Особенности развития конструктивной деятельности
У дошкольников с нарушениями зрения (Ремезова Лариса Асхатовна, кпн) Ремезова Лариса Асхатовна. Коррекция недостатков развития конструктивной деятельности у детей с косоглазием и амблиопией: Дисс. на соискание ученой степени кандидата пед. наук. – М., 1998.
Как известно из литературных источников, нарушения зрения приводят к обеднению предметных и пространственных представлений. Дети затрудняются: · в сличении, узнавании и различении предметов по цвету, форме, величине, · в аналитическом восприятии свойств предметов (определении сочетаний цветов, расчленении формы предметов на составные части, установлении сходства, выделении отдельных измерений величины: длины, ширины, высоты, толщины). Многочисленные исследования показывают, что сенсорное недоразвитие у детей со зрительной патологией протекает на фоне вялой умственной и речевой активности, так как наиболее благоприятный период для развития восприятия и речи (третий, четвертый год жизни) для многих из них бывает упущен (М.И. Земцова (1978), Л.И. Плаксина (1985), Т.П. Свирдюк (1984) и др.). В.М. Астапов (1991), что значение зрения в психическом развитии ребёнка уникально. Нарушения его деятельности вызывает у ребёнка большие затруднения в познании окружающей деятельности, сужая социальные контакты, ограничивая его ориентировку и возможности заниматься многими видами деятельности. Влияние первичного дефекта сказывается не только на восприятии и формировании представлений, но и ухудшается пространственное ориентирование, что обуславливает снижение двигательной активности, координации движений, нарушение осанки. Дети с нарушенными функциями зрительного анализатора быстрее утомляются, что сказывается на работоспособности и успешности развития познавательной деятельности. Снижение уровня перцептивных действий при зрительном дефекте сказывается на овладении детьми программным материалом по развитию представлений у них о форме и величине предметов (Л.И. Плаксина, 1985). Работая же с конструктором, дети должны опираться на эти сенсорные знания о форме, величине конструктивных деталей. Поэтому на занятиях по конструированию должна вестись работа по коррекции зрительных представлений, формированию сенсорных эталонов формы и умений соотносить эти эталоны с формой реальных объектов окружающей действительности. Важной стороной в овладении конструктивными навыками этими детьми является сформированность представлений о величине предметов, умение соотносить длину, ширину, высоту, толщину, понимание взаимосвязи между целым предметом и его частью, определение на глаз величины предметов. Экспериментальное изучение особенностей пространственных представлений детей с нарушениями зрения показало, что у них имеются существенные сложности пространственной ориентировки, сложности зрительно-пространственного восприятия у этих детей обусловлены нарушением глазодвигательных функций и монокулярным характером зрения, при котором у детей отсутствует информация о глубине, расстоянии между предметами (С.И. Кондратьева (1987), С.Е. Сташевский (1990), Л.П. Григорьева (1987), А.Г. Литвак (1985), Л.И. Плаксина (1982), С.В. Сверлов (1951), Л.А. Семёнов (1985) и др.). Снижение остроты зрения, нарушения глазодвигательных функций, отсутствие стереоскопического видения осложняют ориентировку детей при выполнении практических действий. Эти особенности заставляют искать условия, улучшающие формирование навыков, основывающихся на глазомерных действиях у детей с нарушениями зрения, так необходимых в процессе конструктивной деятельности. Успешность овладения пространственными представлениями во многом определяется состоянием сенсорных функций и, в первую очередь, состоянием зрения и методикой коррекционной работы (Л.И. Плаксина,1985). Любая конструкция предполагает понимание отношений конструктивных деталей между собой, отдельных её частей и целой конструкции. Такое понимание может сформироваться только на основе полноценных пространственных представлений и пространственного мышления. Л.И. Солнцева проанализировала процесс обучения слепых детей конструированию и показала компенсаторную роль памяти, речи и мышления в преодолении трудностей, возникающих у слепых детей при овладении конструированием. Важное значение в компенсации слепоты имеет организация деятельности по определенному плану. У слепых детей младшего дошкольного возраста важно алгоритмизировать процесс осязательного восприятия и чётко определять порядок предметных действий. В среднем дошкольном возрасте дифференциация деталей изделия подчиняется представляемому образцу постройки, что несет в себе элементы «планирования» конструктивной деятельности. И, наконец, в старшем дошкольном возрасте дети учатся обследовать образец, усваивать правила его построения и осознанно запоминать порядок воспроизведения.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1647)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |