Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ХАРАКТЕР И ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ



2015-11-11 2316 Обсуждений (0)
ХАРАКТЕР И ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ 4.67 из 5.00 6 оценок




В последнее время все большую популярность и широкое распростра­нение получают игровые и конкурсные программы как один из видов досуговой деятельности россиян. На телеэкране и на площадках двор­цов и домов культуры все чаще являют себя веселый энтузиазм и здоро­вое соперничество аудитории, готовой дерзнуть самоутвердиться и по­лучить за это весьма ощутимое материальное удовлетворение.

Перед сценаристами и режиссерами подобных программ стоит непро­стая и ответственная задача эстетически и этически обеспечить эту есте­ственную человеческую потребность. И в этом случае профессиональная подготовка к подобного рода деятельности есть необходимое условие для практической реализации творческого замысла специалиста.

Итак, что такое игровая программа? Прежде всего, это совокупность и определенная последовательность игры. Но тут же возникает вопрос: а что есть игра? Игра есть моделирование определенных жизненных ситу­аций, существование которых в реальности невозможно либо нежелатель­но, и проживание в этой модели сторон, участвующих в игре. Другими словами, игра есть замена безусловных реальных обстоятельств предла­гаемыми обстоятельствами, аналогичными первым, но условными по от­ношению к ним.

Необходимо помнить, что речь идет о создании не заимствованной из каких-либо источников, а оригинальной игры. Придумать игру-это зна­чит определить и сформулировать основные драматургические понятия игры: 1. Игровой замысел. 2. Игровой конфликт. 3. Игровая ситуация. 4. Игровое действие. 5. Игровые правила. 6. Игровое пространство. 7. Иг­ровой материал. Разберемся в сути этих понятий.

Игровой замысел определяет цель и задачи игры.

Игровой драматургический конфликт - это противоречие между спро­сом со стороны организаторов игры и предложением со стороны ее уча­стников. Развитие этого конфликта идет по убывающей, и он разрешает­ся тогда, когда предложение становится равнозначным по спросу.

Игровая ситуация есть расстановка сторон, участвующих в игре, в определенный момент времени.

Игровое действие - это заданное действие участников игры, в резуль­тате которого одна игровая ситуация переходит в другую.

Игровые правила - это правила, по которым происходит игровое дей­ствие.

Игровое пространство - это совокупность площадок, на которых про­исходит игра.

Игровой материал представляет собой тот реквизит, которым в слу­чае надобности пользуются в игре.

Композиция игры, как и игровой программы в целом, представля­ет собой "контрапункт", т.е. сочетание самостоятельных действий в од­ном драматургическом целом. А само понятие композиции можно определить как мотивированное распределение и последовательность отдельных дра­матургических модулей в одном драматургическом целом. Композиция игр и игровых программ универсальна, а о видовом разнообразии и ти­пологии игр речь в данной разработке не идет.

Уяснив, что такое игра и игровая программа, можно перейти к разбо­ру театрализованной игровой программы. Можно сказать, что театрали­зованная игровая программа - это программа, драматургически выстро­енная и подразумевающая образное решение, что достигается путем при­влечения художественных выразительных средств и потому связано с областью искусства. Игра в подобной программе подается в художествен­ной форме и театральными средствами.

Каким же образом создается драматургия театрализованной игровой программы? Во-первых, одним из признаков театрализации является на­личие художественного приема, используемого в игровой программе. Художественный прием - это образное решение и воплощение в конкрет­ную художественную ткань композиционной схемы, создающее драма­тургическую целостность всей игровой программы. Композиционная схе­ма может являться общей для целого ряда театрализованных игровых программ. Художественный прием единствен для каждой театрализован­ной игровой программы, где он может быть заменен термином "интри­га". В этом случае интрига - художественная, образная разработка на­правления игровых действий и последовательность игровых ситуаций. А это, в свою очередь, определяет и раскрывает взаимодействие сторон, уча­ствующих в играх.

Во-вторых, одним из способов театрализации игровой программы является создание игрового эпизода, включающего в себя интермедию и непосредственно игру, которые драматургически связаны друг с другом. Интермедия - это вставная сцена, исполняемая между отдельными частя­ми драматургического произведения, а в нашем случае - это сценическая миниатюра, предваряющая игру в отдельном игровом эпизоде театрали­зованной игровой программы. Какова функция интермедии? В игровом эпизоде она определяет и художественно организует игровое простран­ство для последующей игры, являющейся логическим продолжением ин­термедии. В данном случае игровое пространство - это безусловное либо условное художественно решенное пространство, в котором создаются игровые ситуации и происходят игровые действия. Кроме того, интерме­дия является эмоционально-образным введением в начальную игровую ситуацию. В конечном счете интермедия является средством театрализа­ции для всей игровой программы в целом, поскольку она подчинена ху­дожественному приему и осуществляется с помощью художественных выразительных средств. Типажи либо персонажи, действующие в интер­медии, становятся своеобразными ведущими игры, и вся игра проводится в образном и смысловом ключе, заданном интермедией.

В-третьих, театрализация игровой программы может достигаться вклю­чением в игровой эпизод вместо интермедии дивертисмента, т.е. вставного концертного номера, который дается в дополнение к игре и имеет с ней логическую (причинно-следственную) или смысловую связь.

При отсутствии интермедии определенная степень театрализации мо­жет осуществляться путем создания ведущими художественных образов и типажей, сущность которых и общение между собой и с участниками игры имеют опять-таки смысловую и логическую связь с игрой.

Прилагаемый ниже сценарий театрализованной игровой программы "Хорошо там, где нас нет" дает наглядный практический пример реали­зации теоретических основ драматургии театрализованной игровой про­граммы в конкретный конечный результат творческого процесса театра­лизации как отдельного игрового эпизода, так и всей игровой програм­мы в целом.

Полезно сразу оговорить, что художественный прием, с помощью ко­торого создается драматургическая целостность сценария, определен и сформулирован как "экзотическая кругосветка".

«Хорошо там, где нас нет»

Сценарий театрализованной игровой программы.

Вступление

Игровая программа осуществляется в зрительном зале на сценичес­кой площадке. Ведут ее восемь человек (четверо мужчин и четыре жен­щины).

Звучат позывные радио России. Занавес открывается. На сцене - во­семь ведущих, одетых в будничную затрапезную одежду. Посредством фонограммы звучит "ассорти" из фрагментов рекламы, новостей и т.п. Через определенные промежутки времени ведущие один за другим от ве­личайшей скуки замертво падают на сцену. После падения последнего на сцене воцаряется тишина. Ведущие медленно встают. Звучат куплеты ведущих.

Ведущие:Постыла нам родная дребедень! Ну до чего наскучило, о боже, одно и то же слышать каждый день и видеть каждый день одно и то же.

Под пальмой, как под зонтиком,

эх, нам бы свить гнездо!

Экзотикой, экзотикой

мы грезим от и до! Все буднично, как обод колеса, худой хомут и ржавая подкова. Заморские нам снятся чудеса.

И мы хотим чего-нибудь такого.
Под пальмой, как под зонтиком,
эх, нам бы свить гнездо!
Экзотикой, экзотикой

мы бредим от и до!

Отныне впору сдвинуться с ума,
на эту жизнь поглядывая косо.

Здесь-рынок, Жириновский и зима. А где-то там - мулатка у кокоса.

Под пальмой, как под зонтиком, эх, нам бы свить гнездо! Экзотикой,экзотикой мы бредим от и до!

Ведущие:- Хочу мулатку!

-Хочу кокос!

- Хочу чего-нибудь такого!

- Какого?

-А этакого!

-Экзотического!

Ведущие обращаются к залу.

- А вы хотите?

Зал дружно отвечает:

-Хотим!

Ведущие закрывают глаза, разводят руки с выступлениями указательными пальцами, сводят руки, чтобы пальцы коснулись друг друга. Выбор сделан.

Ведущие.– Всё ясно!

- Дикий Запад!

- Салун для ковбоев!

 

Ведущие убегают за кулисы, чтобы вновь предстать перед залом уже в качестве ковбоев.



2015-11-11 2316 Обсуждений (0)
ХАРАКТЕР И ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ 4.67 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: ХАРАКТЕР И ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2316)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)