Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Организация как субъект коллективной деятельности




Теория организаций

Оглавление

2.6. Теория организаций.. 1

2.6 Теория Организации.. 2

2.6.1. Природа организаций.. 3

2.6.2. Организация как субъект коллективной деятельности.. 4

2.6.3. Проблемы разделения труда (р.т.) и кооперации труда (к.т.) 7

2.6.3.1. Разделение труда. 7

2.6.3.2.Кооперация труда. 8

2.6.4. Власть, легитимность власти, авторитет. 9

2.6.5. Организация как процесс, инструмент регуляции, социальный организм.. 12

2.6.6. Организация как система. 12

2.6.7. Модели организации как искусственной и естественной системы.. 13

2.6.8. Эффективность организации.. 14

2.6.9. Выживание организации.. 14

2.6.10. Социальные функции организации. Социальная организация. 15

2.6.11. Социальные функции неформальной организации: 17

2.6.12. Социальная организация. 18

2.6.13. Формальная и неформальная организации.. 20

2.6.14. Организационная структура. 21

2.6.15. Типы организационных структур. 22

2.6.16. Проблема оптимальности организационных структур. 25

2.6.17. Внутренняя среда организации.. 26

2.6.18. Цели, стратегия, технологии, размер, организационная культура. 27

2.6.18.1. Цели. 27

2.6.18.2. Стратегия. 27

2.6.18.3. Технология. 27

2.6.18.4. Размер. 28

2.6.18.5. Организационная культура. 28



2.6.19. Внешняя среда организации.. 28

2.6.20. Модели внешней среды: 28

2.6.21. Характеристики внешней среды: гетерогенность, неопределенность. 30

2.6.22. Проблема границ организации.. 31

2.6.23. Проблема стабильности входов и выходов. 32

2.6.24. Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы.. 32

2.6.25. Представление об организационном изменении.. 33

2.6.26. Источники организационных изменений.. 34

2.6.27. Организационное развитие. 34

2.6.28. Модели организационного развития. 36

 

 

Теория Организации

Теория организации – межпредметная базовая теоретическая дисциплина, формируемая и в значительной степени уже сформированная в рамках организационно-управленческой проблематики

Организация - в биологии, естественных науках синоним процесса упорядочения чего-либо или упорядоченности как результата этого процесса. Что такое организация? В словарях: организация - это процесс упорядочивания чего-либо. Т.е., если я что-либо упорядочил, то значит - организовал. Такое определение излишне широкое и излишне однобокое. В социологии организаций и общей теории организацииданное понятие используется одновременно дляобозначения социального процесса, частной управленческой функции и специфического многоэлементного субъекта (одновременно объекта) коллективной деятельности, при этом объектом упорядочения выступают люди, их поведение или деятельность.

Организация – это, прежде всего коллективный социальный субъект деятельности, социальная система, объединяющая, координирующая и направляющая поведение людей (социальных групп) в процессе совместной деятельности.

1. Н.И. Лапин: организация - это процесс упорядочения деятельности активных локальных множеств (не все является объектом упорядочения, а только то, что способно к спонтанной социальной активности, т.е. способно ставить цели и их достигать, только то, что способно к сопротивлению является объектом организации). Трактовка О. как процесса упорядочения поведения людей является типичной для большинства социально-управленческих дисциплин. Содержанием процесса являются объединение людей (групп) и регламентация их поведения при взаимодействии и осуществлении совместной деятельности для достижения цели, а его итогом - обеспечение определенного уровня социального порядка или согласия

2. Организация как инструмент целедостижения. Если нет цели, то организация не возникнет. Поскольку цели меняются, то необходимо менять и инструменты (под каждую цель можно придумать свой инструмент). Определение О. как частной управленческой функции указывает на нее как на стандартный элемент управленческой деятельности наряду с такими, как целеполагание, планирование (иногда мотивация), координация и контроль. Под О. подразумевается процесс создания предварительных условий для целевой деятельности: формирование системы рабочих мест - структуры организации, подбор, расстановка и обучение персонала. В этом смысле данное понятие чаще употребляется в теории управления (или менеджмента) начиная с А. Файоля.

3. Система не искусственна, а естественна, т.е. существует организмический взгляд (организация - аналог организма) на организацию. Мы не свободны менять природу объектов в зависимости от целей. Центральным понятием является выживание (а не цель), нет способности менять свойства реальности из-за существования жизненного цикла, т.е. нельзя “перепрыгнуть”, но можно ускорить или замедлить. Наконец, в социологии организаций и общей теории организации О. рассматривается как некий социальный объект и одновременно активный коллективный субъект деятельности, источник организационного воздействия и место его приложения

Природа организаций

Природа организаций двойственна. С одной стороны, это тип социальной общности, некий социальный организм, имеющий социокультурную природу, а с другой – искусственно проектируемая система (инструмент), сознательно создаваемая людьми для решения определенных задач. Противоречивая природа организаций во многом определяет принципиальные различия подходов к её изучению – рационального и естественного.

 

Признаки и свойства:

§ синергия

§ разделение исполнительной и управленческой деятельности (иерархичное или горизонтальное)

§ организация есть организация людей, каждый человек непредсказуем и имеет собственные цели

§ любая организация кроме целевой исполняет ряд других функций по отношению к микро- и макросоциуму

§ совокупность свойств организации: сама организация служит ограничением на выбор способов целедостижения.

Три аспекта организации:

1) организация может рассматриваться как упорядоченный процесс;

2) организация как инструмент целедостижения;

3) организация как социокультурная общность, т.е. субъект коллективной деятельности, который имеет собственную природу и сложился на определенных стандартах, имеет собственные ценности.

В реальных организациях все 3 аспекта присутствуют.

 

Организация как субъект коллективной деятельности

Итак, теория организации занимается изучением природы того коллективного субъекта, который называется организацией и включает много людей, подразделений, строится на разделении труда и каким-то образом существует.

Если есть процесс и цель, то есть кто-то, кто этим занимается. Не каждая цель в принципе может быть реализована субъектом, и это был бы не кошмар, если бы реализация отдельных целей не приводила к уничтожению субъекта, который осуществляет целедостижение. В теории организации субъект первичен, а цель вторична. 65-70% ученых по теории организации - социологи или психологи. Хотя цель будет всегда присутствовать, но ключевое слова не цель, а выживание.

Прикладная наука на уровне организационно-управленческих наук: организационное проектирование в управлении, жанр разработки управленческих технологий, средства управленческой диагностики и др. Появляется слово средства. Прикладная наука - это сфера, где работает у нас в управлении менеджер, который использует полученные знания и средства для решения каких-то практических задач.

Субъект организации - это тот, кто упорядочивает и координирует, объект - тот, кого... Люди управляют людьми.

Теория организации - наука, изучающая закономерности функционирования и развития коллективного субъекта управления – организации.

Понятие организация используется для обозначения социального процесса, частной управленческой функции и специфического многоэлементного субъекта (одновременно объекта) коллективной деятельности, при этом объектом упорядоченности выступают люди, их поведение или деятельность.

Организация – это, прежде всего социальный коллективный субъект деятельности, социальная система, объединяющая, координирующая и направляющая поведение людей (социальных групп) в процессе совместной деятельности. Их деятельность интегрирована, а действия элементов организации осознанны и целенаправленны.

Природа организации социальна, т.к.:

1) всегда социален объект воздействия (люди и группы, привлеченные к деятельности),

2) субъект воздействия тоже социален,

3) социальны как минимум два результата этого воздействия – целевой продукт и целевая общность (коллектив), а также другие модификации человеческого поведения,

4) одним из основных признаков организации является использование специфических социальных средств регламентации.

 

Из лекций.

Взаимодействие людей дано там, где поведение одного индивида, в одних случаях сопровождаемое сознанием, в других - нет, является функцией поведения другого или других людей. Элементами явления взаимодействия выступают: два или большее число индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга; акты, посредством которых они обусловливают взаимные переживания и поступки; проводники, передающие действие или раздражение актов от одного индивида к другому, различают акты делания и неделания.

Джордж Каспар Хоманс (1910) на основе бихевиористской теории социального обмена анализировал поведение людей на основе принципа поощрений и наказаний - люди склонны возобновлять такие формы поведения, за которые они в недавнем прошлом в той или иной форме были вознаграждены (похвала, восхищение, любовь, деньги и т.д.). В достаточно законченном виде «теорию кар и наград» сформулировал П.Сорокин в виде теорем мотивационного влияния наказаний и наград на поведение людей.

Основной смысл теорем сводится к следующему:

1. Сила воздействия награды и наказания на поведение человека зависит от близости момента их выполнения. Эта зависимость обратно пропорциональна уровню развития человека и прямо пропорциональна уверенности в неизбежности награды или наказания.

2. Влияние награды или наказания на людей зависит от того, насколько нуждается на определенном этапе жизни человек в удовлетворении потребности, с которой связаны санкции.

3. Воздействие награды или наказания выше, если «требуемое» ими поведение совпадает с тем, которое в данный момент человек считает «должным» и «справедливым».

С позиций символического интеракционизма (Джордж Герберт Мид, 1863-1931) люди наделяют воздействующие на них стимулы определенным значением и реагируют в первую очередь на эти значения или символы, а не на сами стимулы внешнего мира. Символами, на которые реагируют люди, могут быть слова, предметы, дистанция между общающимися людьми, выражение лица и поступки.

Процесс взаимодействия объясняется также теорией менеджмента впечатлений Эрвина Гоффмана, в основе которой утверждение, что люди сознательно принимают на себя роли, чтобы воздействовать на других, произведя впечатление. Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда (1856-1939) объясняет поведение людей воспроизведением их детского опыта.

В результате социального взаимодействия, которое было названо круговой реакцией (реакция одного индивида воспроизводит возбуждение, заражает) или социального беспокойства (когда побуждения или желания не могут быть удовлетворены наличными формами существования, появляется чувство отчуждения, одиночества, проявляется в некоординированной деятельности) возникает элементарное коллективное поведение. Происходит социализация чувства беспокойства. Отсутствие цели ведет к сильному стремлению к беспорядочному действию. По мнению Г.Блумера, социальное беспокойство сопровождается тревогой, агрессивностью и повышенной внушаемостью людей. Оно служит базой для подготовки к новым формам коллективного поведения. Стадии этого поведения: толчея (в беспорядочном движении люди заняты только друг другом и не реагируют на обычные раздражители), коллективное возбуждение (интенсификация толчеи, снятие ограничений поведения), социальная инфекция (быстрая реакция и углубленный контакт, увеличение числа вовлеченных). Коллективное поведение формирует четыре типа элементарных коллективных групп: действующая толпа, экспрессивная толпа, масса и общественность.

Первоначально, интересы социологов, занимавшихся коллективным поведением, заострялись на толпе. Классической в этом направлении является работа «Толпа» Гюстава Ле Бона (1897). Исследования показали, что индивидуальный член толпы: теряет самоконтроль и способности к критическому суждению; переполняется порывами и эмоциями, обычно подавленными; ощущает возрастание своей значимости; подвержен внушению со стороны окружения. Чтобы предотвратить образование сборища или рассеять его, необходимо переориентировать внимание (направить на разные объекты) и создать агрегат индивидов, а не толпу, объединенную тесным контактом. В отличие от действующей толпы, экспрессивная (танцующая) толпа характеризуется интровертностью (обращенностью на самое себя). Характерной чертой массы является индивидуальное самосознание ее членов, стремление каждого индивида ответить на собственные нужды. Масса действует путем совпадения индивидуальных выборов. Общественность - возникает только вместе с какой-то проблемой, она не имеет формы или организации общества. В ее рамках люди не имеют никаких фиксированных статусных ролей. Нет у общественности и никакого сопереживания или сознания своей идентичности. Общественность приобретает свой особый тип единства и возможность действовать, благодаря достижению коллективного решения или выработке коллективного мнения.

Когда между людьми устанавливается устойчивое взаимодействие, происходит становление ролей или совокупности ожиданий, определяющих поведение личности. Устойчивые образцы взаимодействия наиболее полно реализуются в группах. Группы разделяются на первичные (прямой контакт, устойчивые эмоциональные отношения) и вторичные (связь на основе выполнения определенных функций). Согласно точке зрения некоторых исследователей, наиболее устойчивой бывает группа из пяти человек, так как число членов группы нечетное и невозможно появление равночисленных фракций, более того, «аутсайдерам» группы может быть оказана поддержка отдельных ее членов. В группе с большим числом членов, некоторые могут чувствовать себя в изоляции. Появляется большая потребность в лидере, осуществляющем контакты со всеми членами группы.

Поведение членов группы стремится соответствовать предписанным стандартам (нормам) или разделяемым большинством членов группы. Групповые нормы могут способствовать или препятствовать достижению формальных целей организации. «Примером нормы, способствующей достижению целей формальной организации, является высокая ценность коллективизма внутри группы, который может способствовать единству целей и действий, при условии, что они устремлены в направлении достижения целей организации» (М.Х.Мескон, М.Альберт, Ф. Хедоури, 1992).

Традиционно, в марксистской социологии анализировались группы, в которых цели организации подчинены общенародным или, понимавшимся как тождественные, общегосударственным целям. Таким образом, под коллективом можно понимать любую группу, составляющую основу организации, преследующей общественно значимые и полезные цели.

Основным типом вторичной группы является организация - большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей.

Одно из определений организации, практически используемое в теории управления, следующее: организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Для существования такой организации требуется:

1. Наличие двух или более людей, которые считают себя частью этой группы.

2. Наличие хотя бы одной общей для всех членов группы цели.

3. Наличие членов группы, намеренно работающих вместе, чтобы достичь общую цель.

Организации, как системы открытого типа, всегда зависимы от внешней среды, которая характеризуется:

§ взаимосвязанностью факторов: сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы;

§ сложностью: число и разнообразие факторов, значимым образом влияющих на организацию;

§ подвижностью: относительная скорость изменения среды;

§ неопределенностью: относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности.

Для достижения результатов они преобразуют ресурсы (люди, капитал, материалы, технология, информация и др.). Для рационального соединения всех элементов организации в единое целое формируется структура управления, а для координации действий членов организации осуществляется планирование, мотивация и контроль, т.е. деятельность по управлению. Таким образом, внутри организации, возникает внутренняя (рабочая) среда.

 




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1376)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)