Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ДЕЙСТВА



2015-11-11 829 Обсуждений (0)
ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ДЕЙСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




Художественный образ в драматургии театрализованного действа создается с помощью различных выразительных средств, а именно тех, которые наиболее ярко и полно выражают чувства и мысли сценариста. Поскольку основным носителем эмоционально-образной информации в сценарии является слово, а именно его художественная стилистика, оста­новимся на тех языковых средствах, которые сообщают слову наиболь­шую выразительность, яркость, эмоциональную и смысловую глубину.

Прежде всего, рассмотрим три разновидности литературной сти­листики, используемые при написании прямой речи исполнителей в сце­нарии театрализованного действа.

Ретардация. Это прием замедления прямого фабульного дей­ствия путем введения в него описаний природы, быта, обстановки, в которой происходит действие, обращений к слушателям, различно­го рода комментариев происходящего, рассуждений и отступлений от автора. Все это дополняет и делает более выпуклым само дей­ствие. В этом случае предусматривается появление среди исполните­лей лица от автора, отстраненного от сценического действия и несу­щего определенную индивидуальную жанровую и стилистическую нагрузку.

Медитация. Это стилистика, носящая характер глубокого раздумья над проблемами этического, философского, социального, политического и других планов. Подобная стилистика, а значит, и лексика, встречается, как правило, в монологах действующих лиц. Она не мешает развитию действия, но придает ему большую психологическую мотивацию и досто­верность.

Суггестивная стилистика. Данная разновидность основана не столько на логических предметно-понятийных связях, сколько на ассоциативном сочетании дополнительных смысловых и интонационных оттенков. Бла­годаря этому данная стилистика способна передать смутные, неуловимые душевные состояния, которые трудно выразить реалистическими сред­ствами. Для такой стилистики характерны нечеткие, мерцающие образы, намеки, зыбкие интонационно-речевые конструкции.

К другим художественным выразительным средствам можно отнести следующие:

Аллегория - иносказание, изображение отвлеченного понятия посред­ством конкретного, отчетливо представляемого образа. Аллегория одно­значна и выражает строго определенное понятие. Примеры аллегорий: весы - правосудие, крест - христианская вера, якорь - надежда и т.п.

Гипербола - образное выражение, преувеличивающее какое-либо дей­ствие, предмет, явление и др. Употребляется для усиления эмоционально­го впечатления. Примеры гипербол: «Редкая птица долетит до середины Днепра» (Н. Гоголь), «...раздирает рот зевота шире Мексиканского зали­ва» (В. Маяковский).

Интонация - смысловая мелодика литературного материала, выражен­ная в его стилистике. Различают три типа интонации: напевная - это, как правило, лирическая интонация с определенными смысловыми паузами и логическими ударениями, присущая поэтическому слову; декламативная (ораторская) - это интонация литературного текста, решенного в эпичес­ком жанре; говорная - интонация, заключенная в тексте, решенном в на­родной стилистике, либо в стилистике разговорной, и, в большинстве случаев, присущая для диалога между исполнителями в их прямой речи. Однако, для одного и того же выражения может применяться многознач­ная интонация в зависимости от смысла контекста, куда это выражение входит. Интонация определяется лексикой и пунктуацией в тексте литера­турного материала.

Ирония - стилистический прием, содержащий насмешку, прикрытую внешней учтивостью, либо оборот, фраза, в которых преднамеренно ут­верждается противоположное тому, что принято думать о человеке, пред­мете и пр. Примеры иронии: «Он ее любил сильнее гонорара!», «Каждый куст мудрей Сократа, каждый пень милее брата...» (Саша Черный).

Каламбур - игра слов, употребляемая в сатирических и юмористичес­ких текстах как добавочная сатирическая деталь. Представляет собой ос­троумную шутку, основанную на использовании слов, сходных по зву­чанию, но разных по значению или на использовании разных значений одного и того же слова. Пример каламбура: «Он скажет слово «за» и кается... Он постоянно заикается!» (Э. Кроткий).

Персонификация - стилистическая фигура, состоящая в том, что при описании животных или неодушевленных предметов они наделяются чув­ствами, мыслями и речью.

Сарказм - высшая степень иронии, злая насмешка. Пример сарказма: «Волоса - как хвост селедки, бюста нет - сковорода» (Саша Черный).

Символ - многозначный предметный образ, объединяющий в себе раз­ные планы действительности. Символу присуще метафорическое начало, обогащенное глубоким смыслом. Многозначность символа обусловлена тем, что он с равным основанием может быть приложен к различным ас­пектам бытия. Примеры символов: держава и скипетр - государственность и самодержавие, герб и гимн - отличительный знак и торжественная песнь, принятые как символы государственного социального единства, Дон Ки­хот-символ наивной и беззаветной преданности благородной мечте, Икар - символ вечного порыва человека ввысь, в неизведанное.

Оксиморон - стилистическая фигура, сочетание контрастных по зна­чению понятий, создающее новое понятие или представление. Примеры оксиморонов: «живой труп», «пышное природы увяданье», «убогая рос­кошь наряда».

Эпитет - образная дополнительная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством выразительного метафорического оп­ределения. Пример эпитета: «влажный блеск малиновых улыбок». Для монологов и диалогов характерны эпитетные местоимения, выражающие превосходную степень какого-либо состояния: «дает пощечину, да ведь какую!», «вот такой дурак!».

К художественным выразительным формам, используемым в драма­тургии театрализованного действа, можно отнести такие стилевые лите­ратурные категории, как поэзия и проза, которыми пишутся диалоги и монологи исполнителей.

Поэзия - это такая стилевая литературная категория, содержанием ко­торой является стих. В свою очередь, стих - форма художественной речи, отличающаяся системой параллельных рядов и единством повторяющих­ся элементов. Стих подразумевает введение в речь особого порядка, обус­ловленного ритмом, строфикой и в большинстве случаев рифмой. Сти­ховые ряды скреплены между собой единством устойчивой повторяемос­ти одного или нескольких конструктивных элементов. При написании сце­нария могут быть использованы и такие поэтические формы, как белый стих - равносложный стих без рифмы, и верлибр - разносложный стих, рифмованный и не рифмованный. В случае верлибра основным стиховым признаком является ритм. Ритм - это определенное периодически повто­ряющееся сочетание сильных и слабых долей художественной лексики в произведении искусства. Для ритма характерны периодичность и крат­ность его структурных элементов. В драматургии театрализованного дей­ства заложено и такое понятие, как темпо-ритм, где темп - количество ритмических групп в единицу времени.

Проза - стилевая литературная категория, противоположная поэзии, то есть характеризующаяся отсутствием параллельных рядов и компози­ционных повторов.

Прямая речь исполнителей в сценарии театрализованного действа су­ществует в двух литературных формах - монологе и диалоге.

Монолог - это речь действующего лица, обращенная к себе или к ауди­тории. Монолог является вставным драматургическим элементом. В мо­нологе дается либо художественное самовыражение (автопортрет) сце­нического образа, либо характеристика того или иного типажа, либо ху­дожественный комментарий к предмету, событию, явлению и т.п.

Диалог - разговор двух или нескольких исполнителей, формально яв­ляющийся органическим признаком драматургического произведения.



2015-11-11 829 Обсуждений (0)
ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ДЕЙСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ДЕЙСТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (829)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)