Оккупациональная терапия
Оккупациональная терапия (Occupationaltherapy) происходит от английского термина «occupation» – ‘занятость’. Оккупациональная терапия – это форма профессиональной социальной работы, которая является частью комплексной программы медицинской, социальной и психолого-педагогической реабилитации; это терапия повседневными занятиями, форма профессиональной социальной работы [54]. В зависимости от специфики объекта воздействия, целей и задач определяются и методы воздействия. Оккупационная терапия позволяет:
Ключевой элемент оккупациональной терапии – это выбор видов занятий, которые формируют навыки независимого функционирования и удовлетворение потребностей индивида в контексте его социального окружения. В работе с молодыми людьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, оккупационная терапия направлена на увеличение мобильности, силы и выносливости; стимулирование здоровья и продуктивные взаимоотношения; преодоление депрессии и неврологической дисфункции; поиск ресурсов в социальном окружении. Оккупациональная терапия исходит из представления том, что состояние здоровья человека определяется рядом факторов, которые лежат за границами понятий о болезни или патологическом состоянии. Наличие болезни является важным, но не единственным фактором в определении оккупационального здоровья. Как правило, клиент, оккупациональная деятельность которого ограничена по состоянию здоровья, будет хорошо поддаваться терапии, которая сочетает медикаментозное лечение и компенсаторные приемы оккупациональной терапии. Основными задачами оккупациональной терапии являются:
Оккупациональная терапия направлена не только на возврат утраченных способностей ухода за собой, но и возврат к активной деятельности (участие в досуговых мероприятиях, выполнение трудовых обязанностей и т.д.). Как особая технология, оккупациональная терапия имеет две основные функции: реабилитационную и терапевтическую. Реабилитационная функция направлена на продуктивную деятельность по собственному самообслуживанию; терапевтическая – на восстановление утерянных вследствие болезни или травмы навыков, с помощью использования различных методов. Оккупациональной терапией занимается полифункциональная бригада, состоящая из среднего и младшего медицинского персонала, инструкторов ЛФК, специалистов по социальной работе, воспитателей, психолога. Основная цель всех специалистов – вовлечение клиентов в активную реабилитационную деятельность, оказание им помощи в применении средств реабилитации, самостоятельной жизнедеятельности в реабилитационной среде. Оккупациональная терапия начинается с функциональной диагностики, необходимой для определения затруднений, которые испытывает человек, его ресурсов. Вначале воспитатель собирает информацию о самообслуживании, проведении досуга и трудовой деятельности клиентов и разрабатывает стратегию, направленную на восстановление и нормализацию оккупациональной деятельности, а затем разрабатывает план реабилитации с учётом индивидуальных программ реабилитации инвалидов (ИПР), выданных МСЭ, совместно с заведующим отделением. Оккупациональная терапия включает в себя следующие мероприятия и занятия: -самообслуживание или уход за собой; - трудовую деятельность; - проведение досуга и отдыха. Учитывая отмеченное выше, главной задачей оккупационной терапии лиц с ограниченными умственными возможностями, находящихся в психоневрологических интернатах, является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений, причём без перегрузки, которая может ухудшить состояние здоровья. Конечной целью оккупационной терапии является приобщение инвалидов к доступному им общественно полезному труду и приобретение ими социального опыта. Принципы оккупациональной терапии:
На основании изложенного можно сказать, что оккупациональная терапия состоит из комплекса знании, умений и навыков, которые помогают лицам с ограниченными возможностями сохранять здоровье, уменьшать последствия инвалидности и вести независимый образ жизни. В психоневрологическом интернате находятся клиенты, у которых имеются нарушения в мотивационно-потребностной сфере, отсутствует установка на трудовую деятельность. При умственной отсталости эти качества даже не сформированы. Указанные факты являются причиной использования трудотерапии, которая направлена на восстановление либо формирование трудовых навыков. Трудовая терапия – это направленное вовлечение инвалида в трудовую деятельность с целью воздействия трудом на психофизиологические функции организма и их максимально возможное восстановление. Трудовое обучение в интернате производится по следующим специальностям: дворник, грузчик, садовник, санитарка-уборщица, подсобный рабочий и другие. Содержание каждой программы включает знание об инвентаре, рабочей одежде, назначении специального оборудования, правилах его использования, овладение конкретными профессиональными навыками. Как следствие трудотерапии, можно рассматривать трудоустройство инвалидов, которое осуществляется по двум направлениям: трудоустройство на штатных должностях в самом интернате и на внешних объектах. Отметим, что труд, осуществляемый инвалидами вне интерната, способствует расширению социального опыта, укреплению социальных связей со здоровым окружением, создает предпосылки для социальной интеграции. При таком трудоустройстве они вынуждены пользоваться городским транспортом, ориентироваться в окружающей обстановке, устанавливать производственные и другие контакты. На внешних объектах инвалиды трудоустроены в должностях дворников, уборщиц, санитарок. Технологии трудовой реабилитации умственно отсталых лиц положены в основу комплексной программы занятий с клиентами в интернате, целью которых является формирование санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых навыков, вовлечение в трудовую деятельность, обучение элементарным профессиональным навыкам, обучение общению. Занятия по самообслуживанию включают в себя обучение соблюдению личной гигиены, организации личной жизни и индивидуальной деятельности, формирование умений и навыков по их обеспечению. Обучая инвалидов общетрудовым умениям, навыкам самообслуживания, воспитатель не только формирует у них самостоятельность в домашнем труде, но и решает важнейшую задачу – коррекцию недостатков умственной деятельности. Все виды оккупационной терапии очень важны и имеют большой реабилитационный потенциал. Например, вязание, вышивание, мелкий ремонт одежды, инвентаря и другие занятия, позволяют расслабиться и успокоиться даже на физиологическом уровне. Доказано, что у кистей рук в больших полушариях головного мозга имеется «обширное представительство» и при работе пальцами улучшается мозговое кровообращение. Это весьма важно для молодых людей с интеллектуальной недостаточностью. Занятия по социально-бытовой ориентировке не сводятся только к овладению умением вести домашнее хозяйство. Задачи данного направления значительно шире. Умственно отсталые инвалиды в силу особенностей их развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения, кроме того, они имеют относительно меньшие возможности общения с окружающим миром. Поэтому занятия предусматривают активное включение инвалидов в окружающую их жизнь. В связи с этим обязательным является наличие экскурсий, с помощью которых проживающие в интернате расширяют свои знания и представления об окружающем, развивают наблюдательность, внимание, учатся действовать в новых условиях. Кроме того, в рамках данного направления воспитательной работы решается такая задач, как отработка коммуникативных моделей поведения в наиболее типичных ситуациях. Оценка эффективности мероприятий, осуществляемых в Красноперекопском психоневрологическом интернате в рамках оккупациональной терапии, проводилась на основе анализа динамики происходящих изменений по ряду ключевых параметров:
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что внедрение оккупациональной терапии позволило снизить количество девиаций у клиентов; активизировать социально-полезную деятельность инвалидов (сформировать и развить у них позитивные социально-трудовые навыки); развить двигательные навыки, когнитивную, сенсорную и моторную сферы; развить конструктивные навыки решения проблем и жизненных ситуаций; увеличить самостоятельность в повседневной деятельности и связанных с ней навыков самообслуживания. Все это положительно отразилось на социальной адаптации и реабилитации лиц с ограниченными умственными возможностями.
Экотерапия
Реабилитационная программа «Экотерапия» предназначена для снижения выраженности психоневрологических дефектов у клиентов психоневрологического интерната с нарушениями умственной и физической активности. Программа нацелена на усиление реабилитационного эффекта за счет использования элементов гарденотерапии и анималотерапии [43]. Программа «Экотерапия» содержит не только образовательный (познание растительного и животного мира), но и реабилитационный (в том числе, арттерапия, гарденотерапия, анималотерапия, трудотерапия) и коммуникативный (развитие речевой активности, социальной адаптации) элементы в комплексе, что является основным моментом актуальности при применении этой программы. Важной особенностью является поэтапность проведения программы, которая позволяет постепенно осваивать растительный и животный мир, переходя на более сложные уровни организации от простых форм. Помимо лечебного и образовательного эффектов, данная Программа помогает клиентам в плане социальной адаптации. Целью образовательно-реабилитационной программы является снижение выраженности неврологического дефекта путем тренировки физических и психических функций. Программа направлена на повышение наблюдательности и уверенности в своих силах, развитие творческой активности, воображения, фантазии, привитие коммуникативных навыков коллективной работы и взаимодействия с другими людьми. Функции программы «Экотерапия»:
Задачи: - формирование понимания взаимоотношений природы и человека; -содействие психологическому развитию, самостоятельности, организованности при принятии решения; - воспитание гуманности и милосердия; - воспитание непотребительского отношения к жизни и окружающей среде обитания. Отличительными особенностями данной программы от уже существующих являются: 1) интеграция гардено- , анимало-, арттерапевтических методик; 2) сочетание образовательного, творческого, реабилитационного и трудового моментов; 3) уникальность авторских методик развития трудового и творческого потенциалов обучающихся (изучение в процессе трудовой деятельности агротехнических приемов уличного озеленения в условиях помещения при создании миникомпозиций); 4) постепенное освоение растительного и животного мира при переходе на более сложные уровни организации от простых форм; 5) социальная адаптация путем получения профессиональных и бытовых знаний и навыков. Программа состоит из гардено- и анималотерапевтических блоков и рассчитана на10 занятий каждого блока с периодичностью 1 раз в неделю для каждого (1 день – гарденотерапия, на следующий день – анималотерапия). Продолжительность занятий составляет не более 40 минут (10 минут для получения нового материала в виде компьютерных презентаций или рассказа с показом наглядного материала, 30 минут для практической работы). Программа построена таким образом, что обучающиеся проходят поэтапное освоение материала (от простых к более сложным формам организации). В ходе работы используются разнообразные формы занятий, которые подбираются индивидуально к каждой теме и включают как стандартные приемы, так и уникальные (авторские). Проверкой знаний служит как выполнение практических работ, так и регулярное повторение пройденного материала в форме беседы и тестирования на последующих занятиях. В результате проведения программы у обучающихся:
В процессе проведения занятий по Программе применяются следующие методы обучения: 1. По способу деятельности обучающихся: информативно-рецептивные, репродуктивные; 2. По способу взаимосвязи преподавателя и обучающихся: информационно-рецептивные, иллюстративно-наглядные, коммуникативное творчество, познавательно-рефлексивные. Помимо образовательных, в данной программе применяются реабилитационные методики: гардено-, анималотерапия. Основной акцент сделан на реабилитацию посредством пассивной и активной терапии (созерцание, тактильность, коммуникативность, сенсорика, социальная адаптация). В практической части занятий используются приемы арттерапии при создании миницветников, минисадов, коллажей животных, макетов, фитоэкспозиций и прочее. При проведении Программы используются разнообразные формы занятий, которые подбираются индивидуально к каждой теме и включают как стандартные приемы, так и уникальные (авторские). Каждое занятие обязательно включает как теоретическую, так и практическую части. При проведении теоретических занятий используются компьютерные презентации, планшеты с фотографиями, обучающие короткометражные фильмы. Далее обязательно следует подкрепление материала в форме демонстрации (на примере живых растений) или наблюдений (на примере животных из «Живого уголка»).
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5109)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |