Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ДРАМАТУРГИЯ ПРАЗДНИЧНОГО ОБРЯДОВОГО ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ДЕЙСТВА



2015-11-11 5284 Обсуждений (0)
ДРАМАТУРГИЯ ПРАЗДНИЧНОГО ОБРЯДОВОГО ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ДЕЙСТВА 5.00 из 5.00 8 оценок




Создание сценария театрализованного обрядового действа требует от сценариста знания и понимания существа предмета, коим является обряд как одна из форм народной культуры.

В быту - сельском и городском, старом и современном - жизнь людей развивалась и развивается циклично. Каждое значительное событие или новый цикл в жизни человека и окружающей его природе вызывает необ­ходимость действий, которые в силу их регулярной повторяемости со­вершаются в привычном, освященном вековым обычаем составе и тради­ционной последовательности. Таким образом, обряд -это совокупность установленных обычаем действий, связанных с бытовыми народными традициями или с выполнением религиозных предписаний. В основе об­ряда всегда лежит обрядовое действие. Рациональные практические дей­ствия неотделимы от действий эстетических, одухотворяющих и преоб­разующих действия практические в своеобразные художественные обра­зы.

Русские народные бытовые обряды весьма разнообразны. Какой и когда следует совершить обряд, как в сельском, так и в городском быту, определяют традиционные предписания. Они же диктуют способы и соче­тания обрядовых действий, создавая их устойчивость и разнообразие (кре­стины не похожи на свадьбу, рождественские обряды - на купальские или масленичные и т.п.).

Обряды можно разделить на календарные, связанные с земледельчес­ким бытом; семейные, направленные на сферу индивидуальной и семей­ной жизни человека; оказиальные, приуроченные к тем или иным значи­тельным событиям; религиозные, связанные с отправлением знаменатель­ных церковных событий и праздников.

Обрядовое действие также есть комплекс символических, магических, демонстративных и игровых элементов. При магических обрядовых дей­ствиях, стимулирующих и обережных, желаемый результат условно обо­значают определенным действием или словом. Так, например, на колени невесты сажают мальчика, чтобы рождались сыновья, на пути свадебного поезда стреляют, чтобы отпугнуть вредоносные силы. В качестве вербаль­ной (словесной) магии используется слово (заговоры). Кроме обрядов, стимулирующих и обережных, существуют так называемые мантические обряды, то есть гадания.

Демонстративно-символические действия связаны с общественной сан­кцией происходящего. Так, например, молодых сажают вместе, пьют они из одного стакана и т.п. В наше время магическая функция обрядовых действий ослабела, и за ее счет развилась функция демонстративно-сим­волическая и игровая. Кроме того, обрядовые действия могут носить ин­дивидуальный (гадания девушек), коллективный (заплетение березок в семик), либо массовый характер (парад спортсменов на олимпийском ста­дионе).

Если обряд - это последовательность вполне определенных бытовых обрядовых действий, то ритуал - совокупность обрядов, сопровождаю­щих какой-либо социальный, политический, воинский, религиозный акт и составляющих его внешнее оформление, то есть, ритуал - это форма того или иного акта, а совокупность и определенная последовательность обрядовых действий - его содержание.

Церемониал, как и ритуал, есть также определенный порядок совер­шения обрядовых действий. Но церемониал может не соотноситься с тра­дицией и иметь разовый характер. Например, церемониал открытия па­мятника, сооружения и пр.

При написании сценария, посвященного народному празднику, вклю­чающему в себя те или иные обряды и обрядовые действия, следует иметь в виду определенную и порой значительную трансформацию праздника по времени и в сознании людей. В этом случае сценарий является не про­сто руководством для определенной последовательности праздничных обрядовых действий, но драматургически разработанным театрализо­ванным действом, в котором безусловное обрядовое действие с реальны­ми участниками становится его условным художественным образом, ре­ализуемым группой подготовленных исполнителей. Другими словами, не­посредственный праздник превращается в опосредованного "главного героя" театрализованного действа.

В качестве примера обратимся к древнему славянскому празднику Семик, или Зеленые святки, который знаменует собой конец весны и на­чало лета. Основой обрядности этого праздника служит почитание ду­хов растительности как символа обновления и расцветания природы. На­звание Семик закрепилось уже после принятия христианства на Руси, по­скольку праздник приходится на четверг седьмой недели после Пасхи. Впоследствии Семик слился с праздником Троицы. Троица относится к главным двунадесятым (двенадцати) православным праздникам. По хри­стианским представлениям Троица - три лица или ипостаси бога: бог -отец, бог- сын и бог - дух святой. Содержание праздника Троицы со­ставляет миф из новозаветной книги "Деяния апостолов" о сошествии "святого духа" на апостолов в пятидесятый день после воскресения Хри­ста, вследствие чего они заговорили на разных языках, что и толкуется как указание Христа нести весть о христианстве всем языкам и народам. Семик включает в себя такие обрядовые действия как кумление, креще­ние русалок, поминовение усопших в Троицкую субботу и др., которые сохранились, давно утратив свой магический смысл.

Излишне говорить о том, что воспроизведение сценарной основы праз­дника в том виде, в каком он имел место сто и более лет назад, невоз­можно, поскольку сценарий в то время и не требовался. Все обрядовые действия происходили в соответствие с обычаем, сложившимся достаточ­но давно. Сегодня требуется написание сценария уже не праздника в его первозданном виде, но театрализованного представления, темой которого

этот праздник является, ибо невозможно войти в одну и ту же реку дважды. Причем драматургия подобного театрализованного действа дол­жна сочетать в себе как Семик, так и Троицу. Эта двойственность должна быть принята во внимание уже при идейно-тематическом анализе буду­щего сценария. Анализ этот может выглядеть следующим образом.

Тема.О божественных началах в природе и человеке.

Идея.Эти начала едины. Как расцветает природа, так должно расцве­тать и человеческой сущности, которая включает в себя способность со­страдать ближнему, стыдиться собственных прегрешений и благоговеть перед прекрасным, что соответствует количественно трем христианским ипостасям Бога.

Жанр.Лирическая драма с элементами языческой и православной об­рядности.

Конфликт.Противоречие между тем, каким должен быть человек, и тем, каков он есть.

Художественный прием.Духовный христианский запрос человеку, и
ответ на него человека через языческие обрядовые действия. Этот прием
продиктован содержательной частью как Семика, так и Троицы, их пере­сечением и взаимопроникновением.

Таким образом, сценарий данного праздника может выглядеть следу­ющим образом.

У НАС НЫНЕ СЕМИК - ТРОИЦА!

Сценарий театрализованного праздника.

Пролог

Музыка. На площадке Селяне в русских национальных костюмах.

Поют и водят хоровод.

Хор: Улица моя широкая,

Да йё-йё-йё!

Трава-мурава зеленая!

Чем улица изукрашена?

Изукрашена улица

Травой-муравой зеленою,

И гудками, и волынками,

Молодыми молодицами,

Еще красными девицами.
Соло:Пойдем, девочки,

Завивать веночки!

Завьем веночки,

Завьем зеленые.

Стой, мой веночек,

Всю недельку зелен.

А я, молодешенька,

Весь год веселешенька!

Музыка смолкает. Хоровод рассыпается. Селяне радостно взывают к собравшимся на праздник и к себе самим.

- Вот и дождались мы праздника, люди добрые!

- Вот и птицы запели нам песню светлую!

- Вот и солнце засияло для нас в небе утреннем!

- А что за праздник такой благом крестил нас и радостью?

- Что за праздник испросил песен наших во здравие земли-матушки?

- Что за праздник березы белые раскачал и листвой веселой седмицу янную повил?

- Что за праздник нас ладом подарил и летом овеял?

- А имя тому празднику Семик честной да "зеленые святки"!

- А имя тому празднику свята Троица!

И вновь Селяне заводят хоровод с песней.

Хор:По вешнему по складу

мы песню повели.

Ой ладо, диди-ладо!

Ой ладо, лель-люли!

Гуляй, Семик да Троица, От неба до земли! Ужо душа раскроется, Ой, ладо, лель-люли!

От луга и от сада

цветочки расцвели.

Ой ладо, диди-ладо!

Ой ладо, лель-люли!

- Возвесели, Троица!

- Охрани, Троица!

- Благослови, Троица!

 

 

Издалека, нарастая, все громче и громче звучит праздничный пе­резвон колоколов. Хоровод останавливается. Селяне, внимая этому перезвону, расходятся в стороны, образуя две группы - парней и де­вушек. Массовка, разделившись, открывает трех Посвященных в свет­лых одеждах, как в ризах. С ними хоругвь с ликом Христа либо с изоб­ражением Святой Троицы, как на образах.

1-й: И да благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа – Троицы единосущной и нераздельной...

Посвященные(вместе): Аминь!

Селяне вступают в диалог с Посвященными.

-Кто вы?

- И зачем вы здесь, среди нас?

2-й:Мы есть Посвященные, ибо осведомлены о Пресвятой Троице и причастны к великой тайне ее.

3-й: Поэтому и славим день ее рождения на земле, ибо, как в Боге три ипостаси живет, так и в человеке трем добродетелям должно быть. А ина­че он и не человек вовсе.

-Это каким же?

1-й: Сподобься сострадать ближнему своему!

2-й: Сподобься стыдиться дурных дел своих!

3-й: Сподобься благоговеть перед красотой мира сего!
Посвященные (вместе): Аминь!

- Недосуг нам нынче разговоры разговаривать.

- Праздник на дворе, зеленый да заманчивый!

- Рулевой да приветливый!

- Хмельной да ядрянистый!

Звучит песня с плясовой мелодикой и ритмикой.

Девушки(поют с притопом):

Пойду ль я, молода,

Пойду ль я, хороша.

Тишком лужком, бережком.

Пойду ль я, молода,

Пойду ль я, хороша,

В кленник, в дубняк, в ясенник.

Сломлю ль я, молода,

Сломлю ль я, хороша,

Кленничку, дубнячку, ясенничку.

Совью ль я, молода,

Совью ль я, хороша, Себе зеленой венок.

Парни (поют с притопом):
Пойдем, Дуня, во лесок на часок,

Сорвем, Дуня, лопушок, лопушок,
Под саменький корешок, корешок...

Куплю Дуне сарафан, сарафан.

Носи, Дуня, не марай, не марай.
По праздничкам надевай, надевай,
На Троице, на святой, на маслене годовой!

Между поющими группами парней и девушек появляется 1-й Посвященный в образе Страдальца.

Страдалец(обращаясь к одной группе): Я нищ... У меня нет и малой моне­ты для нужд моих... Кто одарит меня?

Девушки не обращают внимания на Страдальца.

Девушки(хором вполголоса):

Пойду ль, молода,

Пойду ль я, хороша,

Тишком лужком, бережком...

Страдалец(обращаясь к парням): Я наг... Студеный ветер знобит мое тело, а жаркий песок пустыни обжигает меня... Кто даст мне одежду?

Парни не обращают внимания на Страдальца.

Парни(хором вполголоса):

Пойдем, Дуня, во лесок на часок,

Сорвем, Дуня, лопушок, лопушок...

Страдалец(обращаясь к девушкам): Я голоден... И плоть моя слабеет, и жизнь угасает во мне... Кто накормит меня?

 

Девушки не обращают внимания на страдальца

Девушки.(хором вполголоса):

Пойду ль, я молода,

Пойду ль я, хороша,

Тишком лужком, бережком…

Страдалец. (обращаясь к парням): Я болен… Недуг снедает меня, и нет никакой надежды на выздоровление… Кто исцелит меня?

 

Парни не обращают внимание на страдальца

Парни(хором вполголоса):

Куплю Дуне сарафан, сарафан.

Носи, Дуня, не марай, не марай.

Страдалец оглядывает зал.

Страдалец:А у вас?.. Тоже нынче праздник? А ведь в Писании сказано? ''Возлюби ближнего как самого себя".

Селяне возглашают свое, словно подхватывая слово "праздник".

- Возвесели, Троица! - Охрани, Троица!

- Благослови, Троица!

И вновь Селяне заводят хоровод с песней.

 

Хор: По вешнему по складу

мы песню завели!

Ой ладо, диди-ладо!

Ой ладо, лель-люли!

Гуляй, Семик да Троица

От неба до земли!
Ужо душа раскроется,
Ой ладо, лель-люли!

Один из Селян, куражась, обращается к Посвященным.

- Примите под сень свою!

1-й: А ты кто таков?

- Я-то? Грешник, кто же еще... (Голосит частушку)

Мне с собою нету сладу -

Не сочтите, что форсю!

Я заместо лимонаду

водку трескаю вовсю!

1-й: Нехорошо это. Стыдно.

- А как же Петр-апостол? Он трижды от Христа отрекся, и ничего - в раю служит. А ты говоришь - стыдно. (Смешивается с толпой Селян).

Одна из Селянок обращается к Посвященным.

- Возьмите под крыло свое!

2-й: А ты кто?

- Ой, и не скажите! Грешница великая... (Голосит частушку)

Был Ванюша холостой,

да отбила гадина!

Я ей в рожу кислотой -

Так вот и отвадила!
2-й: Стыдно, небось?

- Что? А дочь Иродова? Голову Иоана-Предтечи на блюде ей поднести стребовала! А ты говоришь - стыдно. (Смешивается с группой Селян).

Еще один Селянин обращается к Посвященным.

- В компанию не возьмете?
3-й: А ты кто?

- Грешник я. Кто ж еще? (Голосит частушку)

Я бы с милкой три недели

кувыркался у куста,

кабы мухи не заели
ее сдобные места!

3-й: Срам какой! И тебе не стыдно?

- Да сам пророк Давид слугу своего Урию на войну услал и там смерти предал, а жену его к себе на прелюбодеяние взял! А ты говоришь - стыд­но! (Махнув рукой, смешивается с Селянами)

3-й посвященный обращается к гостям праздника.

3-й: А вам... за себя никогда не стыдно? А ведь в Писании сказано:

устыдись грехов своих и прощен будешь".

Селяне возглашают свое, словно прощение коснулось их.

- Возвесели, Троица!

- Охрани, Троица!

- Благослови, Троица!

И вновь на площадке - хоровод с песней.

Хор: Гуляй, Семик да Троица, От неба до земли! Ужо душа раскроется, Ой, ладо, лель-люли!

От луга и от сада

цветочки расцвели.

Ой ладо, диди-ладо!

Ой ладо, лель-люли!

Музыка смолкает. Селяне заканчивают танец, уморившиеся,

но весьма довольные собой. Парни и девушки перебрасываются

веселыми репликами, подзадоривая друг друга.

- А что, девки, сыграем в игру?

- В какую?

- Кто кого пересмотрит!

- Сыграем!

- Начали!

Оказавшиеся рядом пары под речитатив, глаза в глаза, движутся по кругу, либо относительно друг друга.

Парни(вместе): Фасон береги! Сморгнуть не моги!

Девки(вместе): А кто сморгнет, того черт возьмет!

-Сморгнула! Знай свое место, бесова невеста!

Парни ликуют. Девки в притворном ужасе визжат.

- А что, парни, сыграем в игру?

- В какую?

- Кто кого перемолчит!

-Сыграем!

Девки(вместе): Если ты не дурачок, губы в бантик и молчок!

Парни(вместе): А кто вякнет ненароком, тем веселье выйдет боком!

-Начали!

Парни нарочито молча, пыхтя и еле сдерживаясь, движутся по кругу либо относительно друг друга. Один из парней не выдерживает и прыскает со смеха.

- Ага, гоготнул! Теперь гляди в оба, облапошит тя зазноба!

Девки ликуют. Парни в притворном ужасе причитают.

- А что, девки, сыграем в игру?

- В какую?

- Кто кого перещекочет!

-Сыграем!

-Начали!

Парни начинают щекотать девок. Девки с визгом убегают. На площадке остаются одни парни.

- Так бы и жить, ни об чем не тужить...

- Не думать за долю, лишь тешиться вволю.

- Водиться - так с дивом!

-А ежели помышлять, так беспременно с красивым.

-Ишь, сказанул! А иде та красота?

Посвященные вмешиваются в разговор парней, как бы продолжая его.

1-й: Не ведаете?

-Не ведаем...

Звучит проникновенная лирическая мелодия. На площадке появляются уже знакомые девушки, плывущие в медленном танце.

2-й: А вот-взгляните! Какими прекрасными создал их творец. И улыбки их, как цветы, что раскрываются навстречу солнцу…

3-й:Щеки у них - как розовый шелк. Губы у них алы - и наслаждение смотреть на них...

3-й:Волосы их блестящи и волнисты, как родниковый поток. А глаза глубоки и влажны, как горные озера...

1-й: И стан каждой из них похож на стройную березку. И в дыхании их веет запах цветущих яблонь...

2-й:Не это ли есть красота, истинная и возлюбленная небом и челове­ком? Ужели не поклонитесь ей и не воздадите ей всем сердцем своим и ныне, и присно, и во веки веков?

 

Парни явно не понимают, о чем идет речь, и недоумевают по поводу сказанного.

- Так это ж наши девки-то...

- Так мы ж их кажный божий день зрим...

- Так мы ж их как облупленных...

- Так мы ж к ним спокон веку привыкши...

- Красота - да не та!

- Не смешите вы народ! Аида, девки, в хоровод!

 

Парни хватают девушек под бока и пускаются в пляс.

Гуляй, Семик да Троица,
От неба до земли! Ужо душа раскроется, Ой, ладо, лель-люли!

Посвященные оглядывают присутствующих.

3-й: А вам... Тоже невдомек, что красота рядом живет и душ ваших взыскует?

Танцующие и поющие Селяне перекрывают Посвященных.

От луга и от сада цветочки расцвели. Ой ладо, диди-ладо! Ой ладо, лель-люли!

Селяне с песней и в танце покидают: площадку. Говорят Посвященные.

1-й:Так помните, что в Писании сказано: "Помоги ближнему ивозда­стся тебе, ибо что отдал, то - твое!" 2-й:Устыдись грехов собственных, и чистыми будут и душа и тело твои!

3-й:Созерцай прекрасное и служи ему - и поднимется к свету дух твой! Посвященные(вместе): Аминь!

Музыка. Посвященные покидают площадку. Появляются Селяне с зеркальцами в руках. Свет гаснет. Работает один прожектор. Исполнители ловят зеркальцами световые зайчики и направляют их сначала в лица друг другу, потом на гостей праздника. Игра со светом сопровождается песней.

Хор: Солнышко, вёдрышко, Выгляни в окошечко! Твои детки плачут, Сыр колупают.

Собакам бросают. Собаки-то не едят. А куры-то не клюют.

Солнышко, покажись! Красное, снарядись!

Твоих детушек подряд Славно святки веселят.

И собаки лают.

И куры-то кудахчут.

Доли - лёли-лёли-лё!

Зажигается свет. Селяне низко кланяются присутствующим. Звучит последняя зазывная реплика.

- Пусть никто ничего не пужается!

- Ибо праздник, как есть, продолжается!

Массовка весело убегает со сцены.

Кумление.

Звучит печальная, но светлая мелодия девичьих страданий. На площадке появляются Девушки. Они начинают плести венки, не замечая друг друга.

Девушки(поют по очереди):

- Плещет рыба во реке, попадает в сети.

Одинокой девушке
грустно жить на свете.

- Как по бережку - кулик, чибис - вдоль овражка.

- Во зеленый, во Семик без подружки тяжко.

- Расшумелись надо мной тополя да клены.

- Скучно девушке одной во Семик зеленый.

Девушки (поют вместе):

Береза моя, березонька!

Береза моя белая,

Береза кудрявая!

Стоишь ты, березонька,

осередь долинушки.

На тебе, березонька,

трава шелковая.

Близ тебя, березонька,

Красны девушки.

Красны девушки

Семик поют!

Под тобой, березонька,

красны девушки.

Красны девушки

венки плетут.

Плетут венки

одни - одинешеньки!

"Страдания" смолкают. Венки сплетены. Слышатся веселые звуки трещотки и бубна. Появляются Кум и Кума. Они как бы продол­жают частушечный диалог между собой.

Кум: Уж ты, кума,

не гляди угрюмо! Кума: Сойду с ума

от такого кума! Кум: Не скупись, наконец,

угости винишком!
Кума: Ишь какой молодец!

А не будет слишком?

Кум и Кума замечают печальных Девушек.

Кум:А это что еще за уикэнд среди капустных грядок? Кума:Вот и я гляжу милый кум -непорядок!

Кум: О чем, девушки призадумались? Кума:О чем, милые, опечалились?

Аль не праздник нынче девичий? Девушки:

- Праздник праздником, только грустно нам.

- Некому печаль нашу девичью поведать.

- Не с кем радостью поделиться. Кум: Что ж, тогда пришла пора кумиться! Кума:С подружками кумиться-кумоваться!

Через венки целоваться!

Кум: Подруг обрести сердечных, сестриц названных да верных! Кума:Чтоб не было промеж вас - ни обиды, ни брани, ни какой другой скверны!

Музыка. Девушки целуются через венки и надевают их друг на друга. Звучит песня. Возникает девичий хоровод.

Девушки(поют):

Вы кумушки-голубушки,

вы подружки мои,

кумитесь, любитесь,

любите и меня.

Пойдите вы в зеленый сад,

возьмите и меня!

Сорвете вы по цветочку,

сорвите и мне.

Совьете вы по веночку,

вы свейте и мне.
Наденете на головку,

наденьте и мне.

Кума: Вот теперь и душенька как есть легка! Кум:Да только вот ведь шутка кака!

Не зреть пшенице без сырой земли!

Не дышать хлебу без красна огня!

Не цвести девушке без добра молодца!

Слышен задорный наигрыш гармошки. На площадке появляется веселая группа Парней.

Парии(поют):

Как по морю уточки плавали,

плавали, душа моя, плавали.

Вдруг, откуда ни возьмись, ярый селезень,

ярый селезень, душа моя, ярый селезень.

Он всех уточек разом разогнал, разогнал, душа моя, разогнал.

Одну уточку себе только взял,
одну уточку, душа моя, взял.
Как по улице девки гуляли,
все гуляли, душа моя, гуляли.
Вдруг откуда ни возьмись добрый молодец,
добрый молодец, душа моя, молодец.
Он всех девушек разом разогнал,
разогнал, душа моя, разогнал. Одну девушку себе только взял, одну девушку, душа моя, взял!

Парни перед Девушками. Девушки перед Парнями.

Девушки (поют и каждая надевает свой венок на стоящего напротив парня):

Ах, ты, венчик мой,

да веночек, да веночек.
В поле розовый да цветочек, да цветочек. На кого тебя, веночек,

положити, положити?

Положу тебя, веночек,

на головку, на головку,

на удалу молодецку, молодецку,

молодецкую

княжецку, княжецку. Станешь ты - мой кум,
стану я - твоя кума.
Мы сойдемся, обоймемся,
поцелуемся!

Парни и Девушки выходят на авансцену. Здесь же Кум с Кумой.

Кум (оглядывая молодые пары): Чем кумушкам не кумы!

Любо глянуть... Совсем как мы!

Кума (обращаясь к публике): А что скажет честной народ?

Когда свой заведет хоровод?
Кум: Чтоб друг над дружкой ужо не глумиться,

приспела пора и вам покумиться! Девушки (вместе): Песни нынче вы певали?
Парни (вместе): А березку завивали? Девушки (вместе): А Семик зеленый зрили? Парни (вместе): А венки друзьям дарили?
Кум: Нет, не дело, что народ

наш не водит хоровод.
Кума: Посему, как ни крути, в массы надобно идти!

Исполнители, Парни и Девушки, смешиваются с публикой. каждый выбирает себе пару. Все берутся за руки. Площадка заполняется испол­нителями и гостями праздника. Все водят общий хоровод под песню "Вы кумушки-голубушки...". Песня смолкает. Хоровод останавливается.

Кум: А теперь бежать не надо
нам старинного обряда.
Должно всем по одному
строго следовать ему!

Кума: На семик трава в росе... Расцелуйтесь трижды все!

Все обмениваются троекратным поцелуем.

Кум:

А теперь, в разгар событий,
трижды дружно повторите: Пусть не тронет нас беда- покумимся навсегда!
Кума:Три! Четыре!

Все присутствующие трижды повторяют предложенную фразу.

Кум:Ну что ж, друзья! Поздравляем с праздничком,
эх, с праздничком! С Семиком да Троицей Эх, с Троицей!

Славно покумилися,
эх, покумилися!
И повеселилися,
эх, повеселилися!

Звучит песня из пролога "Улица моя широкая...". Кум и Кумавместе с исполнителями покидают площадку.

Изгнание русалок.

Музыка. На сцене - 1-я Русалка.

1-я Русалка:Моя матушка - речка тинная.

А мой батюшка - пруд туманистый.
В ночку темную я хожу-брожу,
злата-серебра для себя ищу.

А как злато мне - человек живой.

Ну а серебро - это лунный свет.

Вы сестрицы, русалки млечные,

с вами любо мне перекликнуться.

Где скрываетесь? Отвечайте-ка!

На зов 1-й Русалки появляются остальные Русалки. Русалки заводят свой таинственный хоровод.

Русалки(поют): А здесь, подруга милая, с тобой русалки чудные,

долинные, пустынные,

лесные да озерные,

великие и малые,

в ночную тьму одетые

и зеленью повитые...

1-я Русалка:Ачто, сестрицы, задумаем думы темные да сотворим дела наши исконные?

- И то верно!

- Пусть пахарь доброе зерно сеет, а мы худому семени жизньдадим!

-Защекочем!

-Убаюкаем!

-Прельстим!

Слышится праздничная музыка. На сцену выходит танцующий хоровод Селян. Русалки смешиваются с танцующими.

Селяне (поют): На том месте при лужочке,

на зеленом бережочке

там девушки гуляли,

там красные гуляли.

Они цветки срывали,

они красные срывали.

1-й Селянин(одной из русалок): А ты что, девица красная, скажешь?

- А то и скажу: да завянет любая завязь, да расцветет в людях зависть!

Первое нарушение танцевального темпо-ритма.

Селяне(поют): На венках девки гадали,

венки в реченьку кидали.
Венок по морю ныряет,
милый клятвой уверяет.

1-я Селянка(одной из Русалок): А ты что, подружка любезная, скажешь?

- А то и скажу: будет людям маета, да заест их клевета!

Второе нарушение темпо-ритма. Хоровод постепенно расстраивается.

 

Селяне(поют): Одна девка не смолчала,

громким голосом вскричала:

"Мой веночек потонул!

Меня милый обманул!" 2-й Селянин(одной из Русалок): Что на это, девица красная, скажешь?

- А то и скажу: да не споется вам и не спляшется, пусть ревность в сердца втемяшится!

 

Третье нарушение танца. Последняя попытка спасти хоровод.

Селяне (поют): Втора девка не смолчала,

громким голосом вскричала: "Пойду - с горя утоплюсь! Пойду - с горя удавлюсь!"

2-я Селянка(одной из Русалок): А что на это, подружка любезная, ска­жешь?

- А то вам и скажу: утешьтесь, люди, пустыми снами, да будет лихо всегда с вами!

Хоровод окончательно распадается. Селяне в растерянности.

3-й Селянин:Что ж нам делать теперь, люди добрые.

В действие вмешиваются Кум и Кума.

Кума:Чтоб в душе человечьей не настала ночь! Кум: Гони, народ честной, эту нечисть прочь!

Воодушевленные Селяне начинают наступать на Русалок.

Селяне(поют): Ой, русалки вредные, вредные!

Ой, дид-ладо, злобные, злобные!

А мы - люди добрые, добрые!

Ой, дид-ладо, добрые, добрые!

Мы русалок выгоним, выгоним!

Ой, дид-ладо, выгоним, выгоним!

Как же мы их выгоним, выгоним?

Ой, дид-ладо, выгоним, выгоним?

Мы их миром выгоним, выгоним!

Ой, дид-ладо, выгоним, выгоним!

Русалки напуганы, но не сдаются.

- Нам среди вас место завсегда найдется!

- Защекочем!

-Убаюкаем!

-Прельстим!

Русалки покидают площадку и начинают общаться с публикой. Это своеобразная игра в вопросы и ответы.

- Кто любит петрушку?

Кто-то из зрителей либо возгласом, либо жестом утвердительно отвечает на заданный вопрос и слышит в ответ лукавую реплику.

- Тот не в работу с головой, а в подушку!

- Кто любит чеснок?

Того грех собьет с ног!

- А кто любит лук?

Того злость возьмет под каблук!

- А кто любит картошку?

Тот врет взаправду, а не понарошку!

- Кто любит уху?

Тому в карман на аркан - блоху!

- А кому по душе колбаса?

Тому - колтун в волоса!

Кум и Кума, видя такое, теряют терпение.

Кума:Что, люди добрые, уморили вас русалки лукавые? Надоели хуже горькой редьки?

Кум: А ну, погоним их прочь с места сего, от дверей и от четырех углов!

Кума:Затопаем пошибче! И крикнем погромче! Полынь, полынь! Русал­ка, изгинь!

Русалки с визгом убегают прочь. За ними с торжествующими криками гонятся Селяне.

Поминовение

Памяти А.С. Пушкина.

Звучит вступление к песне "Матушка". На площадке - Селяне, исполненные светлой печали. Она сквозит в их мягкой и грациозной пластике. Звучит начало песни.

"Матушка, матушка, что во поле пыльно?

Сударыня ты моя, что во поле пыльно?"

"Дитятко ты мое, кони разыгрались.

Свет милое ты мое, Александр Сергеича".

"Матушка моя, на двор гости едут. Сударыня ты моя, на крыльцо заходят"...

На этих словах звучащая песня плавно микшируется. В тишине начинает звучать речевой хор, и одна за другой зажигаются поминальные свечи.

Хор:Мы помянем долю эту, ту, что русскому поэту бог назначил, хоть и трудно,

как царевне в сказке чудной, молвить музе: "Спи во гробе! Вдруг погасла, жертвой злобе, на земле твоя краса.

Дух твой примут небеса.

Нами ты и днесь любима

и для милого хранима -

не досталась никому,

только гробу одному".

В окружении горящих свечей возникает аллегория, связанная с об­разом Пушкина. Это может быть портрет, книга, рукопись с гусиным пе­ром и т.п.

Селяне заводят хоровод вокруг аллегории. Но это уже не танец, а некое священнодействие. Звучит соответствующая мелодия.

Селяне:Что, дремучий лес,

призадумался,

грустью темною

затуманился?

Ты стоишь - поник,

и не ратуешь

с мимолетною тучей-бурею.

Где ж девалася речь высокая, сила гордая, доблесть царская?

У тебя ль, было, в ночь безмолвную заливная песнь соловьиная.

 

У тебя ль, было, поздно вечером
грозно с бурею
разговор пойдет.

Где же теперь твоя

мочь веселая? Почернел ты весь,

затуманился.

 

Одичал, замолк...

Только в непогодь

воешь жалобу

на безвременье.

Не осилили

тебя сильные,

так дорезала

осень черная...

(А. Кольцов)

Хоровод останавливается. Селяне, повернувшись лицами внутрь круга, грустно склоняют головы перед пушкинской аллегорией. Появ­ляются Кум с Кумой и выводят Селян из печального состояния. Заго­ворщицки переглянувшись, они начинают весело читать отрывок из пушкинской "Сказки о царе Салтане".

Кум: Ветер весело шумит,

судно весело бежит

мимо острова Буяна,

в царство славного Салтана!

И желанная страна

вот уж издали видна.

Селяне поднимают головы, воодушевляются, печаль на их лицах сменяется радостью обретения великого жизнеутверждающего насле­дия поэта.

Кум: Страна, веселое имя которой - Пушкин!

Кума:Страна, да что страна! Мир, сотворенный великим поэтом нам во благо и радость вечную!

Кум: Цветы - Александру Сергеичу!

Звучит вальс Свиридова к повести Пушкина "Метель". Селяне ис­чезают за кулисами и вновь появляются на площадке с цветами. По­очередно они кладут цветы к портрету (лире) Пушкина, сопровождая эти действия фразами-здравицами

- Ты - наша совесть,

наше достоянье,

и целый мир –

отечество твое...

(В. Чугунов)

-Ты зряч, я слеп...

Но дело в том,

что путь неповторим.

Прошу: не будь поводырем -

стань посохом моим.

(С. Минин)

- Пушкин, нет в народе света,
нет Отечества без Вас!

(Л. Туровская)

- Подумать: двести лет в России живет и здравствует поэт!

(О. Гонтарев)

- Ну, Пушкин... Ну, и... молодец!
Селяне(вместе): Эх-ма!

И грянула в исполнении Селян залихватская частушка.

- К пушкинскому юбилею тоже речь произнесем: Всех румяней и смуглее до сих пор на свете всем!

- Томики поставив в шкафчик-
посмешаете ж его, бешенство свое смешавши
с белым бешенством его!

- Поскакал бы, Всадник Медный,
он со всех копыт - назад. Трусоват был Ваня бедный,

ну, а он - не трусоват!

(М. Цветаева)

- Бродит леший, бдит русалка,

ножки курьи у избы...

Нам для Пушкина не жалко

ни державы, ни судьбы!

- Что корона на макушке,

что палаты во Кремле...

Все пустое! Только Пушкин

есть владыка на земле!

Пританцовывая, Селяне покидают площадку.

Кум: Вот и глазом не моргнули,

а поэта помянули!

Кума:Может статься, вкривь да вкось...

Не рассердится, небось!

Кум и Кума покидают площадку. Снова звучит вальс Свиридова.

Эпилог

И вновь на площадке Посвященные. После предыдущих танцеваль­но-игровых эпизодов наступает тишина и сосредоточенность, преры­ваемые поэтическим словом, звучащим из уст Посвященных. Стихи все громче и увереннее.

- В забытой церкви сумрачно и тихо.
Апостолы пристойны и печальны.
Прозрачная стекает облепиха на камни, чьи устои изначальны.

- Грустят березы истово и просто.
Звенят в крапиве медленные осы.
Коснеет небо бедного погоста
и задает нескромные вопросы.

- Скрижаль поводит каменною бровью и долгой удивляется дремоте, к замшелому упавшей изголовью и на одной качающейся ноте.

- Ни знака, ни присутствия в округе молвы, благовествующей о боге.
Старинное моление за други
погинуло на брошенной дороге.

- Темна юдоль, как беженка без крова.
И скудостью подернутые лета
томятся в ожидании второго
пришествия, взыскующего света.

И вот, как ожидаемое пришествие добра и истины, грянуло духов­ное песнопение на музыку П.Чайковского. И на этот вещий зов на пло­щадке появляются Селяне. Они задумчивы и трепетны. В руках у них дары, подобные евангельскому ладану, смирне и золоту. Дары приносятся музыке, Посвященным и друг другу. Музыка смолкает. Селяне прекло­няют колени и, очистившись, творят светлую и торжественную молитву.

Хор:

Избавь нас, Творец, от напасти

и сжалься над отчей страною!

Пресветлое солнце не засти,

облей благодатью земною!

Да скажется в душах отвага,

да грянут июньские грозы,

сердец да умножится благо,

скорбей да скончаются слезы!

Даруй нам на древнем кургане

свободу отеческой шири.

суди нам победу на брани,

суди нам согласие в мире!

Для пахаря - стати двужильной,

для дола - росы изобильной,

для путника - ноши посильной,

для изверга-ямы могильной,

для отрока-чести фамильной,

для матери - силы родильной,

заветной тропы - для порога

и правой защиты у Бога!

Молитва закончена. В ответ на нее, как светлое утверждение ска­занного, вновь звучит радостный перезвон колоколов. И вновь начи­нается хороводная песнь. Селяне ликуют и знаменуют свое преобра­жение, святое и истинное. К ним присоединяются Посвященные. Об­щее веселье.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое обряд?

2. Какие существуют виды и типы обрядов?

3. Что представляет собой обрядовое действие?

4. Какие существуют виды обрядовых действий?

5. Что такое ритуал и церемониал?

6. В чём особенность сценария народного праздника в современном его прочтении?

7. В чём суть и содержание праздника Троицы?

 

ДРАМАТУРГИЯ "ЗРИМОЙ" ПЕСНИ

Одним из драматургических элементов театрализованного действа может быть так наз



2015-11-11 5284 Обсуждений (0)
ДРАМАТУРГИЯ ПРАЗДНИЧНОГО ОБРЯДОВОГО ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ДЕЙСТВА 5.00 из 5.00 8 оценок









Обсуждение в статье: ДРАМАТУРГИЯ ПРАЗДНИЧНОГО ОБРЯДОВОГО ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ДЕЙСТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5284)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)