Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности развития конструктивной деятельности



2015-11-11 1647 Обсуждений (0)
Особенности развития конструктивной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




У дошкольников с нарушениями зрения

(Ремезова Лариса Асхатовна, кпн)

Ремезова Лариса Асхатовна. Коррекция недостатков развития конструктивной деятельности у детей с косоглазием и амблиопией: Дисс. на соискание ученой степени кандидата пед. наук. – М., 1998.

 

Как известно из литературных источников, нарушения зрения приводят к обеднению предметных и пространственных представлений. Дети затрудняются:

· в сличе­нии, узнавании и различении предметов по цвету, форме, вели­чине,

· в аналитическом восприятии свойств предметов (определении сочетаний цветов, расчленении формы предметов на составные части, установлении сходства, выделении отдель­ных измерений величины: длины, ширины, высоты, толщины).

Многочисленные исследования показывают, что сенсор­ное недоразвитие у детей со зрительной патологией протекает на фоне вялой умственной и речевой активности, так как наи­более благоприятный период для развития восприятия и речи (третий, четвертый год жизни) для многих из них бывает упу­щен (М.И. Земцова (1978), Л.И. Плаксина (1985), Т.П. Свирдюк (1984) и др.).

В.М. Астапов (1991), что значение зрения в психическом развитии ребёнка уникально. Нарушения его деятельности вызывает у ребёнка большие затруднения в познании окружающей деятельности, сужая социальные контак­ты, ограничивая его ориентировку и возможности заниматься многими видами деятельности.

Влияние первичного дефекта сказывается не только на восприятии и формировании представлений, но и ухудшается пространственное ориентирование, что обуславливает снижение двигательной активности, координации движений, нарушение осанки.

Дети с нарушенными функциями зрительного анализа­тора быстрее утомляются, что сказывается на работоспособности и успешности развития познавательной деятельности.

Снижение уровня перцептивных действий при зритель­ном дефекте сказывается на овладении детьми программным материалом по развитию представлений у них о форме и ве­личине предметов (Л.И. Плаксина, 1985). Работая же с конструктором, дети должны опираться на эти сенсорные знания о форме, величине конструктивных деталей. Поэтому на занятиях по конструированию должна вестись работа по коррекции зри­тельных представлений, формированию сенсорных эталонов формы и умений соотносить эти эталоны с формой реальных объектов окружающей действительности.

Важной стороной в ов­ладении конструктивными навыками этими детьми является сформированность представлений о величине предметов, умение соотносить длину, ширину, высоту, толщину, понимание взаимосвязи между целым предметом и его частью, определение на глаз величины предметов.

Экспериментальное изучение особенностей пространст­венных представлений детей с нарушениями зрения показало, что у них имеются существенные сложности пространственной ориентировки, сложности зрительно-пространственного воспри­ятия у этих детей обусловлены нарушением глазодвигательных функций и монокулярным характером зрения, при котором у детей отсутствует информация о глубине, расстоянии между предметами (С.И. Кондратьева (1987), С.Е. Сташевский (1990), Л.П. Григорьева (1987), А.Г. Литвак (1985), Л.И. Плаксина (1982), С.В. Сверлов (1951), Л.А. Семёнов (1985) и др.).

Снижение остроты зрения, нарушения глазодвигательных функций, отсутствие стереоскопического видения осложняют ориентировку детей при выполнении практических действий. Эти особенности заставляют искать условия, улучшающие формирова­ние навыков, основывающихся на глазомерных действиях у де­тей с нарушениями зрения, так необходимых в процессе конст­руктивной деятельности.

Успешность овладения пространственными представле­ниями во многом определяется состоянием сенсорных функций и, в первую очередь, состоянием зрения и методикой коррекционной работы (Л.И. Плаксина,1985).

Любая конструкция предполагает понимание отношений конструктивных деталей между собой, отдельных её частей и целой конструкции. Такое понимание может сформироваться только на основе полноценных пространственных представлений и пространственного мышления.


Л.И. Солнцева проанализировала процесс обучения слепых детей конст­руированию и показала компенсаторную роль па­мяти, речи и мышления в преодолении трудностей, возникаю­щих у слепых детей при овладении конструированием. Важ­ное значение в компенсации слепоты имеет организация дея­тельности по определенному плану. У слепых детей младшего дошкольного возраста важно алгоритмизировать процесс осяза­тельного восприятия и чётко определять порядок предметных действий. В среднем дошкольном возрасте дифференциация де­талей изделия подчиняется представляемому образцу постройки, что несет в себе элементы «планирования» конструктивной деятельности. И, наконец, в старшем дошкольном возрасте дети учатся обследовать образец, усваивать правила его построе­ния и осознанно запоминать порядок воспроизведения.



2015-11-11 1647 Обсуждений (0)
Особенности развития конструктивной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности развития конструктивной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1647)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)