Демографическая политика Республики Беларусь
Негативные демографические тенденции, проявившиеся в Республике Беларусь в конце ХХ в., обусловили проведение нашим государством активной демографической политики. Она находит свое воплощение в принятом в 2002 г. Законе «О демографической безопасности Республики Беларусь», осуществлении Национальной программы демографической безопасности на 2006-2010 гг. и утверждении новой на 2011-2015 гг.. Основными направлениями демографической политики Республики Беларусь выступают: - в области рождаемости и семьи – воспитание у родителей ответственности за рождение и воспитание здорового ребенка; создание реальных условий женщинам для гармоничного сочетания материнских функций с профессиональными обязанностями; усиление адресности государственной помощи семьям; повышение качества, расширение форм и видов медицинского обслуживания населения репродуктивного возраста; - в области смертности – внедрение современных стандартов качества медицинских услуг населению независимо от места проживания и материальных возможностей семьи; просветительская и образовательная деятельность по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения; - в области миграции – оптимизация межгосударственных перемещений населения с учетом их масштабов и направлений на основе сочетания государственных и личных интересов граждан; повышение эффективности воздействия на процессы внутренней миграции, рационализация направлений миграционных потоков с учетом социально-экономического развития страны. Для охраны материнства и детства в Беларуси создан Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя», открыт Республиканский детский кардиохирургический центр, действует Республиканский научно-практический центр детской онкологии и гематологии, вводятся в строй новые клинические больницы, оснащенные самым современным оборудованием, совершенствуется педиатрическая помощь, создана гинекологическая служба для детей и подростков и т.д. Многое сделано для лечения бесплодия. Благодаря принятым мерам показатель материнской смертности в Беларуси соответствует уровню развитых стран, существенно снизилась младенческая смертность, которая является наиболее низкой среди стран СНГ. В стране осуществляется государственная социальная защита матери и ребенка, национальное законодательство учитывает и наиболее уязвимые категории детей (инвалидов, сирот, детей, оставшихся без попечения родителей), интересы многодетных семей. Государство проявляет большую заботу о пенсионерах, которых насчитывается более 2,5 миллионов. В республике функционирует разветвленная система территориальных центров социального обслуживания населения, которые оказывают помощь гражданам, в том числе и одиноким, находящимся в трудной жизненной ситуации, постоянно растут размеры пенсий.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Когда происходит формирование глобалистики как науки? 1. в конце 19 в 3. в сер. ХХ в. 2. в нач. ХХ в 4. в конце 60-х годов ХХ в.
2. Предмет глобалистики – это: 1. происхождение и пути решения глобальных проблем 2. формы глобалистского сознания 3. критерии глобальности 4. связь человека, общества и природы
3. Становление глобалистики как науки связано: 1. с окончанием «холодной войны» 2. с критическим осмыслением нарастания угроз человечеству со стороны НТП 3. с появлением ядерного оружия 4. с изменениями климата
4. Глобальные проблемы являются, прежде всего, следствием 1. национальных и этнических различий в мире 2. мощного развития производительных сил в эпоху НТР 3. урбанизации 4. повышения уровня жизни
5. К глобальным проблемам, связанным со сферой международных отношений, относится: 1. энергетическая 2. борьба с голодом и недоеданием 3. преодоление экономической отсталости развивающихся стран 4. сохранение культурного многообразия человечества
6. К проблемам природно-экономического характера не относится: 1. экологическая 3. демографическая 2. сырьевая 4. климатическая
7. Экологический кризис – это: 1. необратимые изменения окружающей среды, которые произошли в результате деятельности человека; 2. состояние окружающей среды, которое становится все более непригодным для жизни человека; 3. резкое сокращение биологического разнообразия планеты; 4. гибель всего живого на Земле, включая человека.
8.. Главной причиной экологического кризиса является: 1. развитие промышленности 2. увеличение антропогенной нагрузки на биосферу 3. стихийные бедствия 4. космические катастрофы
9. Экологическая этика – это: 1. система мер, предусматривающая преодоление экологического кризиса; 2. система норм, определяющих отношение человека к природе в процессе его деятельности; 3. процесс, обеспечивающий поддержание стабильных условий существования жизни на Земле; 4. сознательная человеческая деятельность в соответствии с поставленной целью.
10. Рациональное природопользование предполагает: 1. снижение качества, растрату и исчерпание природных ресурсов; 2. экономную эксплуатацию природных ресурсов с учетом интересов будущих поколений; 3. снижение восстановительных возможностей природы; 4. загрязнение окружающей среды
11. Координацию деятельности по решению наиболее острых глобальных экологических проблем осуществляет: 1. Глобальный экологический фонд; 2. ЮНЕП; 3. Гринпис 4. Всемирная метеорологическая организация. 12. Учет редких животных и растений, которым угрожает исчезновение, обеспечивает: 1. Всемирная федерация по защите животных; 2. Гринпис; 3. Международный союз охраны природы и природных ресурсов; 4. Совет по охране птиц
13. «Демографический взрыв» середины ХХ в. характеризует: А. резкое возрастание численности населения в развивающихся странах; Б. резкое возрастание численности населения в развитых странах. 1. Верный ответ: А 3. Оба варианта верны 2. Верный ответ: Б 4. Оба варианта не верны
14. Старение населения как одна из демографических проблем имеет место А. в развитых странах Б. в развивающихся странах 1. Верный ответ: А 3. Оба варианта верны 2. Верный ответ: Б 4. Оба варианта не верны
15. Основным социальным последствием «демографического взрыва» середины ХХ в. является: А. рост нищеты и социальной напряженности в обществе Б. углубление диспропорций в развитии между развитыми и развивающимися странами 1. Верный ответ: А 3. Оба варианта верны 2. Верный ответ: Б 4. Оба варианта не верны
16. Специфика демографических проблем стран Запада: А. отсутствие воспроизводства населения Б. старение населения 1. Верный ответ: А 3. Оба варианта верны 2. Верный ответ: Б 4. Оба варианта не верны
17. В настоящее время миграционные процессы являются фактором А. социальных изменений в отдельном государстве Б. социальных изменений во всем мире 1. Верный ответ: А 3. Оба варианта верны 2. Верный ответ: Б 4. Оба варианта не верны
18. Миграция в развитые страны способствует: А. обострению этнических и религиозных конфликтов Б. решению экономических проблем 1. Верный ответ: А 3. Оба варианта верны 2. Верный ответ: Б 4. Оба варианта не верны
19. Крупнейшим международным источником финансирования деятельности в области народонаселения является: 1. Всемирная организация здравоохранения 3. Совет безопасности ООН 2. ЮНФПА 4. Европейский Союз
20. Какая из глобальных проблем прямо и непосредственно связана с политикой? 1. демографическая 3. проблема войны и мира 2. экологическая 4. НТР
21. Война – это: А. высшая, наиболее острая форма политического противоборства враждующих сторон Б. продолжение политики государства иными, насильственными средствами 1. Верный ответ: А 3. Оба варианта верны 2. Верный ответ: Б 4. Оба варианта не верны
22. Огромную опасность сегодня для мира представляют: А. оружие массового уничтожения Б. современные обычные вооружения 1. Верный ответ: А 3. Оба варианта верны 2. Верный ответ: Б 4. Оба варианта не верны
23. К принципам мирного существования не относится: 1. отказ от применения военной силы как средства решения спорных вопросов 2. равноправие и взаимопонимание между государствами 3. возможность вмешиваться в дела друг друга 4. учет интересов друг друга
24. Система международной безопасности может быть: А. глобальной Б. региональной 1. Верный ответ: А 3. Оба варианта верны 2. Верный ответ: Б 4. Оба варианта не верны
25. Военные доктрины могут отражать А. политику миролюбивого государства Б. политику агрессивного государства 1. Верный ответ: А 3. Оба варианта верны 2. Верный ответ: Б 4. Оба варианта не верны
Вопросы к экзамену «Политические проблемы современной глобалистики»
1. Глобалистика в системе научного знания 2. Основные формы глобалистского сознания в истории развития научной мысли 3. Учение о ноосфере 4. Понятие глобальных проблем современности и их критерии 5. Основные классы и типы глобальных проблем 6. Истоки и основные причины обострения глобальных проблем современности во вт.пол 20-нач. 21 в. 7. Взаимосвязь глобальных проблем современности 8. Понятие войны и мира. Органическая связь войны и политики 9. Типы и виды войн 10. Особенности войн 21 века 11. Небывалое обострение проблем войны мира во второй пол. 20 века 12. Принципы мирного сосуществования и создания системы международной безопасности 13. Типы военных доктрин современных государств 14. Сущность информационных войн и их основные компоненты 15. Понятие и сущность «конфликтов низкой интенсивности» 16. Понятие экологического кризиса и его причины 17. Основные проявления экологического кризиса 18. Экологический императив и развитие представлений о рациональном природопользовании 19. Деятельность ООН и ее специализированных учреждений в области охраны окружающей среды 20. Экологическая политика государства, ее основные цели и задачи 21. Возникновение и достижения НТР в решении экологических проблем 22. Формирование системы международного экологического сотрудничества 23. Роль институтов гражданского общества в решении экологических проблем 24. Особенности продовольственной проблемы в современном мире 25. Комплексный характер решения глобальной продовольственной проблемы и ее политическое значение 26. Демография как наука 27. «Демографический взрыв» 50-60 годов 20 в. В странах третьего мира и его последствия. 28. Демографические проблемы развитых стран Запада 29. Понятие миграции. Основные виды миграции и попытки ее государственного регулирования 30. Деятельность ООН по решению демографических проблем 31. Демографическая политика современных государств 32. Сущность и особенности современно научно-технической революции 33. Основные направления научно- технической революции 34. Концепции технологического пессимизма 35. Всемирный характер основных социальных последствий научно-технической революции 36. Необходимость развития международного сотрудничества в научно-технической сфере 37. Прогнозирование и глобальное моделирование 38. Концепции технократического оптимизма и их обоснование 39. Противоречия использования достижений НТР в решении глобальных проблем 40. Возрастание роли геополитики Рецензия
на учебно-методический комплекс по курсу «Политические проблемы современной глобалистики», разработанный в ЧУО «БИП–Институт правоведения» доцентом кафедры философии и политологии Лиходиевской Л.Н.
Рецензируемый учебно-методический комплекс в определенной степени восполняет недостаток учебно-методической литературы для студентов специальности «Политология». Он подготовлен в соответствии с рабочей программой курса «Политические проблемы современной глобалистики», утвержденной кафедрой и учебно-методическим советом института. В представленном учебно-методическом комплексе раскрывается место глобалистики как самостоятельного направления в системе политологического знания, исследующего глобальный мир и его проблемы. Автор акцентирует внимание на сущности таких важнейших проблем современности, как проблема война и мира, экологические и демографические проблемы. При этом рассматриваются теоретические аспекты вопросов, связанные с трактовкой используемых понятий, причинами и проявлениями наиболее опасных глобальных проблем, ставящих под угрозу само существование человеческой цивилизации. С современных позиций характеризуется сущность информационной войны, излагаются проблемы обеспечения международной безопасности, особенности происходящих в мире миграционных процессов. В рецензируемой работе важное место уделено отражению деятельности современных государств и международных организаций, направленной на решение экологических и демографических проблем, предотвращение войны на основе развития всестороннего международного сотрудничества. Достаточно обстоятельно охарактеризована многогранная роль Организации Объединенных Наций как инициатора и организатора проведения международных форумов, посвященных решению сложнейших вопросов современности. В контексте глобальных проблем современности автор характеризует экологическую и демографическую ситуацию в Республике Беларусь, раскрывает последовательное осуществление нашей страной продуманной экологической и демографической политики, которая осуществляется в соответствии с рекомендациями и при поддержке международных организаций. Учебно-методический комплекс содержит и необходимые методические материалы: тематику лекций, семинарских занятий и курсовых работ, перечень экзаменационных вопросов, список литературы и вопросы для самопроверки. Рецензируемый учебно-методический комплекс может быть полезным дидактическим пособием для студентов-политологов и рекомендован к публикации.
Доцент кафедры политологии Белорусского государственного университета Кандидат исторических наук наук, доцент Слуцкая Л.В
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6575)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |