Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРОФИЛАКТИКА РИСКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ



2015-11-20 542 Обсуждений (0)
ПРОФИЛАКТИКА РИСКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




Под профилактикой аддиктивного поведения в подростковом возрасте мы понимаем создание условий для конструктивного проживания подросткового кризиса. И задача взрослого, как посредника организация профилактирующего пространства. Именно, реакция взрослого превращает результативное действие в пробу, минимизируя возможный разрушительный эффект, помогая ребенку открыть в ситуации себя действующего, то есть обеспечить субъективацию” [42].

Именно взрослый должен являться источником опор для ребенка. Если же события (по Б.Д. Эльконину) не случается, ребенок получает самочувствие суррогатным образом через: физический риск (ребенок ищет “пиковые ситуации”, пребывание в которых дает острое ощущение себя за счет близости границы небытия собственного “я”); социальный риск (деликвентное и девиантное поведение, трудновоспитуемость — есть, по сути, неудавшиеся попытки получить опоры от взрослых; разрушительные действия дают более яркое чувствование себя, нежели созидательные, вследствие немедленности исполнения и четкого чувства причастности к происходящему) [60].

Профилактирующее пространство для подростка – это пространство рещающее задачи возрастного развития и вневозрастного развития подростка, вызывающего на преодаление, возвращающего подростку самочувствие [54]. То есть, в рамках такого пространства, существуют специально организованные «места», позволяющие осуществлять пробы, возвращающие ответственность, связанные с внешней оценкой, организующие становление авторского действия. Занимающие большую часть времени подростка.

Таким образом, занятия танцами могут выступать профилактирующим пространством для подростка.

Но вернемся еще раз к пониманию того, какое значение имеет социальная ситуация развития для формирования свободного (самостоятельного инициативного ответственного) поведения в подростковом возрасте. Когда мы говорим о социальной ситуации развития, как правило, имеем в виду то, что ее содержание должно задаваться со стороны взрослых. И это действительно так, с одной небольшой поправкой, - само возникновение ситуации взаимодействия невозможно в одностороннем порядке. Взаимодействие с подростком возможно только в том случае, если он также готов проявить интерес к взаимодействию со взрослым. Именно способность взрослого вызвать интерес подростка (что возможно только в случае, если пространство взаимодействия выстроено как возрастно-адекватное) определяет социальную направленность проб взрослости [14] .

Увидеть же - адекватно ли пространство, выстроенное взрослыми (образовательная среда, к примеру), возрасту, можно лишь по тому, интересно ли подросткам принимать участие в тех делах, проектах, мероприятиях, которые организуются взрослыми или совместно со взрослыми. По форме это могут быть совершенно традиционные мероприятия, но их содержание, форма взаимодействия с подростками «на теле» этого совместного пространства могут значительно разниться [42]. Отсюда, увидев, принимают ли подростки участие, говорят ли о своем желании, интересе к социальным формам деятельности мы сможем судить о том, насколько адекватно возрасту выстроено это пространство и, соответственно, является ли оно полем проб подростка.

И еще одно замечание: только того, что подросток осуществляет пробы в рамках просоциальной деятельности, недостаточно, чтобы мы могли предположить его защищенность от аддиктивных проб, необходимым условием является сознательное исключение из поля собственных проб асоциальных отношений [36]. Если подросток участвует и в просоциальной и в асоциальной деятельности, скорее всего, это означает, что просоциальное пространство для этого подростка все-таки остается неадекватным или недостаточным, обедненным качественным самочувствием, недостаточно провокационным или недостаточно поддерживающим [54].

Если подросток исключает из своего поля всякие пробы, это, скорее всего, свидетельствует о некоторой задержке возрастного развития, по сравнению с основной массой подростков.

Итак, в нашем понимании формирование свободного поведения возможно только в случае достаточного количества совершенных подростковых проб, причем на возрастно-адекватном (просоциальном) материале [42]. Отсюда задача взрослого не в нивелировании признаков трудновоспитуемости посредством сглаживания противоречий и т.п., а в удержании конфликта взросления и в способности предоставить адекватный материал для разрешения данного противоречия. Иными словами, организовать пространство проб, т.е. пространство управляемого перехода, кризиса, - задать развитие в подростковом возрасте.

Должно быть некоторое психологическое пространство, в ко­тором можно было бы исследовать, проверить, обнаружить для себя те новообразования, которые возникли раньше, узнать, годятся ли они для иных условий. Только после таких испытаний новообразование выступит как субъектная характеристика, станет способностью самого субъекта, а не принадлежностью деятельности, в которой оно возникло. Именно такое психологическое пространство пробности и есть критический период в том смысле, какой придавал ему Л.С.Выготский.

Переход к конструктивной стадии кризиса, дальнейшее развитие, формирование представлений о взрослости как «свободе для» - инициативности, самостоятельности и ответственности возможны только на материале просоциальных, возрастно-адекватных проб. В такой деятельности происходит смена смыслообразующих мотивов, возникновение более высоких нравственных мотивов, демонстрирующих развитие мотивационной сферы личности [45]. Своеобразие этой деятельности заключается в том, что результаты составляющих ее действий при некоторых условиях оказываются более значимыми, чем их мотивы. Д.И. Фельдштейн в качестве примера приводит тимуровскую работу, когда дети включались в работу, побужденные романтикой «тайной помощи» больным и престарелым. Но в ходе этого социально важного труда школьники осознавали его значимость, зримо чувствуя свою «нужность», у них возникала потребность приносить пользу другим людям. В данном случае изменялись мотивы деятельности [51].

В нашем исследовании в качестве понятия противоположного по значению понятию «аддикция» мы придерживаемся понятия «свободы для» [45]. Человек, свободный в конструктивном понимании, по определению не может быть зависимым человеком. Такой человек может принимать зависимость в той степени, в которой ему это необходимо. Отсюда профилактика, на наш взгляд, – это, прежде всего, воспитание ценности свободы, создание условий для развития свободной личности - самостоятельной, инициативной и ответственной. По сути, это означает создание условий для возрастного развития ребенка, т.к. самостоятельность, инициативность и ответственность полагаются результатами нормального воспитания и включены в понятие взрослости.

Аддикция же есть «несвобода» [24], т.е. фактически недоразвитие или отсутствие тех способностей, которые характеризуют свободную личность.

«Итак, задача взрослого- построение специального пробного пространства действий ребенка и инициация его действий в нем, т.е. инициация пробных действий» [54].
1.3 ТЕЛЕСНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКА

Итак, каким образом взрослый, как посредник, может организовать ситуацию подростковой пробы? И на каком собственном ресурсе подросток может построить опоры, а взрослый контролировать этот процесс? Ведь, именно взрослый должен являться источником опор для ребенка. Если же события (по Б.Д. Эльконину) не случается, ребенок получает самочувствие суррогатным образом, что является риском неконструктивного проживания возраста [62]. Поэтому ситуация пробы должна быть организована в рамках возрастного развития, т.е. возвращающая утерянное подростком самочувствие и являть понятия самостоятельности и ответственности.

Таким ресурсом, на наш взгляд, является именно все, что связано с телесностью подростка. Ведь все психологи изучающие сущность подросткового кризиса отмечают важность физических изменений и освоения собственного тела и приобретения способности подростка к «Я-чувствованию» [64], позволяющей опираться в своих выборах на целостное переживание телесного опыта.



2015-11-20 542 Обсуждений (0)
ПРОФИЛАКТИКА РИСКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРОФИЛАКТИКА РИСКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (542)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)