Методика комплексной оценки социально – экономического развития муниципальных образований
Ведущую роль в разработке методов оценки социально – экономического развития муниципального образования принадлежит Российскому научному центру государственного и муниципального управления. Наиболее распространенной и получившей апробацией методикой в является методика комплексной оценки социально – экономического развития муниципальных образований [23]. Комплексная оценка уровня социально – экономического развития как инструмент диагностики используется при сравнительно анализе муниципальных образований за отчетный и ретроспективный период. На основе ее результатов оценивается эффективность мер, осуществляемых органами местного самоуправления по реализации социально – экономической политики. Основной целью комплексной оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований является определение возможности решения текущих задач развития территории на основе внутренних резервов и источников экономического роста, а так же эффективности мер, принимаемых органами местного самоуправления по реализации социально-экономической политики. Оценка уровня социально-экономического развития базируется на принципах: • комплексность оценки, обеспечивающая учет важнейших составляющих уровня социально-экономического развития муниципальных образований; • достижение максимальной информативности результатов оценки уровня развития муниципальных образований с позиций принятия адекватных решений; • достоверность исходных данных при выборе базовых показателей развития. Источниками информации для проведения оценки являются: паспорт муниципального образования; статистическая отчетность; отчетность налоговых органов; отчетность финансовых органов об исполнении бюджетов муниципальных образований. Для оценки результативности мер, принимаемых органами местного самоуправления для реализации социально-экономической политики, разработана и апробирована методика расчета различных интегральных показателей: - Интегральный индикатор «Уровень развития муниципальных образований (УРМО)» - Интегральный показатель «Уровень развития социально – экономического пространства муниципального образования» - Интегральный индикатор «Эффективность использования социально – экономического пространства муниципального образования» Для определения интегральных индикаторов используют систему частных индикаторов. Для первых двух индикаторов схема частных показателей представляет следующие группы: 1. Индикатор финансового состояния МО. 2. Индикатор уровня экономического развития муниципального образования. 3. Индикатор уровня социального развития: - жилищные условия и благоустройство; - образование; - здравоохранение; - коммунальные услуги; - транспортные услуги; - услуги связи; - услуги бытового обслуживания; - культурно – просветительное обслуживание; - социальная защита. С нашей точки зрения, большинство этих показателей лишь косвенно могут показать результативность и эффективность муниципального управления, так как зависят от множества других факторов. Например, демографической ситуации. С точки зрения оценки эффективности муниципального управления представляет больший интерес интегральный показатель «Эффективность использования социально – экономического пространства муниципального образования», который включает следующие частные индикаторы: 1. Качество жизни населения: - условия жизнедеятельности; - уровень жизни; - здоровье и репродуктивная деятельность; 2. Качество управления хозяйствующими субъектами: - чистая прибыль, полученная всеми хозяйствующими субъектами, находящимися на территории муниципального образования; - доля прибыльных хозяйствующих субъектов. 3. Качество управления муниципальным образованием: - организация управления муниципальным образованием (создание необходимой законодательной базы, соответствие организационной структуры местного самоуправления задачам и полномочиям муниципального образования, качество регламентации управления муниципальным образованием, качество механизмов управления муниципальным образованием); - качество услуг населению, предоставляемых на территории муниципального образования. Методика расчета индикатора «Эффективность использования социально – экономического пространства муниципального образования» построена на принципиально иных позициях. Во – первых, авторы методики отказываются от исключительно жестких количественных показателей. Система частных индикаторов Условия жизнедеятельности и Уровень жизни построены как на объективных так и на субъективных показателях, определяющих социальное самочувствие населения (например, удовлетворенность работой, ощущение безопасности и т.д.). Во – вторых, в систему индикаторов включены категории «качество» в приложении к основным процессам муниципального управления: качество предоставления услуг, качество выполнения муниципальных функций. Общим для методик расчета комплексных показателей социально- экономического развития является ориентация на оценку результативности деятельности муниципальных органов власти через определение уровня развития муниципального образования. В основном эти методике разработаны для конкретных целей, в зависимости от определенного подхода. 1. Подход, ориентирован на внутреннюю самооценку муниципалитетом результативности и эффективности деятельности, в сфере реализации планов социально- экономического развития города. Основывается этот подход на субъективном интересе органонов местного самоуправления в повышении эффективности муниципальной власти. 2. Поход, предусматривает внешнюю оценку результативности и эффективности деятельности муниципальных органов власти со стороны государственной власти. Интересе государства к измерению показателей результативности и эффективности связан с комплексной оценкой финансового и социально – экономического развития муниципальных образований. Эта оценка необходима структурам государственной власти как федерального, так и регионального уровня для расчета бюджетной обеспеченности, как главного критерия по значению которого распределяются средства фондов финансовой поддержки муниципального образования . Поэтому данная внешняя оценка ставит задачу сравнительной оценки муниципальных образований. В обоих случаях объектами оценки является: - уровень финансового состояния муниципального образования. - уровень социально – экономического развития муниципального образования; - качество процессов управления муниципальным образованием. Субъектом оценки в первом случае является исполнительный орган власти местного самоуправления, во втором случае – администрация субъекта федерации. Цели, задачи и инструментарии оценки будут так же различны. (Таб. ) Таблица
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2130)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |