Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Приемы организации учебно-воспитательного процесса



2015-11-18 1820 Обсуждений (0)
Приемы организации учебно-воспитательного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок




По источнику приобретений знаний применяются следующие приемы обучения:

  • словесный – рассказ, беседа, разъяснительная лекция;
  • наглядность – демонстрация в виде компьютерных презентаций, планшетов с фотографиями растений;
  • практические методы обучения – выполнение заданий по указанию по теме занятий.

 

Формы подведения итогов по каждой теме или разделу

Подведение итогов происходит в форме тестирования по результатам занятий каждого блока и на заключительном занятии, которое объединяет оба блока программы.

Статистическая информация о результатах работы за последние несколько лет, свидетельствует об эффективности системного подход к организации всех стадий и аспектов реабилитационного процесса, имеющего своей основной целью – восстановление социального взаимодействия и нарушенных потребностей в коммуникации, активизацию личностного потенциала, выработку у личности качеств, способствующих наиболее оптимальному приспособлению к социальной среде в условиях ограниченных возможностей здоровья и осуществляющегося по таким направлениям, как, социокультурная реабилитация, физическое оздоровление, трудотерапия. Реализация указанных выше мероприятий предполагает предварительную разработку теоретико-методологических основ проблемы реабилитации инвалидов и воспитательной деятельности в учреждении социальной защиты населения, методических разработок конкретных мероприятий. Представленная модель взаимосвязанных форм реабилитационных мероприятий, оказывающих развивающее, корригирующее, адаптирующее и социализирующее влияние на инвалидов, отражает системный подход к решению данной проблемы.

 

Анималтерапия

 

Термином анималтерапия называют терапию с помощью животных. Ученые еще много лет назад выявили благотворное действие на человека общения с животными.

Основными целями применения анималтерапии в практике реабилитационных мероприятий для лиц с ограниченными умственными возможностями являются:

  • адаптация и реабилитация инвалидов;
  • психологическая поддержка инвалидов;
  • содействие всестороннему гармоничному развитию лиц с ограниченными возможностями;
  • коррекция и развитие моторной, познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер;
  • повышение социального статуса инвалида путем включения его в общественно-полезную деятельность [62].

Функции анималтерапии:

  • психофизиологическая,
  • психотерапевтическая,
  • реабилитационная,
  • удовлетворение потребности в компетентности,
  • самореализация,
  • общение.

В настоящее время интернат реализует следующие направления работы в рамках анималтерапии:

1. Иппотерапия. Совместно с АНО КСК «Кентавр» проводятся занятия по иппотерапии. Клиенты реабилитационного отделения посещают занятия два раза в неделю, принимают участие в соревнованиях по конному спорту различного уровня и театрализированных представлениях на лошадях.

2. Канистерапия и филинотерапия. Клиенты интерната осуществляют волонтерскую деятельность (уборка территории, кормление и уход за животными) в питомнике для бездомных кошек и собак «Ковчег».

3. «Живой уголок» на территории интерната.

4. Образовательный проект, реализуемый совместно с зоопарком г. Ярославля.

Вовлечение лиц с ограниченными умственными возможностями в процессе реализации анималтерапии позволил достичь следующих результатов:

  • улучшение коммуникативной функции клиентов;
  • повышение уровня самостоятельности клиентов;
  • улучшение физического, психологического, эмоционального состояния клиентов;
  • развитие у клиентов навыков ухода за животными;
  • появление у клиентов уверенности в своих силах, активности, улучшение обучаемости и внимательности;
  • снижение у клиентов возбудимости, постепенное избавление от безучастности, страхов, агрессивности, замкнутости.

В реализации данного направления терапии и реабилитации активное участие принимают не только специалисты, обучающие взаимодействию с животными, но и сотрудники интерната (воспитатели, сопровождающие инвалидов до места проведения занятий и до интерната; психолог, отслеживающий динамику происходящих изменений и т.д.).

Необходимо отметить, что существует три направления лечебной верховой езды: иппотерапия, адаптивная верховая езда, конный спорт для инвалидов. Иппотерапия и адаптивная верховая езда заключаются в индивидуальных занятиях с человеком, в процессе которых выполняются специальные упражнения, помогающие развивать необходимые навыки у инвалида и создавать благоприятный эмоциональный фон. Конный спорт является продолжением лечебной верховой езды. На этом этапе происходит приобретение определенного статуса – статуса спортсмена. Лицам с ограниченными возможностями предоставляется возможность показать то, на что они способны и чему они смогли научиться. Участие в специальных олимпийских играх дает инвалиду возможность повысить самооценку, приобрести уверенности в себе, завести новые знакомства.

Использование лечебной верховой езды и, в частности, иппотерапии как формы реабилитации лиц с ограниченными умственными возможностями и коррекции их познавательной и личностной сфер обусловлено тем, что данный вид коррекционно-развивающей работы способствует стабилизации эмоционального состояния, положительной динамике устойчивости и концентрации внимания, образной и вербальной памяти, улучшению состояния здоровья в целом.

Целью занятий иппотерапией является не научить человека с ограниченными возможностями ездить верхом, а восстановить нарушенные двигательные и ментальные (психические) функции, что, в свою очередь, способствует полной интеграции лиц с ограниченными возможностями в общество.

Задачи, решаемые посредством иппотерапии:

  • развитие физической активности инвалидов;
  • способствование восстановлению нарушенных функций организма;
  • улучшение или восстановление утраченных навыков.

Механизмы воздействия иппотерапии:

- овладение навыками верховой езды, самостоятельное управление лошадью создает для человека с ограниченными умственными возможностями ситуацию успеха, что способствует повышению самооценки;

- смещение целей на условия иппотерапевтических занятий способствует развитию такого важного качества, как принятие задачи;

- стабилизация эмоционального состояния больных на иппотерапевтических занятиях, высокий уровень устойчивости и концентрации внимания способствуют развитию и формированию таких учебно-важных качеств, как уровень обобщения, зрительный анализ, вводные навыки;

- овладение навыками верховой езды, самостоятельное управление лошадью требуют от человека больших волевых усилий, выдержки, умения регулировать и организовывать свою деятельность, что способствует развитию произвольной регуляции деятельности у лиц с ограниченными умственными возможностями;

- чередование аллюра лошади «шаг-рысь» оказывает успокаивающее и расслабляющее действие на людей с психомоторной расторможенностью, импульсивностью;

- чередование аллюра лошади «шаг-рысь – галоп» оказывает стимулирующее, бодрящее действие на лиц с тормозимым видом органического инфантилизма (преобладанием пониженного фона настроения).

Лечебно-реабилитационное воздействие иппотерапии идет по двум основным направлениям. Первое – физическая реабилитация, когда лошадь используется, грубо говоря, как «тренажер», а специально подобранные комплексы упражнений позволяют тренировать определенные группы мышц и вырабатывать опыт их согласованной работы. Второе – это психологическая реабилитация и коррекция поражений психоэмоциональной сферы, когда используется эмоциональная реакция на лошадь, практически одинаковая у больных и здоровых людей.

Верховая езда играет особую роль именно для интеграции человека с ограниченными умственными возможностями, так как зачастую из-за определенного образа жизни (интернат) и работы, которая ориентирована на его заболевание, он мало контактирует со здоровыми людьми. Наряду с возможностью социального контакта, для умственно отсталого человека, который вследствие своего замедленного и часто «застойного» процесса развития в детском и юношеском возрасте, важное значение приобретает возможность отдохнуть и получить удовольствие, что является своеобразной формой стимуляции.

Тренер, занимающийся с больным верховой ездой, наряду со знанием теоретических и практических основ верховой езды, педагогики и дидактики, должен иметь специальные знания, которые позволят ему передать учебную информацию людям с ограниченными умственными возможностями, что будет способствовать компенсации их неполноценности в процессе верховой езды.

Для того чтобы создать подходящие условия для обучения умственно отсталого человека, учебные ситуации должны быть не только конкретными и четко сформулированными в словах, но и по возможности наглядными и ориентированными на совершение активных действий. Благодаря непосредственной обратной связи лошади верховая езда создает условия для обучения как в процессе общения с лошадью (общее социальное поведение), так и при верховой езде вследствие реакций лошади на применение средств управления, которые после конкретной наглядности соответствуют с этой потребности. Высокая учебная мотивация как бы «исходит» от самого животного.

Нарушения в поведении в процессе обучения более или менее интенсивно влияют на все области развития умственно отсталых людей. Процесс обучения умственно отсталого человека блокируется дважды. Вследствие очень низкой способности реагировать, внешние стимулы оказывают очень небольшие раздражающие действия. Для того чтобы достигнуть каких-либо результатов, эти люди максимально используют свою работоспособность. На все это окружающий их мир реагирует «с пониманием», результатом чего является еще более сильное замедление процессов развития, так что отставание наблюдается во всех областях.

На двигательное поведение умственно отсталых людей влияет довольно часто наблюдаемый гипотонус мускулатуры, что проявляется в недостаточной способности быстро реагировать, в слишком низком тонусе тела (это является причиной возникновения многих сложностей, особенно при езде строевой рысью), а также в низкой скорости совершения движений (например, если нужно быстро выполнить одно движение за другим, то в большинстве случаев это задание невыполнимо для умственно отсталого человека).

Восприятие умственно отсталого человека также в значительной степени нарушено или изменено. Так акустические или оптические раздражения (например, свет лучей солнца) могут восприниматься намного интенсивней. Тактильная чувствительность тоже может быть занижена, так что из-за низкой чувствительности кожи осторожное похлопывание шеи лошади может перейти в сильные удары, а нажим (посыл) высылающим шенкелем осознается и развивается только спустя какое-то время. В связи с этим необходимо отслеживать связь неожиданно возникающих отклонений в поведении с нарушенной способностью восприятия.

Речь, как одна из наиболее высокоразвитых и сложнейших областей способностей человека, у умственно отсталых людей может быть повреждена во всех сферах: от легких ошибок при произнесении слов, которые не сильно осложняют коммуникацию, до гравирующего искажения слов, так что понять, о чем идет речь, можно только из ситуативного контекста.

Предполагаемыми результатами занятий лечебной верховой ездой являются:
  • увеличение подвижности и объема движений, улучшение координации движений, равновесия (особенно заметно при верховой езде), улучшение речи, улучшение мелкой моторики (работы мышц кистей и пальцев), а значит, и улучшение возможностей выполнения бытовых процедур, повышение устойчивости к физическим нагрузкам;
  • улучшение мышечного тонуса;
  • появление уверенности в своих силах, активности, улучшение обучаемости и внимательности;
  • снижение возбудимости, постепенное избавление от безучастности, страхов, агрессивности, замкнутости.

Результаты проводимого мониторинга демонстрируют улучшение и стабилизацию эмоционального положительного фона настроения, позитивные изменения произошли в волевой сфере инвалидов, улучшилась концентрация внимания, отдельные показатели памяти и мышления. Общие тенденции свидетельствуют о позитивных изменениях в физическом и психическом состоянии инвалидов, а также в сфере межличностных отношений, снизились тревожность, агрессивность и уровень невротизации. При этом повысилась самооценка и уровень экстраверсии. После занятий со стороны медицинского персонала учреждения отмечаются значительные улучшения общесоматического состояния инвалидов, повышение общего мышечного тонуса и двигательной активности, качественно улучшилась координация движений.

Таким образом, можно отметить следующие положительные изменения у клиентов интерната, посещающих занятия по иппотерапии:
  • увеличение подвижности и объема движений, улучшение координации движений, равновесия (особенно заметно при верховой езде), улучшение речи, улучшение мелкой моторики (работы мышц кистей и пальцев), а значит, и улучшение возможностей выполнения бытовых процедур, повышение устойчивости к физическим нагрузкам;
  • улучшение мышечного тонуса;
  • появление уверенности в своих силах, активности, улучшение обучаемости и внимательности;
  • снижение возбудимости, постепенное избавление от безучастности, страхов, агрессивности, замкнутости.

 

Полученные результаты свидетельствуют о том, что иппотерапия позволяет решать следующие основные задачи: развивать физическую активность инвалида, способствовать восстановлению нарушенных функций организма, улучшать или восстанавливать утраченные навыки. При этом главной целью иппотерапии является наиболее полная интеграция человека с ограниченными умственными возможностями в общество. Иппотерапия воздействует на организм человека через два мощных фактора: психогенный и биомеханический. Соотношение удельного веса этих механизмов в каждом отдельном случае зависит от заболевания и задач, решаемых с помощью иппотерапии. Так, при лечении умственной отсталости, неврозов основным воздействующим фактором является психогенный. Психогенный фактор складывается из общения с лошадью, управление которым дает чувство уверенности, превосходства над окружающими. Достижение реальных результатов в ходе занятий содействует положительным изменениям в социально-психическом статусе человека с ограниченными умственными возможностями, приводит к повышению у него самооценки, жизненной активности, повышению мотивации к реабилитационному процессу.

 

Гарденотерапия

 

Согласно принятому Американской Ассоциацией Садовых Терапевтов определению, терапевтическое садоводство (гардено- или садовая терапия) – это реабилитационный процесс, направленный на физическую и социальную адаптацию людей с ограниченными возможностями посредством активного и/или пассивного взаимодействия с растениями. Несмотря на то, что садовая терапия имеет продолжительную историю и в наше время пользуется значительной популярностью в западных странах, в России она получила пока весьма ограниченное распространение. В последнее время в мировой практике наметилась тенденция к формированию на их основе так называемых «экологических садов», оздоровительная деятельность которых строится на экологической терапии, комплексно использующей растения и животных в лечебных и профилактических целях [43].

При проведении Программы используются разнообразные формы занятий, которые подбираются индивидуально к каждой теме и включают как стандартные приемы, так и уникальные (авторские). Каждое занятие обязательно включает как теоретическую, так и практическую части. При проведении теоретических занятий используются компьютерные презентации, планшеты с фотографиями, обучающие короткометражные фильмы. Далее обязательно следует подкрепление материала в форме демонстрации (на примере живых растений) или наблюдений (на примере животных из «Живого уголка»). В блоке гарденотерапии часто объяснение теоретического материала происходит на примере живых растительных образцов (контейнеры с всходами, луковицы, семена и др.) В соответствии с программой блока гарденотерапии разрабатывается система учебных заданий, которые имеют вид рабочей тетради. Каждой теме в тетради посвящено несколько страниц. Здесь обучающиеся, в зависимости от своих индивидуальных предпочтений и возможностей, наклеивают понравившиеся растения, зарисовывают всходы, записывают результаты измерений и наблюдений. Практическая часть занятий очень разнообразна. В обоих блоках используются различные формы деятельности, направленные на развитие индивидуальности каждого обучающегося. В гарденотерапевтическом блоке представлено уникальное сочетание применения стандартных агротехнических приемов (посев, пикировка, полив, подкормка, рыхление, стрижка и др.) для растений открытого грунта в небольших контейнерах. Находясь в помещении, обучающиеся создают своими руками уличные мини-цветники, мини-сады, ухаживают за ними. На большей части занятий обучающиеся делают какую-либо поделку из различных материалов (макет аквариума, коллаж грызуна, оригами кролика и др.) На каждом занятии большая роль отводится наблюдениям и тактильным контактам с живой природой (потрогать траву, понюхать цветы, погладить животное, послушать голоса птиц). Так как темы занятий курса «Экотерапия» тесно взаимосвязаны, повторение материала происходит в ходе последующих занятии в форме непринужденного общения.

В рамках осуществления гарденотерапии, ведется постоянная работа по благоустройству территории интерната совместно с клиентами, организовано обучение клиентов по профессии «садовник». Клумбы, оформленные воспитателями вместе с клиентами в рамках занятий по гарденотерапии, регулярно отмечаются за оригинальность на районном смотре-конкурсе благоустройства территории среди учреждений социальной сферы, в котором Красноперекопский психоневрологический интернат несколько лет подряд занимает первое место.

В качестве результатов внедрения гарденотерапии можно отметить снижение у клиентов отделения выраженности неврологического дефекта путем тренировки физических и психических функций, повышение концентрации и устойчивости внимания, развитие творческой активности и коммуникативных навыков взаимодействия с другими людьми, стабилизация эмоционального фона, снижение частоты появления депрессивных состояний, агрессивности и конфликтности.

 

Арттерапия

 

Арттерапия – это совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, направленностью и технологией психокоррекционного применения. Целью арттерапии является гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания. Занятия в рамках арттерапии при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого человека, воспитанию у него положительных навыков и привычек. В основе разработки и реализации занятий в рамках творческого направления лежат следующие задачи:

  • способствовать коррекции недостаточного развития познавательной сферы умственно отсталых людей путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
  • находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие; содействовать развитию у инвалидов аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
  • ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения действий;
  • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного материала.

Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арттерапии, достаточно широк:

  • внутри- и межличностные конфликты;
  • кризисные состояния;
  • экзистенциальные и возрастные кризисы;
  • травмы;
  • потери;
  • постстрессовые состояния;
  • невротические расстройства;
  • психосоматические расстройства и т.д.

Метод арттерапии является достаточно эффективным и не имеет ограничений, а также противопоказаний.

В рамках реабилитационной деятельности в интернате реализуются следующие виды арттерапии:

изотерапия – воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Она формирует такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициативность, целеустремленность. Кроме того, изотворчество способствуют поднятию общего жизненного тонуса. Занятия изобразительным искусством при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого человека, воспитанию у него положительных навыков и привычек. В основе разработки и реализации занятий в рамках творческого направления лежат следующие задачи: способствовать коррекции недостаточного развития познавательной сферы умственно отсталых людей путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве; находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие; содействовать развитию у инвалидов аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать; ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка; исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала.

Как разновидность изотерапии, среди клиентов востребованной оказалась методика «напиши письмо/открытку маме». У многих проживающих имеются родственники, которые их либо не посещают совсем, либо навещают очень редко. В связи с этим, наступает депрессивное состояние в виду чувства одиночества, невозможности выражения чувств по отношению к родным. В процессе реализации методики, клиентам предлагается самим изготовить открытку (нарисовать рисунок самостоятельно или с помощью психолога, разукрасить ее и написать текст письма самостоятельно или воспользоваться помощью). Данная техника позволяет взаимодействовать с проживающим сразу по нескольким направлениям:

  • диагностика (рисунок является проективной методикой, а с текстом можно провести контент-анализ). Процесс и результат выполнения открытки позволяет исследовать актуальное эмоциональное состояние клиента, его отношения с близкими, уровень психического развития, сенсомоторной сферы и т.д.).
  • коррекционно-развивающее (коррекция и развития сенсорно-моторной сферы, личностных особенностей);
  • психотерапевтическое (отреагирование эмоций, связанных со спецификой социальной ситуации клиентов).

Музыкотерапия и музыкальная релаксация – лечебное воздействие посредством музыки, проявляющееся в регулировании психовегетативных процессов, регуляции психоэмоциональных состояний, повышение социальной активности, облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, активизация творческих проявлений.

Танцетерапия – творческая двигательная деятельность, основанная на выражении пластикой тела определенных чувств, состояний, эмоций.

Имаготерапия – театрализация психотерапевтического процесса с использованием творческой активности личности.

Психогимнастика – воздействие посредством упражнений, этюдов, позволяющих выразить себя, снять мышечные зажимы, эмоциональные проблемы.

Сказкотерапия – вид библиотерапии, заключающийся в коррекции с помощью сказок. Сказкотерапия позволяет актуализировать и осознать свои проблемы, видеть различные пути их решения, усвоить правильные моральные ценности и нормы.

Наиболее распространенными среди клиентов интерната видами творческой активности являются рисование (в том числе, пальцами ног), вязание, бисероплетение, вышивка бисером и гладью, оригами, лепка. Отметим, что вязание, рисование, выполнение различных поделок позволяет человеку с ограниченными способностями расслабиться, успокоиться даже на физиологическом уровне. Доказано, что у кистей рук в больших полушариях головного мозга имеется «обширное представительство» и при работе пальцами улучшается мозговое кровообращение. Так, например, вязание уменьшает тревогу и повышает болевой порог, то есть фактически обезболивает, что очень важно для хронических больных.

Занятия творчеством способствуют выражению психоэмоциональных состояний, проблем, всестороннему развитию личности; в их процессе уточняются и углубляются зрительные представления об окружающих объектах, предметах, так как задействованы зрение, осязание, движение рук. Вовлечение в творческую деятельность позволяют человеку ощутить и понять самого себя, выразить свободно мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.

Отметим, что занятия могут реализовываться в 3-х вариантах:

1. Обучение клиента какой-либо творческой деятельности (рисованию, бисероплетению и т.д.). В данном случае арттерапия выполняет коррекционно-развивающую функцию.

2. Клиент уже имеющий определенные навыки выполнения творческой деятельности (например, рисование) индивидуально или в группе выражает свои чувства и состояния через продукты своего творчества. При этом варианте арттерапия реализует психодиагностическую и коррекционно-развивающую функции.

3. Клиент уже имеющий сформированные навыки творческой активности сам обучает других клиентов данному виду деятельности (рисованию, бисероплетению, оригами и т.д.). В данных условиях он становится «наставником», которому необходимо не только правильно выполнять задание, но и объяснять технологию другим, контролировать правильность выполнения другими.

Занятия в рамках арттерапии при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого человека, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

 



2015-11-18 1820 Обсуждений (0)
Приемы организации учебно-воспитательного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Приемы организации учебно-воспитательного процесса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1820)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)