Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Уровень эффективного развития комбинаторно-логического мышления старшеклассников




Уровни Знания Умения
Низкий (нулевой) Практическое отсутствие знаний об общенаучных, логических, комбинаторных методах. Бессистемность предметных знаний по математике, достаточно большое число пробелов предметных знаний. Ученик умеет решать только задачи «одного шага» (так называемое «в лоб»), либо решает их по интуиции.
Первый Большие затруднения в применении методов научного познания. Владеет только простейшими предметными знаниями. Ученик умеет решать задачи, требующие простейших математических знаний.
Второй Знает общенаучные, логические, комбинаторные методы. На среднем уровне владеет предметными знаниями. Ученик осуществляет предварительный анализ условия задачи, находит ключевые компоненты для взаимосвязи и дальнейшего его решения, но не осуществляет до конца ход рассуждений (основная причина: знает методы познания, но не всегда может их применить. То же самое происходит и с предметными знаниями).
Третий Знает общенаучные, логические, комбинаторные методы, в несложных ситуациях может их применить. На хорошем уровне владеет предметными, межпредметными знаниями. Ученик осуществляет не только предварительный анализ, но и осуществляет на основе этого синтез о обобщение, поиск оригинальных способов решения задач, осуществляет переход от частной задачи к задаче с большим числом элементов, операций или к обобщенной.
Четвертый Знает общенаучные, логические, комбинаторные методы, может их применить. На высоком уровне владеет предметными, межпредметными знаниями. Ученик может переходить от одного вида модели к другой, умеет переформулировать условие задачи с целью осуществления качественного анализа и синтеза, лучшего понимания условия задачи; находить как можно больше вариантов решения задачи; использует межпредметные связи; самостоятельно разрабатывает задачи и осуществляет их решение.
Пятый Знает общенаучные, логические, комбинаторные методы, в большинстве случаев может их применить. На достаточно высоком уровне владеет предметными, межпредметными знаниями. Ученик может переходить от одного вида модели к другой, умеет переформулировать условие задачи с целью осуществления качественного анализа и синтеза, лучшего понимания условия задачи; находить как можно больше вариантов решения задачи; использует межпредметные связи; самостоятельно разрабатывает задачи и осуществляет их решение; строит модели ранее изученных объектов, а также строит модели на основе новых знаний; умеет переходить к мыслительным операциям после решения задачи с целью осуществления сравнения, классификации, аналогии и т.д. с уже известными моделями решения задачи.

Основные выводы исследования:

1. Общие показатели развития комбинаторно-логического мышления девятиклассников неравномерны, в них отражены особенности индивидуального развития каждого ребёнка и выбора профиля обучения.

2. Ярко выражена способность к комбинаторно-логическому рассуждению лишь у учащихся, склонным к точным наукам. Более половины учащихся в классе демонстрируют нормативно ожидаемый уровень в домашних условиях, что говорит о недостаточной адаптации учащихся к новым методам обучения математике в школе.

3. Лишь 6 учащихся экспериментальной группы могут самостоятельно составлять задачи, решение которых предполагает использование различных способов решения.

4. Необходимым условием для формирования и развития комбинаторно-логического мышления выступали факультативные занятия, которые постепенно давали результаты овладения навыками решения различного рода задач.

5. Благодаря усвоению комбинаторно-логических действий, учащиеся свободно осуществляли перенос различных интеллектуальных, практических, «жизненных» заданий в аналогичные и даже нестандартные ситуации.

Литература:

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования. М.: Педагогика, 1986.

2. Кузьмин О.В. Комбинаторные методы решения логических задач: учебное пособие, М.: Дрофа, 2006

3. Кузьмин О.В. Перечислительная комбинаторика: учебное пособие. М.: Дрофа, 2005

4. Попова Т.Г. Педагогическая мастерская на уроках математики. Сборник научных трудов “Вопросы преподавания математики и информатики в школе и ВУЗе”, филиал ИГПУ, 2005 г., 5 стр.

5. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Обучение математике в школе/ Укрупнение дидактических единиц. Книга для учителя-2 изд. испр. и доп. - М.: АО “Столетие”, 1996.

6. Математика. 10-11 классы. Развитие комбинаторно-логического мышления. Задачи, алгоритмы решений/ авт.-сост. Т.Г. Попова. - Волгоград: Учитель, 2009.

7. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: Учеб. для учащихся шк. и классов с углубл. изуч. математики/ М.Л. Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И. Звавич, 2-ое изд.-М.: Просвещение, 1994.

8. Троякова Г.А. Элементы теории множеств и математической логики. Для углубленного изучения математики. Учебное пособие для 9 - х классов с углубленным изучением математики.- Кызыл: издательство “Lyceum”, 2010.

 




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (602)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)