Закономерности и принципы менеджмента
Теоретические положения, обладающие определенным уровнем абстракции и обобщения, чаще всего формулируются в виде законов, закономерностей и принципов, отражающих объективные связи явлений,составляющих предмет науки. Менеджмент является не только областью деятельности, но и областью знаний, которые накапливает практика, обобщением которых занимается теория менеджмента. Развитие теории, углубляющей понимание менеджмента, способствует совершенствованию практики. Наивысший уровень понимания сущности явления отражаютобъективные законы и закономерности, устанавливающие связи их свойств и характеристик. Учет этих связей и способствует совершенствованию практики менеджмента. Функционирование и развитие менеджмента, имея свои особенности и тенденции, подчиняются действию определенных закономерностей, которые не исключают понимания законов менеджмента. Основными закономерностями менеджмента являются: 1. Закономерность дифференциации и интеграции деятельности в процессах менеджмента. Возрастающий объем управленческой деятельности требует ее дифференциации, которая в свою очередь может быть реализована при последующей интеграции деятельности. Связь дифференциации и интеграции объективна и разнообразна. Дифференциация проявляется в первую очередь в распределении функций и полномочий. Так формируются звенья управления, отражающие дифференциацию и одновременно интеграцию той или иной управленческой деятельности персонала. Увеличивающийся объем работы менеджмента и потребность его эффективности требуют дифференциации управленческой деятельности в виде специализации ее функций и полномочий и соответствующей ей интеграции. Менеджмент осуществляется посредством воздействия, опирающегося на интересы человека и разделяющего группу совместной деятельности на субъект и объект менеджмента, функции и обязанности. 2. Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления. Важно определить, какие функции регулируются государством в рыночной экономике, а какие – рынком. Внутри предприятия на основе этой закономерности должна быть построена система четкого разделения обязанностей, прав и ответственности, служащая основой формирования комплексной системы менеджмента. 3. Диверсификация менеджмента, отражающая совмещение разнообразия форм, подходов, целей объектов управления, функций и пр. Эти тенденции вызваны потребностями практики. Главной из них является диверсификация производства. Но и внутренние потребности самого менеджмента заставляют его диверсифицироваться. Это потребность рационального использования потенциала управления, организационных форм, соответствующих динамике развития, сочетанию стратегии и тактики, гибкости и адаптивности, ориентации на качество и эффективность менеджмента. Менеджмент разнообразен. И многообразие увеличивается по мере развития общества, человека, производства. Успешно управлять – это, помимо всего прочего, удачно и обоснованно выбирать тот тип менеджмента (или комбинацию типов), который будет наиболее подходящим или эффективным в конкретных условиях. Для этого надо знать возможные типы менеджмента и владеть методиками их выбора. В этом и проявляется суть диверсификации менеджмента. Диверсификация менеджмента вызвана потребностью совмещения и сочетания его различных типов в целях повышения эффективности и достижения необходимого качества. 4. Иерархическое строение системы менеджмента, которое определяет возможность воздействия, объединенного общей целью и осуществляемого на основе полномочий на принятие управленческих решений. Формы иерархий различаются, но они закономерно отражают саму сущность менеджмента. Иерархия определяет ступенчатое распределение полномочий. Без иерархии нет полномочий. Без полномочий, формальных или неформальных, нет менеджмента. Развитие менеджмента не уничтожает иерархического строения системы, но при этом усложняет его матричными и сетевыми структурами. 5. Делегирование полномочий. Для осуществления воздействия необходимы полномочия, определяющие саму возможность воздействия, ими наделяются в системе менеджмента принимающие решения звенья. Полномочия различаются по сфере и масштабам управления, проблематике решений, трудоемкости, уровням в иерархической системе менеджмента. В зависимости от концентрации полномочий на верхних или нижних уровнях определяется степень централизации/децентрализации. В конкретных условиях функционирования и развития организации существует потребность в определенной степени централизации, изменение условий требует изменения и степени централизации менеджмента. Существует объективная зависимость степени централизации менеджмента от различных параметров организации (масштаб и территориальная удаленность деятельности, трудоемкость полномочий, профессионализм, информационное обеспечение, уровень развития организации, потребности экономии времени). 6. Усиление роли человеческого фактора. Менеджмент опирается на потребности, интересы, ценности, установки, опасения человека. В этом проявляется человеческий фактор менеджмента, определяющий и его суть и специфику. Характеристики человека по мере его развития изменяются, а также изменяются и характеристики и особенности механизма менеджмента. Если проанализировать историю менеджмента, нетрудно увидеть тенденции смещения акцентов и приоритетов в менеджменте по мере развития производства в области технологий, организации, технической вооруженности. Повышается роль человеческого фактора – интересов, образования, ценностей, компетенций человека. Эти процессы можно наблюдать в развитии каждой организации. Они показывают объективную зависимость менеджмента от учета человеческого фактора, потребности трансформации менеджмента в направлении управления знаниями, человеческим капиталом, креативными способностями. 7. Закономерность зависимости процессов управления 8. Повышение управляемости менеджмента. Управляемость отражает соответствие внешним и внутренним условиям функционирования социально-экономической системы. Низкий уровень управляемости затрудняет процесс менеджмента и снижает его эффективность, угрожает разрушением системы. В свою очередь, усложнение системы менеджмента отрицательно влияет на управляемость. 9. Соотносительность субъекта и объекта менеджмента. Объем деятельности по управлению зависит от масштабов, сложности, проблематики, целей функционирования социально-экономической системы (организации). Эта зависимость выражается в соотносительности управляющей и управляемой систем и позволяет регулировать затраты ресурсов на эффективное управление. По мере развития экономики и общества соотносительность субъекта и объекта управления изменяется в пользу первого. Затраты на субъект менеджмента растут более высокими темпами. Это определяется усложнением технологии менеджмента, потребностями его технической вооруженности, необходимостью профессионализации менеджмента и многими другими факторами. Экономия ресурсов менеджмента не должна противоречить потребностям его развития. Но и непомерное увеличение аппарата ведет к торможению процессов, бюрократизации, увеличению других ресурсов (технические, информационные, экономические). Это можно рассматривать как закономерность ресурсного равновесия менеджмента. 10. Закономерность соответствия цели менеджмента целям организации. В современном менеджменте цель играет роль интегратора действий, критерия оценки ситуаций при разработке управленческих решений, мотивационного фактора для персонала. Цель является необходимым элементом процесса менеджмента, она объективно присутствует в его операциях. Но закономерность существования цели включает и закономерность ее дифференциации в системе менеджмента. Именно дифференциация цели по звеньям и частям системы менеджмента определяет и реальность цели, и ее роль в функционировании и развитии менеджмента. Общая цель менеджмента должна быть тождественна обобщенной цели социально-экономической системы (организации) в целом. Целевые установки всех частей системы должны исходить из общей цели и соответствовать ей. Это объективное требование, определяющее не только эффективность менеджмента, но саму жизнеспособность организации. Целевое рассогласование системы менеджмента ведет к разрушению организации. Согласование деятельности – главная задача менеджмента. Взаимодействие закономерностей отражает суть менеджмента, возможности и сложности их использования в практической деятельности. Принципы менеджмента являются средством практического использования закономерностей. Принципы, как основные правила, формулируемые на основе объективных закономерностей, способствуют оценке ситуаций, пониманию проблем. К принципам менеджмента, отражающим требования его объективных закономерностей, можно отнести: 1. Принцип организационного оформления функционального и полномочного разделения управленческой деятельности.Такое разделение может произойти неформально. Но для стабильности управления оно требует организационного закрепления регламентами, нормативами, ответственностью. Это предохраняет от бессистемной и хаотической флуктуации функций и полномочий, повышает ответственность и создает условия ее реализации. 2. Принцип сочетания формального и неформального управленияпризван ограничивать тенденции излишней формализации управления, создающей опасность его бюрократизации, а также учитывать факторы лидерства, благоприятную социально-психологическую атмосферу. 3. Принцип делегирования полномочийспособствует созданию наилучших условий профессионального решения проблем, разгрузке линейных менеджеров, развитию инициативы, повышению ответственности. Это принцип поиска эффективной централизации управления. 4. Принцип интеграции процессов управлениязаключается в регулировании меры участия, выравнивании нагрузки, оптимизации связей, эффективном использовании ресурсов, достижении синергетического эффекта совместной деятельности. 5. Принцип мотивации деятельности.Управление может быть устойчиво успешным только в том случае, если оно опирается на позитивные мотивы деятельности человека (интересы, ценности, установки и пр.). Опасения, страх, неприязнь, манипулирование сознанием, обольщение обещанием, искажение ситуации не дают действительного и устойчивого эффекта управления. 6. Принцип участия в управлениисоздает атмосферу демократизма, доверия, позволяет использовать коллективный разум, понять интересы, точнее и объективнее оценить ситуацию. Использование этого принципа повышает управляемость, инициативность персонала, самостоятельность и поиск средств улучшения работы. 7. Принцип развития.Управление всегда должно быть ориентировано на развитие, которое определяет стратегический характер управления, его целеустремленность и перспективность. Развитие – это стремление к новому качеству. 8. Принцип научности и искусства управлениятребует разработки и реализации практической концепции управления, построенной на основе исследований, использования научного инструментария. Научный подход должен дополняться искусством управления, которое требует соответствующих условий. 9. Принцип динамичности и адаптивности системы управления.Эти качества определяются как организацией управления, так и характеристиками персонала. Это принцип своевременной модернизации управления по потребностям функционирования и развития социально-экономической системы 10. Принцип экономии времени в процессах управления. Время является невосполнимым ресурсом. От его умелого использования зависят рациональность управления, ритмичность работы и качество решений.
Методы менеджмента Методы менеджмента в значительной степени определяют его успех.Метод менеджмента – способ, связанный со спецификой воздействия на управляемый объект для достижения поставленной цели. Особенности этого воздействия отличают методы менеджмента друг от друга. В процессе управления выделяются административные (административно-правовые), экономические и социально-психологические методы. В современных условиях происходит переход от преимущественно административно-правовых к экономическим методам менеджмента. Все методы менеджмента действуют не изолированно, а взаимосвязанно, дополняя друг друга. Все они используются в процессе организации менеджмента и в том или ином сочетании представляют собой механизм повышения эффективности и результативности менеджмента. При выборе метода менеджмента необходимо учитывать: скорость достижения цели; вероятность достижения цели; отношения подчинения; личность управляемого; личность управляющего; экономическую самостоятельность; климат в коллективе. Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Экономические основываются на правильном использовании экономических законов, а социально-психологические - на способах мотивации и морального воздействия на людей. Административно-правовые методы менеджмента – совокупность средств правового и административного воздействия на отношения людей в процессе производства. В условиях рыночных отношений эти методы играют вспомогательную роль. Административные методы управления являются мощным рычагом достижения результатов поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления. Идеальное условие их эффективности - высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления. Административно-правовые методы опираются на систему законодательных актов страны и региона; систему нормативно-директивных и методических документов предприятия и вышестоящей организации, обязательных к применению; систему планов, программ, заданий предприятия и систему оперативного руководства (распоряжения, делегирование полномочий, участие в управлении сотрудников). Осуществляются административные методы управления в форме организационного и распорядительного воздействия. Организационное воздействие направлено на организацию процесса производства и управления и включает организационное регламентирование, организационное нормирование и организационно-методическое инструктирование. Действенность организационного воздействия зависит от четкости составления должностных инструкций, правильности установленных норм и нормативов. Распорядительное воздействие выражается в форме приказов, распоряжений или указаний, которые издаются в целях обеспечения соблюдения, исполнения и применения действующего законодательства и других нормативных актов, а также придания юридической силы управленческим решениям. Действенность распорядительного воздействия зависит от степени полноты и своевременности информации об объекте управления. Экономические методы менеджмента соответствуют социально-экономической природе предприятия и являются средством развития производства и обмена на рыночной основе. Приоритет экономических методов в рыночных условиях объясняется тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями. Отличительная черта современного этапа развития экономических методов менеджмента – их направленность на поощрение деятельности предприятия в зависимости от его эффективности, экономии ресурсов. К экономическим методам менеджмента относятся коммерческий расчет (синтезирует в себе как функции менеджмента, так и экономические рычаги, инструменты, и направлен на соизмерение затрат и результатов, обеспечение прибыльности производства), ценообразование, страхование, планирование, технико-экономический анализ, технико-экономическое обоснование, кредитование, финансирование, налогообложение, материальное стимулирование и др. Социально-психологические методы менеджмента – способы осуществления управленческих воздействий на объект управления, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. По масштабу и способам воздействия их можно разделить на две основные группы: социологические методы, направленные на группы людей и их взаимодействия в процессе производства, и психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека. Хотя такое разделение достаточно условно. В основе использования социально-психологических методов менеджмента лежат социальные отношения, возникающие в процессе производства и влияющие на конечный результат деятельности предприятия. Из социологических исследований известно, что производственные коллективы успешно решают свои задачи, если имеется благоприятный «социальный климат» между членами коллектива, между руководителями и коллективом. Опыт зарубежных стран показывает, что отношения партнерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Имущественное неравенство может быть любым, но на работе все сотрудники должны чувствовать себя партнерами. Отношения управления выступают как психологические взаимоотношения людей. Управление психологическими процессами предполагает учет психологии коллектива, менеджера, управления, взаимоотношений людей. Социально-психологические методы направлены на решение следующих задач: повышение производственной и творческой активности членов трудового коллектива; формирование благоприятного социально-психологического климата; эффективное использование различных форм морального поощрения; воздействие на групповое самосознание коллектива. К социально-психологическим методам управления относятся социальный анализ коллективов, социальное планирование, социальное развитие коллектива, моральное стимулирование, методы социального нормирования, методы социального регулирования, тестирование, анкетирование, интервью, методы гуманизации труда, методы психологического воздействия на работников (формирование групп и нормального психологического климата) и др.
Контрольные вопросы 1. Что общего и отличного в понятиях «менеджмент» и «управление»? 2. Перечислите подходы к определению понятия «менеджмент». 3. Расскажите о сущности и содержании менеджмента. 4. Что представляют собой основные цели и задачи менеджмента? 5. Раскройте содержание основных закономерностей менеджмента. 6. Охарактеризуйте современные принципы менеджмента и оцените их роль в практической деятельности менеджера. 7. Какие существуют подходы к классификации функций менеджмента? 8. Охарактеризуйте основные, специфические и вспомогательные функции менеджмента. 9. Приведите примеры осуществления функций при предварительном, оперативном и заключительном управлении. 10. Охарактеризуйте состав основных методов управления и раскройте их содержание.
ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3079)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |