Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Понятие и типология правомерного поведения




Правовое поведение – поведение субъектов в сфере права, порождающее юридически значимые последствия:

- правомерное поведение;

- неправомерное поведение (правонарушение) – поведение, не соответствующее нормам права.

Правомерное поведение – следование субъектами права правовым предписаниям с целью наступления социально полезного или допустимого результата.

Признаки правомерного поведения:

-это поведение субъектов права;

-представляет собой деяния (действия, бездействие) субъектов;

-складывается на основе норм права;

-имеет социально полезный или нейтральный результа;

-имеет осознанно-волевой характер.

Виды правомерного поведения:

- в зависимости от отраслевой принадлежности нормы права они подразделяются на административно-правовые, гражданско-пра­вовые и т.п.;

-в зависимости от субъектов права: граждан, должностных лиц, государственных и общественных органов, различных объединений и др.;

-по объективной стороне: действие, бездействие;

-по степени активности: обыденное – не связано с дополнительными затратами, активное – связано с дополнительными затратами, пассивное – субъекты осознанно не используют данные им права;



-по форме реализации: соблюдение, исполнение, использование, применение;

-по юридическим фактам: юридические поступки, юридические акты.

Правомерное поведение можно рассматривать в зависимости от его связи с правоотношениями как влекущее их возникновение, изме­нение или прекращение, иными словами, каждый его акт есть своеоб­разный юридический факт.

В зависимости от субъекта правомерного деяния различают деяния граждан, государственных органов, общественных организаций, а по от­раслевой принадлежности норм выделяют поступки административно-правовые, гражданско-правовые, государственно-правовые и т.п.

По объективной стороне правомерное поведение подразде­ляют на необходимое (желательное) и социально допустимое. Примером последнего может служить такое правомерное, со­циально допустимое, но нежелательное поведение, как развод супругов.

В зависимости от субъективной стороны правомер­ное поведение подразделяется на:

Сознательное социально-активное - это поведение, которое основано на убеждении в необходимости и целесообразнос­ти правомерного поведения, при котором субъект права осознает необходимость, обоснованность и справедливость требований правовых норм и подчиняется их требованиям с целью достижения социально полезного результата (иногда данный вид правомерного пове­дения называют «легализмом». Под легализмом понимается соблюдение закона по той причине, что это закон, а законы должны соблюдаться - dura lex, sed lex - «закон суров, но это закон». В этом случае субъект дей­ствует не из-за поощрения или страха перед наказанием, а на основе высокоразвитого правосознания и правовой культуры;

Конформистское - это поведение, которое основано на подчинении правовым нормам без их глубокого ана­лиза и всестороннего осознания, как следствие приспо­собления личности к внешним обстоятельствам, в силу подражания окружающим (потому «делают все»).

Маргинальное поведение - это поведение, основан­ное на подчинении правовым нормам, но совершаемое под воздействием властного принуждения и страха пе­ред наказанием.

С точки зрения права поведение может быть правомерным, юри­дически нейтральным, противоправным.

По своей активности правомерное поведение бывает: активное, обычное, пассивное. Активное поведение имеет место в случае реализации управомочивающих либо обязывающих юридических норм. Пассивное поведение связано с воздержанием от запрещенных действий.

Несомненно, что форма право­мерного поведения в каждом конкретном случае индивидуальна, связана со спецификой мотивов, целей. Однако общими качествами, свойственными всем формам, являются:

~ сознательное следование праву в целях достижения опреде­ленного позитивного результата;

~ уклонение от неблагоприятных последствий, которые могут наступить за нарушение правовых норм.

Структура правомерного поведения: субъектами могут быть субъекты права, т.е. лица, обладающие правосубъектностью – способностью обладать юридическими правами и обязанностями;

-субъективная сторона - интеллектуально-волевое отношение лица к своим действиям и их последствиям. Лицо осознает правовой характер своего действия и желает наступления положительных правовых последствий, действует на основании положительной или нейтральной мотивации;

-объект – общественные отношения, складывающиеся в сфере наступления правовых последствий правомерного поведения субъекта;

-объективная сторона – предусмотренные нормами права деяния субъекта, возникающие в результате положительных правовых последствия (результат), причинная связь между деяниями субъекта и наступившими правовыми последствиями.

Правомерное поведениеэто общественно-полезное поведение, которое соответствует предпи­саниям правовым предписаниям, гарантированное и охраняемое государством

Представляет собой - общественно-полезные действия или бездействия.

Реализует – свободу человеческого поведения.

Удовлетворяет – разнообразные интересы людей в обществе.

Обеспечивает – организованность и гармоничность общественной жизни.

Общественная необходи­мость правомерного поведения выражается в виде прав и обязанно­стей, закрепленных в законе. Реализовать свое субъективное право — значит совершить в активной форме те действия, которые допуска­ются правом, исполнить юридическую обязанность — выполнить ак­тивные действия, соблюсти юридическую обязанность — воздержать­ся от совершения каких-либо действий.

Правомерное поведение связано с правовой активностью — внут­ренне осознанным, целенаправленным, общественно полезным, инициа­тивным деянием субъектов в сфере права. Объективная сторона право­вой активности содержит не просто общественно полезное, целена­правленное, имеющее положительный результат деяние, а. главное, инициативное со стороны субъекта деяние. Субъективная же сторо­на характеризуется не только осознанием потребностей и интересов инициативной деятельности, но и готовностью к ней.




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (884)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)