Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Органы регулирования и содействия внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь




Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и иными уполномоченными государственными органами Республики Беларусь в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь и нормами международного права.

Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь. Президент в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. В соответствии с Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу законов, обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений. Роль Президента в регулировании внешнеэкономической деятельности определяющая.

В отношении внешней торговли с конкретным государством (группой государств) Президент Республики Беларусь может принимать решение о применении любых методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Президент инициирует разработку общегосударственных программ, в том числе и в сфере внешнеэкономической деятельности.

Президент Республики Беларусь может предоставить Правительству Республики Беларусь право на принятие решений о применении методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, отнесенных настоящим Законом к компетенции Президента Республики Беларусь.

Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Национальное собрание состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.

Парламент осуществляет разработку законодательных актов в сфере внешнеэкономической деятельности, в том числе о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, о мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли, об экспортном контроле, о свободных экономических зонах, об иностранных инвестициях, о торгово-промышленных палатах, о международном арбитражном (третейском) суде и в сфере таможенных отношений; о ратификации и денонсации международных договоров, о присоединении к международным договорам, о правопреемстве в отношении международных договоров.

Координация работы государственных органов Республики Беларусь по разработке предложений по формированию государственной внешнеторговой политики Республики Беларусь, регулированию внешнеторговой деятельности ее участников, заключению международных договоров Республики Беларусь в области внешнеторговой деятельности осуществляет Совет Министров Республики Беларусь (Правительство).

Совет Министров осуществляет государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, в том числе:

· разработку программ развития внешнеэкономической деятельности;

· разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь и принимает меры по их реализации;

· выступает от имени Республики Беларусь при предоставлении государственных гарантий Республики Беларусь;

· принимает практические меры по реализации и защите внешнеполитических интересов Республики Беларусь;

· осуществляет координацию деятельности в области отношений Республики Беларусь с иностранными государствами и международными организациями.

Совету Министров подчинены министерства и государственные комитеты, выполняющие непосредственную координирующую и регулирующую функцию государственного управления внешнеэкономической деятельностью.

Ведущее место в системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью занимает Министерство иностранных дел Республики Беларусь (МИД). МИД проводит государственную политику в сфере внешних связей, осуществляет координацию внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь.

Основными задачами МИД являются:

· реализация единой внешней политики Республики Беларусь, в том числе координация политики в области внешнеэкономической деятельности;

· обеспечение прав и интересов Республики Беларусь в международных отношениях;

· представление Республики Беларусь в отношениях с иностранными государствами, международными организациями и межгосударственными образованиями; формирование, поддержание и укрепление позитивного имиджа Республики Беларусь за рубежом;

· координация деятельности республиканских органов государственного управления по обеспечению единой политики Республики Беларусь в отношениях с иностранными государствами, международными организациями и межгосударственными образованиями;

· защита прав и интересов физических и юридических лиц Республики Беларусь за рубежом;

· создание благоприятных условий для продвижения экономических интересов Республики Беларусь за рубежом;

· планирование внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности;

· сбор и анализ информации о факторах и тенденциях международного развития и внесение Президенту Республики Беларусь, в Правительство Республики Беларусь, Национальное собрание Республики Беларусь предложений и рекомендаций по тактическому реагированию и стратегическим направлениям внешнеполитического и внешнеэкономического сотрудничества в интересах Республики Беларусь;

· обеспечение реализации решений Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь по вопросам внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь;

· координация деятельности государственных органов Республики Беларусь по формированию и совершенствованию договорно-правовой базы отношений Республики Беларусь с иностранными государствами, международными организациями и межгосударственными образованиями;

· контроль за исполнением международных договоров Республики Беларусь государственными органами Республики Беларусь и оказание содействия в исполнении международных договоров Республики Беларусь;

· координация работы по присоединению Республики Беларусь ко Всемирной торговой организации;

· руководство работой загранучреждений Республики Беларусь;

· представление информации по условиям осуществления внешнеэкономической деятельности государственным органам, иным юридическим и физическим лицам Республики Беларусь и зарубежным партнерам;

· обеспечение развития инфраструктуры внешнеполитической деятельности Республики Беларусь и оказание содействия в развитии инфраструктуры внешнеэкономической деятельности республики;

· координация работы по формированию режима внешней торговли товарами в отношениях с иностранными государствами;

· содействие в привлечении иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.

Непосредственные полномочия и осуществление исполнительных, контрольных, регулирующих и других функции МИД в сфере внешнеэкономической деятельности возложены на Департамент внешнеэкономической деятельности Министерства иностранных дел Республики Беларусь.

Департамент выполняет свои функции во взаимодействии с другими структурными подразделениями центрального аппарата МИД, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Беларусь, а также государственными организациями, подчиненными МИД.

Задачами Департамента являются:

· содействие развитию экспорта товаров и услуг;

· разработка предложений в сфере внешнеэкономической деятельности;

· координация формирования внешнеторгового режима Республики Беларусь в сфере внешней торговли товарами;

· защита внешнеэкономических интересов государства;

· участие в разработке и реализации программ социально-экономического развития Республики Беларусь в части внешнеэкономической деятельности;

· координация переговорной позиции и формирование пакета документов по присоединению Республики Беларусь ко Всемирной торговой организации;

· координация разработки и реализации национальных программ развития экспорта;

· осуществление анализа показателей внешнеторговой деятельности Республики Беларусь, в том числе товарной и географической структуры внешней торговли;

· участие в анализе отчетного торгового и платежного балансов и разработке прогнозных показателей внешней торговли;

· координация работы по таможенно-тарифному регулированию внешней торговли товарами;

· осуществление мониторинга мер нетарифного регулирования внешней торговли товарами, а также таможенного законодательства в части выполнения Республикой Беларусь и иностранными государствами международных обязательств в данной области и эффективности нетарифного регулирования для наращивания экспорта товаров из Республики Беларусь;

· подготовка для внесения в Правительство Республики Беларусь предложений по применению антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер во внешней торговле по результатам проводимых МИД расследований;

· участие в проводимых иностранными государствами расследованиях по применению антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер в отношении товаров, производимых юридическими и физическими лицами Республики Беларусь;

· участие в разработке предложений по увеличению экспортного потенциала страны;

· содействие защите экономических интересов государства, физических и юридических лиц Республики Беларусь за рубежом;

· содействие привлечению иностранных инвестиций в экономику страны, формированию благоприятного инвестиционного имиджа Республики Беларусь за рубежом и повышению ее инвестиционного рейтинга.

Министерству иностранных дел Республики Беларусь подчинено информационное республиканское унитарное предприятие «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен».

Министерство экономики Республики Беларусь осуществляет регулирование и управление в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, разработки и реализации государственной экономической политики, развития предпринимательской и инвестиционной деятельности, противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, деятельности субъектов естественных монополий, государственного регулирования цен (тарифов) и государственного контроля ценообразования, а также вырабатывающим государственную политику в сфере управления государственным имуществом и приватизации.

Министерство экономики участвует в разработке основных направлений внешнеэкономической политики, программ развития внешнеэкономической деятельности, составляет прогнозы торговых и платежных балансов; осуществляет меры по развитию экономического сотрудничества с государствами – участниками Содружества Независимых Государств, по развитию интеграционных процессов с Российской Федерацией и в рамках Евразийского экономического сообщества, Единого экономического пространства, а также по обеспечению экономического сотрудничества с иными государствами и международными организациями; участвует в подготовке предложений по тарифному и нетарифному регулированию во внешнеэкономической деятельности.

Министерство торговли Республики Беларусь в сфере внешнеэкономической деятельности: осуществляет координацию выставочной и ярмарочной деятельности в Республике Беларусь и за ее пределами; координирует создание товаропроводящей сети за рубежом; вносит предложения о применении мер нетарифного регулирования; в установленном порядке выдает лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.

Министерство финансов Республики Беларусь обеспечивает и осуществляет практическую деятельность по совершенствованию внутригосударственных и межгосударственных валютно-финансовых отношений; обеспечивает составление планов формирования источников финансирования государственных валютных расходов и распределение государственных валютных средств; участвует в подготовке и реализации мероприятий, связанных с развитием внешнеэкономического сотрудничества Республики Беларусь; выполняет функции финансового агента и посредника в отношениях Республики Беларусь с международными финансовыми и банковскими организациями, членами которых является Республика Беларусь; организует учет и осуществление операций по управлению внутренним и внешним государственным долгом Республики Беларусь и его обслуживанию.

Национальный банк Республики Беларусь выполняет следующие функции:

· разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь

· осуществляет валютное регулирование;

· организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки и небанковские кредитно-финансовые организации;

· анализирует и прогнозирует состояние денежно-кредитных отношений, отношений в области валютного регулирования и валютного контроля, платежного баланса Республики Беларусь и банковской системы во взаимосвязи с социально-экономическим развитием Республики Беларусь.

Государственный таможенный комитет – центральный таможенный орган Республики Беларусь, осуществляет таможенное регулирование и контроль на республиканском уровне.

Государственный таможенный комитет выполняет следующие задачи:

· проведение государственной таможенной политики, осуществление регулирования и управления в сфере таможенного дела и координация в этой сфере деятельности;

· обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь, защита ее экономических интересов;

· разработка и применение средств таможенного регулирования в целях развития торгово-экономических отношений Республики Беларусь;

· организация и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Республики Беларусь, развитию внешнеэкономической деятельности организаций и граждан, обеспечение реализации этих мер;

· предупреждение и пресечение контрабанды, иных преступлений, административных правонарушений в сфере таможенного дела;

· обеспечение выполнения международных обязательств Республики Беларусь в части, касающейся таможенного дела.

Торгово-промышленная палата Республики Беларусь является негосударственной некоммерческой организацией, созданной в целях содействия развитию предпринимательской деятельности в Республике Беларусь, интегрирования ее экономики в мировую хозяйственную систему, создания благоприятных условий для упрочения внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности с иностранными партнерами.

Основными задачами торгово-промышленной палаты являются:

· содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности с иностранными партнерами, увеличению экспорта белорусских товаров (работ, услуг), привлечению в национальную экономику иностранных инвестиций;

· оказание практической помощи субъектам предпринимательской деятельности в развитии производства конкурентоспособной продукции, проведении торговых операций на внешних рынках;

· представление и защита интересов членов торгово-промышленной палаты при осуществлении внешнеэкономической деятельности как в Республике Беларусь, так и в иностранных государствах;

· развитие и укрепление связей с торгово-промышленными палатами, ассоциациями, союзами предпринимателей и другими неправительственными организациями иностранных государств;

· распространение информации об экспортном, промышленном и научно-техническом потенциале Республики Беларусь, о национальном законодательстве в области внешнеэкономической деятельности, об обычаях и правилах международной торговли;

· осуществление консультативно-информационной деятельности по исследованию и освоению иностранных рынков, поиску иностранных партнеров по внешнеэкономическому сотрудничеству, содействию в установлении контактов с субъектами предпринимательской деятельности Республики Беларусь;

· совершенствование системы обучения и стажировки специалистов по вопросам внешнеэкономической деятельности;

· организация международных и национальных выставок и ярмарок.

При Белорусской торгово-промышленной палате создан Международный арбитражный суд (МАС БелТПП) как одно из необходимых условий осуществления внешнеэкономической деятельности. МАС является полноправным членом Европейской группы арбитражных судов, входит во всемирную систему международных арбитражных (третейских) судов, которые сегодня рассматривают подавляющее большинство международных и значительную часть внутренних экономических споров. МАС при БелТПП рассматривает не только международные экономические споры (в них хотя бы одна сторона является иностранной), но и внутренние, в которых обе стороны – белорусские субъекты хозяйствования.




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1208)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)