- документацию, связанную с концепций (политикой) в области охраны труда;

- документацию, связанную с положением о системе управления охраной труда;

- определение целей в области охраны труда (составление планов по улучшению условий труда);

- приказы о введении в действие системы управления охраной труда;

- должностные инструкции;

- приказы о назначении лиц, ответственных за функционирование системы управления охраной труда;

- заключение коллективного договора;

- заключение соглашения по охране труда;

- разработку программы обучения персонала по охране труда (вводного и первичного инструктажа);

- инструкции по охране труда по профессии и видам работ;

- ведение протоколов заседаний комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников;

- журналы, в которых ведутся:

регистрации инструктажей,

учет инструкций по охране труда для работников,

учет выдачи инструкций по охране труда для работников,

регистрации несчастных случаев на производстве, а также

другие журналы, предусмотренные нормативными правовыми актами по охране труда [5];

- карточки выдачи средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств [7];

- акты проведения медицинского обследования работников;

- учет данных о состоянии здоровья работников;

- разрешительные документы на проведение работ повышенной опасности (наряд-допуск);

- акты проведения испытаний производственного оборудования, транспорта, подъемных устройств, оснастки, инструмента, средств подготовки инструмента;

- результаты аттестации рабочих мест по условиям труда [8];

- результаты текущего, реагирующего контроля, аудита и анализа функционирования системы управления охраной труда высшим руководством.

Работодатель обязан организовать ведение и хранение вышеперечисленной документации надлежащим образом.

 

Примечание.

1. Не понятно, почему следует обязывать организацию вести документацию, в отношении которой сама организа



2015-11-18 1247 Обсуждений (0)
III. Требования к разработке, применению, оценке и совершенствованию системы управления охраной труда на малом предприятии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: III. Требования к разработке, применению, оценке и совершенствованию системы управления охраной труда на малом предприятии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1247)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)