Характеристики инновации
Иннова́ция, нововведение (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем. Иннова́ция — введённый в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях[1]. Виды инноваций Различают следующие виды инноваций: По степени радикальности (новизны): ь базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники; ь улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на этапах распространения и стабильного развития научно-технического цикла; ь псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии. По типу новизны для рынка: ь новые для отрасли в мире; ь новые для отрасли в стране; ь новые для данного предприятия. По характеру применения: ь продуктивные инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов; ь технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии; ь социальные, ориентированные на построение и функционирование новых структур; ь комплексные, представляющие единство нескольких видов изменений; ь рыночные, позволяющие реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках. По стимулу появления (источнику): ь инновации, вызванные развитием науки и техники; ь инновации, вызванные потребностями производства; ь инновации, вызванные потребностями рынка. По роли в воспроизводственном процессе: ь инновации потребительские; ь инновации инвестиционные. По масштабу: ь инновации сложные (синтетические); ь инновации простые.
Жизненный цикл инноваций Жизненный цикл инновации представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества. Жизненный цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта. Инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий, включающих: 1 зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объема научно-исследовательских и опытно-констукторских работ, разработкой и созданием опытной партии новшества; 2 рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок); 3 зрелость (стадия серийного или массового производства и увеличение объема продаж); 4 насыщение рынка (максимальный объем производства и максимальный объем продаж); 5 упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка). С позиций инновационной деятельности целесообразно различать как жизненные циклы производства, так и жизненные циклы обращения новшества. Первая стадия - внедрение новшества - является наиболее трудоемкой и сложной. Именно здесь велик объем расходов на освоение производства и выпуск опытной партии нового товара. На первой стадии воспроизводятся и совершенствуются технология, отрабатывается регламент производственного процесса. И именно на данной стадии наблюдается высокая себестоимость продукции и незагруженность мощностей. Вторая стадия - стадия промышленного освоения производства - характеризуется медленным м растянутым во времени наращиванием выпуска продукции. Третья стадия - стадия подъема - отличается быстрым наращиванием производства, значительным увеличением загрузки производственных мощностей, отлаженностью технологического процесса и организации производства. Четвертая стадия - стадия зрелости и стабилизации - характеризуется устойчивыми темпами наибольших объемов выпуска продукции и максимально возможной загрузкой производственных мощностей. Пятая стадия - стадия увядания или упадка - связана с падением загрузки мощностей, сворачиванием производства данного товара и резким уменьшением товарных запасов вплоть до нуля. Состав и структура жизни новой техники и технологии тесно связана с параметрами развития производства. Так, например, на первой стадии жизненного цикла новой техники и технологии производительность труда низкая, себестоимость продукции снижается медленно, медленно возрастает прибыль предприятия либо экономическая прибыль даже отрицательна. В период быстрого роста выпуска продукции заметно снижается себестоимость, окупаются первоначальные затраты. Частая смена техники и технологии создает большие сложности и нестабильность производства. В период перехода на новую технику и освоения новых технологических процессов снижаются показатели эффективности всех подразделений предприятия. Вот почему инновациям в области технологических процессов и орудий труда должны сопутствовать новые формы организации и управления, пооперационный, попроцессорный и подетальный расчет экономической эффективности. Жизнециклическая концепция инноваций играет очень важную роль в определении как максимального объема продаж и прибыли, так и продолжительности цикла жизни конкретного новшества. Анализ продолжительности циклов новой техники и технологии проводится в следующей последовательности, включающей: 1) определение общей продолжительности циклов жизни изделий данного семейства, поколения за всю историю, с тем чтобы установить устойчивую величину цикла данного вида техники и технологического процесса, в том числе и по стадиям; 2) определение распределений продолжительностей циклов жизни и их стадий вокруг центральной тенденции, поскольку это является основой прогноза продолжительности циклов жизни будущего новшества; 3) выработку базы стратегии и тактики роста производства соответственно продолжительности стадий циклов жизни новой техники и технологии; 4) распределение вероятностей продолжительности циклов будущих образцов и пропорционально ей ресурсов во времени следующего цикла; 5) тщательный анализ факторов, влияющих на продолжительность прошлых циклов, и экстраполяция результатов на прогноз их влияния на циклы жизни будущих изделий; 6) формализацию методов сбора исходных данных и применение эконометрических моделей расчета. Методика анализа продолжительности циклов жизни позволяет дать ответ о динамике технико-экономических показателей производства. Во-первых, это дает возможность определить период роста производства до максимального, которому эквивалентны наилучшие тенденции ведущих показателей экономической эффективности: приведенных затрат, себестоимости продукции, производительности труда, величины рентабельности. Во-вторых, следует установить зависимость роста выпуска с экстремумом технико-экономических показателей и с объемом продаж, ибо они, как правило, не совпадают. В-третьих, необходимо проанализировать тенденции изменения технико-экономических показателей при удвоении объема выпуска, дать ответ: существует ли пропорциональность, инерционность, эффект запаздывания и проч. Из приведенной методики ясно, что исследование динамики продолжительности стадий циклов жизни в зависимости от технико-экономических показателей и объема продаж является одним из важнейших современных методов анализа новой техники и технлогии
Билет №27.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (598)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |