Роль миссии в стратегическом управлении организацией
Основная общая социально значимая цель организации, четко выраженная причина ее существования называется МИССИЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ. Миссия – это предназначение и смысл существования организации для ее собственников и сотрудников, покупателей и деловых партнеров, среды обитания и общества в целом. Осуществление стратегического планирования начинается с разработки миссии организации. Миссия является базой для установления целей организации, обеспечивает непротиворечивость набора целей, а также помогает выработке стратегии организации, устанавливая направленность и допустимые границы функционирования организации. Если построить пирамиду целей организации, то на ее вершине находится заявление о миссии. Заявлением о миссии называется общее определение основных направлений бизнеса и операций организации, отличающих ее от других компаний. Традиционно компании определяют род своей деятельности с точки зрения производимых товаров (услуг) или используемых технологий. Но формулировка миссии компании должна быть ориентирована на рынок, т.е. на конечного потребителя. Первостепенным являются не только текущие интересы, ожидания и ценности покупателей производимой продукции (услуг), но и их перспективные запросы. Товары или технологии устаревают, а покупатели при правильном подходе остаются надолго. В наиболее общем виде предназначение организации описывает: - провозглашение ценностей и убеждений; - предлагаемые продукты или услуги, или потребности, которые она собирается удовлетворять; - рынок, на котором организация собирается работать; - способы выхода на свой рынок; - ключевые технологии, которые будут использоваться; - принципы развития или финансирования; - внутреннюю концепцию (от источников силы до факторов выживания). Определение основной цели работы является достаточно сложным и основополагающим для многих организаций. Правильно сформулированная цель дает направление всей последующей деятельности. К обязательным элементам миссии относятся: основные направления деятельности (рынки, технологии); позиция по отношению к внешней среде (принципы работы, организация функционирования) и культура организации (правила и традиции, имидж). В хорошо сформулированной миссии и сотрудники, и клиенты должны видеть некий ее достаточно привлекательный образ-символ. Миссия задает то направление, по которому идет компания, а также: · Создает уверенность, что организация преследует ясные цели. · Представляет базис, точку опоры для всех плановых решений организации, определения ее целей и задач. · Помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия, способствует созданию корпоративного духа. · Создает понимание и поддержку среди внешних контрагентов организации (акционеров, финансовых фирм и т.д). · Способствует формированию и закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды. Миссия придает организации определенность и индивидуальность. Организация с ясным представлением о цели своего существования более успешна, чем та, которая ее не имеет. Миссия имеет большое значение для деловой среды, определяя имидж организации, привлекая потребителей, партнеров, акционеров, информируя о том, что представляет собой организация, к чему она стремится, чем руководствуется в своей деятельности. Миссия является основой для выработки целей и стратегии организации, определяет ее организационную структуру. Миссия не должна ориентироваться на текущее состояние организации, формы и методы ее работы, так как в целом она выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому в миссии не принято указывать в качестве главной цели получение прибыли, несмотря на то, что прибыльная работа является важнейшим фактором жизнедеятельности организации. Прибыль как миссия может существенно ограничить спектр рассматриваемых организацией путей и направлений развития и, в конечном счете, приведет к неэффективной работе. Миссия организации отражает интересы и потребности внутренней и внешней среды организации. Основными заинтересованными группами являются: · собственник, заинтересованный в добавочной стоимости; · сотрудники, заинтересованные в высокой заработной плате; · покупатели, заинтересованные в получении товара на определенных условиях; · органы, контролирующие соблюдение правовых норм; · поставщики, заинтересованные в устойчивых и эффективных связях; · местные сообщества, заинтересованные в содействии достижению собственных целей; · общество, заинтересованное в эффективной работе организации, открытии новых рабочих мест, увеличении налоговых отчислений и др. Миссия может быть эффективна лишь тогда, когда в ней сконцентрировано истинное видение менеджерами предприятия его будущего на рынке и ее разделяют большинство сотрудников предприятия. Прежде, чем утверждать миссию, необходимо предпринять шаги, чтобы несколько первичных формулировок были неформально обсуждены наиболее компетентными сотрудниками организации. Удачная формулировка миссии – это краткое, ясное и четкое определение основных направлений деятельности организации, которое мотивирует его сотрудников. ПРИМЕРЫ МИССИЙ: 1. Миссия концерна «Сухой»: Авиационный комплекс «Сухой» стремится производить конкурентоспособные и высококачественные военные и гражданские самолеты, позволяющие удовлетворять современные потребности глобального рынка и запросы отечественного госзаказа. 2. Миссия АБ «Инкомбанк»: Банк содействует развитию крупных и средних компаний, солидных частных клиентов, предоставляет им самые качественные в России банковские услуги по доступным ценам, обеспечивает акционерам и сотрудникам банка оптимальные прибыли. 3. Миссия SUN BANKS: Миссия компании заключается в содействии экономическому развитию и благосостоянию сообществ, обслуживаемых компанией, путем предоставления гражданам и предприятиям качественных банковских услуг таким образом и в таком объеме, которые соответствуют высоким профессиональным и этическим стандартам обеспечения справедливой и соответствующей прибыли акционерам компании и справедливого отношения к сотрудникам компании. 4. Миссия «МегаФон»: Связать между собой самые отдаленные точки России, дать людям возможность услышать и понять друг друга. 5. Миссия ГУУ (Москва): Подготовка управленческой элиты в общем, объектном и функциональном управлении. Анализ миссий современных российских компаний показывает, что большинство организаций совершают типичные ошибки, не позволяющие миссии выполнить своего основного предназначения. ПРИМЕРЫ ОШИБОЧНО СФОРМУЛИРОВАННЫХ МИССИЙ «Мы призваны создать общероссийскую производственно-коммерческую компанию, которая будет гордиться своими традициями и культурой. Мы нацелены на умножение богатства Российской Федерации, путем улучшения условий труда и жизни россиян». «Наша миссия - максимальное удовлетворение потребностей наших покупателей, создание для них широкого выбора товаров и комплекса услуг, экономия их средств и времени за счет высокого профессионализма сотрудников, использования передовых технологий и продуманной ценовой политики». «Наша миссия - обеспечение максимального комфорта для наших заказчиков, посредством предоставления качественных товаров и сервиса высочайшего уровня». В приведенных примерах миссии не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к их формулировкам.
Контрольные вопросы 1. Что представляет собой организация как система? 2. Привести примеры организаций. 3. Что представляют собой факторы прямого и косвенного воздействия внешней среды? Привести примеры прямого и косвенного воздействия конкретных факторов. 4. Дать определение субъекта и объекта управления, миссии организации. 5. Охарактеризовать элементы субъекта и объекта управления. 6. Охарактеризовать достоинства и недостатки различных организационно-правовых форм предприятий. 7. Сформулируйте требования, предъявляемые к разработке миссии организации. 8. Назовите основные заинтересованные группы в формулировке миссии. 9. Сформулируйте преимущества организации, имеющей четко разработанную миссию. 10. Определите конкретные ошибки, допущенные при формулировке миссий.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2500)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |