Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Профессиональный портрет социального педагога




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В 1991 г. при активном участии нынешнего директора Государственного научного учреждения института социальной педагогики Российской академии образования, профессора, доктора педагогических наук В.Г.Бочаровой была обоснована и введена новая профессиональная сфера «социальная», представленная в виде 3-х специальностей: социальный педагог, социальный работник, специалист по социальной работе. Социальный педагог – специалист, имеющий среднее или высшее профобразование по специальности «социальная педагогика», профессионально подготовленный для соц-пед деятельности.

Квалификационная характеристика –это свод обобщенных требований педагога на уровне его теоретического и практического опыта. Квалификационная характеристика социального педагога была утверждена приказом государственного комитета СССР по высшему образованию 1991г. Состоит из 3-х частей: должностные обязанности, должен знать, квалификационные требования. «Должностные обязанности» определены основные виды помощи, которые оказывает социальный педагог ребенку: социально-информационная, социально-правовая, социально-реабилитационная, социально-бытовая, социально-экономическая, медико-социальная, социально-психологическая, социально-педагогическая. «Должен знать» представляет единство теоретических знаний и умений, необходимых для оказания видов помощи. Умения: аналитические (теоретический анализ процес­сов, происходящих в социуме и оказывающих негативное влияние на состоя­ние и развитие ребенка), прогностические (выдвижение цели деятель­ности и ее задач, отбор способов осуществления деятельности, предвидение результата, учет возможных отклонений от намеченной цели, определение этапов деятельности), проективные (определение конкретного со­держания деятельности, осуществление которой обеспечит планируемый ре­зультат), рефлексивные (самоанализ собственной дея­тельности социального педагога на каждом из ее этапов, осмысление ее по­ложительных и отрицательных сторон и степени влияния полученных резуль­татов на личность ребенка и решение его проблемы), коммуникативные (владение культурой меж­личностного общения). «Квалификационные требования» включают в себя механизм получения социальным педагогом соответствующей категории и перечень требований, которые предъявляются к нему для получения определенной категории. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.



Профессионализм социального педагога зависит от личностных качеств человека, избравший этот вид деятельности как уникальную сферу доверия между людьми, которая является основой для их взаимопонимания, взаимопомощи и взаимоответственности. Социальному педагогу необходимо овладеть следующими качествами: естественность, доброжелательность, эмпатия, открытость, деликатность, конкретность, непосредственность, коммуникабельность.

В учебнике Галагузовой личностные качества распределены по следующим группам: гуманистические: доброта, отзывчивость, альтруизм, чувство собственного достоинства; психологические характеристики: высокий уровень протекания психических процессов, устойчивость психических состояний, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик; психоаналитические качества: самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков и самоанализ своей деятельности; психолого-педагогические: коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость.

В своей деятельности социальный педагог должен опираться на основные принципы:

1)принцип взаимодействия - целенаправленное сотрудничество с другими работниками учреждения по разрешению различных проблем, создание педагогической среды в учебном учреждении, налаживание социальных связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающиеся вопросами социализации детей.

2)принцип личностно-ориентированного подхода - гуманное отношение к личности, уважение прав и свобод ребенка и взрослого, оказание содействия в саморазвитии и социализации личности

3)принцип позитивного восприятия и принятия личности – принятие личности такой, какая есть, поиск в каждой личности положительных качеств, оптимизм и вера в способности личности

4)принцип конфиденциальности – установление отношений открытости, уверенность в надежности полученной информации, сохранение профессиональной тайны в отношении между учащимися и педагогами, родителями, учителями.

Эти качества развиваются в процессе профессиональной подготовки, а в своей деятельности социальный педагог должен руководствоваться кодексом этики.

Должностные обязанности социального педагога должны разрабатываться в каждом учреждении в виде должностной инструкции. Она разрабатывается на основе тарифно-квалификационных характеристик и имеет разделы: должностные обязанности, права, ответственность и другие.

Самовоспитание есть неотъемлемая и важнейшая часть процесса саморазвития. Самовоспитание, самосовершенствование — это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности. Профессиональная самореализация тесно связана с понятием карьерный рост. Под карьерой понимается склонность человека к реализации себя в профессиональной деятельности. Удовлетворить потребность педагога в профессиональной самореализации и одновременно решить эти вопросы в интересах самого образовательного учреждения позволяет планирование карьеры. Планирование карьеры предполагает работу с собой, самооценку своих достижений, самоанализ собственной деятельности успехов и неудач, самоорганизацию по выполнению намеченных целей, глубокий самоанализ жизненных целей, и определение того, что действительно хочется. Планирование карьеры позволяет решать проблему мотивации педагога к профессиональной самореализации, делает процесс повышения собственного уровня прозрачным и привлекательным. Достижение более высокого профессионального уровня повышает авторитет педагога в профессиональной среде, в глазах родителей, формирует положительный имидж успешного профессионала.




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1228)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7