Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исторической науки (на примере студентов педвуза)



2015-11-20 460 Обсуждений (0)
Исторической науки (на примере студентов педвуза) 0.00 из 5.00 0 оценок




Историческое сознание студентов педвуза формируется в процессе изучения исторической науки, которая, к сожалению, пока находится на классическом этапе общенаучного развития. Существенные искажения в формировании исторического сознания студентов возникают в результате теоретической узости наиболее распространенных в современной исторической науке подходов – как формационного, так и цивилизационного. Оба подхода абсолютизируют достаточно узкую часть общественного бытия, которую они способны рефлектировать, адекватно обозначать предметом своего познания. В первом случае это – производственные силы, во втором – развитие культуры локальной цивилизации.

Эти два подхода не могут обеспечить формирование полноценного исторического сознания, основанного, по мнению Д. Тоша, а трех принципах: различия, то есть признания, что нашу эпоху и предыдущие разделяет пропасть… Эти различия частично относятся к материальным условиям, но еще более важны различия в менталитете: у других поколений были свои ценности, страхи и надежды. Второй компонент исторического сознания – контекст, предмет исследования нельзя вырывать из окружающей обстановки. Третий фундаментальный аспект – это понимание истории как процесса, связи между событиями во времени, что придает им больший смысл, чем их рассмотрение в изоляции (Д.Тош, 2000).

Серьезные пробелы в целостном рассмотрении многоуровневого исторического процесса не дают студентам до конца понять самого главного (центрального) в истории – человека как ее творца, так как историческое сознание познающего субъекта находится в прямой зависимости от существующей теоретической ситуации на уровне научного подхода определяющего направление интерпретации и определения смысла исторического процесса. В итоге реализация антропологического принципа настолько усложняется что на теоретическом уровне научных подходов становится невозможной.

На наш взгляд, в центре исторического исследования, на уровне метатеории, должен стоять сам человек, или человеческое общество, во всей полноте всех сфер его бытия. Реализация антропологического принципа в социально-историческом познании должна занимать центральное место как в ряде исследовательских средств, интерпритационной обработке фактов, так и в ретрансляции результатов как готового знания в социум. Мы полагаем, что виртуальный подход в социально-историческом познании может выполнить вышеозначенные функции.

«Виртуальный подход в социально-историческом познании – это научный подход, базирующийся на полионтичной парадигме, примененный (адаптированный) к анализу конкретного исторического материала для получения наиболее полной и многогранной картины исторической действительности в рамках полионтичной парадигмы на всех пяти уровнях реальностей, на которых протекает человеческое бытие: путем реконструкции каждой конкретной реальности людей прошлого изнутри, и интерпретации взаимодействия различных реальностей снаружи» (1, с.98). Предложенный вариант виртуального подхода рассматривает историю человеческого общества как историю одного сложно устроенного человека.

Любой исторический подход, базирующийся на моноонтичной парадигме, может рассматривать историю только изнутри, с точки зрения одной реальности, и только в ее внутренней логике, внутренних причин и факторов, влияющих на исторические события, поэтому чаще всего просто не видит, либо приуменьшает значение всех остальных факторов и процессов, относящихся к другим реальностям, протекающих во внутренней логике законов существования других реальностей внешних по отношению к этой конкретной реальности. В результате этого смысл и в целом интерпретация исторических событий искажается, теряя логику.

Исходя из того, что в социально-историческом познании в целом, и в исторической науке в частности существует виртуальный конфликт, сущьность и природа которого была описана выше, мы полагаем что казус конфликта существует в двух плоскостях: в сознании (соби) исследователя и соби потребляющей историческое знание общности; как следствие первого в реальностях (совокупности реальностей – собях) реальностях – мирах системы генерируемого знания. Если пличиной вервой эпостаси виртуального конфликта можно считать противоречие между моноонтичным сознанием человека и общества, и реалиями изменяющегося мира уклабывающегося только в рамки полионтичной порадигмы постнеклассического типа научной рациональности. То вторая ипостась – есть явный результат первой в обыденной и познавательной жизни. В познавательной жизни социума фиртуальный конфликт видится как чисто гносеологические сложности научного познания, не решающиеся в течении длительного времени. В обыденной социальной и индивидуальной жизни общества виртуальный конфликт подобен стихийному бедствию повоцируя то уродливые «болезни общества» в двух видах: в виде злободневных социальных проблем – алкоголизма, безработицы, падения рождаемости, болезненности населения и т.д.; и проблем «черезвычайных» – терроризма, то стихийных социальных потрясений – войны революции и пр. Проблема обостряется тем, что виртуальный конфликт не разрешается усилиеми сторон, а наоборот, усугубляется. В результате практики попыток разрешения страдает масса народа в течение длительного времени.

Для успешного решения виртуального конфликта как такового и профилактики появления необходимо разрешить основную принципиальную задачу – разрушить моноонтичное сознание людей в них находящихся. Виртуальный конфликт приобретает сожный и не азрешимый статус в рамках только моноонтичного сознания. В моноонтчной парадигме причина виртуального конфликта казус – лежит вне познаваемой зоны что обезаруживает перед его опасностью. В случае разрушения «клетки» моноонтичного склада сознания посредством полионтизации виртуальный конфликт может быть адекватно диагностирован, казус устанвлен и разрешен так же легко, как и любой рядовой константный конфликт.

В результате, определено основное препятствие на пути адекватной диагностики и разрешения подобного рода конфликта – моноонтичное сознание жертв виртуального конфликта. Основное условие успешного разрешения и профилактики виртуального конфликта – полионтичное сознание. Каким же образом его сформировать как на уровне научных гносеологических средств; так и обыденного мировосприятия?

Вероятно, формирование полионтичного сознаня следует начинать в условиях образовательной системы как минимум в высшей школе готовящей ученых исследователеи и преподавателей – учителей. В этом случае педагогический вуз становится обним из «узких мест», центальной артерией социума формирующего сознание социума в долгосрочной перспективе. Изучение истории в виртуальном подходе позволяет формировать у студентов историческое сознание во всей полноте всех его трех компонентов: различия, контекста, и процесса.

Познавательные возможности виртуального подхода, как такового, как и виртуального подхода в социально-историческом сознании, в частности, позволяет решить проблему гносеологическую в рамках виртуального конфликта в исторической науке, так и формировать полионтичное сознание студентов в рамках рещения задачи второго уровня – создания условий для разрешения виртуального конфликта в современном социуме: индивидуальном, социальном, государственном этническом и межэтническом уровне в форме: террора и терроризма всех форм, личных психологических и социальных проблем личности, здоровья, образования, политики и т.д.

Виртуальный подход в социально историческом познании в его историческом значении позволяет решать вышеозначенные проблемы посредствм использования новой методологии базирующейся на новом постнеклассическом типе научной рациональности.

Исследовательским методом виртуального подхода в истории, как форме организации определенного способа познания, является исследование коллективных и индивидуальных реальностей людей (человека) прошлого изнутри каждой конкретной реальности и снаружи. Рассматривать все события и протекающие процессы следует с двух точек зрения: изнутри их реальности с точки зрения человека (группы людей) того времени и снаружи каждой конкретной реальности, рассматривая всю совокупность реальностей отдельного человека и общества в их развитии, движении, и динамике взаимодействия. Если рассмотрение изнутри реальности предполагает ее реконструкцию (получение информации о том, как думали и поступали люди в прошлом), то рассмотрение снаружи каждой конкретной реальности предполагает анализ с целью выяснения причин, закономерностей развития и интерпретацию исторических процессов и событий под влиянием внутренних и внешних факторов. Возможность реконструкции и рассмотрения исторического процесса с этих двух точек зрения сразу в едином подходе позволяет как составить наиболее полную картину происходившего, выявляя причины и закономерности исторического развития в единой логике не только конкретных исторических событий, но и развития человека и общества в динамике филогенеза. Виртуальный подход в социально историческом познании позволяет сформировать у студента историческое сознание в единстве трех его компонентов. Рассмотрение изнутри каждой конкретной реальности, предполагая реконструкцию ее специфических законов существования, а, следовательно, соответствующую реальности логику поступков людей, позволяет объяснить причины и последствия тех или иных их действий, объяснить то, как они их видели и понимали. Сама логика поступков людей зависит от специфических законов существования текущей доминирующей в их соби реальности, развернутой в виртуальный мир. Это позволяет студентам понимать принципиальные различия в психическом складе (ментальности) людей различных эпох. Исследовательская позиция снаружи позволяет рассмотреть множество реальностей сразу, увидеть рождение, развитие, движение различных реальностей, как они разворачиваются и сворачиваются в индивидуальных и коллективных собях социальных, этнических и родовых групп людей. Это обеспечивает формирование таких компонетнтов исторического сознания, как контекст и процесс. Таким образом, изучение истории в русле виртуального подхода позволит выполнить условия формирования полноценного исторического сознания в единстве его трех компонентов: различия, контекста и процесса, как реконструкции реальностей людей прошлого.

Применение виртуального подхода с его полионтичной парадигмой в исторической науке, на наш взгляд, дает возможность перевода исторической науки современный постнеклассический этап общенаучного развития. Виртуальный подход дает широкие возможности как для исследования некоторых, ранее недоступных для исторического осмысления, методологических аспектов истории, так и для корректной систематизации и интерпретации ранее полученных исторической наукой результатов – всей мозаики отдельных исторических событий, и всего многоуровневого исторического процесса в целом. Таким образом, возникает реальная перспектива для проведения студентами творческих исследований в области исторической науки.

Расширение теоретической части исторической науки, систематизация ее теории на уровне научных подходов ведет к трансформации исторического сознания познающего субъекта в том же русле, что и онтологическо – гносеологические основания исторической науки. В процессе формирования полионтичного исторического сознания студентов – историков происходит многократное усложнение их «исторической картины мира» как в сторону расширения, так и углубления. В этом процессе складывается сложная полионтичная картина исторической действительности, что ведет: к трансформации моноонтичного исторического сознания, содержащего «главную», «основную» историческую концепцию (подход) и существование альтернативных, менее достоверных вариантов. Данную проблему Дж. Хекслер удачно определил как «взгляд из туннеля». Собственно «Взгляд из туннеля»– профессиональная болезнь историков (как и других ученых); собственно сильно она проявляется у тех, кто стремится применить в своих исследованиях теории и методы общественных наук, обычно экономики и социологии. Казалось бы, эти недостатки можно устранить в обзорных трудах-общих работах, синтезирующих результаты исследований многих специалистов в единое целое. Но достижения историков в этом жанре прискорбно малы» (665, с 125) Ему же вторит и М.М. Постан «Критический подход к деталям в итоге превратился в мощьнейшее орудие отбора. В результате история привлекает людей скурпулезных и осторожных, но мало способных к теоретическому синтезу» (M.M. Postan, Fast and Relevance, Cambridge Universiti Press, 1971, p. 16). Попытка построения целостной истории без разграничений была предпринята в работах школы «Анналов» в их идеи «тотальной истории» но несмотря на ясную необходимость мононтичная парадигма не позволяла произвести подобное, и потому подобные попытки можно определить в целом как неудачные.

Реализация принципа историзма – как одного из базовых исследовательских принципов в дисциплиназ социально – гуманирарного цикла привела к тому что история становится своеобразным руслом, в которым они пересикаются. В результатае происходит множество заимствований обогащающих их предметы. Но в этом процессе история превратилась в дисциплину «почти лишенную очевидной целостности» (665) благодаря чему «историческая наука превратилась в многоквартирный дом со множеством дверей и переходов» (Т.К. Рабб, 1082).

Существующие на данный момент идеи о мультипорадигмальности истории, социологии, культурологии, психологии, социально-исторического познания в целом, идеи о необходимости «многотеоретического изучения» истории полезны в плане содержательном, но на теоретическо-методологическом уровне определяются не иначе как «парадигмальная анархия». Столь резкая оценка оправдана тем, что при всем множестве концептуальных подходов в этих дисциплинах, и еще большем числе подходов не концептуализированных, между собой они теоретически никак не связаны и связаны быть в рамках моноонтичной парадигмы не могут.

Полионтизация исторического сознания расширяет онтологические и гносеологические установки познающего субъекта, ему открываются новые области исторического познания, появляются новые основания для выработки новых методов познания, и критериев адекватности применения того или иного метода к той или иной области познания. В историческом сознании студентов изменяется характер интерпретации исторических фактов. Полионтизация исторического познания ведет к потере произвола в интерпретации исторических фактов, неизбежных при моноонтичных подходах, для которых справедливо мнение о том, что «интерпретация – это произвол чинимый историком над историческим фактом» (70, с.134).

Введение полионтичной парадигмы виртуального подхода в историческую науку приводит к расширению области исторического познания многоуровневости бытия человека, общества и всего исторического процесса, расширяются онтологическо – гносеологические основания познания. Определяются дефицитные уровни социально-исторического познания, и определяются основания для выработки адекватного данной области подхода – метода. Хотя все это вопроса о произвольности исторической интерпретации не снимает, но, по крайней мере задает критерии позволяющие избежать грубейших не состыковок объекта и метода оставляющих широкие возможности для произвола.

И самое главное, виртуальный подход в социально-историческом познании позволяет выполнить мето-теоретическую функцию на уровне научных подходов – методов реализуя антропоцентрический принцип ликведировать «теоретико-гносеологическую анархию» в области социально-исторического познания.

Таким образом, применение виртуального подхода в истории с ее полионтичной парадигмой трансформирует историческое сознание познающего субъекта, значительно расширяя и систематизируя основания самой исторической науки. Изучение студентами исторической науки в русле виртуального подхода позволяет сформировать полноценное полионтичное историческое сознание как в гносеологическом, так и в социально-обыденном ключе, создающее предпосылки для разрешения виртуального конфликта различного уровня.

 



2015-11-20 460 Обсуждений (0)
Исторической науки (на примере студентов педвуза) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исторической науки (на примере студентов педвуза)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (460)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)