Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Последовательность проведения финансового анализа



2015-11-20 5473 Обсуждений (0)
Последовательность проведения финансового анализа 5.00 из 5.00 4 оценки




В общем виде программа углубленного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия выглядит следующим образом.

1. Предварительныйобзор экономического и финансового по­ложения субъекта хозяйствования

1.1. Характеристика общей направленности финансово-хо­зяйственной деятельности

1.2. Выявление «больных» статей отчетности

2. Оценка и анализ экономического потенциала субъекта хо­зяйствования

2.1. Оценка имущественного положения

2.1.1. Построение аналитического баланса-нетто

2.1.2. Вертикальный анализ баланса

2.1.3. Горизонтальный анализ баланса

2.1.4. Анализ качественных сдвигов в имущественном по­ложении

2.2. Оценка финансового положения

2.2.1. Оценка ликвидности

2.2.2. Оценка финансовой устойчивости

3. Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования

З.1.. Оценка производственной (основной) деятельности

3.2. Анализ рентабельности

3.3. Оценка положения на рынке ценных бумаг Информационную основу данной методики составляет систе­ма показателей, приведенных в приложении 2. Пример выполне­ния ряда из указанных выше процедур углубленного анализа бухгалтерской отчетности по данным бухгалтерской отчетности помещен в следующем параграфе.

Дадим краткую характеристику основных показателей, ис­пользуемых в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Исходные позиции:
1. Привлекаемая информация достоверна и содержится в полном объеме.
2. Разработана схема и последовательность проведения финансового анализа в зависимости от условий деятельности конкретного предприятия.
3. Определен порядок оформления результатов анализа и их оценки.
Блоки финансового анализа:
-финансовая устойчивость;
-ликвидность и кредитоспособность баланса;
-оборачиваемость оборотных активов;
-финансовые результаты.
В завершающей части анализа финансового состояния клиента подробно формулируются основные выводы по результатам вертикального и горизон-тального анализа структуры баланса, оценки удовлетворительности структуры баланса, финансовых результатов и оценки финансовых коэффициентов. В заключение аудитор по желанию клиента может провести анализ финансово-хозяйственной деятельности на перспективу предприятия с полнейшей выкладкой прогнозных данных.

Последовательность проведения финансового анализа
Анализ структуры доходов и расходов. Факторы формирования выручки. Факторы формирования прибыли от реализации продукции. Виды прибыли. Качество прибыли. Анализ безубыточности. Анализ структуры баланса. Ликвидность, устойчивость. Оборотный капитал. Чистые активы. Анализ денежных потоков. Операционный, инвестиционный и финансовый денежный поток. Анализ ликвидности (краткосрочной платежеспособности). Анализ финансовой устойчивости (долгосрочной платежеспособности). Анализ оборачиваемости (эффективности управления). Анализ рентабельности. Рентабельность продаж. Рентабельность собственного капитала. Средневзвешенная стоимость капитала. Анализ рыночной привлекательности. Финансовые критерии принятия управленческих решений.

 

18. Анализ финансовых коэффициентов.Финансовая отчетность предприятия -- это наиболее объективный источник информации о предприятии и эффективности его деятельности, который доступен менеджерам, инвесторам и конкурентам. Коэффициент -- это отношение одного показателя к другому. Анализ финансовых коэффициентов используется в целях контроля за хозяйственной деятельностью предприятия и для выявления сильных и слабых сторон предприятия относительно конкурентов, а также при планировании деятельности предприятия на будущее. Анализ коэффициентов как эффективность использования ресурсов

Попытаемся дать ответ на следующий вопрос: каков объем продаж на каждый вложенный инвестором рубль в рассматриваемом отчетном периоде?

Коэффициент оборачиваемости активов. Коэффициент оборачиваемости активов вычисляется по следующей формуле:

Коэффициент оборачиваемости активов = Объем продаж /Суммарные чистые активы

где,суммарные чистые активы =внеоборотные активы+оборотные активы --краткосрочные обязательства.

Коэффициент оборачиваемости активов показывает, какой объем продаж приходится на каждый вложенный инвестором рубль в рассматриваемом отчетном периоде.

Пример 1. На конец финансового года внеоборотные активы предприятия равны 100 000 руб., оборотные активы -- 40 000 руб., а краткосрочные обязательства -- 30 000 руб. В течение отчетного финансового года объем продаж равен 300 000 руб. Определим коэффициент оборачиваемости активов.

Суммарные чистые активы = 100 000 + 40 000 -- 30 000 = 110 000 руб.

Тогда коэффициент оборачиваемости активов = 300 000 / 110 000 = 2,73, то есть на каждый вложенный инвестором рубль приходится объем продаж 2,73 руб. в рассматриваемом отчетном периоде.

Коэффициент оборачиваемости активов у розничного торговца всегда выше, чем у производителя, так как производителю необходимо осуществлять крупные инвестиции в машины и оборудование (то есть производство более капиталоемкое). А розничный торговец продает товары, произведенные кем-то другим.

На коэффициент оборачиваемости активов можно повлиять, изменив либо объем продаж (с помощью маркетинговой деятельности), либо размер вложенного капитала (изменив структуру краткосрочного капитала предприятия или за счет изменения инвестиций во внеоборотные активы).

Ликвидность. Ликвидность -- это показатель способности предприятия погашать краткосрочные обязательства за счет оборотных активов. Предприятие считается ликвидным, если в его распоряжении имеется достаточно оборотных активов для покрытия всех краткосрочных долговых обязательств.

Ликвидность анализируют с помощью двух финансовых коэффициентов: коэффициента текущей ликвидности и коэффициента срочной ликвидности.

Коэффициент текущей ликвидности вычисляется по следующей формуле:

Коэффициент текущей ликвидности = Оборотные активы /Краткосрочные обязательства

Коэффициент текущей ликвидности показывает соотношение между стоимостью оборотных активов предприятия, которые ликвидны в том смысле, что могут быть обращены в наличные денежные средства в следующем финансовом году, и задолженностью, которая подлежит погашению в том же финансовом году.

Оптимальный размер ликвидности определяется хозяйственной деятельностью предприятия. У большинства промышленных предприятий коэффициент текущей ликвидности держится на относительно высоком уровне (порядка 1,25-1,85), так как запасы в основном состоят из сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Поэтому в случае необходимости их трудно оперативно реализовать за полную стоимость.

Пример 2. На конец финансового года запасы предприятия равны 30 000 руб., дебиторская задолженность -- 15 000 руб., кассовая наличность -- 5 000 руб., а краткосрочные обязательства -- 55 000 руб. Определим коэффициент текущей ликвидности.

Оборотные активы = Запасы + Дебиторская задолженность + Кассовая наличность = 30 000 + 15 000 + 5 000 = 50 000 руб.

Тогда коэффициент текущей ликвидности = 50 000 / 55 000 = 0,91.

Мы видим, что предприятие является неликвидным, так как в случае немедленного погашения всех краткосрочных обязательств помимо реализации всех собственных оборотных активов оно должно найти дополнительные денежные средства из иных источников.

Для погашения каждого рубля краткосрочных обязательств предприятие сможет немедленно мобилизовать 0,91 руб. путем реализации запасов, истребования дебиторской задолженности и использования кассовой наличности, а 1 -- 0,91 = 0,09 руб. придется привлекать со стороны.

Очень большое значение коэффициента текущей ликвидности указывает на нединамичное управление предприятием. Это может произойти при чрезмерном накоплении запасов или при предоставлении слишком продолжительного кредита потребителям.

Основной недостаток коэффициента текущей ликвидности -- это оценка предприятия так, как если бы оно находилось на грани ликвидации. Коэффициент текущей ликвидности отражает статичное состояние и не учитывает постоянно происходящих на предприятии динамических изменений. Для более обоснованной оценки кредитоспособности предприятия следует проанализировать движение денежных средств предприятия.

Коэффициент срочной ликвидности вычисляется по следующей формуле:

Коэффициент срочной ликвидности = (Оборотные активы -- Запасы) /Краткосрочные обязательства

финансовый коэффициент платежеспособность ликвидность

Коэффициент срочной ликвидности показывает, какая часть задолженности может быть погашена в короткий срок за счет оборотных активов, если запасы не представляется возможным перевести в наличные денежные средства. Для промышленного предприятия такое предположение вполне разумно.

Счета дебиторов превращаются в денежные средства в относительно короткий промежуток времени. Поэтому, скорее всего, вся дебиторская задолженность будет погашена. А вот прохождение запасов через процесс производства, продажу и превращение в счета дебиторов может занять немало времени. Да и предприимчивые покупатели не упустят возможности приобрести товар по заниженным ценам, воспользовавшись отчаянным положением продавца.

Приемлемое значение коэффициента срочной ликвидности находится в диапазоне от 0,8 до 1,2.

Пример 3. Определим коэффициент срочной ликвидности на основе данных предыдущего примера.

Оборотные активы -- Запасы = Дебиторская задолженность + Кассовая наличность = 15 000 + 5 000 = 20 000 руб.

Тогда коэффициент срочной ликвидности = 20 000 / 55 000 = 0,36.

Мы видим, что в случае немедленного погашения всех краткосрочных обязательств, если предприятие по каким-то причинам не сможет реализовать свои запасы, ему придется привлекать со стороны 1 -- 0,36 = 0,64 руб. на каждый рубль краткосрочных обязательств.

Очень часто на практике наблюдается ситуация, когда у предприятия при постоянном коэффициенте текущей ликвидности происходит снижение коэффициента срочной ликвидности. Это говорит о том, что товарные запасы предприятия растут относительно дебиторской задолженности и денежных средств.

Финансовые институты, предоставляющие услуги по кредитованию, при оценке ликвидности запасов испытывают трудности и чувствуют себя увереннее при работе только с дебиторской задолженностью и денежными средствами. Поэтому коэффициент срочной ликвидности пользуется большей популярностью, чем коэффициент текущей ликвидности.

Постараемся найти ответ на вопрос о том, насколько прибыльна каждая продажа.

Рентабельность предприятия -- это отношение фактической прибыли к объему продаж. Используя счет прибылей и убытков, вычисляют два показателя рентабельности предприятия: чистую маржу и валовую маржу.

Чистая маржа вычисляется по следующей формуле:

Чистая маржа = (Чистая прибыль /Объем продаж) х 100%

Чистая маржа показывает, какая доля объема продаж остается у предприятия в виде чистой прибыли после покрытия себестоимости проданной продукции и всех расходов предприятия. Этот показатель может служить указателем допустимого уровня рентабельности, при котором предприятие еще не терпит убытки. На чистую маржу можно влиять ценовой политикой предприятия (валовая маржа и наценка) и контролем над затратами.

Валовая маржа вычисляется по следующей формуле:

Валовая маржа = (Валовая прибыль /Объем продаж) х 100%.

Наблюдается обратная зависимость между валовой маржой и оборачиваемостью запасов: чем ниже оборачиваемость запасов, тем выше валовая маржа; чем выше оборачиваемость запасов, тем ниже валовая маржа.

Производители должны обеспечивать себе более высокую валовую маржу по сравнению с торговлей, так как их продукт больше времени находится в производственном процессе. Валовая маржа определяется политикой ценообразования.

С валовой маржой не следует путать другой инструмент ценообразования -- наценку, которая вычисляется по следующей формуле:

Наценка = (Валовая прибыль / Себестоимость проданной продукции) х 100%.

При установлении наценки следует исходить из желаемой стратегической позиции предприятия относительно конкурентов. На одном конце рыночного спектра находятся предприятия, обеспечивающие высокое качество и назначающие заведомо высокие цены (то есть имеющие невысокий объем продаж). На другом конце рыночного спектра -- предприятия, продающие большие объемы товара по низким ценам.

Пример 4. В апреле объем продаж составил 200 000 руб. Себестоимость проданной продукции равна 90 000 руб., прочие расходы -- 30 000. Определим чистую маржу, валовую маржу и наценку.

Чистая маржа = (чистая прибыль) / (объем продаж) х 100% = [(200 000 -- 90 000 -- 30 000) / 200 000 ] x 100% = 40%. Поэтому из каждого 1 руб. объема продаж чистая прибыль после покрытия себестоимости проданной продукции и всех расходов предприятия составляет 0,4 руб.

Валовая маржа = (валовая прибыль) / (объем продаж) х 100% = (200 000 -- 90 000) / 200 000 x 100% = 55%.

Наценка = (валовая прибыль) / (себестоимость проданной продукции) х 100% = (200 000 -- 90 000) / 90 000 x 100% ? 122%.

Скидка с цены (уценка). Оптовым и розничным торговцам чрезвычайно важно разобраться в существе не только наценок, но и скидок. Процент произведенной скидки с цены вычисляется по следующей формуле:

Процент скидки = Денежная сумма скидки / Суммарный объем продаж

Пример 5. В марте закуплены для реализации 500 единиц продукции по цене 10 руб. В апреле--июле проданы 300 единиц продукции по цене 20 руб. В начале августа непроданный товар был уценен до 15 руб. за единицу. По этой цене проданы 100 единиц продукции. Определим процент скидки.

Денежная сумма скидки равна 100 х (20 -- 15) = 500 руб., а суммарный объем продаж составил 300 x 20 + 100 х 15 = 7 500 руб.

Тогда процент скидки = 500 / 7500 x 100% ? 6,7%.

 

 

19. Анализ финансовых показателей деятельности предприятия.Анализ финансового состояния предприятия преследует несколько целей:

определение финансового положения;

выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;

выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;

прогноз основных тенденций финансового состояния.

Ключевой целью финансового анализа является получение опреде­ленного числа основных (наиболее представительных) параметров, дающих объективную и обоснованную характеристику финансового состояния предприятия. Это относится прежде всего к изменениям в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредитора­ми, в составе прибылей и убытков.

Локальные цели финансового анализа:

· определение финансового состояния предприятия;

· выявление изменений в финансовом состоянии в пространствен­но-временном разрезе;

· установление основных факторов, вызывающих изменения в фи­нансовом состоянии;

· прогноз основных тенденций финансового состояния.

Аналитика и управляющего (финансового менеджера) интересует как текущее финансовое положение предприятия (на месяц, квартал, год), так и его прогноз на более отдаленную перспективу.

Альтернативность целей финансового анализа определяют не толь­ко его временные границы. Она зависит также от целей, которые ста­вят перед собой пользователи финансовой информации.

Цели исследования достигаются в результате решения ряда анали­тических задач:

· предварительный обзор бухгалтерской отчетности;

· характеристика имущества предприятия: внеоборотных и оборот­ных активов;

· оценка финансовой устойчивости;

· характеристика источников средств: собственных и заемных;

· анализ прибыли и рентабельности;

· разработка мероприятий по улучшению финансово-хозяйствен­ной деятельности предприятия.

Данные задачи выражают конкретные цели анализа с учетом орга­низационных, технических и методических возможностей его осуще­ствления. Основными факторами, в конечном счете, являются объем и качество аналитической информации.

Достижение этих целей достигается с помощью различных методов и приемов.

2. Метод, приемы и технические средства анализа.

Методика финансового анализа состоит из трех взаимосвязанных блоков:

1. анализа финансовых результатов деятельности предприятия;

2. анализа финансового состояния;

3. анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

Практика финансового анализа уже выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных методов:

горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;

анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;

факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

 

20. Анализ финансовых результатов предприятия.Цель финансового анализа — оценка прошлой деятель­ности и положения предприятия на данный момент, а также оценка будущего потенциала предприятия. На первом этапе следует определить подход или направле­ния анализа: следует ли сравнивать показатели предприятия со средними показателями, народного хозяйства или отрасли, или показатели с показателями данного предприятия за прошед­шие периоды времени, или показатели с показателями других предприятий-конкурентов. Каждый подход требует своих ме­тодов анализа, подбора соответствующей ему информации. На втором этапе финансового анализа оценивается качест­во информации, качество доходов, т.е. влияние способов и ме­тодов учета на формирование прибыли и других финансовых результатов. Так, чистая прибыль — «сердцевина» всех финан­совых показателей. Насколько она показательна? На «качест­во» чистой прибыли могут воздействовать методы учета и рас­четов прибыли от реализаций продукции, работ и услуг, харак­тер результатов прочей реализаций и внереализационных ре­зультатов, налоговые условия и льготы по налогам и т.д. Размер прибыли от реализации продукции зависит от методов списания безнадежных долгов, от принятой оценки товарно-материальных ценностей, методов начисления износа как 'ос­новных фондов, так и нематериальных активов. На третьем этапе проводится сам анализ с использовани­ем следующих основных методов:

горизонтального — сравнение каждой позиции баланса .или другой формы отчетности с данными предшествующего периода;

вертикального— определение структуры слагаемых пока­зателя, влияния каждой позиции на результат в целом;

трендового — анализ показателя за ряд лет и определение тренда с помощью математической обработки ряда динамики.

Анализ может вестись как по абсолютным, так и по от­носительным показателям. Особое значение имеет расчет от­носительных показателей ликвидности и рыночной устойчиво­сти, а также рентабельности предприятия.

Прибыль и «рентабельность являются важными показа­телями эффективности производства. Прибыль — это, с од­ной стороны, основной источник фонда предприятий, а с другой — источник доходов государственного и местного бюджетов. Важно при этом учитывать не только размеры и прирост прибыли, но и уровень рентабельности; знать, сколько прибыли получено на каждый рубль производствен­ных фондов.

На величину прибыли и уровень рентабельности оказыва­ют влияние многие факторы. Прибыль и рентабельность пред­приятия являются обобщающими показателями интенсифика­ции производственной и маркетинговой деятельности.

 

 

22. Аудит как форма внешнего финансового контроля: сравнение внешнего и внутреннего аудита. Аудит -- финансовый анализ, бухгалтерский контроль, ревизия финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, фирм, акционерных обществ, проводимая квалифицированными специалистами. Аудит проводится по запросу клиента на основании договора или по настоянию смежников, контрагентов, государственных органов власти. В ходе аудита анализируется в основном бухгалтерская отчетность. Главная цель аудита -- выявление финансового положения, состояния фирмы и выработка рекомендаций по их улучшению. Метод внутреннего аудита

Внутренний аудит является независимой деятельностью в организации по проверке и оценке её работы в интересах владельцев. Цель внутреннего аудита - помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции.

Две главные миссии внутреннего аудита:

-оценка адекватности систем контроля, то есть осуществление проверок звеньев управления (контроля), предоставление обоснованных предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления;

-оценка эффективности деятельности, то есть осуществление экспертных оценок различных сторон функционирования организации и предоставление обоснованных предложений по их совершенствованию.

Более подробные функции:

1) проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению этих систем;

2) проверка бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;

3) проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;

4) проверка деятельности различных звеньев управления;

5) оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;

6) проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;

7) работа над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;

8) оценка используемого экономическим субъектом программного обеспечения;

9) специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;

10) разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

Качество работы внутреннего аудита оказывает определенное влияние и на проведение аудиторских проверок внешними аудиторами.

Взаимодействие внутреннего и внешнего аудита

Эффективная работа отдела внутреннего аудита позволяет внешним аудиторам не проводить детальную проверку, так как внешний аудитор может в определенной мере доверять внутренним аудиторам в раскрытии ошибок и нарушений. При этом существенно снижаются затраты времени на проверку в связи с сокращением объема независимых процедур. Однако в данной ситуации нельзя считать, что ответственность внешнего аудитора за выражаемое им мнение по финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятия будет уменьшена или разделена с внутренними аудиторами.

В свою очередь для внутренних аудиторов доверие со стороны внешнего аудитора служит одним из профессиональных ориентиров и стимулирует их деятельность в рамках действующей на предприятии системы контроля, необходимой для эффективного ведения бизнеса, сохранности активов и достижения максимально возможной полноты и точности учетных записей.

В настоящее время порядок взаимодействия внешних и внутренних аудиторов регулируется Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Изучение и использование работы внутреннего аудита».

Метод внешнего аудита

Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

На этапе предварительного планирования внешнего аудита аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь следующую информацию:

-о внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и её отраслевой особенности;

-о внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями.

аудитор ознакомиться с организационно-управленческой структурой экономического субъекта; видами производственной деятельности и номенклатурой выпускаемой продукции; структурой капитала; уровнем рентабельности; организованной экономическим субъектом системой внутреннего контроля.

Предприятия и организации имеют право выбора аудиторской организации для проведения обязательной аудиторской проверке или аудитора-предпринимателя для проведения инициативных аудиторских проверок или оказания других услуг, сопутствующих аудиту.

Однако выбор аудиторских организаций несколько сужается при проведении обязательного аудита в организациях, в установленных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности субъекта РФ составляет не менее 25%. В этом случае выбирать следует из аудиторских организаций - победителей открытого конкурса на право проведения аудиторских проверок указанных организаций. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством РФ.

Аудиторская организация также имеет право выбора клиента. Ей следует определить, будет ли она заключать договор с клиентом по результатам этапа предварительного планирования аудиторской проверки.

Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита (далее - письмо-обязательство) - это документ, который составляет аудиторская организация в ответ на приглашение провести аудиторскую проверку.

Письмо-обязательство направляется непосредственно руководителю организации, пригласившей аудиторскую фирму, до заключения договора на аудиторскую проверку. Основное назначение этого документа - объяснить руководителю организации особенности оказания таких услуг, как аудиторские.

Письмо-обязательство должно включать:

-условия аудиторской проверки;

-обязательства аудиторской организации;

-обязательства проверяемой организации.

Взаимодействие внешнего и внутреннего аудиторов со стороны внутреннего аудита должно быть основано на позиции максимального содействия независимому аудитору, со стороны внешнего аудитора - на концепции беспристрастного подхода к оценке степени доверия, оказываемой внутреннему аудитору. Данное положение отражено в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности, которое предоставляет аудиторской организацией право свободно и в полном объеме общаться с внутренними аудиторами, иметь доступ к интересующим ее отчетам внутреннего аудита и возможность получения информации по любому важному вопросу, который может повлиять на ее работу.

 

 

23. Аудит организации бухгалтерского учёта и учётной политики предприятия. Цель аудита учетной политики – составить мнение о соответствии учетной политики нормам действующего законодательства и провести оценку достоверности бухгалтерской отчетности организации (экономического субъекта) исходя из требований, указанных в ПБУ 1/98 «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Учетная политика организации“«, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 09.12.1998 № 60н. Также должны учитываться следующие допущения:

1. имущественной обособленности организации;

2. последовательности применения учетной политики;

3. временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

При проведении аудиторской проверки необходимо установить:

  • наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;
  • соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов;
  • последовательность применения учетной политики;
  • наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты;
  • полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;
  • соблюдение учетной политики.

Цель ознакомления с учетной политикой при проведении аудита – изучение и оценка основных принципов организации бухгалтерского учета и документооборота проверяемого предприятия. При этом устанавливается наличие и состав распорядительных документов, определяющих учетную политику.

Информационной базой для ознакомления с содержанием учетной политики служат:

1. приказ (распоряжение и т. п.) об учетной политике проверяемой организации;

2. рабочий план счетов бухгалтерского учета;

3. перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

4. правила документооборота и технологии обработки учетной информации;

5. утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике проверяемой организации;

6. пояснительная записка, которая раскрывает:

a. сведения, относящиеся к учетной политике организации;

b. избранные при формировании учетной политики отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;

c. изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным;

d. дополнительные данные о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности, прекращении операций, аффилированных лицах, прибыли, приходящейся на одну акцию.

Изучив и проанализировав представленную информационную базу, важно определить, не формально ли отношение руководства клиента к формированию и исполнению учетной политики. Наличие приказа (распоряжения) об учетной политике и других распорядительных документов, связанных с ней, вовремя изданных и правильно оформленных, не может в достаточной мере свидетельствовать об использовании учетной политики в качестве инструмента управления организацией.

Аудитор должен проверить, соблюдается ли установленный ПБУ 1/98 порядок принятия учетной политики:

1. издан ли приказ (распоряжение) руководителя организации об учетной политике (п. 9 ПБУ 1/98). Следует помнить, что вновь созданное предприятие должно оформить избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации);

2. утверждены ли рабочий план счетов, формы используемых нетиповых первичных документов, правила документооборота и технология обработки учетной информации, порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества, порядок контроля хозяйственных операций и др. (п. 5 ПБУ 1/98);

3. издавался ли приказ о дополнениях, вносимых в учетную политику (п. 16 ПБУ 1/98);

4. издавался ли приказ об изменении учетной политики (п. 17 ПБУ 1/98).

Исходя из требований п. 16 ПБУ 1/98 дополнения в учетную политику в течение года могут быть внесены в момент приобретения организацией активов или при возникновении фактов деятельности, имеющих вариантность в законодательстве, но не имеющих аналогов в практике данной организации.

 

 

24. Аудит учёта финансовых результатов. Целью аудита финансовых результатов является определение соответствия применяемой методики учета операций по формированию и использованию финансовых результатов нормативным документам, действующим на территории Российской Федерации. На основе этого формируется мнение о достоверности финансового результата и бухгалтерской (финансовой) отчетности по финансовым результатам во всех существенных аспектах.

Выполняя процедуру проверки доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Бухгалтерский учет продаж соответствует положениям нормативных актов?

2. Данные аналитического и синтетического учета по счету 90 "Продажи" соответствуют данным главной книги и баланса?

3. Корреспонденция счетов по счету 90 "Продажи" составлена в соответствии с положениями нормативных актов?

Порядок проведения аудита доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности, включает ряд последовательных этапов:

Сверка данных аналитического учета доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности, с оборотами и остатками синтетического учета

При проведении аудита необходимо сверить тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счету 90 «Продажи» синтетического учета доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Проверка правильности записей, произведенных в Главной книге, осуществляется подсчетом сумм оборотов и сальдо по счету 90 «Продажи» учета доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности.

Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.

Проверка правильности учета доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности.

При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов о порядке учета доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности.

Согласно Инструкции по применению плана счетов, для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним предназначен счет 90 "Продажи".

Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов, включая чрезвычайные. По дебету счета 99 "Прибыли и убытки" отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту - прибыли (доходы) организации. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результата отчетного периода.

Счета 90 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы" предназначены для систематизации и накапливания информации о доходах и расходах по ведению обычных видов деятельности организации. На счете 90 "Продажи" формируется финансовый результат от экономической деятельности, составляющей основную цель создания организации. Он представляет собой разницу между выручкой от продажи и себестоимостью проданной продукции (работ, услуг). На счете 91 "



2015-11-20 5473 Обсуждений (0)
Последовательность проведения финансового анализа 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Последовательность проведения финансового анализа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5473)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)