Определение и измерение информации
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по курсу “Информатика”
Москва, 2004
Введение
Конспект лекций по курсу «Информатика» включает разделы, рекомендованные в типовой программе изучения курса для высших учебных заведений. Эти разделы охватывают такие вопросы как технологии, вопросы представления данных в компьютере, представление звуковой, графической информации в цифровом виде. В курсе лекций рассмотрены и такие разделы как системы счисления, технические средства обработки информации, устройств персонального компьютера, программное обеспечения ЭВМ, операционные системы. Значительное место уделено вопросам алгоритмизации и программированию, видам вычислительных процессов, основам программированию на QBASIC, основным операторам и функциям языка. Конспект лекций по курсу «Информатика» включает материал по 17 лекциям. В первую часть конспекта вошли 8 лекций. Оставшиеся лекции входят во вторую часть конспекта, где изложены остальные разделы курса. Предлагаемый конспект лекций может быть полезным не только для студентов ИОАИТ, но также и для студентов других институтов МГУПП, для студентов вечерних и заочных отделений. Лекция 1. Информация и информационные технологии. Основные понятия. Предмет информатики Информатика – наука об информации и информационных технологиях. В системе наук информатика является комплексной, междисциплинарной отраслью научных знаний. Такое положение обусловлено тем, что информатика, являясь фундаментальной естественной наукой, в то же время имеет многие признаки технической и даже гуманитарной наук. Информатика является фундаментальной наукой, поскольку законы, определяющие свойства информации и протекание информационных процессов, являются базовыми для всех наук. Информатика является естественной наукой, поскольку изучает информационные процессы, протекающие в природе – в физических, биологических, общественных средах. Информатика имеет также много признаков технической науки, так как, например, изучает аппаратные средства сбора, хранения, передачи и обработки информации. Информатика – молодая наука, находящаяся в стадии формирования границ своей сферы интересов. Информатика имеет как теоретическую, так и прикладную части. Теоретическая информатика состоит из таких математизированных дисциплин как математическая логика, дискретная математика, теория информации, теория алгоритмов, теория автоматов, теория формальных языков и грамматик и т.п. Прикладная информатика состоит из системы технико-технологических знаний, благодаря развитию которых мы наблюдаем бурное развитие информационных технологий. Информационная технология – это совокупность способов и программно-технических средств, применяемых для выполнения информационных процессов. Информационный процесс – последовательность операций по поиску, сбору, хранению, обработке и передаче информации. В развитых странах большинство видов человеческой деятельности, представляет собой выполнение тех или иных информационных процессов: научные исследования, обучение, создание произведений искусства, финансовая деятельность, торговля, управление производством, добычей сырья, работой транспорта, разработка военные операции, диагностика в медицине и т.д. Появление программно-технических средств выполнения информационных процессов и массовое внедрение современных информационных технологий оказало и оказывает сейчас радикальное влияние не только на производственную деятельность человека, но и на общественную среду и все сферы жизни человека. Информация Определение и измерение информации Информация –сведения о лицах, предметах, фактах, явлениях и процессах, независимо от формы их представления, причем такие сведения, которые уменьшают степень имеющейся неопределенности или неполноты знаний. Таким образом, информация - это сведения, расширяющие и углубляющие наши знания. Формулировка информации как сведений, которые уменьшают неопределенность или неполноту знаний имеет мировоззренческое значение. Однако возникает проблема субъективности измерения информации, т.к. ее величина как бы связана с неким субъектом, у которого надо измерять снижение неопределенности сведений и пополнение знаний. Эта проблема в точных науках снимается конкретизацией исходной постановки задачи. Например, в теории информации для решения задач анализа пропускной способности канала, разработки способов повышения скорости и помехоустойчивости сообщений в 1946 г. американским ученым К.Шенноном было предложено в качестве меры информации о событии Х, имеющего вероятность Р, принять величину Н(X): Н(X) = loga(1/P) = - loga P(X) 1.1 Величина Н(X) получила название энтропии события Х. Основание логарифма ‘а’ может быть любым. Чаще всего принимают а = 2. Тогда количество информации выражают в двоичных единицах - битах. А при а = е или а = 10 эти единицы, например, носят название соответственно нит и дит. Пример. Отгадывание числа из возможного их М количества. Так как в этом случае Р=1/М, то по формуле (1.1) для отгадывания достаточно задать только Н = log2M вопросов. И, наоборот, с помощью Н вопросов можно отгадать число из возможных их М значений, где М определяется по формуле: М = еН 1.2 Например, чтобы отгадать загаданное положительное число, не превышающее 128, достаточно задать 7 вопросов. Энтропия как мера информации имеет недостатки. Например, она не характеризует и не измеряет «смысл» принимаемых сигналов. Эту меру иногда называют синтаксической мерой информации. Имеются и другие подходы к измерению информации. Свойства информации К базовым свойствам информации относятся - запоминаемость, - передаваемость, - преобразуемость (способность менять форму своего существования). Реализуются эти свойства посредством материального носителя – чаще всего бумажного или магнитного носителя, электрического или электромагнитного сигнала, - на котором тем или иным способом записываются признаки, которые носят название - данные. В качестве прагматических свойств информации можно отметить следующие. Она: - имеет ценность, определяемую ее полезностью для владельца, - имеет стоимость, определяемую затратами на ее получение, - может быть предметом собственности, - может быть предметом защиты от доступа к ней посторонних лиц. Информация и данные Данные- это записанные на материальном носителе признаки, обеспечивающие возможность хранения и передачи информации. Данные не всегда соответствуют конкретным или действительным фактам. Они могут также описывать абстракции, идеи, а не реальную действительность. Чаще всего данные описываются на естественном языке и фиксируются на бумаге. При этом данные и их интерпретация (семантика) фиксируются совместно, так как естественный язык достаточно гибок для представления того и другого. Примером может служить утверждение «его рост 173 см». Здесь «173» — данное, а его семантика (смысловое содержание) — «рост в сантиметрах». В определенных случаях данные и интерпретация разделены. Например, в таблице, которая представляет собой расписание авиарейсов, интерпретация данных приводится отдельно, в шапке таблицы. Применение компьютеров для ведения и обработки данных приводит к еще большему разделению данных и интерпретации. Компьютеры имеют дело главным образом с даннымикак таковыми. Большая часть интерпретирующей информации в компьютере в явной форме вообще не фиксируется. Интерпретация данных часто закладывается в компьютерные программы, использующие данные. Однако в ряде случаев, например, когда одни и те же данные могут использовать различные программы, возникает необходимость составлять и хранить вместе с данными описание их смысла (семантики).
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (595)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |