Методология педагогической науки и псохолого-педагогических исследований
Метология- учение о научном методе познания.Методология педагогики- учение о педагогическом знании, способах его добывания и объяснения, о способах практического применения для преобразования или совершенствования системы обучения. Методология педагогики включает 4 положения: 1.учение о структуре и функциях пед.знания 2.исходные концепции,теории, гепотезы, имеющие общенаучный смысл. 3.учение о логике и способах пед. исследования получения знаний для совершенствоваания практики Методологические принципы ППИ: 1.пр.объективности.Реализация этого принципа начинается с сущности анализа всех понятий, фигурирующих в заявленной теме с использованием официальных источников, изучение законов, закономерностей и принципов, которые являются основой функционирования объекта, явления, процесса.Для этого изучается и берется за основу официально признанная научная теория или концепция. 2.принцип сущностного анализа.В превую очередь реализуется путем анализа каждого понятия в заявленной теме.при реализации этого принципа необходимо учитывать 3 требования: -учитывать непрерывное развитие изменения изучаемого явления, объекта, процесса(дальше ЯОП) -выделение основных факторов, которые определяют результаты изучаемого ЯОП -раскрытие противоречий 3.генетический принцип.Реализуется через изучение происхождения ЯОП, его развития и выявление моментов смены одного уровня функционирования другим. 4.Принцип концептуального единства.В исследовании делается обзор нескольких концепций, но за основу берется какая-либо одна. В ходе исследования избранная концепция подтверждается,опровергается или изменяется. 5.Принцип деятельностного подхода.Сущность принципа- исследуется реальный процесс взаимодействия человека с окружающим миром,который обеспечивает решение опредленных жизненноважных задач. 6.Принцип системного подхода.Система-целосность внутренне организованная ан основе какого-либо принципа, состоящая из элементов ,которые тесно связаны друг с другом.Принцип реализуется следующим образом: - изучение системы как нечто целостного по отношению к среде и в единстве со средой. - расчленение целого,выделение элементов,определение свойств каждого элемента - определение взаимосвязи между элементами, установление системообразующей связи - определение структуры системы. - управлеие системой,т.е.как оно осуществляется или как реализуются связи между элементами. Методы ППИ.Классификация методов по А.Г.Ананьеву: 1.организационные методы 1.1.сравнительный-сравнение результатов исследования по среднему значению 2 или более групп испытуемых 1.2.лонгитюдный-длительное исследование индивида с использованием большого количества методик 1.3.комплексный-исследование проводится в рамках нескольких стран и изучаются определенные качества и свойства определенной группы людей 2.эмпирические методы(эксперимент, наблюдение, психодиагностические методики, аналих продуктов деятельности, биографический) 3.методы обработки данных 3.1.количественный-методы метематической статичтики.Позволяют установить уровень исследуемого признака 3.2.качественный.Описание уровня проявленного признака. 4.методы интерпритации 4.1.генетический метод.Устанавливается уровень развития по вертикали 4.2.структурный,т.е.установление связей по определенному признаку по горизонтали. Классификация методов по Загвязинскому: 1.эмпирические(изучение литерартуры и других источников,наблюдение, беседа , опрос,тестирование, продукты деятельности,эксперимент) 2.методы теоретического исследования(анализ,синтез,сравнение,обобщение).Основываются на опрерациях мышления 3.методы метематической статистики. Общая характеристика: Эксперимент-метод сбора фактов в специально создаваемых условиях,обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений.Виды: Лабораторный и естественный.Могут быть констатирующими и формирующими. Наблюдение-целенаправленное и систематическое восприятие исследователем особенности протекания изучаемого явления и его специфического изменеия. Составляющие наблюдения как исследовательского метода: -постановка проблемы -выбор ситуации для наблюдения -определение качеств и свойств наблюдаемого явления разработка системы фиксации и записи результатов. Метод анализа продуктов деятельности-это метод,позволяющий опосредованно изучить сформированность ЗУН, интересов и способностей. Продукты деятельности:письма,автобиографии,дневники,видеозаписи. Беседа-устный опрос,метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной схеме. Виды:стандартизированная и нестандартизированная. Биографический метод(дата рождения,соц.принадлежность,образование) Оценивание.Прежде чем оценивать процесс,необходимо разработать систему критериев и показателей с помощью которых будет достаточно объективно установить степень проявленности того или иного свойства или явления.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (887)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |