Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные задачи, возникающие перед правительствами государств



2015-11-20 686 Обсуждений (0)
Основные задачи, возникающие перед правительствами государств 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Разработка законов, норм и правил владения соб­ственностью и функционирования рынков.

2. Осуществление государственных (правительст­венных) закупок экономических благ с целью обеспечения ими предпринимательского и домохозяйственного секто­ров, а также производство государственным сектором общественных благ с дальнейшей их реализацией в час­тично оплачиваемое или бесплатное использование (потреб­ление).

Правительственные расходы на закупки экономических благ способствуют перераспределению ресурсов с частного на общественное потребление экономических благ. Если правительство закупит на 10 млрд грн благ, то часть населе­ния сможет благодаря деятельности правительства потре­бить оплаченные обществом блага.

3. Осуществление трансфертных выплат: по соци­альному страхованию, на случай безработицы, субсидий, субвенций, помощи.

4. Взимание налогов. Сумма затрат на государственные закупки экономических благ и выплату трансфертов состав­ляет расходы государства.

Основным источником поступлений (доходов), обеспечи­вающих возможность осуществления этих расходов, явля­ются налоги.

Избыточная сумма расходов составляет дефицит государ-ственного бюджета, который финансируется денежной эмиссией или заимствованиями.

Влияние трансфертов (налогов) отличается от влияния государственных закупок. Если, к примеру, правитель­ственные налоги увеличатся на 10 млрд грн, то, вероятно, на эту величину частные лица сократят потребление.

Осуществляя трансфертные выплаты, правительство ме-няет структуру производства экономических благ в частном секторе экономике.


правительственное регулирование национальной экономики

5. Прямое влияние правительства на распределение
ресурсов.
Правительство взначительной степени может
влиять на структуру производства, манипулируя налогами

расходами, рекомендуя "что" производить. Путем регла­ментирования норм права правительство влияет на то, "как" производить. При помощи налогов и трансфертных выплат правительство влияет на решение проблемы "для кого" производить.

6. Опосредованное влияние правительства на распре­деление ресурсов осуществляется через налоги и субсидии. Увеличивая налоги на определенные группы товаров, пра­вительство ограничивает объемы их производства, а субси­дируя — стимулирует их рост.

7. На правительство возлагается ответственность по решению проблем природной среды.

8. Национальная безопасность государства обеспечи­вается исключительно правительственным финансирова­нием.

9. Защита конкурентной среды.

10. Урегулирование проблем, связанных с нарушением действия рыночных сил, и т. п.

Решение далеко не полного перечня задач, встающих пе­ред правительством, требует использования определенных инструментов (средств).

Инструменты (средства) это действия, при по­мощи которых можно реализироватъ цели и решать за­дачи, стоящие перед правительством.

Правительство может оказывать влияние на экономику, проводя фискальную, монетарную, внешнеэкономическую, социальную, антимонопольную политику, а также полити­ку ценообразования, индикативное планирование, аморти­зационную политику и т. п. Каждая из перечисленных выше составляющих имеет свою структуру средств (инструмен­тов) влияния на экономику со стороны правительства.

На рис. 19.4 схематически изображена структура средств правительственного влияния на экономику.


Рис. 19.4. Инструменты правительственного влияния на экономику


Глава 19

Правительство использует для влияния на экономи­ку прямые и косвенные методы.

Прямые методы влиянияеще называют администра­тивными, а непрямые экономическими. Администра­тивныеи экономические методы используют соответствен­но прямые и косвенные инструменты влияния.

Прямые методы правительственного влияния базиру­ются на властно-распорядительных отношениях ипро­являются В форме административного влияния на поведе­ние, функционирование и результативность экономических субъектов, ограничивая в определенной степени их хозяй­ственную свободу.

К прямым методам относятся:

разрешения на осуществление лицензируемых видов деятельности, регистрацию и т. п.;

регламентация деятельности экономических субъек­тов и введение законов, инструкций, нормативов и т. п.;

запреты осуществлять определенные виды экономи­ческой деятельности, а также действий и бездеятельности;

применение наказаний и стимулов;

разнообразные формы целевого финансирования: го­сударственныеинвестиции, предоставление субсидий пред­принимательскому сектору и сектору домохозяйств;

прямое влияние на экспорт: льготы на кредитование экспорта, отмена пошлин;

государственный заказ.

Косвенные методы— это система правовых и экономи­ческих инструментов, при помощи которых государство влияет на поведение хозяйственных субъектов, а также на функционирование и результаты экономики, не ограничи­вая экономической свободы хозяйствующих субъектов.

Во-первых, выбор метода влияния на экономику основы­вается на экономической целесообразности. И хотя админи­стративное вмешательство в экономику часто воспринима­ется как грубое, чрезмерное, ограничивающее хозяйствен­ную свободу субъектов, необходимо отдать ему должное, отметив, что ни один экономический инструмент не может работать без администрирования.


правительственное регулирование национальной экономики

Во-вторых, сужение рамок экономической свободы — это не только недостаток. Если, к примеру, индивидуальная свобода одних субъектов ограничивает свободу других, то административное вмешательство в ограничение экономи­ческой свободы первых является оправданным и желаемым. Это касается многих сфер деятельности:

— жесткий правительственный контроль монопольных рынков;

— урегулирование внешних отрицательных эффектов и их последствий для окружающей среды (запрет на строи­тельство жилья, предприятий и т. п. на территории заповед­ников; запрет использовать вредные технологии и т. п.);

— разработка стандартов и контроль за их соблюдением;

— определение и поддержание минимально допустимого уровня благосостояния, гарантированного минимума зара­ботной платы, выплат по безработице;

— защита национальных интересов в системе мирового хозяйства (лицензирование экспорта, контроль импорта, использование иностранных кредитов, инвестиций, валют­ных ограничений и т. п.).

Административные методы, таким образом, зиждят-ся на силе государственной власти и включают:

средства запрета (скупки акций конкурентов; запрет осуществлять строительство или производство посредством прекращения выдачи или действия лицензий);

средства разрешения (выдача лицензий, разрешение использовать ранее запрещенные ресурсы или иные эконо­мические блага);

средства принуждения(государство обязывает пред­принимателей обеспечивать безопасные условия труда; ор­ганизовывать производственное обучение, устанавливать очистительные сооружения, осуществлять обязательное страхование ит. п.).

Кроме того, административные методы управления основываются на командных формах приказов и распоря­жений тех, кто находится выше в иерархии. Им свойствен­на вертикальность.


Глава 19

Экономические (косвенные) методы основываются ца экономическом интересе и используют инструменты фи. скальной, монетарной, внешнеэкономической, социальной ценовой, антициклической и антиинфляционной политики

Иногда люди переоценивают роль экономических мето­дов и недооценивают роль административных. Такое отно­шение к административным методам характерно для постсо­циалистических стран в связи с тем, что система админи­стративного управления привела к разрушению экономики.

Однако независимо от страны или уровня экономической системы, правительственное влияние на экономику можно осуществлять только в единстве обоих методов. Объясняет­ся это тем, что любой экономический регулятор включает администрирование, поскольку контролируется определен­ной хозяйственной службой. Например, бюджетная система ощутит влияние ставки налогообложения только после того, как будет принято административное решение о ее сниже­нии или увеличении.

С другой стороны, в каждом административном регуля­торе имеется нечто экономическое, поскольку это решение применяется для влияния на поведение инвестора, произво­дителя, потребителя, экспортера или импортера и т. п.

Несмотря на неразрывное единство этих двух методов, они все-таки противоположны.

Целесообразность использования административных методов определяется тем, что, во-первых, здесь известен от­дающий команду, ее исполнитель, ответственный за послед­ствия реализации административного управленческого ре­шения, т. е. отношения "управленец — исполнитель" персо­нифицированы.

Во-вторых, там, где фактор времени является определя­ющим или достаточно весомым, административные методы незаменимы; они позволяют быстро решить проблему. Даже если решение оказалось ошибочным, его можно быстро от­менить, что нельзя сделать при управлении экономически­ми методами.

В-третьих, административные методы незаменимы при решении экстремальных, экстраординарных проблем. Каж-


правительственное регулирование национальной экономики

дая страна должна иметь систему чрезвычайного управле­ния на случай войны, стихийных бедствий, технологиче­ских аварий, эпидемий, попыток осуществления государ­ственного переворота и т. п.

Административные методы запрограммированы на ско­рость, а не на экономическую эффективность. Здесь воля опирается не на экономический интерес, а на власть.

Эти методы просты и понятны, но они мало приспособле­ны к управлению массовыми явлениями и процессами. А. Бек в книге "Новое назначение" описывает постановле­ние политбюро о сборе чайного листа, подписанное И. Ста­линым, где определяются число и месяц начала сбора уро­жая, а также требование, чтобы лист чая был зрелым (кон­диционным). Естественно, это постановление в полном объеме выполнить невозможно, ведь природа не подчиняет­ся постановлениям правительства и лист может созреть раньше или позже определенной постановлением даты. Если же начать сбор своевременно, лист может оказаться некондиционным.

Попытка распространить административные методы не только на управление функционированием системы, но и на ее развитие оказалась трагической для судьбы экономиче­ской системы.

Кроме того, административные методы достаточно трудоемки и дороги. Если решение, которое мог принять один человек, принимается коллегиально, это не только де­лает его более дорогим, но и создает персональную безответ­ственность.

Экономическим методам, в отличие от административ­ных, свойственна горизонтальность. В их основе лежат взаимовыгодные связи. Рыночная культура предполагает исключительную честность и порядочность партнеров (со­циальный капитал), она уничтожает тех, кто предает парт­нера.

Экономические методы лучше всего подходят для регу­лирования массовых явлений. И в этом их преимущества. вместе с тем экономическим методам свойственны недо­статки:


Глава 19

1) для них сложно определить заблаговременно долго­срочные последствия, здесь имеет место проблема измере­ния результата;

2) ошибки, допущенные правительством при использова­нии этих методов, умножаются на массовость явлений и подлежат регулированию.

Проблема усложняется тем, что, во-первых, ошибка об­наруживается только со временем, во вторых, на нее влияет мультипликационный эффект, в-третьих, приостановка действия ошибочных решений при использовании экономи­ческих методов требует много времени.

Оба метода используются на всех уровнях экономической системы. Но чем выше уровень иерархии, тем больше ис­пользуют административные методы.

На самом высоком уровне правительственной власти удельный вес административных и экономических методов зависит от доходной части бюджета. Если государственная казна пуста — превалируют административные методы, если она полна — экономические.

19.3. Основные направления и рамки правительственного влияния на экономику

Определить меру влияния правительства на экономику весьма сложно. Поэтому чаще всего эту меру определяют при помощи удельного веса ВВП, ВНД или ЧНД, перерас­пределяемого через государственный бюджет. Имеется еще один способ определения меры участия правительства в эко­номической жизни — индекс экономической свободы (ИЭС).

Индекс экономической свободы — это агрегированный индикатор, включающий десять показателей, тоже имею­щих сложное строение, свидетельствующий об уровне вме­шательства правительства в экономику. Содержание данно­го индекса достаточно подробно описано в учебнике "Макро­экономика" под редакцией профессора В.Д. Базилевича


правительственное регулирование национальной экономики

(тема 3). Чем больше участие правительства в экономике, теМ меньший уровень экономической свободы, а сама она оказывает определяющее влияние на развитие экономики. в связи с этим возникает потребность в определении рамок правительственного влияния на экономику.

Минимальную черту правительственного влияния определяют:

— правовая база функционирования экономики;

— организация денежного обращения;

— урегулирование экстернальных отрицательных эф­фектов;

— производство общественных благ.
Максимальная черта правительственного влияния

определяется как точка равновесия между расходами, свя­занными с государственным вмешательством, и выигрышем в социально-экономической эффективности.

Рассмотрим некоторые из основных направлений госу­дарственного влияния на экономику.

Влияние правительства на экономический рост в дол­госрочном периоде без перерывов в краткосрочных перио­дах осуществляется посредством действия фискальных и монетарных инструментов.

Стимулирование экономического роста осуществляет­ся путем увеличения объема государственных закупок (G), уменьшения налогов (Т) и увеличения трансфертных вы­плат домохозяйствам и бизнесу (Тг). Это бюджетно-нало­говые средства влияния.

Кроме того, экономический рост можно стимулировать монетарными средствами путем: уменьшения учетной став­ки процента (і), по которой коммерческие банки получают кредиты в национальном (центральном) банке; уменьшения нормы обязательных банковских резервов (г), которые опре­деляются в процентах от объема депозитов коммерческих банков и на беспроцентной основе сохраняются в централь­ном банке; выкупа государственных ценных бумаг у населе­ния центральным банком. Все эти мероприятия направлены На увеличение предложения денег в экономике, что делает


Глава 19

их более дешевыми, способствуя расширению кредита оживлению деловой активности и экономическому росту.

Ограничительная политика экономического роста ис­пользуется в периоды стремительного роста, когда возника­ет опасность "перегрева" экономики ("бума"), за которым следует падение (т. е. разрыв в долгосрочном росте). Такой рост необходимо ограничивать.

Средства фискальной политики, ограничивающие эко­номический рост: уменьшение государственных закупок (G), увеличение налогов (Г), уменьшение трансфертных вы­плат г). Это ограничивает совокупный спрос, и, как след­ствие, объем национального производства.

Ограничительные средства монетарной политики на­правлены на увеличение учетной ставки процента (г), увели­чение нормы обязательных банковских резервов (г), прода­жу населению государственных ценных бумаг. В результате таких действий уменьшается предложение денег, они доро­жают, сужается кредит, что ограничивает экономический рост.

Антиинфляционная политика тоже бывает двух видов: направленная на преодоление инфляции радикальными средствами и ориентированная на ограничение темпов роста цен с целью приспособления (адаптации) к этой ситуации. Преобладающее большинство стран мира использует адап­тивную антиинфляционную политику. США, Великобрита­ния и некоторые другие страны отдают предпочтение ради­кальным методам борьбы с инфляцией.

Целью долгосрочной антиинфляционной политики является ликвидация инфляционных ожиданий населе­ния. Реализуется данная цель следующими средствами преодоление бюджетных дефицитов; контроль за приростом денежной массы; формирование надлежащих золотовалют­ных резервов и т. п.

Краткосрочная антиинфляционная политика направ­лена прежде всего на ограничение темпов инфляции. Для решения данной проблемы правительство направляет свой усилия на уменьшение диспропорции между совокупным


правительственное регулирование национальной экономики

просом и совокупным предложением. Средствами реализа­ции этой цели являются:

— стимулирование производства путем увеличения госу­
дарственных закупок, инвестиций;

—- поиск социально нейтральных источников увеличения бюджетных поступлений;

— активизация политики импорта;

— рост процентных выплат по депозитам для стимулиро­вания сбережений и ограничения объема потребительского спроса.

Социальная политика правительства ставит две основные задачи:

1) обеспечение накопления человеческого и социального капитала;

2) социальная защита наиболее уязвимых слоев населе­ния.

Решение первой задачи осуществляется посредством ис­пользования правительством следующих средств: определе­ние и установление минимальной заработной платы; норми­рование условий труда и продолжительности рабочего вре­мени; финансирование переквалификации и повышения квалификации; финансирование обеспечения базового уров­ня услуг здравоохранения; финансирование (частичное или полное) образовательных услуг в учебных заведениях разно­го уровня; индексация денежных доходов в условиях инфля­ции; установление необлагаемого налогом минимального до­хода; дифференциация налоговых ставок в зависимости от Уровня дохода; предоставление налоговых льгот и т. п.

Вторая задача решается при помощи таких средств: соци­альное обязательное страхование, т. е. гарантированная государством система мероприятий по обеспечению граж­дан в старости (пенсионное страхование), на случай болезни и потери трудоспособности (медицинское страхование); под­держка материнства и детства (социальная помощь семьям с Детьми), а также социальная помощь малообеспеченным, инвалидам, ветеранам, одиноким.

Необходимо подчеркнуть, что система социального стра­хования тоже состоит из двух направлений:


Глава 19

первое связано с восстановлением и сохранением тру. доспособности;

второе гарантирует материальное обеспечение граж­дан, утративших трудоспособность или не имевших ее.

Мы рассмотрели только несколько направлений эконо­мической политики. На самом деле их значительно больше. В связи с этим возникает проблема количественного сопо­ставления целей и инструментов. Понятно, чем больше ин­струментов можно использовать, тем вероятнее достижение цели.

Кроме того, необходимо учитывать, что один инструмент можно использовать для достижения разных целей. По­скольку цели могут противоречить друг другу, эффект по­литики, не учитывающей описанных выше факторов, мо­жет быть сведен к нулю. Поэтому, разрабатывая экономичес­кую политику, важно не включать одновременно в правительственные программы противоречивые цели. Сна­чала необходимо определить цель, реализация которой име­ет более важное значение или является предпосылкой для автоматического либо целенаправленного решения других задач.

Кроме того, необходимо учитывать противоречия между текущими и долгосрочными целями. Таким образом, про­цесс определения целей и средств их реализации полон про­тиворечий, ограничений, неопределенности последствий правительственных действий в долгосрочной перспективе, что, с одной стороны, является основанием для критики любых мер правительства, а с другой — усложняет процеду ру определения эффективности правительственного вмеша­тельства в связи с тем, что, во-первых действия правитель­ства запрограммированы не столько на экономический, сколько на социальный результат, во-вторых, цены, в кото­рых измеряется результат правительственной деятельно­сти, часто существенно отличаются от рыночных, в-треть­их, результат правительственного влияния определяется не только действиями правительства, но и естественными фак-торами и рынком.


правительственное регулирование национальной экономики

УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ Основные термины и понятия

Индекс экономической свободы. Индикативное планиро­вание. Инструменты правительственного влияния на эконо­мику. Максимальная черта правительственного вмешатель­ства. Методы правительственного влияния на экономику: косвенные (экономические) и прямые (административные). Минимальная черта правительственного вмешательства. Модели правительственного влияния: адаптивная и проак-тивная. Общедоступные и платные смешанные обществен­ные блага. Общественные блага. Отказы рынка. Политика цен. Стимулирующие и ограничительные мероприятия пра­вительства. Цели правительственного влияния на экономи­ку. Частные блага. Чистые и смешанные общественные бла­га. Экономическая политика: фискальная, монетарная, внешнеэкономическая, социальная, антиинфляционная, антициклическая, антимонопольная, инвестиционная, эко­номического роста, амортизационная.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите факторы, обусловливающие необходимость правительственного влияния на экономику, и раскройте их Удержание.

2. Чем обусловлены отрицательные (экстернальные) внешние эффекты в экономике и каким образом правитель­ство может их регулировать?

3. Что означает термин "отказы рынка"? Раскройте структуру и содержание отказов рынка.


Глава 19

4. Почему блага, индивидуальное потребление которых следует оплатить, называют частными?

5. Чем обусловлена необходимость производства обще-ственных благ? Как обеспечивается доступ индивидов к ис­пользованию общественных благ разных видов?

6. Раскройте содержание и структуру средств влияния правительства на производство смешанных общедоступных и платных общественных благ.

7. Какие типы и модели правительственного влияния на экономику вы знаете? Раскройте их содержание и модели.

8. Дайте определение экономической политики прави­тельства. Назовите ее основные направления.

9. Раскройте качественные и количественные связи между целями и инструментами экономической политики.

 

10. Назовите основные инструменты монетарной, фи­скальной, внешнеэкономической и социальной политики.

11. Раскройте содержание, преимущества и недостатки прямых и косвенных методов влияния на экономику. В ка­ких условиях лучше срабатывают прямые, а в каких — кос­венные методы?

12. Чем определяются максимальная и минимальная черта государственного вмешательства в экономику?

13. Раскройте содержание и механизм правительствен­ного влияния на экономический рост фискальных и моне­тарных инструментов.

14. Охарактеризуйте правительственное влияние на ин­фляцию в краткосрочном и долгосрочном периодах.

15. Раскройте содержание функций и инструменты со­циальной политики.

Литература

1. Базилевич В. Д. Макроекономіка: підручник / В.Д. Б&" зилевич, К.С. Базилевич, Л.О. Баластрик / за ред. В.Д. Базй" левича. — К. : Знання, 2007. — Розд. 13; розд. 3, парагр 8.


правительственное регулирование национальной экономики

2. Стігліц Е. Дж. Економіка державного сектора / ттяс Е. Стігліц, пер. з англ. А. Олійник, Р. Сільський. — К. : Основи, 1998. - Р. 3.

3. Єщенко ІІ.С. Сучасна економіка : навч. посіб. / П.С. Єщенко, Ю. Палкін. — К. : Вища шк., 2005. — Розд.

18,19-

4. Єщенко П.С. Нова модель держави / П.С. Єщенко,
5.Є. Квасюк, О.А. Бірюков. — Слов'янськ : Печатный двор,
2002. — Розд. 1,4.

5. Перехідна економіка : підручник / В.М. Геєць,
Є.Г. Панченко, Е.М. Лібанова та ін. ; за ред. В.М. Гейця. —
К. : Вища шк., 2003. — Розд. 5, 25.

6. Радіонова І.Ф. Макроекономіка: теорія та політика : підручник / І.Ф. Радіонова. — К. : Таксон, 2004. — Т. 8.

7. Чарлз У. Голая экономика. Разоблачение унылой на­уки / У. Чарлз. — М. : Олимп-Бизнес, 2004.

8. Экономическая теория : учебник / под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Та-расевича. — М. : ИНФРА-М, 2000. — Гл. 28.

 

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 


Глава 20 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ

Догмы спокойного прошлого не будут срабатывать в бушующем будущем. Раз мы взялись за новое дело, мы долж­ны иначе думать и действовать.

Авраам Линкольн

20.1. Объективные предпосылки

и направления рыночной трансформации

экономики Украины

Определяющей чертой современной отечественной эко­номики является ее трансформационный характер, связан­ный с качественными преобразованиями базисных основ общественной жизни.

Объективная необходимость рыночной трансформа­ции экономики Украины обусловлена исчерпанием экс­тенсивных факторов хозяйственного роста, социально-экономической неэффективностью, негибкостью и низ­кой адаптивностью командно-административной сис­темы к условиям научно-технического прогресса и постиндустриальных преобразований.

Как составная часть единого народнохозяйственного комплекса СССР на конец 80-х годов XX в., украинская эко­номика характеризовалась следующими признаками:

— тотальным директивным планированием и админи-стративным контролем над всеми сферами общественной жизни;


теоретические аспекты рыночной трансформации экономики

-- преобладающей ориентацией на удовлетворение нужд союзной кооперации;

— переобремененностью ресурсоемкими, экологоопас-ными базовыми отраслями;

— значительной материале-, капитале- и энергоемко­стью;

— технико-технологической отсталостью, невосприяти­ем ряда важных направлений НТП;

— гипертрофированным развитием военно-промышлен­ного комплекса;

— значительным удельным весом отраслей, производя­щих промежуточный продукт;

— скрытой инфляцией, масштабным дефицитом эконо­мических благ;

— нерациональной занятостью, "уравниловкой", низкой оплатой труда;

— низким уровнем производительности труда, отсутстви­ем действенной мотивации к трудовой деятельности и т. п.

Таким образом, объективными предпосылками ради­кальных преобразований отечественной экономики ста­ли масиїтабность и острота социально-экономических проблем, крах предыдущих попыток реформирования командной экономики без изменения ее сущностных ха­рактеристик.

Трансформационный характер экономики Украины связан со следующими переходными процессами:

суверенизацией национального хозяйственного ком­плекса;

— либерализацией и демократизацией экономической
Жизни;

плюрализацией форм собственности и хозяйствова­ния;

- структурной постиндустриальной перестройкой;

- формированием инновационного типа общественного воспроизводства;

- гуманизацией и социализацией экономических про­цессов;


Глава 20

— радикальным изменением функций и роли государ-ства;

— становлением гражданского общества с развитыми де­мократическими институтами;

— гармонической интеграцией в глобальную социально-экономическую среду.

Общий стратегический вектор развития Украины

построение смешанной социально ориентированной экономики постиндустриального типа.

Трансформационные процессы, происходящие в Укра­ине, имеют определенную специфику, связанную со сле­дующим:

— продолжительное время отечественная экономика
функционировала как составная часть единого народнохо­
зяйственного комплекса СССР, развивающегося на дирек­
тивно-плановой основе;

— искусственная оторванность от общецивилизационного прогресса определила инверсионный характер перехода к со­циально ориентированной рыночной экономике (рис. 20.1);

— постсоциалистические трансформации характеризу­ются исключительно высокой зависимостью экономических процессов от политических решений.

Переходный период, в который вступила экономика Украины в конце XX в., связан с глубинными социально-экономическими преобразованиями, неминуемым след­ствием которых стал межсистемный кризис, охвативший всю систему общественных отношений.

Межсистемный трансформационный кризис кри­зис, связанный с переходом хозяйственной системы к но­вому качественному состоянию, радикальным изменени­ем экономических основ и институциональной структу­ры общества.

Трансформационный спад экономики Украины (1990-2000 гг.) был вызван рядом объективных и субъективных факторов (рис. 20.2).



теоретические аспекты рыночной трансформации экономики



 

Глава 20

С 2000 г. вУкраине началось постепенное возрождение экономики,проявляющееся в стабильном ежегодном при­росте ВВП. Вместе стем замедление экономической дина­мики в 2004—2006" гг. было вызвано следующими факто­рами:

исчерпанием инерции возобновительного роста экс­тенсивного характера, приобретенной впредыдущие го­ды, когда экономическая активность повышалась после глубокого ипродолжительного трансформационного спада!


теоретические аспекты рыночной трансформации экономики

ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры и

потерей украинскими экспортерами части внешних рынков;

резкой номинальной ревальвацией гривни, ее перма­нентной реальной ревальвацией, чрезмерно резким сниже­нием уровней тарифной защиты, вызвавшими ухудшение позиций украинских товаропроизводителей на внешних рынках, их вытеснение с части внутренних рынков в резуль­тате существенного увеличения прироста импорта;

значительным повышением фискального давления на хозяйствующих субъектоввследствие пересмотра до­ходной части государственного бюджета и отмены преобла­дающей части налоговых льгот;

отрицательным влиянием фискализации экономи­ки на инвестиционные процессы,резким замедлением ин­вестиционной активности иоттоком инвестиционных ре­сурсов из инновационно ориентированных отраслей про­мышленности, что привело к утверждению традиционно-сырьевой модели отечественного производства и экспорта1.

Долгосрочная стратегия инновационных преобразований отечественной экономики, неразрывно связанная с соци­ально-рыночным выбором общества, предусматривает пере­осмысление места и роли человека в воспроизводственном процессе, осознание того, что постиндустриальные тенден­ции и глобализация мирохозяйственного развития изменя­ют относительную ценность ресурсов, превращая интеллект и информацию в главное богатство наций, которое легко пе­ремещается из страны в страну.

Стратегическим приоритетом развития отече­ственной экономики на современном этапе является переход к человекоцентрической модели общественно-го прогресса и превращение человеческого ресурса в его интеллектуальной, инновационной и информационной составляющих в приоритетное направление капита­ловложений.

Про внутрішнє і зовнішнє становище України у 2005 році : ослання Президента України до Верховної Ради України // Економіст. — 2006. — № 2 (232). — С. 44—45.


Глава 2о

Вместе с тем обновление модели экономического роста на основе изменения типа общественного воспроизводства форм накопления богатства и представлений о критериях эффективности экономики наталкивается на серьезные преграды, а именно:

— технологическую многоукладность отечественной эко­номики, постоянное воспроизводство устаревших техноло­гических укладов;

— отсутствие эффективных собственников и действен­ных механизмов стимулирования инновационной активно­сти;

— деформированную отраслевую структуру, основанную на доминирующем развитии сырьевой составляющей эконо­мики;

 

— существование устаревших неформальных институ­тов, связанных с предыдущим хозяйственным опытом;

— неразвитость сложного комплекса постиндустриаль­ных характеристик личности: инициативности, умения творчески мыслить, принимать ответственность на себя и адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям.

Учет мирового опыта постиндустриальных преобразова­ний развитых государств мира и отечественной практики хозяйствования позволяет сделать вывод, согласно которо­му важнейшими предпосылками утверждения человеко-центрической модели экономического роста выступают следующие:

— преодоление устаревших представлений о зависимо­сти экономического прогресса наций исключительно от рас­ширенного воспроизводства материально-вещественных со­ставляющих общественного богатства;

— обеспечение динамического экономического роста на основе проведения активной инвестиционной политики, на­правленной на активизацию человеческого капитала;

— формирование национальной инновационной системы как органической целостности науки, инноваций и произ­водства;

— усовершенствование национального законодательства в соответствии с требованиями международных стандартов


теоретические аспекты рыночной трансформации экономики

и соглашений в сфере интеллектуальной собственности, ее коммерциализация и надлежащая правовая защита; — структурная перестройка экономики отраслевого и территориального направления, реструктуризация инсти­туциональной системы, административно-территориальная реформа;

— постепенное изменение социально-экономического ге­нотипа нации в направлении роста социальной активности, самостоятельности, высвобождение творческого потенциа­ла личности;

— становление гражданского общества с развитыми де­мократическими институтами, способными обеспечить са­мореализацию личности и самоорганизацию социума;

— внедрение новой парадигмы внешнеэкономических
связей, направленной на гармоническую интеграцию стра­
ны в глобальную экономическую среду.

Таким образом, развитие экономики Украины на совре­менном этапе связано с решением ряда стратегических про­блем, которые определяют основные ориентиры экономичес­кой политики правительства (рис. 20.3).



2015-11-20 686 Обсуждений (0)
Основные задачи, возникающие перед правительствами государств 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные задачи, возникающие перед правительствами государств

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (686)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)