Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные приемы обучения конструированию



2015-11-11 31392 Обсуждений (0)
Основные приемы обучения конструированию 4.92 из 5.00 13 оценок




Для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными приемами.

Выбор приемов зависит от требований программы для данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети, от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании.

При определении программного содержания занятия следует опираться на имеющийся опыт детей, постоянно усложняя учеб­ные задания, развивая способность самостоятельно решать по­сильные конструктивные задачи. Основными приемами обучения являются следующие:

1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы.

Прежде чем приступить к практическому выполнению зада­ния, необходимо рассмотреть предмет или образец, выделить основную и дополнительные части, затем продумать процесс из­готовления, отобрать нужный материал, подготовить его (на­пример, сделать выкройку из бумаги, подобрать и наклеить от­дельные элементы оформления и т. д.) и только затем сложить и склеить игрушку. При этом определяют, из какого мате­риала нужно выполнить конструкцию, в какой последователь­ности.

Образец или картинка с изображением предмета могут быть использованы на занятиях, на которых дается лишь объяснение или когда возникает необходимость помочь детям проконтроли­ровать свою работу, уточнить представление о предмете, или в конце занятия в качестве модели наиболее удачного и правильного решения конструктивной задачи для сравнения с работами детей.

2. Объяснение задачи с определением условий, ко­торые дети должны выполнить без показа приемов работы.

3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, кон­струкций, поделок.

Например, в постройке — как сделать пере­крытие на высоких устоях, как добиться устойчивой конструкции в бумажном конструировании — как склеивать стороны закрыто­го куба или бруска; в работе с конструктором — как крепить ко­леса на осях с помощью гайки; в работе с природным материа­лом — из какого материала лучше сделать отдельные части, в каких случаях лучше применить для скрепления пластилин, клей как пользоваться шилом и т.д.

4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструи­рованию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.

Элементы анализа и контроля могут иметь место в ходе вы­полнения детьми работы или по окончании той или иной опера­ции. Например, при изготовлении коробки, корзинки они учатся складывать большой квадратный лист бумаги на 16 маленьких квадратиков. После выполнения этой операции надо проверить, все ли выполнили ее правильно, почему допущена та или иная ошибка, как ее исправить. При подготовке выкройки коробки проверить, правильно ли она выполнена, в нужных ли местах на­мечены линии для надрезов. А уж затем переходить к следующе­му этапу работы.

При этом необходимо, чтобы на занятиях воспитатель общал­ся со всей группой и с каждым ребенком отдельно, чтобы про­верить, усвоил ли он новый материал. Так, в постройке моста ре­бята должны сами определить, правильно ли (крупные и устой­чивые) подобраны детали для основания, устойчивы ли опоры у моста, правильно ли сделано перекрытие, чтобы мост не разва­лился. При оценке коллективной работы отдельных групп детей воспитатель должен учитывать не только качество готовой про­дукции, но и сам процесс совместной деятельности, поощряя про­явление уважения к работе товарищей, инициативу в придумы­вании оригинальной конструкции, умении мотивировать свои предложения, договариваться друг с другом, кто, что будет делать.

Вопрос 3.

Обучение конструированию в разных возрастных группа детского сада

Младшая группа

Виды конструирования: конструирование из строительного материала.

Задачи.

Конструируют из кубиков, кирпичиков, пластин, призм (трехгранных). Учатся различать их по форме и величине, узнавать эти формы независимо от положения на плоскости стола, понимать, что устойчивость зависит от положения. Дети учатся правильно называть предметы строительного материала (кубик, кирпичик), понимать и правильно употреблять слова (большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий, широкий-узкий); правильно выполнять словесные указания (положи, сними, поставь, убери, разбери, принеси, уложи и т.д.).

Усваивают следующие технические приемы работы со строительным материалом:

· размещение по горизонтали кирпичиков, пластин (дорожка, поезд),

· наложение 4-6 кубиков или кирпичиков друг на друга (башенка, лесенка),

· замыкание пространства (загородка, забор, домик),

· выполнение несложные перекрытия (ворота, горка, мост, домик, гараж).

Младшая группа

Виды конструирования: конструирование из строительного материала.

Задачи.

Знакомятся с бруском (отличие от кубика, кирпичика, пластины; устойчивое положение; название).

Усваивают следующие технические приемы работы со строительным материалом:

· расположение кирпичиков, пластины на плоскости в 1-2 ряда (дорога для машин и т.д.),

· расположение кирпичиков вертикально, в ряд, на некотором расстоянии друг к другу (заборчики).

Закрепляются умения делать несложные перекрытия – одно- и двухярусные.

Учатся различать постройки по величине, форме; видеть, из каких деталей и в каком цвете они выполнены.

Осваивают последовательность выполнения построек.

Методы и приемы обучения в младших группах

Основное место занимают информационно-рецептивный и репродуктивный методы.

Приемы: демонстрация образца, показ и подробное объяснение процесса возведения постройки, игровые приемы, художественное слово, советы, вопросы («А проедет ли твоя машина в эти ворота?»), анализ процесса и результата деятельности и др.

Средняя группа

Виды конструирования: конструирование из строительного материала, конструирование из бумаги, природного и подсобного материалов.

Задачи.

Конструирование из строительного материала. Знакомятся с цилиндром (сравнение с другими деталями, устойчивое положение; название). Усваивают следующие технические приемы работы со строительным материалом: замыкать пространство, сооружать несложные постройки разных размеров, используя соответствующие игрушки, соразмерять постройки между собой (стул и стол и т.д.), отбирать детали по величине, форме, цвету, при этом учитывать их устойчивость в соответствии с особенностями постройки, запоминать последовательность ее выполнения. Учатся самостоятельно анализировать постройки, строить вместе (у каждого ребенка – самостоятельный объект постройки). Учить употреблять слова, обозначающие пространственные отношения: справа-слева, ближе-дальше, впереди-сзади.

Конструирование из бумаги (со 2 полугодия). Знакомятся с ее особенностями, учатся операциям из бумаги: сгибать лист пополам, совмещая стороны и углы, проглаживая линию сгиба; приклеивать мелкие части (окна, дверь, трубу и т.д.) к основной форме.

Конструирование из природного материала. Знакомятся с клеевым и пластилиновым способами крепления деталей.

Конструирование из подсобного материала (со 2 полугодия). Учить склеивать игрушки из готовых деталей, подбирать нужные детали, точно приклеивать их друг к другу.

Обучаются действиям по образцу, по условиям, предложенным педагогом, и по собственному замыслу в игре.

Методы и приемы обучения в средней группе

Основное место занимают информационно-рецептивный метод.

Анализ образца (образец с показом и объяснением), обследование (общий вид, основные части, детали, их пространственное расположение от крупных к мелким), рассматривание иллюстраций, опора на опыт детей. Игровые приемы, художественное слово, советы, вопросы, анализ процесса и результата деятельности и др.

Старшая группа

Виды конструирования: конструирование из строительного материала; конструирование из бумаги, природного и бросового материалов.

Задачи.

Конструирование из строительного материала. Продолжать формировать умение рассматривать готовые постройки и игрушки; выделять в разных конструкциях существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия признаков по форме, размеру зависят от назначения предметов; развивать творчество и изобретательность в работе; учить планировать этапы создания постройки. Продолжать обучение детей умению коллективно выполнять задания. Учить заменять одни детали другими. Обучают строить по словесному описанию, на предложенную тему, по условиям, по рисункам, фотографиям, по собственному замыслу.

Конструирование из бумаги. Учатся сгибать бумагу пополам (закрепление), вчетверо, в разных направлениях (по диагонали, по средней линии, по диаметру в круге), сглаживая сгибы. Выполнение поделок на конусной и цилиндрической основах.

Конструирование из подсобного материала. Учить детей создавать поделки из спичечных коробков, катушек и др., подбирать для этого материал, подходящий для реализации замысла; приучать детей работать внимательно, старательно, аккуратно. Знакомятся со способами скрепления спичечных коробков: склеивание в ряд, один над другим; вкладывание одной коробки в другую.

Конструирование из природного материала. Закрепляют способами крепления деталей (клеевой, пластилиновый), знакомятся с креплением при помощи палочек, проволоки.

Методы и приемы обучения в старшей группе

Основное место занимают информационно-рецептивный, репродуктивный, исследовательский и эвристический методы.

Приемы: поэтапный показ изготовления поделок, конструкций, объяснение последовательности их выполнения; показ способов изготовления; обследование готового образца; вопросы с целью привлечения имеющегося у детей опыта; индивидуальный показ нового приема и др.



2015-11-11 31392 Обсуждений (0)
Основные приемы обучения конструированию 4.92 из 5.00 13 оценок









Обсуждение в статье: Основные приемы обучения конструированию

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (31392)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)