Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕТАФОРА КАК ИНСТРУМЕНТ ДРАМАТУРГИЗАЦИИ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА



2015-11-11 907 Обсуждений (0)
МЕТАФОРА КАК ИНСТРУМЕНТ ДРАМАТУРГИЗАЦИИ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА 0.00 из 5.00 0 оценок




Под драматургизацией документального материала, то бишь доку­ментального объекта внимания сценариста, мы понимаем преобразова­ние реальной информации, реального факта в драматургический художе­ственный материал, в сценарную ткань театрализованного действа, будь то представление, праздник или обряд. Другими словами, драматургизация представляет собой творческий процесс, овладеть которым и есть за­дача студента.

Если документальный объект внимания определен темой театрали­зованного действа, то драматургический художественный материал оп­ределен идеей, поскольку сценарий и представляет собой художествен­ный образ идеи, ее подробную драматургическую разработку.

Преобразование документального материала в художественный требует особого инструмента, каковым является метафора. Метафора -это неназванное сравнение двух объектов по признаку, одинаковому для обеих сопоставляемых объектов. Если один из этих объектов - докумен­тальный факт, то второй - художественный образ. Метафорическим об­раз становится тогда, когда он употребляется не в автологическом, т.е. прямом, а металогическом, т.е. переносном значении.

Прекрасное определение метафоры дал писатель Абрам Терц (псев­доним Андрея Синявского): «Метафора -это память о том золотом веке, когда все было всем. Осколок метаморфозы».

Если метафора как образное подобие какого-либо сложного жиз­ненного явления раскрывается на протяжении большого драматургичес­кого целого, то такая метафора называется развернутой.

Когда метафорический образ (в особенности бытовой) берется в прямом смысле, оставаясь условным по отношению к реальности, но в дальнейшем приобретает очертания реального, внеобразного предмета, возникает новое осмысление метафоры, имеющее юмористический и даже гротескный оттенок. Такое стилистическое явление называется реализа­цией метафоры.

Именно реализация развернутой метафоры имеет место в приве­денном ниже сценарии. Бытовой образ коробки из-под торта становится метафорой человеческой телесной оболочки, внутри которой обретается или должен обретаться некий внутренний мир. Слагаемые этого внутрен­него мира тоже обретают очертания реальных предметов. Детскую не­посредственность являет детский горшок, романтическую приподнятость - воздушный шарик, философическое «я» - университетская шапочка, ми­стическую склонность - игральная карта («дама пик»)... Реализацией ме­тафоры продиктован и жанр театрализованного представления. В дан­ном случае -это сатирическая комедия обстоятельств.

«Святая простота»

Сценарий театрализованного представления

Действуют: Гитарист,

Искательница,

Пошляк,

Пустой,

Ограбленный,

Сограждане.

Слышаться звуки гитары. На сцене появляется Гитарист. Звучит песня Гитариста.

Гитарист:Сколь мир многообразен

и чуден потому.

И мы ни в коем разе

не критики ему.

Он дремлет и судачит,

дарует и берет...

И что все это значит,

никто не разберет.

То к чуду прикоснется

в наитии святом,

то разом обернется

сквалыгой и шутом.

От полночи до света

восторг и маета,

лукавая планета,

святая простота!

Во время использования песни участники оформляют сцену как сво­еобразный вернисаж портретов, написанных выдающимися художни­ками всех времен и народов. Зрители видят веселые, серьезные, за­думчивые лица людей, исполненных богатой внутренней сущности. Развесив портреты, участники покидают сцену. Гитарист остается на сцене во время своего представления то в роли барда, то в роли на­блюдателя.

На сцене появляется Искательница. В руках у нее большая картонная коробка, перевязанная лентой с бантом. «Ля-ля-ля! Ля-Ля» - напевает Искательница, кружится и любовно поглядывает на коробку.

Искательница:Ах, ты, мое сокровище! Ах, ты, мое чудо! Ах, ты, моя пре­лесть!

Из-за кулис выглядывают и выходят на сцену любопытствующие участники.

Первый:Никак шляпка?

Искательница: А вот и не шляпка!

Второй:Торт, небось?

Искательница:И вовсе даже не торт!

Третий: Ну тогда - шлык фильдеперсовый!
Искательница:И никакой не шлык!
Четвертый: Исподнее и боле ничего!
Искательница:Как бы не так!
Участники(вместе): Тогда что?

Искательница:Это... мой внутренний мир! Ах, ты мое сокровище! Ах, ты мое чудо! Ах, ты моя прелесть!

Первый:Ишь ты... Какая загадочная!

Второй:Внутренний мир говорит...

Третий:Вот и у меня внутренний карман есть...

Четвертый:Так ведь и у меня внутренности имеются!

Пятый:И я тоже внутрь употребляю...

Искательница:Эх,вы, дураки чумазые, черти долговязые! Жалко мне вас! Внутренний мир - это... это!.. Это!! Да что говорить, об этом петь надоб­но. Любезный, будьте добры!

Гитарист:Чего изволите?

Искательница: Что-нибудь этакое... о внутреннем мире...

Гитарист:С нашим удовольствием!

Звучит песня в исполнении Гитариста.

Гитарист:Белый свет колобродит снаружи под созвездием Гончего Пса. То дожди колготятся, то стужи завывают на все голоса.

Мы снаружи - без изъяна.

Полюбуйтесь-ка на нас!

Может поздно, может рано,

но пробьет наш звездный час.
А внутри мы исполнены мрака,
и ни зги там не видно, увы.
Может, злая бродяжит собака и рычит в конуре головы.

К сожаленью, в сердцевине,

не пронизанной лучом,

мы не ведаем и ныне,

что к чему и что почем.

Занавешивается первый портрет.

Первый: Ишь ты!

Второй:Какая загадочная!
Третий:Может, вскроем да поглядим?

Искательница:Я тебе вскрою! Я тебе погляжу! Не твой внутренний мир - мой внутренний мир!

Четвертый:И то верно... Вскроешь - а оттэда как шарахнет, и наших нет.

Пятый:Или еще того хлеще - газом шибанет.
Первый:Газом не газом, а с панталыку собьет... Это точно!
Искательница:Вахлаки! С панталыку... У вас панталыки-то - кот на­плакал. Это я вам как женщина говорю.
Второй: Женщина...

Третий:Женщина говорит!

На сцену выбегает Пошляк.

Пошляк:Где женщина? И вправду - женщина.

Четвертый:А что есть женщина?

Пошляк: Интересуетесь? Женщина - это станок любви!

Получает по морде.

Пошляк:За что? Я думаю так: к женщине надо подкатываться снизу. Жен­щины это любят и только делают вид, что они этого не любят.

Получает по морде.

Пошляк:Да что же это такое? Я тогда говорить не буду!.. Женщинауст­
роена так, что она вся мягкая и влажная.

 

Получает по морде.

Пошляк: Если женщину понюхать...

Получает по морде.

Пошляк:Если это будет еще повторяться, я замолчу! На чем мы остано­вились? Ах, да! Так вот. Женщина любит смотреть на себя. Она садится перед зеркалом совершенно голая...

Получает по морде.

Пошляк:Голая.

Получает по морде.

Пошляк:Голая!

 

Получает по морде.

Пошляк: Голая! Женщина голая! Голая баба!

На Пошляка сыплются удары. Он падает. Участники расступаются. Пошляк начинает шевелиться и, наконец, встает, размазывая сопли.

Пошляк:За что? Может, это вовсе и не я, может, это мой внутренний голос...

Пошляк уползает за кулисы.

Пятый:Внутренний голос - это еще не внутренний мир!

Первый:Не скажи! Каков мир - таков и голос.
Второй:А что вы, ей богу! Вскроем и поглядим.

Искательница:А я не дам! Не для того я взлелеяла, чтобы глядеть, а пуще того -трогать... Свой внутренний мир заимейте, тогда и суйтесь!

Третий:Да у меня этот внутренний мир знаешь какой? Как у троянского коня пузо... Любезный, подтверди!

Гитарист: Снашим удовольствием!

Звучит песня Гитариста, Звучит песня Гитариста. Участники, кроме Искательницы и Пустого, покидают сцену

Гитарист:И золотник, и медная полушка порой бывают цвета одного. Троянский конь - коварная игрушка.

Поди узнай, что в брюхе у него! Поди, узнай, чья тайная засада

ужо грозит погибелью тебе.

Поди узнай, кому все это надо

и кто в ночи играет на трубе.
Ах, этот конь, вместилище напасти,
земная сыть, что вовсе не пуста!

Поди узнай, какой он будет масти
и что он есть от гривы до хвоста.

Занавешивается второй портрет.

 

Четвертый:А мой внутренний мир весь такой маленький, весь такой лох-матенький, на зверька похож...

Пятый:А вот мой внутренний мир очень даже пикантный. От него даже серой немного несет...

Первый:Интересно получается! Весьма интересно! От кого-то несет, а кто-то пахнет...

Второй:Как внутренним миром пахнет, так форточку открывай!

Третий:Бросьте! Вот у меня внутренний мир, что глыба. Не своротишь!

Потому как я человек серьезный... А ты как считаешь?

Вопрос обращен к Пустому, только что появившемуся на сцене.

Пустой:Вы знаете, а у меня внутри - «пфу»...

Четвертый:Как это так - «внутри пфу»?

Пятый:«Внутри пфу» - это нехорошо.

Первый:Не может быть «внутри пфу».

Второй:Это безобразие - «внутри пфу»!

Третий: Это чудовищно - «внутри пфу»!

Искательница:«Внутри пфу» - просто неслыханно!

Четвертый:Это уж совсем черт знает что - «внутри пфу»!

Пустой:Вы знаете, а у меня «внутри - пфу».

Пятый:Надо его избавить от этого «пфу».

Первый: У него не должно быть «внутри пфу».

Второй:Необходимо, чтобы этого «пфу» у него не было.

Третий:Он должен изжить это свое несчастное «пфу».

Искательница:Это «пфу» ему нужно презреть.

Четвертый:Ему надо наполнить себя смыслом.

Пятый:Избавиться от этого «пфу» - его прямая обязанность.

Пустой:Вы знаете, а у меня внутри - «пфу»!

Первый: Сейчас изладим!

Второй:Поможем!

Третий:Выручим!

Искательница:Спасем!

Четвертый:Наверстаем!

Пятый: Наградим!

Первый:Осчастливим!

Второй:Любезный, марш! Пожалуйста!

Гитарист:С нашим удовольствием!

Гитарист:Совершенству нет предела. Помогай ему расти! Пусть цветут и дух и тело нам во благо и к чести.

Нету вакууму места в человеке. Гой еси! Ком божественного теста в душу живу принеси!

Поусердствуй о немногом иль о многом, так сказать! Озаботься вместе с Богом думать, чувствовать, дерзать!

 

Занавешивается третий портрет.

Искательница:Ох,что-то будет, что-то будет... Пустой:А что будет? Хуже не будет.

Участники появляются на сцене с подарками-символами, поочередно оделяя ими Пустого.

Третий:Вот!

Пустой: Это что?

Третий: Это твоя детская непосредственность.

Вручает Пустому детский горшок.

 

Четвертый: Вот!

Пустой: А это что?

Четвертый:А это твоя романтическая приподнятость!

Вручает Пустому голубой воздушный шар.

Пятый:И вот!

Пустой:Что это?

Пятый: Это твоя интеллектуальная закваска.

 

Вручает Пустому багетовую раму без холста.

 

Первый: А это твое философическое «я»!

Вручает Пустому университетскую шапочку.

 

Второй:А это твой общественный интерес!

Вручает Пустому российский флажок.

Третий: А вот это твоя мистическая склонность!

 

Вручает Пустому игральную карту с дамой пик.

 

Четвертый:А это твоя сексуальная озабоченность!

 

Вручает Пустому газету «Мистер Икс».

 

Участники(все вместе): Поздравляем с внутренним миром!

 

Пустой сгребает подарки в кучу.

Пустой:Где взяли-то?

Пятый:А где взяли, там больше нет.

Первый:А где больше нет, там и взять нечего.

пустой: Ограбили кого?

Второй: Зачем? С граждан по нитке - нищему внутренний мир.

Пустой:Экое богатство привалило... И чего мне с ним делать?

Искательница завистливо косится в сторону Пустого.

Искательница:Давай меняться! Ты мне - свой внутренний мир, а я тебе - свой.

Пустой: Ну, не знаю... Мой-то весь, как на ладони, а твоего я пока не видел.

Искательница:Ну, тогда пропадай! Я уж за ценой не постою.

Пустой: Никак невозможно. Себе дороже. Мой-то весь, как на ладони, а твоего я пока не видел.

Искательница:Тогда подари, что ли?

Пустой: Как же я тебе его подарю, когда он у меня весь, как на ладони, а твоего я отродясь не видел?

Искательница:Ну, хорошо... Тогда дай поносить!

Пустой:А я что носить буду? Свой-то у меня вот он, как на ладони, а что там у тебя, мне неведомо.

Искательница:Так и быть. За интеллектуальную закваску можешь руч­ку поцеловать.

Пустой(заинтересованно): Ручку, говоришь? А, ладно. Бог с ней, с зак­ваской! Бери! А теперь ручку, пожалуйста! (Целует ручку) Прелестно! Искательница:А за поцелуй в щечку свое философское «я» отдашь? Пустой:Согласен. И без философического «я» как-нибудь просуществую. (Целует щечку) Восхитительно! Я балдею!

Искательница:А за общественный интерес и другую щечку подставлю! Пустой:Давай другую! Мне этот интерес без надобности... (Целует дру­гую щечку) Божественно!

Искательница:А за детскую непосредственность и романтическую приподнятость я и в губы разрешу.

Пустой:Неужто в губы! Где наша не пропадала! Бери! (Целует в губы)
Умопомрачительно! Искательница: А за мистическую склонность в объятия упаду! Пустой:Падай. Ну ее к лешему, эту мистическую склонность!

Обнимает Искательницу, которая освобождается от затянувшего­ся объятия.

Искательница:Но-но! За такое лапанье мистической склонности ма­ловато будет! Как насчет сексуальной озабоченности?

Пустой:А вот за это и отдаться - мало будет. А что, своей не имеется?

Второй:А вот вскроем и поглядим.

Искательница:Ишь вы, шустрые какие! Моей сексуальной озабоченнос­тью интересуются! Да только я другому отдана и буду век ему верна. Любезный, подтверди. Гитарист:С нашим удовольствием!

Звучит песня Гитариста.

Гитарист:То-то времечко настало-

кроме секса бога нет!

Свергнуть душу с пьедестала

догадался белый свет.

Только судороги тела, да возня до утра вплоть Все святое нынче съела человеческая плоть.

Будем веселы и бойки.

Что от грусти помирать!

Хорошо с подружкой в койке

и резвиться и играть.

Занавешивается четвертый портрет.

Искательница:Вот спасибо! Вот уважил! (Обращается к Пустому) Ну так как насчет озабоченности?

Пустой:Ну нет! Совсем внутренний мир терять мне не с руки. У меня в нем кроме этой самой озабоченности ничего боле и нету. Самому сгодится.

Слышится отчаянный крик «Караул!». На сцену вбегает Ограбленный.

Ограбленный:Караул! Внутренний мир сперли! А ну, вертай взад! Третий:Чего орешь? Может, у тебя его и не было вовсе. Ограбленный:Как это не было? Еще вчера был, а вот теперь нету. Потому как сперли...

Четвертый:И много сперли?

Ограбленный:А все и сперли! Теперь вот сквознячок внутри гуляет. Мо­жет, ты взял?

Пятый:Мне без надобности. С этим внутренним миром канитель одна. Ограбленный:Тогда ты?

Первый:Еще чего? У меня внутри все место занято. Пиво я весьма ува­жаю.

Ограбленный:А не ты ли спер? Второй: Чтоб я?! Чтоб мне?! Чтоб у меня?!

Ограбленный:Ну тогда ты!Третий:А вот это видел? (показывает кулак) Моя тара твоей не пара! У
меня внутри ничего не болит, поскольку я сызмала - монолит.

Искательница прикрывает выменянные на поцелуи подарки. Ограбленный замечает это. Ограбленный:А ведь это мое! Моя детская непосредственность! И это мое! Моя романтическая приподнятость! И мистическая склонность! И интеллектуальная закваска! Отдай! Искательница:Не отдам! Натурой оплачено! Ограбленный:Отдай, говорю! Где взяла?

Искательница:Где взяла, там уже нет. Не отдам! Только через мой труп! Четвертый:Кажись, смертоубийство карячится... Чего, мужик, раскипя­тился? Дама дело говорит.

Искательница:Профукают свой внутренний мир, а потом шумят, иро­ды... На, подавись! Подвигает Ограбленному коробку, перевязанную лентой. Ограбленный:Однако... Весьма изящно упакованная вещь. Будет кому
что показать. Благодарю вас, сударыня! Обожаю сюрпризы... Подтвер­ди, любезный!
Гитарист: С нашим удовольствием! Звучит песня Гитариста.

Гитарист:От пустых клоунад и реприз

ничего, кроме колик вжелудке.

А случится приятный сюрприз -

хорошо, как от дружеской шутки.

Но, бывает, теряешь покой,

если вдруг, как стеклом по железу,

средь сюрпризов найдется такой,

что глаза к переносице лезут.

И грешит на судьбу человек,

и мордуется вроде урода.

Ах, избавь нас, о боже, навек

от сюрпризов подобного рода!

Занавешивается пятый портрет.

Ограбленный:И чего тут?

Пятый: Чего, чего... Вскроем и поглядим!

Участники(вместе): Налетай, братцы! Вскрывать будем!

Участники наступают на Ограбленного. Тот прикрывает коробку руками.

Первый:Жизнь или внутренний мир!

Ограбленный:Господа, помилуйте! Ведь само в руки пришло.

Второй:Век свободы не видать! Ограбленный:Помогите!

Третий: Через семь гробов, в крестовину, в душу, в архангела Гавриила! Ограбленный: Караул! Грабят!

Ограбленный бросается бежать, участники за ним.

Четвертый: Сей момент бантик развяжем! Пятый:Внутренний мир – общее достояние! Первый:Не потерпим индивидуализму!
Второй:Все для всех!
Третий:А ну кажи!
Четвертый:Позор ловчилам!

Ограбленный и участники исчезают за кулисами. На сцене остаются Искательница, Пустой и Гитарист.

Искательница:Ну, вот теперь и отдышаться можно... Собраться с мыслями... Пустой:Ну и ну... обмишулился я, гляжу... все отдал, одна сексуальная озабоченность при мне. Это же не жизнь теперь будет, а сплошной поло­вой вопрос получается...

Искательница:Чего заскучал? Не импотент, поди? Вопрос не в повестку утешишься! Ты лучше скажи, что мне с моим добром делать? Хлопот те­перь не оберешься: приподнятость не урони, склонности поусердствуй, непосредственность побереги, интерес не потеряй... А жить когда? Когда компот с белым хлебом кушать? Пустой:А вы компот, значит, любите? Искательница:Не только компот, я еще шницель люблю. Пустой:А где же вы шницель кушаете? Искательница:Обыкновенно в пивной. Пустой:Вы любите пиво?

Искательница:Нет, я больше люблю портвейн. Пустой: Я тоже люблю портвейн.

Искательница:Вы любите портвейн? Как это хорошо! Я хотела бы вместес вами выпить портвейну.

Пустой:И я тоже хотел бы с вами выпить портвейну.
Искательница:Простите, можно вас спросить об одной вещи?
Пустой: Конечно. Спрашивайте. Искательница:Вам прямо-таки необходим этот дурацкий внутренний
мир?

Пустой:Уж я таки сейчас и не соображу.

Искательница:А что вы скажете, если нам сейчас пойти и выпить порт­вейну?

Пустой:Ну что ж, я согласный. Искательница:Тогда пошли... Любезный. Гитарист:С нашим удовольствием!

 

Звучит песня Гитариста.

Гитарист:Пригубьте, тети!
Глотните, дяди!
Ах, вы не пьете? Чего же ради?

Поддать при блюде - не гнуть подковы. Давайте будем как есть здоровы!
И день грядущий,
и время оно -
отыщет пьющий
на дне флакона.

И спросит: «Де я?»,
в тоске зайдется...
Была б идея -

портвейн найдется!

Занавешивается шестой портрет.

На сцене - груда невостребованного внутреннего мира. Гитарист за­думчиво обходит ее, осматривая каждый предмет. Время от времени вопросительно взглядывает в зал, показывая ту или иную оставшуюся принадлежность, как бы спрашивая - не нужна ли она кому-нибудь из зрителей.

Из-за кулис появляется перепуганный Ограбленный, прижимающий к груди коробку с лентой. Ограбленный садится на авансцену и, озира­ясь по сторонам, начинает развязывать ленту. Из-за кулис, крадучись, появляются остальные участники и постепенно окружают Ограблен­ного, поглощенного своим занятием. И вдруг...

Участники(вместе): Вскро-о-е-е-м! (Бросаются на Ограбленного)

На сцене - куча мала. Из груды тел высоко взлетает развязанная лента. И тут раздается оглушительный взрыв. Все разлетаются в стороны и падают замертво. Гитарист грустно констатирует сей факт.

Гитарист:Финита ля комедия!.. Из-за кулис появляются Искательница и Пустой в обнимку и по всем признакам уже выпившие портвейна. Искательница:Что это? Пустой: Похоже, внутренний мир дуба дал... Искательница:Мой?

Пустой: Был твой, да весь вышел.

Искательница: Неужто весь? И ничего не осталось?

Пустой:Как и есть - ничего.

Искательница:А твоя озабоченность? Эта самая?

Пустой:Увы и ах! Ну, да это - дело наживное... Еще озабочусь...

Искательница:В таком случае, прощай! Вот тебе мой экивок на память, а я, между прочим, помереть должна... Искательница ложится и умирает. Пустой:Однако, нехорошо получается... Одиночество - оно хуже смерти будет... (обращается к Гитаристу) Браток! Добей, помилосердствуй! Гитарист(берет гитару): С нашим удовольствием! Пустой:Спасибо, браток! Пустой падает и умирает. Звучит песня Гитариста. Гитарист:

Уроним голову на грудь

и воздадим им почесть.

Они ушли не как-нибудь,

а сутью озабочась.

Они блуждали поперек

и вдоль сего вопроса,

но не смогли извлечь урок

и рухнули с откоса. Они шарахались, пыля, в пути, что крив и злачен... Да будет пухом им земля! Простим их и оплачем!

Гитарист кладет гитару на «труп» Пустого.

Гитарист: Финита ля комедия... Тс-с-с-с-с...

Прижимая палец к губам, Гитарист на цыпочках покидает сцену. Занавес. Примечание: В представлении использованы мотивы произведений Д.Хармса «Лекция» и «Старуха».

Вопросы для самопроверки

1. Чем определяется документальный материал и художественный ма­териал сценария?

2. Что такое метафора?

3. Что такое развернутая метафора?

 



2015-11-11 907 Обсуждений (0)
МЕТАФОРА КАК ИНСТРУМЕНТ ДРАМАТУРГИЗАЦИИ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕТАФОРА КАК ИНСТРУМЕНТ ДРАМАТУРГИЗАЦИИ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (907)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)