Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие выборка. Процесс ее конструирования



2015-11-20 1324 Обсуждений (0)
Понятие выборка. Процесс ее конструирования 0.00 из 5.00 0 оценок




ВЫБОРКА ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ метод формирования выборочной совокупности для исследований случая, применяется также в формировании фокус-групп и планировании экспериментов с выделяемыми факторами.

модели ВЫБОРКА ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ

выборка экстремальных (девиантных) случаев; – отбор необычных, в некотором смысле специфических, случаев. Предполагается, что такие случаи могут в сжатом виде содержать всю информацию о более «типичных» представителях генеральной совокупности.

интенсивная выборка – отбор информативно значимых случаев, которые в значительной (но не экстремальной) степени представляют интересующее социолога явление. Предполагается, что собрана предварительная информация о генеральной совокупности и проведен предварительный

выборка максимальной вариации – отбор случаев, представляющих все распространенные модели изучаемого явления. Для конструирования выборки необходимо предварительно выделить соответствующие модели и оценить их распространенность.

гомогенная выборка - случаев, с максимальной полнотой характеризующих некоторую относительно гомогенную часть генеральной совокупности. В частности, интервью с фокус-группами обычно проводятся на гомогенных выборках, насчитывающих от 5 до 8 участников с одинаковыми демографическими и социальными характеристиками.

выборка типичных случаев- -типичные случаи выбираются в ходе бесед с экспертами, определяющими, что, на их взгляд, является типичным, а также на основе проведенных ранее опросов, демографическом анализе и т.п. Используется как индуктивное, так и дедуктивное понимание типичного. В индуктивном («статистическом») понимании типичное представляется как наиболее часто встречающееся (модальное). Дедуктивное понимание типичного восходит к веберовскому пониманию типа как синтеза представлений об идеальном. Дедуктивное понимание типа более информативно, но намного труднее в реализации.

стратифицированная выборка – отбор случаев из предварительно выделенных страт (слоев, частей) генеральной совокупности. Целью стратифицированной В.Т. является не описание генеральной совокупности в целом (как в случае стратифицированной случайной выборки), но фиксация основных различий между ее объектами. Статистической репрезентативностью стратифицированная В.Т. не обладает.

выборка критических случаев – отбор случаев, критических важных для понимания происходящего («Если так случилось здесь, то это произойдет везде» или «Если здесь этого не случилось, то и нигде не случится»). Эта модель особенно эффективна, если имеющиеся ресурсы ограничивают исследование одним случаем. Например, если правительство вводит новые правила налогообложения, то на первом этапе достаточно проверить, как их понимает наиболее образованная часть общества. Если даже для нее правила непонятны, они тем более будут непонятны всем остальным. Наоборот, если правила понятны наименее образованным гражданам, люди с более высоким уровнем образования их тоже поймут.

критериальная выборка. состоит в том, что изучению подвергаются только объекты, удовлетворяющие заранее определенным критериям. Например, «пациенты психиатрической больницы, неоднократно пытавшиеся совершить самоубийство». Такая выборка эффективна при изучении проблемных случаев. Основой для критериальной выборки могут служить результаты количественного анализа или тестирования.

Объем выборки зависит:

от целей исследования,

его глубины,

имеющихся ресурсов, т.к. более глубокое исследование каждого случая требует больше средств и времени.

Качественная выборкадолжна одновременно удовлетворять двум часто противоречащим друг другу критериям – она, с одной стороны, должна быть компактной, с другой – покрывать цели исследования.

Критерий максимизации информации требует, чтобы формирование выборки прекращалось только в тот момент, когда от включения в выборку новых случаев уже не ожидается получение дополнительной информации. Это, в частности, означает, что должна сохраняться возможность увеличить выборку в зависимости от первых результатов исследования.


Отбор респондентов.

При отборе респондентов для участия в группах осуществляется на основе одной из следующих процедур:

Случайный отбор - Фильтрующие опросы проводят по телефону или на улице, следуя стандартным правилам проведения репрезентативных опросов. Хотя в количественных исследованиях уличные опросы дают заметный сдвиг результатов и потому считаются ненадежными, они вполне пригодны для обеспечения «приблизительной точности» малых фокус-групповых выборок.

Маршрутные поквартальные обходы при отборе респондентов для фокус-групп, как правило, не проводятся из-за их дороговизны. Исключения составляют:

а) малонаселенные местности или малые поселения при отсутствии телефонов;

б) включение фильтрующих опросов в обширную "анкету-омнибус", посвященную сразу многим исследованиям.

В последнем случае получаются обширные списки, пригодные для использования во многих фокус-групповых исследованиях в качестве базы данных.

Метод «снежного кома» при котором участников групп просят назвать других участников, обладающих нужными характеристиками. Этот метод незаменим при составлении списков узких профессиональных или иных групп, которые невозможно «выловить», опрашивая подряд представителей населения.

Дополнительным фильтрующим ограничением в этом случае является недопустимость работы респондентов в одной организации. Иногда данный метод является важным элементом убеждения респондентов принять участие в обсуждении. В России такова ситуация с так называемыми «богатыми» людьми, которые нечувствительны к денежным стимулам и боятся принимать приглашения, исходящие от незнакомых лиц.

Грубым нарушением принципов применения данного метода является опрос личных знакомых исследователей и знакомых их знакомых. Формальное соблюдение отборочных критериев (например, покупки в течение последнего месяца некого продукта) скрывает за собой сильный систематический сдвиг выборки.

Использование готовых списков – некоторые организации-заказчики имеют обширные списки своих клиентов, которые тождественно совпадают с исследуемой целевой совокупностью. Наличие таких списков существенно облегчает процесс фильтрации и отбора участников и является большой удачей.

Использование списков, созданных для других целей, проблематично, и требует принятия ответственного решения. Некоторые исследовательские организации создают достаточно обширные базы данных на основе объединения многих разнородных списков.

В некоторых случаях формирование специальной
выборки – может быть осуществлено через организации соответствующего профиля, если таких организаций имеется достаточно много. В качестве примера можно назвать такие профессиональные группы, как учителя, врачи районных поликлиник, участковые милиционеры и т.п.

Наиболее прогрессивным методом удешевляющим процедуру отбора без снижения ее качества, является создание компьютерной базы данных. Удешевляющий эффект этого метода проявляется, однако, только при поточной организации фокус-групповых исследований.

Простота, понятность и доступность социально-демографической терминологии не обеспечивают автоматически надежности и достоверности сообщаемой информации.

Знание опрашиваемыми своих "объективных" характеристик не является единственным фактором формирования ответов.




2015-11-20 1324 Обсуждений (0)
Понятие выборка. Процесс ее конструирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие выборка. Процесс ее конструирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1324)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)