Эмпатия и вербализация
Чтобы быть в состоянии помочь во время диалога исследователь должен работать с эмпатией и вербализацией. “Эмпатию и вербализацию” или “вербализацию эмоциональных переживаний” можно заменить простым словом “отражение”, или, более точно, “эмпатическое отражение”. Я отражаю наиболее важные утверждения моего клиента. Это отражение эмпатическое, многослойное и может идти очень глубоко: я становлюсь живым человеческим зеркалом для моего клиента. Однако я не отражаю поверхностно или внешне, как зеркальное стекло. Я облекаю в слова то, что мой клиент не может (еще) ясно сказать. Благодаря моему эмпатическому отражению, он учится видеть себя более ясно и более сложно и может осознать и принять как свои глубокие качества, так и поверхностные аспекты. Прежде всего, я отражаю (порядок важен!): Чувства и эмоции. Например, с понятием “отца” у дочери связаны различные и часто противоречивые чувства, как ясные, так и менее ясные, сильные и едва ощутимые эмоции. Желания и цели. Например, по отношению к отцу дочь часто имеет различные и противоречивые, определенные и неясные, большие и малые желания. Стандарты и оценки. Это придает форму чувствам, мыслям и поведению человека. Например, дочь часто имеет неясные, многослойные и, более того, бессознательные стандарты по отношению к своему отцу. Кроме того, они различаются по важности. Происходящее во время эмпатического отражения соответствует образу резонирующей деки. Деревянный корпус скрипки представляет собой резонатор для струн. Его функция — заставить струны звучать яснее и громче. Кроме того, он делает слышимыми обертоны, нюансы и полутона. Качество скрипки зависит в основном от ее корпуса. Он делает слышимыми тонкие штрихи касания струн смычком, но, сам не добавляет ничего. Нечто подобное происходит при эмпатическом отражении: тот, кто отражает, похож на резонатор для своего партнера. Почему эмпатическое отражение так важно для клиента? клиент может изложить свою проблему во всех деталях, что само по себе принесет облегчение и предварительно прояснит дело. клиент чувствует, что его понимают и принимают во всем, что бы он ни сказал, а также у него есть возможность исправить, если что-то понято неверно. клиент находит путь к себе, к своей истинной сущности, к большей “подлинности и личной конгруэнтности”. клиент обретает свободу и мужество делать дальнейшие высказывания, уменьшаются страх и самозащита. клиент достигает большей автономии и личной ответственности и, таким образом, становится независимым от окружения и своего терапевта. Клиент “обращается со все возрастающей интенсивностью к собственному субъективному опыту, потому что все больше чувствует себя ответственным за самого себя. Он воздерживается от перекладывания решения своих проблем на других. Он все больше убеждается в том, что в состоянии сделать это сам”. клиент идет по пути самопознания: он исследует свои чувства и эмоции, желания, цели и т.д. Он видит себя как бы отраженным в зеркале и затем может работать над тем, что видит. У клиента прибавляется сил, чтобы исцелить самого себя. клиент воспринимает себя как партнера терапевта, соратника в терапевтическом процессе, наделенного равными правами. клиент обнаруживает в себе конструктивные перемены. На это указывают многие эмпирические исследования и серия тестов. Личность модератора. Модератор –это центральная фигура фокус-группы, оказывающая решающее влияние на ценность получаемой информации. Он должен: знать, что делать с синдромом "рационального человека", когда респонденты дают только "правильные" ответы на уровне стереотипов; держать "в руках" нить дискуссии, быть гибким, вызывая на откровенность респондентов с противоположными взглядами; хорошо знать процессы групповой динамики: руководить неощутимо мягко, но не допускать отклонений от темы; иметь хорошую память, обладать умением слушать, создавать доброжелательную обстановку, вызывать доверие, быть контактным, проявлять искренний интерес к другим; обладать чувством времени, равномерно распределяя обсуждение вопросов; уметь ясно и доходчиво выражать свои мысли как письменно, так и устно. Работу модератора можно рассматривать как особый вид творческой деятельности, выполнение которой под силу лишь людям с определёнными природными данными. Проведение исследования требует от модератора высокой концентрации внимания и самодисциплины. Он, в частности, должен абсолютно точно помнить содержание и порядок обсуждаемых вопросов. Никаких текстов для зачтения вопросов не допускается, так как это радикально снижает естественность обстановки и качество получаемой информации. Модератор должен каждый этап прохождения исследования соотносить с общей её композицией и оценивать его с точки зрения как решения конкретной задачи, так и достижения конечной цели исследования. Модератор должен сочетать в ходе дискуссии видимую нейтральность, беспристрастность и одновременно живую заинтересованность в мнениях окружающих и стремление глубоко разобраться в обсуждаемых проблемах. Основой хорошей профессиональной подготовки модератора является практика. Главным образом благодаря ей у него вырабатывается знание типичных ситуаций и возможных проблем, формируется набор эффективных методов их преодоления, накапливаются навыки и умения их применять и творчески модифицировать для каждого конкретного случая Важным качеством модератора является способность преодолевать или по крайней мере сдерживать свои собственные субъективные предубеждения. Собственные субъективные предубеждения: личные предубеждения, проявляющиеся в естественном желании позитивно относиться и усиливать выражение согласующихся с собственной точек зрения; склонность "угодить клиенту" - благосклонно воспринимать те мнения и позиции, которые соответствуют точке зрения заказчика; склонность к логичности - позитивно относиться и поощрять те мнения и точки зрения, которые обладают строгой логикой и аргументацией. Работа модератора проходит в три этапа: предстартовая пауза, предназначенная для полного сбора всех участников, налаживания контактов, создание атмосферы непринуждённости, ознакомления участников с порядком работы, её целью, задачами и т. д.; собственно работа фокус-группы; заключительная стадия, предназначенная для выражения благодарности и вознаграждения участников, получения их оценок проведенной работы.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (649)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |