Отличие равновесия в общественном секторе от рыночного равновесия
Выявленные и агрегированные в ходе общественного выбора предпочтения относительно общественных благ должны быть согласованы с возможностями их производства и предложения. Участвуя в экономическом обороте, общественный сектор должен обеспечить равновесие (сбалансированность) своего развития. Равновесие в общественном секторе- это сложный структурообразующий процесс, имеющий два аспекта: внешний и внутренний. Внешний аспект равновесия требует сбалансированности с развитием всей национальной экономики страны, в т.ч. с рыночным сектором. Внутренний аспект равновесия предполагает соблюдение пропорций в размещении ресурсов внутри самого общественного сектора и достижение сбалансированности государственного бюджета. Внешняя сбалансированностьобщественного сектора обусловлена его взаимодействием с другими секторами и отраслями национальной экономики, с рынками первичных ресурсов земли, труда, капитала, информации (рис. 2). Она базируется на соизмерении предельных выгод и предельных затрат, производственных возможностей, находится под воздействием социально-политических, демографических, природно-климатических и многих других факторов. Кроме того, на внешнее равновесие оказывают влияние процессы происходящие в мире, связанные с одной стороны, с глобализацией и интеграцией в единое экономическое пространство, с другой стороны, побуждающие к усилению внимания в вопросах внешней безопасности, защиты от терроризма и т.п. Кроме того, на внешнем равновесии общественного сектора отражаются изменения в поведенческой мотивации субъектов рынка, обусловленные проводимой государством финансовой, налогово-кредитной, таможенной, миграционной, демографической политикой, что ведет к перераспределению ресурсов. Соответствующим образом влияние внешних факторов способно изменять макроэкономические показатели, свидетельствующие о месте общественного сектора, его участии в жизнеобеспечении граждан. Другой аспект сбалансированности общественного сектора характеризует его внутреннее равновесие(рис. 3). Поскольку равновесие в общественном секторе - это, прежде всего, бюджетное равновесие, то необходимо установление соответствия потребности в чистых общественных благах с ресурсными и производственными возможностями их предоставления. Для достижения внутреннего равновесия особо важное значение имеет устойчивое и надежное финансирование через целевые бюджетные и внебюджетные фонды. В сегменте смешанных общественных благ равновесие поддерживается использованием сборов и платежей.
Рисунок 2. Внешние аспекты равновесия в общественном секторе
Рисунок 3. Внутренние аспекты равновесия в общественном секторе
Особенности равновесия в общественном секторе можно охарактеризовать посредством его сравнения с рыночным равновесием (табл. 2). Наиболее существенные отличия от рыночного равновесия связаны со способом установления его в общественном секторе. Если на рынке для этого используется гибкая система ценообразования, которая является саморегулирующейся, добровольной, тогда как в общественном секторе - это система государственного принуждения, целенаправленная на конкретные результаты, реализуемая посредством фискальной политики государства.
Таблица 2 – Отличия равновесия в общественном секторе от рыночного
Если гибкая система рыночных цен весьма эффективно позволяет выявлять предпочтения потребителей через движение цен на частные блага, опираясь на соизмерение частных затрат и частных выгод, то в общественном секторе возможно лишь косвенное выявление предпочтений посредством общественного выбора и соотнесение социальных затрат и социальных выгод. При анализе тенденций изменения структуры общего равновесия в общественном секторе и соотношения государственного и семейного бюджетов необходимо знать особенности частного равновесия спроса и предложения соответствующего вида общественного блага. Равновесие предложения и спроса на чистые общественные блага и многие виды социально-значимых благ устанавливается в значительной степени с помощью государственного бюджета и является, по существу, бюджетным равновесием. Отличие равновесия общественного сектора от рыночного равновесия весьма рельефно отражается в специфических особенностях бюджетного равновесия. Бюджетная сбалансированность (фискальная эквивалентность) существенно отличается от эквивалентности, устанавливаемой рынком. В основе рыночной эквивалентности лежит коммерческий принцип соотнесения частных затрат и частных выгод. Частные фирмы несут полную экономическую ответственность за все взятые на себя обязательства по сделке с другими хозяйствующими субъектами и, в случае нарушения обязательств, они рискуют оказаться несостоятельными (обанкротиться), их финансы отделены от государственных финансов. Бюджетное равновесие базируется на фискальной эквивалентности, на принципе соотнесения социальных затрат и социальных выгод, который является приоритетным в сфере производства и потребления многих видов общественных благ. При решении проблем внешней и внутренней безопасности, здоровья народа, национальных культурных ценностей, фундаментальных научных открытий - коммерческий подход не пригоден, а в некоторых случаях (например, денежная оценка ценности самой жизни) безнравственен. Наиболее целесообразно в таких случаях использовать методы приемлемого риска и последовательного приближения к абсолютной безопасности. Приоритет отдается социальным критериям над экономическими. Бюджетное равновесие строится на принципе учета эффекта целого, синергетического эффекта, не представляющего собой механическую сумму частных эффектов. Подчинение частных интересов общественным - это характерная особенность бюджетного равновесия. Финансирование первичных звеньев общественного сектора неотделимо от государственного финансирования. Особенность бюджетного равновесия - ярко выраженное преобладание обязательного, принудительного характера установления финансовой сбалансированности и финансирования в соответствии с принципом единой кассы (государственной казны), как производного от требования единства бюджетной системы. Принцип единства кассы включает важное положение о запрете на целевое предназначение налога для определенного государственного расхода. В соответствии с этим положением не допускается увязка определенных налоговых поступлений с конкретными государственными расходами. Когда в государственном бюджете определенные доходы закрепляются для исполнения конкретных расходов, допускается маневрирование средств в рамках закрепленной статьи бюджета и создания резервного фонда. В большинстве случаев поступающие доходы в бюджет включаются в общую сумму и их расходование осуществляется правительством в соответствии с тем, какие социально-экономические приоритеты устанавливает парламент при утверждении государственного бюджета. Отличительная особенность бюджетного равновесия от рыночного состоит в том, что существует разрыв во времени и пространстве между оплатой населением общественных благ с помощью налогов, изымаемых государством в бюджет и их использованием, а затраты на общественное благо обычно отдалены от получаемых выгод. Объективно обусловленная посредническая роль государства в регулировании спроса и предложения общественных благ затрудняет понимание, что государственные расходы на общественные блага, предоставляемые бесплатно или на льготных условиях, находятся в зависимости от налогов, которые платят государству, т.е. создается иллюзия бесплатности получения общественных благ. На практике многие граждане одобрительно относятся ко всякому повышению расходов на социальные нужды, но оказывают сопротивление следующему за этими акциями повышению налогов, росту налогового бремени. Фискальная иллюзия населения учитывается политическими деятелями в борьбе за голоса избирателей и отражается в их программах. Некоторые особенности бюджетного равновесия, обусловлены тем, что уравновешивание спроса и предложения осуществляется не на прямую, в ходе рыночного обмена экономического блага на доход, а опосредованно, через государственный бюджет. Вследствие этого ослабляется принцип обратной связи, наиболее эффективно реализуемый с помощью рынка, что ведет к возникновению искусственного спроса на общественные блага, их дефициту при расточительном использовании. Регулирование спроса и предложения с помощью государственного бюджета имеет много общего с регулированием на монопольном рынке, на рынке с негибкими ценами. Характерными чертами такого регулирования являются: рационирование (использование норм, стандартов), установление списка очередников, голосование ногами, теневой рынок и злоупотребление должностным положением, коррупция.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1631)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |