Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Трансформация отношений собственности и формирование конкурентной среды как стратегический приоритет рыночных преобразований



2015-11-20 784 Обсуждений (0)
Трансформация отношений собственности и формирование конкурентной среды как стратегический приоритет рыночных преобразований 0.00 из 5.00 0 оценок




Основное содержание сложного и противоречивого про­цесса трансформации отношений собственности определя­ют реальные изменения на пути ее разгосударствления и приватизации, направленные на утверждение плюрализма форм собственности и хозяйствования, развитие конку­рентной среды, преодоление жесткого централизма и ко-мандно-административных методов управления, возрожде­ние стимулов к инновационной предпринимательской дея­тельности.


 


Глава 20

Разгосударствление это процесс ограничения адми­нистративного вмешательства государства в экономи­ку путем преобразования государственной собственно­сти в негосударственную и коммерциализации деятель­ности государственных предприятий.

Разгосударствление охватывает весь комплекс преобра­зований существующей хозяйственной системы, связанный с демократизацией хозяйственной жизни на основе преодо­ления диктата государства, безальтернативного государ­ственного найма работников, государственного нормирова­ния заработной платы и административно-ведомственного управления; замены административно организованных хо­зяйственных связей рыночными отношениями; освобожде­ние предприятий от прямой и непосредственной админи­стративной опеки; борьбы с монополизмом, развития кон­куренции и предпринимательства.

Основные пути разгосударствления: приватизация и коммерциализация государственных предприятий.

Приватизация трансформация какой-либо формы собственности в частную, процесс перехода в частную собственность объектов государственной, смешанной или коллективной собственности.

Приватизация как форма разгосударствления отобража­ет процесс коренной трансформации отношений собствен­ности с целью формирования частного сектора как предпо­сылки повышения социально-экономической эффективно­сти хозяйствования и улучшения общественного благо­состояния на основе становления и утверждения рыночных отношений, предпринимательской среды, конкуренции.

В конце 1991 г. Верховным Советом Украины была утверждена "Концепция разгосударствления и приватиза­ции имущества государственных предприятий, жилищного фонда и земли". В марте 1992 г. были приняты основные приватизационные законы: "О приватизации имущества го­сударственных предприятий", "О приватизации небольших


Теоретические аспекты рыночной трансформации экономики

государственных предприятий", "О приватизационных бу­магах". В июне 1992 г. парламент утвердил первую государ­ственную программу приватизации, положив начало леги­тимному процессу трансформации отношений собственнос­ти в Украине.

Согласно Закону Украины "О приватизации имущества государственных предприятий" все предприятия, подлежа­щие приватизации, были разделены на группы А (объекты малой приватизации), Б, В, Г, Д, Е (объекты большой при­ватизации) и Ж (объекты сферы социально-культурных услуг). Приватизация этих объектов осуществлялась на основе соответствующих законов.

Способы приватизации в Украине:

— преобразование государственных предприятий в ак­ционерные или другие хозяйственные общества;

— бесплатная передача и продажа акций открытых ак­ционерных обществ;

— выкуп по альтернативным планам приватизации;

— выкуп государственных предприятий, сданных в арен­ду с выкупом;

— выкуп имущества государственных предприятий чле­нами трудового коллектива;

— продажа государственных предприятий по конкурсу или на аукционе.

Этапы реформирования собственности в Украине I. Начальный этап приватизации (1992—1994 гг.). П. Массовая приватизация (1995—1998 гг.).

III. Индивидуальная денежная приватизация (19992002 гг.).

IV.Заключительный этап приватизации (с 2003 г.).

Основными технологическими особенностями прива­тизационного процесса на начальном этапе трансфор­мационных преобразований в Украине были следующие:

— население принимало участие в приватизации посред­
ством механизма применения безвозмездно полученных


Глава 2о

"приватизационных денег" ограниченного обращения — именных приватизационных сертификатов;

— с целью инициирования приватизационного процесса работники больших предприятий, прежде всего их руково­дители, получили значительные льготы в приобретении ак­ций этих предприятий;

— работникам малых предприятий создавались возмож­ности выкупа этих предприятий по остаточной проиндекси-р'ованной стоимости, в основном посредством механизма аренды с выкупом.

На сегодняшний день массовая приватизация в Украи­не обеспечила устранение государственной монополии на средства и результаты производства, становление прослойки индивидуальных и ассоциированных частных собственников и формирование негосударственного сек­тора в качестве основы развития рыночных отношений. На начало 2006 г. в Едином государственном реестре пред­приятий и организаций Украины составляли:

— объекты частной собственности — 78,3 %;

— объекты государственной и государственно-корпо­ративной собственности — 4,1 %;

— объекты коммунальной и коммунально-корпоратив­ной собственности — 7,4 %.

Вместе с тем опыт сертификатной приватизации в Украине подтверждает, что официальное изменение ти­тулов собственности само по себе не гарантирует появ­ления реальных собственников с рыночным поведением и предпринимательским типом мышления. На практике бесплатная приватизация трансформировалась в бюрокра­тически-номенклатурную, которая:

— стала формой создания акционерных обществ на базе существующих структур государственной собственности, находящихся под контролем администрации предприятий и государственного аппарата управления;

— привела к постепенному сосредоточению средств произ­водства и крупных пакетов акций высокорентабельных пред-приятий в руках номенклатурных сил и теневых структур;


теоретические аспекты рыночной трансформации экономики

— не решила проблем структурной перестройки произ­водства, создания благоприятного инвестиционного и инно­вационного климата, качественных изменений в механиз­мах государственного регулирования экономики;

— не обеспечила создания развитых конкурентных рын­ков товаров, труда, капитала и т. п.

Кроме того, ход приватизационного процесса в Украи­не был осложнен неэффективной государственной поли­тикой:

— отсутствием четко определенной стратегии реформи­рования отношений собственности;

— игнорированием межотраслевых связей в экономике;

 

— неразвитостью институционных механизмов рыноч­ного регулирования;

— отсутствием реального противодействия распростра­нению теневой приватизации;

— недостаточной прозрачностью принятия решений от­носительно приватизации, в частности стратегических пред­приятий и предприятий-монополистов, составляющих осно­ву экономического развития и национальной безопасности государства;

— политическими спекуляциями вокруг вероятной ре-приватизации или национализации государственного иму­щества и т. п.1

Современный этап трансформации отношений соб­ственности в Украине связан с решением ряда дискусси­онных вопросов, в т. ч.:

— легитимации приватизации путем признания незы­
блемости сформированных прав собственности;

ревизии приватизации путем реприватизации (изъя­тие собственности через суды со следующей продажей на транспарентных аукционах и конкурсах) или доплаты за предприятия путем заключения мировых соглашений меж-ду правительством и нынешними собственниками.

Про внутрішнє і зовнішнє становище України у 2005 році : Дослання Президента України до Верховної Ради України // Економіст. — 2006. — № 2 (232). — С 55.


Глава 20

ВПослании Президента Украины кВерховному Совету Украины "О внутреннем и внешнем положении Украины в 2005 году" отмечается, что экономическая стратегия госу­дарства в сфере усовершенствования отношений соб­ственности должна объединять задачи укрепления на­ционального частного капитала, повышения эффектив­ности управления государственным, сектором экономи­ки, усовершенствования корпоративного управления, со­здания институциональных механизмов обеспечения функ­ционирования разных форм собственности и хозяйство­вания и определения их оптимального соотношения1.

Дальнейшее усовершенствование процессов трансформа­ции отношений собственности предусматривает следую­щее:

— усиление инвестиционной направленности приватиза­ции, привлечение стратегических отечественных и зару­бежных инвесторов;

— усовершенствование законодательства в сфере прива­тизации, его гармонизацию с другими сферами правового регулирования экономической деятельности;

— согласование приватизационных процессов с програм­мами реформирования отдельных областей и сфер деятель­ности;

— формирование дееспособного корпоративного сектора и интегрированных корпоратиьных структур;

— приостановление дальнейшей олигархизации обще­
ства, обеспечение реального участия миноритарных совла­
дельцев в управлении и распределении доходов;

— усовершенствование предприватизационной подготов­ки и информационно-маркетинговой деятельности на всех этапах приватизации;

— обеспечение транспарентности (прозрачности) процес­са приватизации и спецификации прав собственности.

1 Про внутрішнє і зовнішнє становище України у 2005 році • Послання Президента України до Верховної Ради України // Економіст. — 2006. — № 2 (232). — С 55.


теоретические аспекты рыночной трансформации экономики

20.3. Формирование инновационной модели развития национальной экономики

Основа стратегии и тактики экономического роста нацио­нальной экономики — ориентация структурных трансфор­маций на развитие эффективного и конкурентоспособного хозяйства постиндустриального типа.

Структурная перестройка экономики Украины

процесс формирования оптимального состава хозяйства, адекватного социально ориентированной рыночной си­стеме постиндустриального типа и стратегическим на­циональным интересам страны.

За первое десятилетие независимости Украины произо­шли следующие положительные структурные сдвиги:

— расширение сферы действия рыночных отношений;

— уменьшение уровня монополизации экономики;

— становление конкурентной среды;

— укрепление негосударственного сектора.

Вместе с тем устранение государства от роли ведущего субъекта структурных сдвигов и защиты национальных ин­тересов, рост влияния олигархических формирований, срос­шихся с государственным аппаратом, усиление роли экзо­генных факторов экономического роста вызвали суще­ственные структурные деформации трансформацион­ной экономики Украины(рис. 20.4).

Основными задачами структурной перестройки эко­номики на современной технологической и ресурсной базе являются следующие:

— концентрация ресурсов на приоритетных направлени­
ях социально-экономического развития с учетом нацио­
нальной специфики;

укрепление технологических сравнительных преиму­ществ отечественных товаропроизводителей относительно зарубежных конкурентов;


Глава 2о

— развитие наукоемких производств;

— уменьшение зависимости национальной экономики от импорта товаров и ресурсов;

— увеличение удельного веса ресурсосберегающих про­изводств;

 

— дальнейшее развитие отраслей "высоких техноло­гий";

— повышение уровня внутренней сбалансированности экономики;

— создание развитого потребительского сектора эконо­мики и сферы услуг.

Ведущей составляющей структурной политики является инвестиционная политика, направленная на обеспечение условий для накопления критической массы инвестицион­ных ресурсов, регулирование структурно-количественных параметров экономического роста, формирование нового экологобезопасного социально ориентированного иннова­ционного типа расширенного воспроизводства (рис. 20.5).

Переход к постиндустриальному информационному об­ществу возможен лишь при условии активного внедрения долгосрочной комплексной стратегии экономического раз­вития, приоритеты и механизмы реализации которой нахо­дят свое воплощение в инновационной политике, направ­ленной на технологическое лидерство (рис. 20.6). Вместе с тем отечественные и зарубежные исследователи обращают внимание на существование весомых системных препят­ствий формированию инновационной модели развития Украины, в том числе:

— недостаточное финансирование научных исследова­ний, внедрения инновационных разработок;

— несовершенство нормативно-правовой системы регули­рования и стимулирования инновационной деятельности;

— несоответствие корпоративной структуры, формирую­щейся в Украине, основным требованиям инновационного развития;

— отсутствие действенной системы приоритетов развИ' тия научно-технологической сферы;

— медленное формирование современного и масштабного рынка инновационной продукции;


Теоретические аспекты рыночной трансформации экономики




.


теоретические аспекты рыночной трансформации экономики

— неготовность аппарата государственного управления к предметной деятельности, направленной на инновационное развитие общества1.

Безальтернативность инновационной парадигмы структурной перестройки отечественной экономики обусловлена необходимостью повышения конкуренто­способности Украины в глобальной среде путем преодо­ления ресурсных ограничений и сырьевой направленно­сти хозяйства.


20.4. Трансформация денежно-кредитной и финансовой систем Украины

Процесс трансформации отечественной экономики преду­сматривает создание денежно-кредитной и финансовой си­стем, отвечающих потребностям развития социально ориен­тированного рыночного хозяйства.

Основные направления указанных преобразований:

— обеспечение стабильности национальной валюты;

— достижение максимальной сбалансированности госу­дарственных финансов;

— создание надежной и мощной банковской системы;

— внедрение эффективной налоговой системы;

— обеспечение финансовой безопасности государства.

Этапы трансформации денежно-кредитной и финансовой систем Украины

I этап (1991—1994 гг.) характеризовался следующими основными процессами:

' либерализацией цен, ослаблением контроля за опла­той труда;

Проблеми та пріоритети формування інноваційної моделі роз­витку економіки України / Я.А. Жаліло, СІ. Архірєєв, Я.Б. Бази-люктаін. — К. : ШСД, 2006. — С 11—16.


Глава 20

— Формирование национальной инновационной системы

и создание условий для органического объединения научно-технологической и предпринимательской среды;

— концентрация материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов на реализации приоритетов инновационного развития;

— содействие инновационному предпринимательству и формирование инновационной инфраструктуры (технополисов, технопарков, инновационных банков, инжиниринговых центров, инновационных бирж, бизнес-инкубаторов и т. п.);

— создание благоприятных институциональных условий для инновационной деятельности, усовершенствование нормативно-правовой базы в инновационной сфере, развитие института интеллектуальной собственности;

— концентрация финансовых и интеллектуальных ресурсов на развитии наукоемких высокотехнологичных производств;

— государственное программирование и регулирование НТП,

в т. ч. создание эффективной системы государственных заказов на научно-техническую продукцию, мониторинг технологических инноваций, внедрение оптимальной системы сертификации и стандартизации продукции, эффективная патентная политика;

— коммерциализация результатов научных исследований, привлечение сбережений населения в сферу инновационных инвестиций;

— формирование внебюджетных источников поддержки инновационной деятельности путем развития соответствующих фондов, благотворительных программ, конкурсов и т. п.;

— привлечение зарубежных инвесторов в инновационную сферу и к становлению системы страхования инновационных рисков;

— интеграция в мировое научно-технологическое пространство, развитие международного сотрудничества в области науки, техники и инноваций

Рис. 20.6. Стратегические приоритеты инновационного развития экономики Украины


теоретические аспекты рыночной трансформации экономики

_— переливом финансовых активов из государственного сектора в частный;

— сохранением монопольного государственного сектора
с монопольным ценообразованием и льготным кредитовани­
ем отраслей и производств;

— фактическим подчинением Национального банка пра­
вительству, прямым кредитованием бюджетного дефицита.

Следствием указанных трансформаций стало обострение противоречий экономического развития в результате поте­ри государством реальных инструментов осуществления эф­фективной экономической политики, бесконтрольного ро­ста денежной массы, гиперинфляции, стагнации отечес­твенного производства, стремительного роста внешней задолженности, катастрофической разбалансированности финансовой системы, дезорганизации денежного обраще­ния, обострения социальных проблем.

II этап (1995—2000 гг.) связан с:

— проведением жесткой денежно-кредитной политики, активных антиинфляционных мероприятий;

— осуществлением денежной реформы (1996 г.);

— преодолением бюджетного дефицита, усовершенство­ванием межбюджетных отношений;

— повышением платежеспособности хозяйствующих субъектов;

— дальнейшим увеличением зарубежных займов и кре­дитов;

перераспределением кредитных ресурсов в пользу ре­альной экономики;

началом функционирования фондового рынка Украины; стабилизацией валютного курса, внедрением валют­ных коридоров.

Результатом указанных трансформаций стали рост ре­ального ВВП, сокращение инфляции, стабилизация курса гривни, увеличение поступлений иностранной валюты, пре-вращение дефицита материальных ресурсов в экономике в дефицит финансовых и кредитных ресурсов, рост задолжен­ности хозяйствующих субъектов, стагнация рынка облига-


ций внутреннего государственного займа, обострение долго­вых проблем.

III этап (2001— по настоящее время). 2001—2004гг. ха­рактеризовали:

— осуществление мероприятий по обеспечению внутрен­ней и внешней стабильности национальной валюты;

— оптимизацию структуры денежной массы;

— введение режима регулированного плавающего обмен­ного курса гривни (2000 г.);

— использование стабильности гривни как монетарной предпосылки постепенного перехода к инновационно-инвес­тиционному развитию;

— повышение уровня монетизации ВВП;

— таргетирование обменного курса.

Вследствие данных трансформаций вырос реальный ВВП, снизилась инфляция (дефляция в 2002г.), стабилизи­ровался валютный курс, значительно увеличились резервы НБУ, повысился уровень монетизации экономики, улучши­лось финансовое положение предприятий, возник профицит сводного бюджета, увеличились объемы долгосрочного кре­дитования, стабилизировался размер государственного дол­га, произошли положительные изменения в структуре де­нежной массы.

В условиях замедления динамики экономического роста и усиления инфляционных тенденций в 2005—2006 гг. денежно-кредитная политика была направлена на:

— торможение процесса роста цен;

— стимулирование кредитной поддержки дальнейшего экономического развития;

— расширение денежного предложения;

— снижение средневзвешенной ставки по кредитам и де-позитам.

В результате замедлились темпы инфляции, выросли де-нежные потоки в банковской системе, увеличились депози-ты физических лиц, сохранились высокие темпы роста дол-госрочных кредитов. Вместе с тем темпы прироста объемов кредитования физических лиц значительно опережали тем


пы расширения кредитов, предоставляемых хозяйствую­щим субъектам, что стало реакцией банков на повышение платежеспособности населения (за счет повышения заработ­ных плат и пенсий), а также усиление рисков кредитования юридических лиц1.

Политическая нестабильность в стране, перманентные выборы в высшие органы государственной власти, углубле­ние макроэкономичесих дисбалансов, связанных с несооот-ветствием темпов и структуры роста доходов населения ди­намике количественных и качественных показателей эко­номического развития, неблагоприятное влияние внешних факторов (общемировые тенденции роста цен на энергоре­сурсы и продовольствие), ухудшение состояния внешнетор­гового баланса и т. п. обусловили существенное повышение оптовых цен (индекс цен производителя промышленной продукции в 2007 г. составил 123,3 % , а в I квартале 2008 г. — 112,4 %) и, соответственно, рост потребительских цен. Это побудило НБУ в 2008 г. проводить ограничительную денежно-кредитную политику, направленную на сбаланси­рование спроса и предложения денег и упреждение разви­тия инфляционных процессов. С этой целью НБУ осущест­влял:

— ограничение темпов роста денежной базы;

— обеспеченние умеренных темпов увеличения денеж­ной массы;

— возрастание цены денег;

— увеличение банковских резервов;
ревальвацию гривни к доллару США и др.

Про внутрішнє і зовнішнє становище України у 2005 році : °слання Президента України до Верховної Ради України // Еко­номіст. — № 2 (232). — С. 55.


Глава 2о

20.5. Проблемы и перспективы интеграции отечественной экономики в глобальную экономическую среду

Сложность и динамизм трансформационных процессов связанных с внутрисистемными и межсистемными транс­формациями, ассиметричностью и диспропорциональнос­тью эволюции мирохозяйственного устройства в условиях господства неолиберальной модели глобализации обостря­ют проблему быстрой и эффективной самоидентификации Украины в качестве независимого высокоразвитого госу­дарства в сложной системе разветвленных мировых связей и международных экономических отношений.

Общепризнанным является отсутствие альтернатив гло­бализации для человечества в целом. Объективную основу этого процесса составляет интернационализация экономи­ки, оптимизирующая использование ресурсов в планетар­ном масштабе и повышающая эффективность хозяйствова­ния на базе мощного синергического эффекта взаимопроник­новения и взаимодействия национальных хозяйственных комплексов. Глобализация порождает новую реальность экономической жизни, проявляющуюся в переплетении на­циональных хозяйств на рыночной основе, взаимодействии новых субъектов, конкурирующих на глобальных рынках, развитии нетрадиционных механизмов и форм сотрудниче­ства, получающих соответствующее институциональное оформление.

Вместе с тем принципиальным является осознание того, что неолиберальная модель глобализации, доминирующая в современном мире, — лишь одна из возможных альтернатив многовекторного процесса трансформации мировой эконо­мики. Основанная на идеологии монетарного либерализма, современная глобализация носит стихийный, одновектор-ный и мотивированный характер, направленный на реали-зацию интересов высокоразвитых стран, стремящихся к пе-


теоретические аспекты рыночной трансформации экономики

распределению мирового богатства с целью укрепления собственного потенциала. Поэтому формирование нацио-нальной модели развития каждой страны происходит в условиях острой борьбы экономических интересов предста-вителей транснационального и национального капитала, влиятелъных международных организаций и отечествен­ной элиты, а национальная конкурентоспособность высту­пает имманентным рыночной среде императивом функ­ционирования разноуровневых экономических систем.

Общепризнано, что современная парадигма междуна­родного экономического развития формируется на основе постиндустриальных ценностей, в соответствии с которыми конкурентоспособность страны определяется ее динамиче­скими преимуществами — приоритетом знаний, инноваций и информации, а не только статическими факторами, свя­занными с обеспеченностью материальными и трудовыми ресурсами. В этих условиях государство, не желающее оста­ваться на обочине цивилизационных преобразований, долж­но активно включаться в современные интеграционные про­цессы, реализуя инновационную модель развития, привле­кая в экономику инвестиции глобальных субъектов и формируя эффективные механизмы ее защиты от возмож­ных рисков и потрясений. Таким образом, решающее зна­чение для развития отечественной экономики приобре­тает активная деятельность государства по обеспече­нию национальной конкурентоспособности на основе структурного и технологического обновления.

Национальная конкурентоспособность обуслов­ленное экономическими, социальными и политическими Факторами устойчивое положение страны на внутрен­нем, и внешнем рынках, в мировой хозяйственной систе-ме, в глобальных политико-экономических процессах; способность поддерживать устойчивые темпы роста ре­альных доходов на душу населения.

важнейшие критерии конкурентоспособности нацио-

нальной экономики нашли отражение в интегрированном

индексе конкурентоспособности — комплексном показа-


Глава 2о

теле сравнительной конкурентоспособности стран, которой рассчитывается на основе комбинаций относительных вели­чин ("твердых" количественных оценок основных экономи­ческих индикаторов, публикующихся в официальных изда­ниях, и "мягких" качественных экспертных оценок). на сегодняшний день самыми влиятельными исследования­ми международной конкурентоспособности стран явля­ются следующие:

"Глобальный отчет о конкурентоспособности" публикующийся ежегодно по материалам широкой про­граммы обследований стран в рамках Всемирного экономи­ческого форума в швейцарском городе Давосе (рис. 20.7);

"Ежегодник мировой конкурентоспособности" Международного института менеджмента и развития, в ко­тором соответствующий рейтинг рассчитывается на основе восьми групп критериев: внутреннего экономического по­тенциала страны, ее внешнеэкономических связей, государ­ственного регулирования, финансово-кредитной системы, инфраструктуры, системы управления, менеджмента, уров­ня развития науки и технологии, человеческих ресурсов.

Украина принимает участие в обследованиях междуна­родной конкурентоспособности, проводимых в рамках Все­мирного экономического форума, с 1997 г. По данным, пред­ставленным Всемирным экономическим форумом в 2005 г., рейтинг Украины составил 84-ю позицию среди 104 иссле­дуемых стран.

К важнейшим конкурентным преимуществам отечес­твенной экономики относятся:

— значительные запасы и удобное расположение полез­ных ископаемых (железная и марганцевая руды, сера, ртуть, титан, уран, минеральные соли, гипс, гранит, мра' мор и т. п.);

— плодородные сельскохозяйственные угодья, значи­тельные запасы чернозема;

— высокий образовательный уровень трудоспособного населения при относительно низком уровне оплаты труда;

— развитая сеть академических, научно-исследователь-ских и проектно-конструкторских учреждений;


Рис. 20.7. Методика расчета индекса конкурентоспособнос­ти Мирового экономического форума

удобное геополитическое положение, транспортно-географическое расположение, наличие разветвленной транспортной инфраструктуры;

- наличие уникальных производственных комплексов (металлургического, машиностроительного, химического), объединяющих развитую производственную и социальную инфраструктуру, сеть научно-исследовательских, проект­ных организаций и учебных заведений;


Глава 20

— привлекательные климатические условия, уникаль­
ный рекреационный комплекс, включающий Азовский
Черноморский, Карпатский и Полесский подкомплексы.

Обращая внимание на замедление темпов экономическо­го роста экономики, современные исследователи выделяют ряд факторов, препятствующих динамическому хозяй­ственному развитию и повышению конкурентоспособно­сти отечественной экономики, в т. ч.:

— ускоренную либерализацию внешнеэкономических связей, приведшую к неконтролируемой открытости украин­ской экономики и усилению ее структурных деформаций;

— приоритетность ценовых факторов конкурентоспособ­ности в условиях реализации экспортной модели развития, не стимулирующей качественное обновление и структурную перестройку экономики;

— высокий уровень зависимости внутренней экономиче­ской динамики от внешних, не контролируемых националь­ным правительством факторов.

Таким образом, одним из стратегических приоритетов трансформации экономики Украины в условиях глобали­зации является переход от экзогенно зависимого к эндо­генно ориентированному развитию (рис. 20.8), в т. ч.:

— формирование национальной инновационной систе­мы, повышение удельного веса инновационной продукции, увеличение объемов предоставления высокотехнологичных услуг;

— структурная модернизация, направленная на преодо­ление чрезмерной зависимости от отдельных глобальных рынков и углубление участия в глобальных высокотехноло­гичных проектах;

— укрепление конкурентных преимуществ отечествен­ного бизнеса, поддержка наиболее эффективных импортоза­мещающих производств и защита от недобросовестной коН' куренции на мировых рынках;

— укрепление экспортного потенциала страны, повыше-ние удельного веса товаров с высокой долей добавленной стоимости;


теоретические аспекты рыночной трансформации экономики

формирование производственных региональных кла­стеров (энерго-металургически-химических) мирового зна­чения;

— диверсификация источников инвестирования, форми­рование собственных транснациональных структур;

— развитие внутреннего рынка в качестве основы фор­мирования и апробации национальных конкурентных пре­имуществ;

— эффективное использование геополитического поло­жения Украины и повышение ее роли как транзитного госу­дарства;

— внедрение действенных механизмов защиты от эконо­мических и технологических рисков и опасностей, неблаго­приятных изменений международной конъюнктуры;

— усовершенствование процессов интеграции Украины в современные хозяйственные и политические альянсы, раз­витие взаимовыгодного сотрудничества с международными экономическими и финансовыми организациями.

Рис. 20.8. Трансформациямодели развития национальной "Гномики в условиях глобализации


Глава 20

УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ



2015-11-20 784 Обсуждений (0)
Трансформация отношений собственности и формирование конкурентной среды как стратегический приоритет рыночных преобразований 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Трансформация отношений собственности и формирование конкурентной среды как стратегический приоритет рыночных преобразований

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (784)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)