Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Классификация операций встречной торговли




Под операциями международной встречной (товарообменной) торговли понимаются внешнеторговые операции, при которых экспорт товаров (услуг) увязывается с импортом товаров (услуг) или наоборот импорт обуславливает экспорт. Расчеты по таким сделкам могут, осуществляться сторонами, как в товарной, так и денежной форме, или сочетанием этих форм.

На современном этапе развития мирового хозяйства встречная торговля превратилась в один из существенных инструментов регулирования и увеличения объемов международной торговли, способствующий углублению экономического и научно-технического сотрудничества между странами. Материалы ООН свидетельствуют о том, что во встречной торговле участвует подавляющее большинство стран мира. Ее доля в общем объеме мирового товарооборота оценивается в размере от 25% до 40%. В основе ее распространения лежат объективные экономические причины и прежде всего процессы глобализации мировой экономики.

Регулирующая роль встречной торговли выражается в том, что заключение двухсторонних и многосторонних межправительственных соглашений о товарообменных операциях, а также соглашений об экономическом и производственном сотрудничестве на компенсационной основе является правовой основой для установления долгосрочных взаимоотношений между субъектами хозяйствования различных стран мира. По мере увеличения объемов международной встречной торговли возрастает и ее регулирующая роль.



Развитие встречной торговли способствует переходу МЭО на качественно новый уровень. Основу этих изменений составляют сделки между контрагентами из развитых и развивающихся стран: «о разделе продукции», о строительстве промышленных объектов «под ключ» с целевым кредитованием, а также сделки, совершаемые в целях реализации соглашений о специализации и кооперации производства, о производственном сотрудничестве между фирмами развитых стран и их контрагентами из развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

Применение встречных операций в сфере международной торговли в современных условиях имеет следующие положительные стороны:

· позволяет экспортерам более гибко решать проблемы со сбытом товаров и услуг в условиях усиления конкуренции на мировом рынке;

· обеспечивает доступ экспортеров на новые и труднодоступные рынки государств, на которых потенциальные импортеры испытывают хронический дефицит свободно конвертируемой валюты;

· дает возможность преодолеть нетарифные барьеры и ограничения;

· способствует продвижению новой техники и технологий в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, прежде всего в производства ориентированные на экспорт.

Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что встречная торговля, особенно бартерные сделки, имеет ряд отрицательных характеристик:

· операции встречной торговли зачастую более выгодны для одной из сторон по сделке. В связи с этим у другой стороны могут возникнуть трудности в использовании или реализации получаемого встречного товара;

· существенная доля бартера во внешнеторговом обороте снижает для страны эффективность внешней торговли, уменьшает объем поступления налогов и валютной выручки, искажает ценовые пропорции в экономике.

Встречные торговые сделки заключаются в самых различных формах и имеют самые разные характерные признаки. Существует ряд классификаций этих сделок, предложенных международными организациями.

Эксперты Европейской экономической комиссии ООН выделяют три основные формы встречной торговли: бартерные сделки, встречные закупки и компенсационные закупки.

Бартерные соглашения предусматривают обмен согласованного количества одного товара на другой без использования механизма расчетов в иностранной валюте. В таком соглашении согласовывают количество взаимопоставляемых товаров, или определяют сумму, на которую стороны обязуются поставить товары. Бартерные сделки предусматривают, как правило, практически одновременную поставку установленных в заключаемом между сторонами контракте количества товаров в согласованные пункты назначения.

Встречная закупка. При встречной закупке продавец и покупатель в первой сделке договариваются о том, что продавец в последующем произведет закупку (или добьется от третьих сторон закупки) продукции у покупателя (или третьих сторон в стране покупателя). В этом случае оба потока продукции, а именно продукция, продаваемая в рамках первой сделки, с одной стороны, и встречная продукция, с другой стороны, оплачиваются деньгами. Стоимость продукции, закупаемой в соответствии с договором встречной закупки, может быть меньше, быть равной или выше стоимости продукции, продаваемой в рамках первой сделки. Характерная особенность сделки встречной закупки заключается в отсутствии какой-либо взаимосвязи между продукцией, продаваемой в рамках первой сделки, и продукцией, поставляемой в соответствии с договором о встречной закупке.

Контракты купли-продажи, используемые для оформления встречных закупок, не отличаются от контрактов международной торговой сделки. Финансовые расчеты между участниками сделок могут осуществляться как при помощи перевода иностранной валюты, так и путем урегулирования взаимных клиринговых претензий.

Клиринг – безналичный расчет между странами, компаниями, предприятиями за поставленные, проданные друг другу товары и оказанные услуги, осуществляемый путем взаимного зачета требований.

Компенсационная закупка. В этой форме объектом первой сделки является оборудование, технология или услуги, которые будут использоваться с целью создания производственных мощностей для покупателя. Стороны договариваются, что продавец в последующем закупит у покупателя продукцию, производимую на этих мощностях. Компенсационная сделка может быть оформлена на основе соглашения о разделе продукции, предусматривающем оплату строительства предприятия «под ключ» поставками произведенной на нем продукции в заранее установленной пропорции.

 

 


ТЕМА 8. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТРАКТ




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (986)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)