ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ В ДРАМАТУРГИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ДЕЙСТВА
Драматургия театрализованного действа содержит в себе два рода информации: документальную и художественную (информационно-логическую и эмоционально-образную). На ассоциативном пересечении информации того и другого вида рождается художественный прием(сценарный ход). Художественный прием тесно связан с художественным образом идеи и является ее действенным воплощением. Следует добавить, что художественный прием единствен для каждого конкретного театрализованного действа... В приведенном ниже фрагменте сценария показано, как может выглядеть театрализованное открытие детской спортивной олимпиады, в котором, как и в любом другом вступлении к театрализованному действу, художественный прием задается наряду с темой и жанром. В данном случае избранным художественным приемом служит появление персонажей, связанных с мифологией и историей античной Греции и передача ими славной эстафеты от древних героев юным представителям современной физической культуры и спорта.
«Пять олимпийских колец» Звучат «Торжественные фанфары» И. Глазунова. На сцене Дворца спорта появляются античные герои. Зевс:Я - Зевс-Громовержец, владыка античного мира, хозяин Олимпа, откуда мне многое видно. Геракл:Я - славный герой, легендарная личность в Элладе. Мне имя Геракл, если кто-то об этом не помнит. Двенадцать великих, невиданных подвигов в мире свершил я, и эллины лавром меня увенчали! Одиссей:Меня Одиссей Хитроумный собратья прозвали за ум и сноровку в отчаянной битве за Трою. Я на ногу скор, и в гимнастике ловок изрядно, и метко из лука я цель поражал не однажды! Зевс: Ну что же, я вижу достойных сподвижников рядом! Геракл:Подуше мне решенье такое! Зевс:А ты, Одиссей? Одиссей:Повеленья не знаю мудрее! Зевс:Тогда я огонь возжигаю священный по праву Зевс зажигает олимпийский факел. Музыка. На сцене появляются группы юных спортсменов, делающих ритмические упражнения. Зевс:Вот это по-нашему! Любо взглянуть на такое! Не будет отныне средь греков трусливых и хилых! ступенями к славе! Одиссей:И боги их примут в объятья! Иным поколеньям отныне хранить, умножая, из праздников праздник, бессмертный порыв к совершенству! Геракл:Несите огонь достославный сквозь тысячелетья! Одиссей:Раздуйте от искр олимпийских высокое пламя! Музыка. На сцене появляются танцевальные спортивные группы. На площадке - ведущие, наши современники. Юноша:Как отзвук той большой олимпиады, мы начинаем славный праздник наш! И всем гостям мы бесконечно рады, пришедшим к нам! Девушка:Как золотой мираж. огни цветут! Да будут вечно юны сердца у вас для стартов и наград! Горят глаза! Взволнованны трибуны! Звучи, оркестр! И появись, парад! Музыка. Начинается торжественное шествие юных спортсменов. Вопросы для самопроверки 1. Что такое художественный прием? 2. Для чего служит художественный прием? 3. В какой части сценария задается художественный прием?
МОНТАЖ В ДРАМАТУРГИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ДЕЙСТВА Произведение характеризуется материалом, который используется при его создании, и методом организации этого материала. Так, в музыке материалом является звук, а методом - организация звука во времени. В изобразительном искусстве материалом служит цвет (живопись), либо линия (графика), а методом является организация этого материала в пространстве. Материал пластических искусств - форма. Она статична для скульптуры, архитектуры и изделий художественных ремесел и динамична для хореографического и пантомимического искусств. Статичный художественный материал организуется в пространстве, динамичный - в пространстве и во времени. Литература избрала материалом слово, а методом - организацию слова во времени (проза), а поэтического слова -как во времени, так и в пространстве страницы книги. Звучащее слово организуется во времени. Обратимся к сценарию театрализованного действа. Творческий метод организации отдельных драматургических элементов относительно друг друга, а также художественного и документального материалов внутри драматургического модуля (сценарного элемента) есть монтаж во времени и пространстве. Именно монтаж создает единое художественное целое, коим является сценарий театрализованного действа. С. Эйзенштейном была выведена следующая формула монтажа: изображение А + изображение Б + изображение В + ..... + образ. Если каждое отдельное изображение однозначно, то образ многозначен. В нашем случае этот образ и есть художественное воплощение идеи сценариста по отношению к теме театрализованного действа. Можно выделить несколько видов монтажа: иллюстративный, контрастный и ассоциативный. Иллюстративный монтажесть художественное изображение, которое в его содержательной части повторяет изображение документальное. Контрастный монтажесть своего рода опровержение информационно-логической составляющей ее эмоционально-образным воплощением. Ассоциативный монтажесть соединение двух и более элементов, на первый взгляд, не имеющих между собой ничего общего, однако связанных некоторым признаком, наличествующим в обоих составляемых модулях. Монтаж может быть параллельным и последовательным. При параллельном монтаже соединение отдельных изображений происходит одновременно, образуя суммарный действенный план. При последовательном монтаже соединение изображений происходит последовательно, т.е. одно изображение сменяет другое. Схематично это выглядит так. Параллельный монтаж А + отдельные Б драматургические + модули В
Ось времени
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1738)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |