Рюрик.
Рюрик - летописный новгородский князь. Жил во второй половине 9 века-умер 879году). Княжил в 862-879гг. Согласно «Повести временных лет», в 862 г. с братьями Синусом и Трувором по приглашению племён чудь, ильменские словене, кривичи и весь был призван княжить в Новгороде. Его власть распространялась на западнодвинских кривичей (Полоцк) на западе, фино-угорские племена мери (Ростов) и мурома (Муром). После смерти братьев ещё и на Белоозеро и Изборск. После смерти оставил малолетнего сына Игоря под опекой то ли своего военачальника, то ли родственника Олега.
Итоги деятельности: заложил основы древнерусской государственности, стал родоначальником княжеской, впоследствии царской династии Рюриковичей.
Олег.
Князь Олег (Вещий Олег)- князь новгородский (с 879г.) и киевский (с 882). Согласно «Повести временнных лет» был соплеменником и шурином Рюрика, опекал малолетнего Игоря Рюриковича.
В 882 г. взял Смоленск и Любеч и посадил там мужей своих. По Днепру спустился к Киеву, убил княжевших там Аскольда и Дира. Расположение Киева показалось ему удобным, и он перебрался туда с дружиной объявив: «Да будет Киев матерью городов русских». Подчинил Киеву древлян (883г.), северян (884г.), радимичей (883г).
В 907 г. выступил в удачный поход на Царьград, главным результатом которого стал торговый договор о беспошлиной торговле Руси с Византией. В 911г. Отправил в Константинополь посольство, подтверждавшее прошлый мир и заключившее новый договор. Из него исчезло упоминание о беспошлиной торговле. Умер в 912 г., по преданию от укуса змеи.
Итог: объединил северные и южные центры восточных славян в Киеве, в результате чего рассматривается как основатель древнерусского государства, заключил выгодные для русов договоры с Византией; придал княжеской власти авторитет и международный престиж; принял на себя титул великого князя, остальные русские князья стали его данниками- вассалами; расширил границы государства.
Игорь.
Великий князь Киевской Руси, сын Рюрика. Жил в первой половине 10 века, правил в 912-945г.
Игорь продолжал деятельность своего предшественника Олега, подчинил своей власти восточнославянские племенные объединения между Днестром и Дунаем. В 913г. воевал с древлянами возложив на них даньбольше Олеговой. В 915 г. на Руси появляются печенеги. Игорь заключает с ними мир, но он оказывается непрочным. Совершал неудачные походы на Византию -в 941г. и в 943г., закончившиеся мирными договором 944 г., имевшим военно-торговый характер. В 944 г. между греками и русскими был заключен договор. Был убит в 945 г. древлянами при попытке собрать с них дань вторично.
Итог: 1. Объединение славянских племён;
2. Укрепление княжеской власти;
3. Укрепление отношений с Византией.
4. Борьба с кочевниками(хазарами).
5. Расширение границ государства.
Ольга.
Княгиня Ольга, в крещении Елена, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, как регент с 945 до примерно 960 года. Первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси, первая русская святая. Время ее правления приходится на период становления древнерусского государства и укрепления княжеской власти.
Основные направления деятельности:
1) Политическое и экономическое укрепление древнерусского государства.
• 945 год – Подавление восстания древлян. Согласно повести временных лет, Княгиня Ольга жестоко отомстила за убийство древлянами ее мужа, князя Игоря.
• Регламентация полюдья. Установила размеры (уроки), время (уставы) и место (погосты) сбора дани.
2) Повышение международного авторитета древнерусского государства.
• Мирные посольства в Константинополь. В 1957 приняла христианство и стала первой христианкой на Руси.
• Установила дипломатические отношения с Византией мирным путем, без военных походов.
• Призывала принять христианство своего сына, будущего правителя Руси Святослава.
Основные результаты деятельности:
1) Именно княгиня Ольга начала процесс централизации власти, регламентировала сбор повинностей и ослабила власть племенных вождей. Ольгу называют первым русским реформатором, так как ею была проведена первая налоговая реформа и создана административная хозяйственная система.
2) Ольга при помощи дипломатии, не проводя крупных военных походов повышала международный престиж Руси. Крещение Ольги не повлекло за собой введения христианства на Руси, однако стало серьезной предпосылкой для крещения Руси ее внуком, Владимиром I в 988 году.
Княгиня Ольга является одной из немногочисленных женских правителей в истории России. Это образ русской героини, умной, мудрой, но в то же время хитрой, которая смогла доказать, что женщина может править государством не хуже мужчины. Русская православная церковь канонизировала и причислила княгиню Ольгу к Лику Святых. Ей по праву присвоили прозвище «Мудрая».
Святослав Игоревич
Святослав Игоревич-Великий, князь Киевский и Новгородский. Правил (962-972 гг.). Просалвился своими военными подвигами, русский историк Карамзин назвал его «русским Александром Македонским». Перед нападением на врага предупреждал: «Иду на Вас!», перед боем обращался к воинам: «Мертвые сраму не имут». Князь больше внимания уделял внешней политике, чем непосредственному управлению государством. В 964-967г. Освободил многие племена от дани хазарам, присоединив их к Руси. В 965 г. Хазарский каганат был практически уничтожен, а союзная хазарам Вожская Булгария разорена в 968 г. В 967 воевал с Болгарией за Подунавье. C 60-тысячным войском в 970 году он нанес болгарам поражение при Доростоле. Святослав поставил г. Переяславец (Малый Переслав) на нижнем Дунае и мечтал сделать его столицей будущего великого славянского государства. Учавствовал в войне с Византией (970-971г.) за господство над Дунайской Болгарией. Убит печенегами у днепровских порогов.
Итог: разгромил хазар; укрепил внешнеполитическое положение Киевского государства; укрепил княжескую власть; присоединил славянские племена.
Вдажимир 1 Святославич
Владимир Красное Солнышко (980 – 1015) – сын Святослава и его наложницы Малуши. Он обладал сильным характером, большим умом, неукротимой отцовской волей. Почти в каждой области князь что-то усовершенствовал, изменял.
Так, во внутренней политике он восстановил единство Руси: подавил сопротивление восставших племён радимичей и вятичей. Продолжил укрепления системы управления страной: посылал своих сыновей наместниками в русские земли.
Во внешней политике также произошли изменения. Стремясь оградить южные границы Руси от постоянных набегов, Владимир предпринял строительство крепостей на левобережье Днепра, ввел систему светового оповещения, благодаря которой в Киеве знали о скором набеге печенегов. В южные города-крепости привлек опытных воинов со всей Руси, что позволяло выигрывать битвы с печенегами и другими захватчиками. Обозначилось новое направление во внешней политике - западное.
Владимир в 980 году предпринял реформу, связанную с культом личности Перуна. Все стали поклоняться единому богу (единому князю), но всё-таки язычество преобладало среди населения. Одной из важнейших культурных реформ князя стало Крещение Руси 988 г. К этому времени христианство уже широко проникло на Русь. Много христиан было среди бояр, купцов, горожан. Сказывались и традиции — ведь Русь уже неоднократно приступала к крещению. Христианкой была и бабка Владимира — Ольга. Благодаря крещению во-первых князь укрепил свою власть, во-вторых повысил авторитет Руси на мировой арене, в-третьих заложил фундамент русской культуры.
Ярослав Мудрый
Ярослав Мудрый (980 - 1054) - великий князь киевский (1019). Сын Владимира I Святославича. Изгнал Святополка I Окаянного, боролся с братом Мстиславом, разделил с ним государство (1025), в 1035 вновь объединил его.
Деятельность Ярослава в основном связана с просветительством и христианизацией Руси. Возможно, одной из причин отказа Ярослава от привычной для князя военной деятельности стала тяжелая травма, полученная им во время борьбы с братьями: обследование останков Ярослава показало, что у него была перерублена нога, из-за чего князь должен был сильно хромать и в конце жизни вряд ли мог обходиться без посторонней помощи.
В 1036-37 по его приказу были построены мощные крепостные укрепления ("город Ярослава"), Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения, храм св. Софии, а также основаны монастыри св. Георгия и Ирины. Прообразами этих построек были архитектурные сооружения Константинополя и Иерусалима; они призваны были символизировать перемещение в Киев центра православного мира. Завершение строительства совпало с созданием "Слова о Законе и Благодати", которое было произнесено 25 марта 1038. Тогда же была написана первая русская летопись - т. н. Древнейший свод. В "Повести временных лет" содержится похвальный отзыв о просветительской деятельности Ярослава. По свидетельству летописи, князь позаботился о переводе на русский язык многих греческих книг, которые составили основу библиотеки, созданной им в храме Софии Киевской. Ярославу приписывается также составление первого русского законодательного акта "Русской Правды".
В области внешней политики Ярослав добивался укрепления международного авторитета Древнерусского государства. В 1036 году нанес поражение печенегам под стенами Киева, именно в честь этой победы и был построен Софийский Собор. По его инициативе новгородский князь Владимир I Ярославич 1043 предпринял последний крупный поход Руси на Византию, однако закончившийся неудачей. Около 1050 в Киеве был поставлен первый митрополит из русских - Иларион, отстаивавший независимость русской епархии от Константинополя. Кроме того, многие дети Ярослава были связаны семейными узами с представителями правящих династий Центр. и Зап. Европы.
Изменил порядок передачи престола, теперь престол передавался старшему в роду. Не от отца к сыну, а от брата к брату, от племянника к дяде и т.д. Это значительно усложнило процесс престолонаследия и явилось в последствии причиной междоусобиц.
Правление Ярослава снискало ему на Руси большую славу и любовь; за его ум и начитанность ему дали прозвище Мудрого. Ярослав очень любил читать книги и собирал их. Он был и её крепким защитником, деятельно охраняя границы государства от внешних врагов. Киевское государство при Ярославе, несомненно, окрепло и процветало. Ярослав обладал, большими богатствами, позволявшими ему предпринимать обширные и великолепные постройки. В Киеве он выстроил храм Св.Софии и несколько других каменных храмов и монастырей. При Ярославе торговля на Руси связывалась тесными отношениями с Германией, Францией, Венгрией, Польшей и скандинавскими странами.
Итог: укрепление княжеской власти; расцвет культуры древнерусского государства; усиление влияния государства на Церковь; независимость Церкви от Костантинополя; развитие отношений со странами Запада, посредством династических браков; способствовал распостранению грамотности; создал свод русских законов; положил начало феодальной раздробленности.
Владимир Мономах
Владимир Всеволодович Мономах — князь смоленский (1073—1078), черниговский (1078—1094), переяславский (1094—1113), великий князь киевский (1113—1125), государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель. Сын князя Всеволода Ярославича. Прозван Мономахом по названию рода матери, которая предположительно была дочерью или племянницей византийского императора Константина IX Мономаха.
После своей смерти (1054г.) Ярослав Мудрый делит Киевскую Русь на пять частей по количеству своих сыновей и завещает править этими землями в мире и согласии. Но между братьями начинаются распри, что положило начало дробления Руси на княжества. Единственным князем, который на время остановил этот процесс, был Владимир Мономах.
По существу, Владимир выступил на Руси как первый серьезный реформатор. Он сумел устранить наиболее откровенные язвы складывающегося строя. Тем самым на время был достигнут социальный мир и упрочены основы этого развивающегося строя русской жизни.
В 1113 году Владимир подавил восстание в Киеве и создал "Устав Владимира Всеволодича", который смог ослабить социальное напряжение. По уставу запрещалось брать более 20% годовых за предоставленный долг.
При Владимире установлено было различие между тем неоплатным купцом, который потерпит нечаянно от огня, воды или неприятеля, и тем, который испортить чужой товар, пропьет его или "пробьет", т. е. заведет драку, а потом должен будет заплатить виру или "продажу". В первом случае хотя купец и не освобождался совершенно от платежа долга, но и не подвергался насилию: продавалось только его имущество, при чем гость, т. е. купец из другого города или иноземец, имел первенство перед другими заимодавцами, потом следовал князь, а затем уже прочие заимодавцы получали остальное.
Владимир Мономах стремился к объединению усилий всех русских князей по укреплению могущества Русской земли, и также отчетливо сознавал, что новому принципу общего владения Русской землей необходимо было создать моральный авторитет. Это было тем более необходимо, что сразу же вслед за Любечским съездом (1097г.)вновь начались кровавые раздоры князей.
Начало XII века прошло в острейшей конфронтации с половцами. Но совместными усилиями русские князья сумели обеспечить адекватные ответные меры. В 1111 году поход в Степь был настолько мощным, что половцы были вынуждены оставить прилегающие к Руси степные районы и отступить за Дон. И, снова, инициатором всех антиполовецких действий был Мономах. Суть его политики была простой и здравой: искать мира при перевесе сил у половцев и наступать, когда удавалось собрать сильный союз различных княжеств. Всего Мономах в период своей жизни совершил более 83 похода против половцев, согласна летописям.
Киевская Русь во времена Владимира пережила бурный культурный расцвет.
До возникновения литературы словесное художественное творчество восточнославянских племен существовало в устной форме. Скачок в царство литературы произошел одновременно с появлением на Руси христианства и церкви, потребовавших письменности и церковной литературы. Высокий уровень фольклора сделал возможным восприятие новых эстетических ценностей, с которыми знакомила письменность. Литература – как письменная форма воспроизведения памятников словесности возникает при Владимире Мономахе и носит характер единственной возможности ознакомления древнерусского общества с чужими и чуждыми текстами.
Также Мономах был писателем и мыслителем. Сочинения киевского великого князя Владимира Мономаха, известные под наименованием "Поучения", написаны в конце XI - начале XII вв.
Итог: окончательный разгром половцев; продолжение политики укрепления династических связей с Европой; борьба за прекращение княжеских усобиц; расцвет культуры и распространение грамотности; борьба с кочевниками; развитие законодательства.
Юрий Долгорукий
Юрий (Георгий) Владимирович Долгорукий (1090 - 1157гг) - сын Мономаха, удельный князь суздальский и великий князь киевский. Родился около 1090 г. Как одному из младших Мономаховичей, ему досталась в уделе Ростовско-Суздальская область, в которой деятельность его обращена была преимущественно на постройку и укрепление городов, основание церквей и монастырей; упоминается только об одном походе его на камских болгар (1120). Симпатии его всецело принадлежали Киевской Руси, куда он постоянно и стремился.
Уже в 1132 г. он занял южный Переяславль; потеряв его, удержал за собой на юге Городок Остерский; воевал с Ольговичами; вмешивался и в Новгородские дела, заставив новгородцев принять в князья сына его Ростислава (1138).
Впервые Юрий Долгорукий занял Киевский престол в 1149 г., когда им были разбиты войска Киевского князя Изяслава Второго Мстиславича. Под его контролем оказались также княжества - Туровское и Переяславское. С помощью венгерских и польских союзников Изяслав в 1150-51 годах возвратил себе Киев и сделал Вячеслава соправителем (фактически продолжая управлять от его имени). Попытка Юрия Долгорукого отвоевания Киева закончилась поражением на р. Руте (1151 год).
Второй раз Юрием Долгоруким была получена власть в Киеве в 1155 г., когда он изгнал из Киева захватившего власть Изяслава III Давидовича, заручившись согласием Великого князя Киевского Ростислава. После этого события звание Великого князя Киевского князь Ростислав уступил Юрию Владимировичу Долгорукому.
С 1155 г. 3-я попытка увенчалась успехом, Юрий Долгорукий был правителем в Киеве до самой своей смерти в 1157 г. В летописи говорится о том, что был он человеком завистливым, честолюбивым, хитрым, но и храбрым. Не пользуясь особой любовью народа и князей, смог завоевать все же репутацию не только искусного воина, но и не менее умного правителя.
Мечта всей жизни Юрия Долгорукого - стать Великим князем Киевским в итоге осуществилась, однако в истории и в памяти потомков он остался основателем совсем иного города. В 1147 году, именно по распоряжению Юрия Владимировича Долгорукого, для охраны границ, на никому неизвестной окраине Северо-Восточной Руси, был основан город, который и до сегодняшнего времени носит название Москва. Небольшое село стояло на высоком холме у слияния 3-х рек, что показалось великому князю самым подходящим для сооружения сторожевого острога.
В 1147 году, Юрий Долгорукий, возвращаясь из похода на Новгород, писал в послании своему родственнику и союзнику чернигово-северскому князю Святославу Ольговичу: "Прииде ко мне, брате, в Москов!" Это было первым упоминанием в Ипатьевской летописи будущей столицы России, и этот год принято считать официальным возрастом города Москвы.
В 1154 г. Юрием Долгоруким был основан еще и город Дмитров, названный князем в честь своего самого младшего сына, Всеволода Большое Гнездо, в крещении Дмитрия, который родился в этом году.
В 1156 году князь Юрий Долгорукий, как пишет летопись, укрепил Москву рвом и деревянными стенами.
В 1157 г. против Юрия сложилась коалиция из Мстислава Изяславича волынского, Изяслава Давыдовича черниговского и Ростислава Мстиславича Смоленского. В 1157 году Юрий пошел на Мстислава, осадил его во Владимире Волынском, стоял 10 дней, но ушел ни с чем.
Возвратившись в город Киев, Юрий Долгорукий 10 мая 1157 г. был на пиру у Осмянника Петрилы, В ночь Юрию стало плохо (существует версия, что он был отравлен киевской знатью), а через 5 дней (15 мая) он умер.Юрий Владимирович Долгорукий является одной из самых беспокойных и противоречивых фигур в русской истории. Будучи сыном Владимира Второго Мономаха, Великого князя Киевского, он не желал довольствоваться малым и постоянно стремился завоевать Великокняжеский престол и различные уделы. Именно за это и был прозван Долгоруким, то есть имеющим долгие (длинные) руки.
Итог: способтсвовал удельной раздробленности; защищал внешние рубжеи от булгар; построил ряд крепостей и основал несколько городов; считается традиционным основателем будущей столицы России-Москвы.
Андрей Боголюбский
Андрей Боголюбский - князь владимиро-суздальский и великий князь киевский (1157-1174 гг.), старший сын Юрия Долгорукого.
Основные направления и результаты деятельности:
1) После смерти Юрия Долгорукого в 1157 г. Андрей унаследовал киевский великокняжеский престол, но в Киев, несмотря на обычай, жить не поехал. Тогда же он принял титул князя ростовского, суздальского и владимирского. Опираясь на свою дружину («милостников») и владимирских горожан, в 1162 г. Андрей изгнал из пределов Ростово-Суздальской земли бывших отцовских дружинников и князей из других колен Рюрика. Став «самовластцем всей Суздальской земли», он перенес столицу из Суздаля во Владимир, а свою резиденцию — в Боголюбово-на-Нерли, по которому и получил свое прозвище.
2) Несмотря на отказ приехать в Киев, Андрей вовсе не собирался отказываться от властных полномочий верховного правителя Древнерусского государства и вел борьбу за укрепление своей власти. С 1159 г. упорно боролся за подчинение Новгорода своему диктату и вел сложную военную и дипломатическую игру в Южной Руси. В 1169 г. войска Андрея Боголюбского взяли восставший против его власти Киев.
3) Около 1160 г. Андрей предпринял первую в истории Руси попытку разделить русскую церковь на две митрополии. Он обратился с просьбой к константинопольскому патриарху учредить во Владимире митрополию, независимую от киевской, но просьба эта была отвергнута.
4) В годы правления Андрея Боголюбского во Владимире и пригородах развернулось широкое строительство: в 1164 г. были построены Золотые ворота (подобно киевским, константинопольским и иерусалимским), замок Боголюбово, а также ряд храмов, в том числе Успенский собор (1158-1161 гг.), Покрова-на-Нерли (1165 г.), Рождества Богородицы в Боголюбове (1158-1165 гг.). По мнению ряда исследователей, Андрей Боголюбский стремился освободиться от византийского влияния на Руси. Он, в частности, приглашал строить владимирские храмы западноевропейских зодчих. Тенденция к культурной самостоятельности прослеживается и во введении им на Руси новых праздников, не принятых в Византии. Например, по инициативе князя были учреждены праздники Спаса (1 августа) и Покрова Богородицы (1 октября).
Усиление княжеской власти и конфликт с видными боярами вызвали заговор против Андрея Боголюбского. 29 июня 1174 г. князь был убит в Боголюбове группой заговорщиков из своего ближайшего окружения. (из книги)
В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси.