Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Страхование как средство ограничения уровня риска



2015-11-20 693 Обсуждений (0)
Страхование как средство ограничения уровня риска 0.00 из 5.00 0 оценок




Самострахование участников срочных (фьючерсных и опционных) операций посредством хеджирования является важным рыночным механизмом нейтрализации риска на биржевых торгах. Но возможности его весьма ограничены. Во-первых, экономическая жизнь не ограничивается бир­жевой торговлей. Во-вторых, страховое возмещение при по­мощи хеджирования недостаточно для того, чтобы покры­вать убытки от больпіих рисков. В-третьих, не на всяком биржевом рынке действует подобный механизм страхова­ния. В-четвертых, хеджирование позволяет избежать не­гативных последствий от колебания цен на протяжении сро­ка действия соглашения (контракта), но существует множе­ство других рисков, не подпадающих под этот способ их ограничения.

Следовательно, возникает потребность в поиске дополни­тельных способов (механизмов, средств) ограничения ри­сков (рис. 14.9).

Отказ от высокорисковых соглашений и проектов, сни­жение рисков посредством лимитов, запасов, резервов, ди­версификация — все это способы ограничения риска, кото­рые можно объединить понятием самострахования.

Самострахование — действенный способ самозащиты от неблагоприятных событий. Но его использование тоже ограничено:

во-первых, собственными возможностями того, кто желает уберечь себя от уязвимых для его экономических интересов событий;

во-вторых, самострахование тоже часто дорого обхо­дится самострахователю, поскольку отказ от проекта явля­ется одновременно отказом от прибыли.

Установление лимитов, резервирование — это также ре­сурсы, изъятые из процесса самовозрастания. И, наконец»



неопределенность, риск и страхование в экономике


А77




Глава 14


Неопределенность, риск и страхование в экономике

Страховщик (по действующему законодательству Укра­ины) — это юридическое лицо, получившее в установлен­ном порядке лицензию на осуществление страховой дея­тельности.

На страховом рынке эти два субъекта должны встречать­ся, и при условии согласования их интересов их соглашение закончится подписанным страховым полисом. Какими же являются интересы обеих сторон?

Страховой интерес страхователя —это осознанная потребность ограничить убытки от возможного наступления неблагоприятных событий, удовлетворение которой пред­полагает свободный выбор способа реализации этой потреб­ности.

Именно этот специфический интерес порождает инсти­тут страхования, определяя его объекты и субъекты, их юридические права и обязанности, механизмы реализации, материальную ответственность за выполнение и невыполне­ние или нарушение правил выполнения обязательств обои­ми субъектами страховых правоотношений.

Интерес к страховой защите может быть удовлетворен лично (самострахование) или общественным путем (страхо­вание профессиональными страховиками).

Общественный способ удовлетворения индивидуальных и совместных потребностей не может быть реализован без установления (налаживания) определенных отношений между теми, кто имеет потребность в страховой защите, и теми, кто способен эту защиту обеспечить. Таким образом возникают страховые отношения между двумя главными субъектами — страхователем и страховщиком — по поводу удовлетворения страхового интереса его носителя.

В основе страховых отношений лежат исключительно имущественные интересы граждан.

Объясняется это тем, что, к примеру, страхователь, по­купающий страховой полис на дожитие до определенного возраста, не претендует, что не дожитые им до окончания срока страхового договора 2—3 года ему компенсирует стра­ховщик. Не купит и не установит страховщик предприни­мателю и новое оборудование, если застрахованное вышло


Глава 14

из строя во время действия договора имущественного стра­хования и т. п.

Страховщик в соответствии с установленными нормами гражданского права возмещает убытки, которые понес стра­хователь, причем только в денежной форме.

Возмещение убытков может быть полным или ча­стичным. Объясняется это тем, что страхователь, переда­вая страховщику ответственность за убытки на срок дей­ствия договора, может вести себя неосмотрительно или не­брежно. С целью упреждения таких настроений страхователя используют принцип распределения ответ­ственности между страхователем и страховщиком.

Для того, чтобы страховые отношения реально состоя­лись, необходимо, чтобы риск был страховым.

Страховым является риск, который страхователь стре­мится застраховать, а страховщик соглашается это сделать.

Черты страхового риска (страхового случая):

— вероятность и случайность его возникновения;

— возможность оценки стоимости убытков от его реали­зации;

— возможность определения цены страховой услуги и
потенциальной доли страхового возмещения.

Таким образом, страхователь страхует свой имуще­ственный интерес от вероятного риска, который может быть реализован, а может и не осуществиться.

Страхователь реализует свой экономический интерес, уплачивая определенную сумму (страховую премию) за за­страхованный риск и получая право полного или частично­го возмещения убытков при наступлении страхового случая (реализации застрахованного риска). Но страхователь не претендует (за исключением накопительных форм страхо­вания) на возвращение страховой премии, если застрахо­ванный риск не реализовался на протяжении срока действия договора.

Тогда страховые премии, уплаченные страховщику за страховую защиту, для страхователя выступают как невоз­вратимые потери. Но несклонному к риску лицу легче упла­тить небольшую сумму и быть уверенным, что в случае реа-


Неопределенность, риск и страхование в экономике

лизации риска, угрожающего значительными убытками, страховщик в основном эти убытки возместит, нежели сэко­номить на мелочах и понести весомые убытки.

В возможности использовать страховую премию для сво­их собственных потребностей в случае нереализации стра­хового события состоит экономический интерес страхов­щика. Для минимизации издержек страховщика на покры­тие убытков страхователям страховщик должен заботиться о том, чтобы расширить круг страхователей, проводить пре­вентивные (упреждающие) мероприятия по устранению или ограничению факторов и условий, порождающих риск.

Распределяя издержки на возмещение убытков среди широкого круга страхователей, страховщик обеспечивает удешевление предоставляемых услуг.

Результатом согласованности интересов страховщика и страхователя является подписанный договор (купленный страховой полис), который вступает в силу после уплаты страхователем первого страхового взноса.

Этот договор составляется между субъектами страхового рынка по поводу купли-продажи страховой защиты.

Страховая защита — услуга, которую страховщик пре­доставляет страхователю. Ей свойственны такие особенно­сти:

— она продается только на определенный срок, предусмо­тренный договором;

— осуществление страховой защиты невозможно без реа­лизации застрахованного риска (страхового события), воз­можность воспользоваться страховой защитой носит веро­ятностный характер;

— покупатель не имеет права свободно воспользоваться своей покупкой (к примеру, передать право воспользоваться страховой защитой другому субъекту, если это не предусмо­трено договором или законом);

в отличие от других вещественных товаров и услуг, по­купатель которых желает наиболее полно использовать по­лезность покупки, страхователь (покупатель услуги по стра­ховой защите) заинтересован в том, чтобы не воспользовать­ся своим приобретением, то есть страхователь часто


Глава 14

заинтересован втом, чтобы страховое событие не произошло и его потери ограничились лишь размером страховой пре­мии. В случае наступления страхового события даже полное возмещение убытков страхователю страховщиком не ком­пенсирует страхователю потери времени, поскольку возме­щение осуществляется только в денежной, а не внатураль­но-вещественной форме. Страхователь при наступлении страхового случая теряет и в связи с тем, что этот случай мо­жет нарушить его устойчивые связи с партнерами. В конце концов, он несет психологические издержки.

Нереализованный риск для страхователя — это отсут­ствие потерь? как имущественных (особенно при частичном возмещении убытков), так и в связи с ухудшением состоя­ния здоровья, трудоспособности, невыполнением своих обя­зательств перед партнерами и т. п.

Еще одна важная особенность этой услуги заключается в ее социальной направленности: аккумулированные стра­ховщиком деньги должны использоваться для защиты по­страдавших за счет всех участников формирования страхо­вого фонда.

Особенности ценообразования на рынке страховых услуг состоят в том, что в момент продажи страхового полиса его продавец (страховщик) не знает, во сколько ему обойдется риск конкретного страхователя.

Издержки страховщика на предоставление страховых услуг определяются в зависимости от всей страховой сово­купности и предполагают ответственность за убытки всех участников страхования: страхователей в пределах страховых взносов (премий), а страховщиковв преде­лах, определенных договором (добровольное) или зако­ном (обязательное страхование).

Особенности услуги страховая защита обусловливают специфику формы проявления экономических законов на страховом рынке и формируют особенности поведения его участников.

Специфика проявления закона спроса на страховом рынке, который (закон) отражает обратно пропорциональ­ную зависимость цены и спроса, проявляется в том, что ни­сходящий наклон кривой спроса объясняется эффектом за-


неопределенность, риск и страхование в экономике

мещения в форме самострахования (отказ от участия в про­ектах, формирование децентрализованных резервов, хед­жирование и т. п.).

Это означает, что замена способа страховой защиты пред­полагает необходимость для субъекта оставить рынок, по­скольку перечисленные способы самозащиты не являются страховой предпринимательской деятельностью. Но в стра­ховой практике применяется принудительное (обязатель­ное) страхование, которое обязывает страхователя оставать­ся на страховом рынке (обязательное страхование имуще­ства, взятого в аренду или купленного в кредит, страхование пассажиров и т. п.).

Специфика проявления закона предложения на страхо­вом рынке состоит в том, что, реализуя услугу "страховая защита", страховщик желал бы продать страховых полисов как можно больше, ведь в момент продажи он получает еди­новременный или рассроченный платеж, а возвращать его многим страхователям, риск которых не реализовался на протяжении срока действия договора, ему не придется со­всем; другой же части страхователей, пострадавших от стра­ховых событий, ему придется возмещать убытки, но со вре­менем. Временно свободные денежные средства страховщик размещает определенным (разрешенным законом) способом и получает инвестиционный доход. Именно в этом и заклю­чается экономический интерес страховщика.

Но при условии кумуляции рисков (наводнение, земле­трясение, засуха, пожар, охвативший большой массив за­страхованных объектов, эпидемия среди застраховавших жизнь и т. п.) может сложиться ситуация, при которой стра­ховщик окажется неспособным выполнить свои обязатель­ства перед страхователями и последние не смогут воспользо­ваться полностью оплаченной ими услугой. Поэтому миро­вая и отечественная практика страхового предпринима­тельства предполагает правовое (законодательное) огра­ничение обязательств страховщика, приостанавливая или обязывая его передать часть принятых на себя рисков в пе­рестрахование. Таким образом, ответственность за риски, связанные с достаточно большими убытками, распределя-


Глава 14

ются среди весьма широкого круга, что увеличивает вероят­ность возмещения крупных убытков.

Степень неопределенности, а потому и уровня риска воз­растает в связи с асимметричностью информации на рынках.



2015-11-20 693 Обсуждений (0)
Страхование как средство ограничения уровня риска 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Страхование как средство ограничения уровня риска

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (693)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)