Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие конструирования и труда, их виды и значение в формировании личности дошкольника



2015-11-11 1757 Обсуждений (0)
Понятие конструирования и труда, их виды и значение в формировании личности дошкольника 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция № 1

Тема: Психолого-педагогические основы обучения труду и конструированию

Детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии

План:

1. Цель, задачи, предмет дисциплины.

2. Место методики обучения труду и конструированию в системе педагогических наук.

3. Понятие конструирования и труда, их виды и значение в формировании личности дошкольника.

4. Динамика развития трудовой и конструктивной деятельности дошкольников с сохранным развитием.

5. Особенности конструирования детей с интеллектуальной недостаточностью, с ЗПР, с нарушениями слуха, зрения, речи и опорно-двигательного аппарата.

6. Особенности трудовой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью, с ЗПР, с нарушениями слуха, зрения, речи и опорно-двигательного аппарата.

7. Коррекционные возможности трудовой деятельности и конструирования.

8. Методы обучения детей дошкольного возраста конструированию и труду с сохранным и нарушенным развитием.

9. Формы организации труда и конструирования детей дошкольного возраста.

 

 

Литература:

1. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С. Комаровой. – М., 1991. – 256 с.

2. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду . – М., 1977. – 253 с: ил.

3. Лиштван З.В. Конструирование. – М., 1981. – 159 с.: ил.

4. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М., 1990. – 158 с.

5. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду. – М., 1961. – 160 с.

6. Казакова, Т.Г. Детское изобразительное творчество / Т.Г. Казакова – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. - 192 с.

 


 


Вопрос 1.

Цель, задачи, предмет дисциплины.

Дисциплина ориентирует на подготовку к области коррекционно-развивающей деятельности, ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

· реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей;

· работа по обучению и воспитанию детей с отклонениями в развитии;

· обучение детей с нарушениями интеллекта учебным предметам в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных учреждениях;

· воспитание детей с нарушениями интеллекта.

Цель дисциплины «Методика обучения труду и конструированию» – формирование готовности у студентов к осуществлению процесса обучения труду и конструированию дошкольников с нарушениями в развитии, основанной на системе глубоких знаний теории и практики.

Задачи дисциплины «Методика обучения труду и конструированию»:

1. Формировать у студентов представления о теоретических основах методики обучения труду и конструированию дошкольников с нарушениями в развитии; понимание психолого-педагогических особенностей формирования у детей трудовых и конструктивных знаний, умений и навыков; потребность в самообразовании в области методики обучения труду и конструированию детей с нарушениями в развитии;

2. Раскрыть психологические механизмы и основные этапы формирования трудовой и конструктивной деятельностей у детей с нарушениями в развитии в дошкольном возрасте; коррекционно-развивающие возможности труда и конструирования;

3. Познакомить студентов с современными формами организации работы, средствами и методами обучения различным видам труда и конструирования в разных возрастных группах специальных дошкольных учреждений;

4. Подготовить студентов к педагогическому руководству процессом обучения труду и конструированию детей с нарушениями в развитии в специальном дошкольном учреждении.

Предметом исследования дисциплины является изучение закономерностей развития трудовой и конструктивной деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии и педагогических условий, обеспечивающих обучение ребенка труду и конструированию в процессе целенаправленного обучения в СДОУ и вне его.

 

 

Вопрос 2.

Место методики обучения труду и конструированию в системе педагогических наук.

 

 

Вопрос 3.

Понятие конструирования и труда, их виды и значение в формировании личности дошкольника

 

Название конструктивной деятельности происходит от латин­ского слова constructio — построение.

Конструирование – процесс сооружения постро­ек и конструкций, в которых предусматривается взаимное распо­ложение частей и элементов и способы их соединения.

Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер, т.е. оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Такая специфическая направленность конструирования отличает его от других видов деятельности. За­нятия конструктивной деятельностью своеобразно влияют на психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте.

Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению (Комарова Т.С., 1991).

Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные поделки (игрушки, постройки) (Косминская В.Б., 1977).

Конструирование является довольно сложным видом деятель­ности для детей.

Виды. Детское конструирование может быть изобразительным и техническим.

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:

· конструирование из строительных материалов;

· конструирование из бумаги, картона;

· конструирование из подсобного (бросового) материала (коробок, катушек и других материалов);

· конструирование из природного материала.

Конструирование имеет значение прежде всего для развития у ребенка образного и элементов наглядно-схематического мышления, формирования у него представлений о целостном образе предмета. Так как ребенок, создавая конструкцию, т. е. модель какого-либо реального объекта, начинает совершенно иначе вос­принимать сам предмет, качество его восприятия неизмеримо воз­растает.

Значение. В процессе целенаправленного обучения конструированию осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание детей.

У детей развиваются умение анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, сосредоточенность внимания, тонкая наблюдательность, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели; умения налаживать деловые отношения, слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения и т.п.).

Дети начинают понимать, что при выполнении задания важен не только практический результат, но и приобретение новых уме­ний, знаний, новых способов деятельности.

Переключение сознания детей на способы решения конструк­тивной задачи формирует умение контролировать свою деятель­ность с учетом поставленной задачи, т.е. появляется самоконт­роль. Ребенок учится управлять своими психическими процессами, что является важной предпосылкой для успешного обучения в школе.

Карл Маркс определяет труд, как универсальную сознательную деятельность человека, в которой он реализует себя, создает материальные и духовные ценности для удовлетворения сущностных потребностей. Труд — это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению, либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

Отечественный социолог Верховин, дает определение трудовой деятельности. Трудовая деятельность, в его понимании, это относительно жестко фиксированный в пространстве и времени, целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, как правило, в рамках производственных организаций. В результате трудовой деятельности осуществляется: 1) производство товаров, 2) оказание услуг, 3) разработка научных идей, 4) аккумуляция информации.

 

Трудовая деятельность дошкольников включает в себя компоненты любой деятельности (цель, мотив, план, процесс деятельности, результат труда), но их формирование и развитие в дошкольном детстве своеобразны.

http://gendocs.ru/v36916/контрольная_работа_-_воспитание_детей_дошкольного_возраста_в_трудовой_деятельности

http://shporiforall.ru/shpory/shpory-po-doshkolnoj-pedagogike/50-formy-organizacii-trudovoj-deyatelnosti-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

http://mdou42r.narod.ru/pozavatelnie_stranitsi/stranichka_vospitatelya_parfilovoi_eleni_viktorovni/organizatsiya_trudovoi_deyatelnosti_detei_v_doshkolnom_uchrezhdenii/

http://www.moluch.ru/archive/47/5754/

 

1. Постановка цели. Дети младшего дошкольного возраста не могут самостоятельно ставить цель в труде, т.к. они еще не владеют умением удерживать в памяти весь процесс труда и его результат. Действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер, т.е. он может подметать, стоя на одном месте, или мыть чашку, просто поставив ее под струю воды. Цель не имеет для маленького ребенка смысла, он формулирует ее только для обозначения сиюминутного действия. Для развития способности ставить цель в труде важны осознание цели, умение видеть результат, владение способами действий, навыками. У младших дошкольников все это находится лишь в начальной стадии. На данном этапе роль принадлежит взрослому.

Старшие дошкольники уже могут самостоятельно сформулировать цель своей деятельности и удерживать цель на протяжении всего процесса до получения результата. Однако такие умения проявляются детьми на материале уже известного труда (по самообслуживанию, уборка помещения и др.), но если ребенок встречается с незнакомым ранее содержанием труда, ему нужна, как и малышу, помощь взрослого.

Особенность данного компонента трудовой деятельности дошкольников - участие взрослого. Самостоятельность детей в постановке цели и ее осознание относительны.

2. Мотивы трудовой деятельности. При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим), которые свойственны особенно старшим дошкольникам. Дети охотнее принимают участие в труде, даже не имеющем особой привлекательности, если понимают его значение для других.

Все перечисленные мотивы могут быть у детей разного возраста, но лишь в 5 - 7 лет ребенок способен их формулировать.

3. Трудовые действия (процесс деятельности). Младший дошкольник выполняет трудовые действия под непосредственным руководством взрослого, при его показе. Старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями (убрать постель, подмести и т.д.) и способен обучаться трудовым действиям по словесному объяснению. Детей дошкольного возраста увлекает именно процесс деятельности. Для ребенка любого дошкольного возраста участие взрослого в процессе труда вносит особый элемент привлекательности.

4. Планирование. Это важный компонент. Он включает в себя планирование последовательности действий (организацию работы, исполнение, контроль и оценку как отдельных этапов, так и результата в целом).

Ребенок младшего возраста вообще не планирует свою деятельность, старший дошкольник осуществляет планирование с помощью взрослого. Простые и известные действия ребенок может планировать, рассказать, что и за чем он будет выполнять. Но при получении более сложного задания он испытывает затруднения. Роль взрослого на разных этапах различна: сначала он планирует работу детей сам, затем привлекает их к совместному планированию и, наконец, учит планировать самостоятельно.

5. Оценка. Эта операция сложна для детей дошкольного возраста. Младшим дошкольникам зачастую важен не материальный результат, а моральный, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого. Ребенка старшего возраста интересует достижение практического, материально представленного результата, хотя и оценка взрослого для него также очень важна. С помощью взрослого старшие дети учатся оценивать процесс выполнения и результат своей работы. В 5-7 лет у детей уже могут появляться гордость, удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде.

6. Результат. Результат видят все дети. Однако младшим интересен лишь сам процесс выполнения трудовых действий, старшие стремятся к получению результата

 



2015-11-11 1757 Обсуждений (0)
Понятие конструирования и труда, их виды и значение в формировании личности дошкольника 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие конструирования и труда, их виды и значение в формировании личности дошкольника

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1757)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)