ВИДЫ И ФОРМЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА
Землеустройство проводят на всей территории страны. Им охвачены земли независимо от целевого назначения, формы собственности и характера использования. Однако цели и задачи землеустройства, его содержание могут быть различными. На федеральном и региональном уровнях земельные ресурсы распределяются между различными отраслями (сельским и лесным хозяйством, промышленностью, ранспортом, курортами, заповедниками и др.) в целях планирования, организации и контроля за их использованием в интересах государства; разработки и осуществления рупномасштабных программ сельскохозяйственного освоения, повышения плодородия и мелиорации земель; установления границ административно-территориальных образований, территорий с особым правовым, природоохранным, рекреационным, заповедным режимами и т.д. Кроме того, земельные ресурсы перераспределяют по формам собственности, которая делится на государственную, муниципальную и частную. Задача перераспределения земельных ресурсов между различными отраслями и внутри них затрагивает в первую очередь отдельные землевладения и землепользования, их группы. Так как земли используют конкретные предприятия, организации, учреждения и граждане, предоставление их одним предприятиям (организациям, учреждениям) обязательно связано с изъятием у других. Таким образом, постоянные отводы земель, а также их перераспределение по категориям и формам собственности вызывают изменения границ, площадей и местоположения существующих землевладений и землепользовании, что обусловливает одновременное проведение землеустройства группы хозяйств. Возникала необходимость в организации новых землепользовании и переустройстве значительного числа существующих хозяйств. Часто требовалось не только изменить границы, но и полностью перестроить землепользование многих сельскохозяйственных и несельскохозяйственных предприятий, переселить из зоны затопления людей, проживавших в поселках, административных центрах и т. д. В одних случаях при землеустройстве организуют землевладения или землепользования ряда предприятий в целом или их взаимосвязанных групп, образующих определенные системы, в других — территорию устраивают в границах отдельного землевладения или землепользования, при котором определяют назначение и использование каждого входящего в него земельного участка. В связи с тем что первая группа мероприятий по значению и содержанию заметно отличается от второй, землеустройство делят на два основных вида: межхозяйственное (территориальное) и внутрихозяйственное. При помощи межхозяйственного землеустройства государство регулирует земельные отношения, осуществляет распределение и перераспределение земельного фонда между отдельными отраслями, собственниками и конкретными предприятиями и гражданами, проводит образование новых, а также упорядочение и изменение существующих землевладений и землепользовании. Следовательно, межхозяйственное землеустройство охватывает разные отрасли народного хозяйства, разного характера организации, предприятия, учреждения: сельскохозяйственные, промышленные, транспортные и т. д. Характерной чертой межхозяйственного землеустройства является то, что оно одновременно проводится на территории группы хозяйств, а иногда и на территории целых административных районов и экономических зон. Поэтому в последние годы его все чаще стали называть территориальным землеустройством. В соответствии со ст. 15 Закона «О землеустройстве» (2001 г.) территориальное землеустройство включает следующие виды работ: образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства; межевание объектов землеустройства. Было бы неправильно рассматривать межхозяйственное землеустройство лишь как технико-правовое мероприятие по отводу земель и изменению границ землевладений и землепользовании. Отвод земель, прирезка и отрезка их тому или другому хозяйству являются лишь техническим выражением межхозяйственного землеустройства. Межхозяйственное землеустройство имеет глубокое экономическое содержание. Межхозяйственное землеустройство тесно связано с размещением производительных сил и с использованием земельных ресурсов страны. Оно включает комплексное изучение земельных фондов, без чего нельзя правильно решить вопрос об их полном и рациональном использовании, и способствует правильному решению вопроса о размещении хозяйств, установлении их размеров, специализации и т. д. Внутрихозяйственное землеустройство для сельскохозяйственных предприятий является продолжением межхозяйственного. Проводят его только после того, как решены все вопросы последнего. Внутрихозяйственное землеустройство осуществляют с целью организации рационального использования, охраны и улучшения - земли, неразрывно связанных с ней средств производства. Оно ориентировано на максимальное удовлетворение экономических интересов землевладельцев и землепользователей при соблюдении режима и условий пользования землей, обеспечивающих воспроизводство плодородия почв, сохранение и улучшение природных ландшафтов. Внутрихозяйственное землеустройство отличается от межхозяйственного назначением и содержанием. Оно проводится в рамкax конкретных и притом только сельскохозяйственных предприятий. Внутрихозяйственное землеустройство промышлённых, транспортных и других несельскохозяйственных предприятий не проводится. Это обусловливается различной ролью земли в сельскохозяйственном и несельскохозяйственном производстве. При внутрихозяйственном землеустройстве организуется каждый земельный участок сельскохозяйственного предприятия, размещаются земельные массивы производственных подразделений, хозяйственные центры, дороги, угодья и севообороты, обустраивается их территория. В конце 80-х годов в докторской диссертации Л. И. Подольский обосновал необходимость выделения еще одного вида землеустройства, так называемого участкового, реализуемого через рабочие проекты землеустроительных мероприятий на конкретных земельных участках. Практика показывает, что этот вид землеустройства после соответствующего научного признания может иметь право на существование. В 1958 г. профессор С. А. Удачин обосновал две формы землеустройства: колхозов и совхозов, в связи с тем, что организация их территории сильно отличалась друг от друга Профессор Г. И. Горохов в 1958 г., опираясь на идею профессора И. Д. Шулейкина (1930 г.), выделял следующие формы внутрихозяйственного землеустройства: предварительное (упрощенное), частичное, полное, экспериментальное. Эти формы действительно имеют место на практике. В 1995 г. профессор М. А. Гендельман подразделил на формы не только внутрихозяйственное землеустройство в зависимости от организационно-правового статуса предприятий, но и выделил три формы межхозяйственного землеустройства, ориентируясь на различное целевое использование земель (городов, спецфондов, сельскохозяйственного назначения с подразделением по формам собственности, запаса и т. д.) Форма внутрихозяйственного землеустройства соответствует организационно-правовой и организационно-хозяйственной формам сельскохозяйственных предприятий и их производственному типу. Форму межхозяйственного землеустройства целесообразно связывать с классификацией проектов межхозяйственного землеустройства. Однако нужно отметить, что термин «форма землеустройства» пока не имеет точного определения, хотя отказываться от него в условиях многообразия форм хозяйствования было бы нецелесообразно.
Содержание межхозяйственного землеустройства. Межхозяйственное (территориальное) землеустройство - включает в себя все виды работ по перераспределению земель. Главная цель состоит в социальном и экономическом обоснованном перераспределении земель. Основная задача формирование новых рациональных землепользований. Результат установление границ, как предела прав субъектов земельных отношений. Виды межхозяйственного землеустройства: Образование, упорядочение и совершенствование землепользований сельскохозяйственных предприятий. Образование и изменение не сельскохозяйственных предприятий (отвод земель). Формирование земельных фондов и территории специального назначения. Отграничение земель по формам собственности, по категориям земель, образование и изменение землевладений и землепользований, их размещение на территории, распределение и перераспределение земель внутри отраслей и между отдельными землевладениями и землепользователями осуществляются посредством межхозяйственного землеустройства. Оно включает землеустроительные действия по использованию и охране земель на территории нескольких пространственно взаимосвязанных предприятий, организаций, учреждений и граждан не только АПК, но и всех отраслей народного хозяйства, а также размежеванию земель по формам собственности. В результате МХЗ изменяются форма собственности, порядок, условия, права и обязанности землевладельцев и землепользователей в отношении тех или иных земельных участков. В этой связи понятие межхозяйственного землеустройства можно сформулировать следующим образом: Межхозяйственное землеустройство — это система или совокупность экономических, социальных, правовых и технических мероприятий по распределению и перераспределению земель между собственниками, отраслями народного хозяйства, предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами внутри отраслей при помощи юридических и технических действий. Задачами межхозяйственного землеустройства являются: 1. Создание наилучших условий для организации рационального использования земли во всех отраслях народного хозяйства, а также создание равных условий для развития всех форм хозяйствования. 2. Создание территориальных условий для организации производства. 3. Разработка предложений по установлению режима и условий использования земель, обременений и сервитутов на земельные участки, предоставленные в собственность, владение, пользование, аренду. Содержание межхозяйственного землеустройства включает решение следующих вопросов: 1. Отграничение или размежевание земель по формам собственности. 2. Распределение и перераспределение земель по категориям земель отраслей народного хозяйства. 3. Образование и изменение землевладений, землепользований с/х предприятий, организаций, учреждений и граждан. 4. Устранение недостатков землевладений и землепользований. 5. Отвод и изъятие земель в связи с изменением их целевого назначения и использования. 6. Упорядочение использования земель, переданных в ведение сельских администраций и других муниципальных образований. 7. Выявление и освоение новых земель. 8. Установление черты городов и других населенных пунктов. 9. Предоставление земельных участков для строительства крупных предприятий, водохранилищ, линейных сооружений. Каждому такому вопросу соответствуют вид землеустроительного действия и определенный тип землеустроительного проекта
31.Содержание внутрихозяйственного землеустройства
33.Что является объектом зем-ва. Особое значение в землеустроительной науке имеет установление объекта землеустройства. Наиболее полную классификацию объектов землеустройства дал в 1995 г. профессор В. В. Косинский, поставив их в зависимость от формы и предмета организации территории, принимая, таким образом, в качестве объекта землеустройства техническую, социальную, экономическую, организационно-хозяйственную, экологическую организацию.Основной недостаток данной классификации — объединение понятий объекта (территория) и предмета (организация территории) землеустройства, в связи с чем земля становится объектом землеустройства в отрыве от своей социальной и экономической сущности. В Законе РФ «О землеустройстве» (2001 г.) под объектами землеустройства понимают территории субъектов Российской Федерации, муниципальных и других административно-территориальных образований, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков. Это отчасти верно, если в качестве классификационного признака взять вид землеустройства, хотя и тогда из состава объектов будет исключена территория самой Российской Федерации (ее земельный фонд), а также землевладения и землепользования, складывающиеся из нескольких земельных участков. Таким образом, приведенные классификации объектов землеустройства не могут быть взяты за основу, так как не охватывают всего его содержания. При установлении объекта и предмета землеустройства нужно исходить из следующего. Прежде всего объекты землеустройства, учитывая различные его виды и назначения, должны дифференцироваться по различным признакам, то есть это множество единиц, а не единственное число. Далее, учитывая, что землеустройство имеет различные стороны (техническую, экономическую, организационно-хозяйственную, социальную, экологическую), его объекты должны обязательно с ним соотноситься.И наконец, в основе каждой классификации объектов землеустройства должен лежать только один классификационный признак, который мог бы позволить обоснованно разделить их на самостоятельные виды. 34.Задачи зем-ва.:реализация земельной политики государства путем экономически и экологически обоснованного перераспределения земель по формам собственности и субъектам права на землю, создания специальных фондов земель, формирования рациональной системы землепользования, обеспечения социальной справедливости земельных преобразований и гарантий конституционных прав на землю; осуществление мероприятий по определению перспектив использования и охраны земель, организации рационального использования всех категорий земель независимо от форм собственности на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном, частном), обеспечению организационных и территориальных условий для эффективного хозяйствования в сельскохозяйственной и несельскохозяйственной сферах;проектирование и закрепление границ административно-территориальных образований, территорий с особыми правовым, природоохранным, рекреационным и заповедным режимами, закрепление черты городов и других поселений; образование новых и упорядочение существующих земельныхучастков, оформление планов их границ и закрепление границ земельных участков в натуре (на местности); подготовка землеустроительной документации, необходимой для принятия органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления решений по управлению земельными ресурсами, а также для осуществления оборота земель и государственной регистрации прав на землю; получение информации о количественном и качественном состоянии земель, их использовании и оценке, необходимой для разработки землеустроительной документации, ведения государственного земельного и иных кадастров, мониторинга земель, государственного контроля за использованием и охраной земель и осуществления иных функций государственного управления земельными ресурсами [определение платы за использование, возмещение землепользователям убытков и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства при предоставлении и изъятии (выкупе) земель, выполнениемероприятий по экономическому стимулированию рационального использованияземель и др.]; разработка мероприятий по сохранению и улучшению природных ландшафтов, восстановлению и повышению плодородия почв, рекультивации нарушенных земель и землеванию малопродуктивных угодий, защите земель от эрозии, опустынивания, подтопления и предотвращению других негативных явлений в состоянии земель;проведение внутрихозяйственной организации территории землевладений и землепользовании с созданием пространственных условий, обеспечивающих рациональное функционирование объекта землеустройства,
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2542)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |